«Геоконт» уникальное пособие в работе с детьми, родителями и педагогами.
статья

Вайшля Светлана Анатольевна

«Геоконт» уникальное пособие в работе с детьми, родителями и педагогами.

Вайшля Светлана Анатольевна, воспитатель. ГБОУ гимназия № 209 Центрального района Санкт-Петербурга «Павловская гимназия»

 

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.Л. Сухомлинский

 

Внедрение ФГОС ДО устанавливает норму образованности, соответствующую идеалам общества. В документе отражены ожидания социума к уровню образования дошкольников. На эти ориентиры опираются учредители, специалисты, семьи воспитанников ДО, общественность. Система дошкольного и школьного образования находит общие точки соприкосновения, становится единым целым. Не всегда педагоги и родители правильно понимают, как плавно и наименее травматично для психики ребенка провести переход между школой и детским садом.

Как показывает практика, жизнь и развитие образовательного учреждения в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного процесса. Переход к новым формам отношений, признание приоритета семейного воспитания опирается на такие основополагающие понятия, как «сотрудничество» и «взаимодействие».

В феврале 2016 года на научно - практическом семинаре мы открыли для себя и наших детей «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича. Сначала данную технологию стали применять в непрерывной образовательной деятельности, в самостоятельной и индивидуальной деятельности детей. Работая в содружестве с педагогом театральной студии, мы решили объединить художественное слово с игровыми технологиями.

Все мы знаем, какое влияние оказывает литература на детей. Личность ребенка является весьма лабильной структурой, которая легко поддается деформации под влиянием внешних воздействий и вследствие этого развивается по заранее заданным алгоритмам. Литературное воспитание является одним из внешних факторов, который способен существенным образом повлиять на то, какой личностью вырастет ребенок, какими чертами характера он будет обладать.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, меняет его отношение к вещам, перестраивает его субъективный мир.

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности, добра и справедливости, чувства гражданственности.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется таким поэтам и писателям, как А.Л. Барто, С.Я Маршак, К.И. Чуковский и А.С. Пушкин, на любви к ним, на подлинном знакомстве с их произведениями воспитываются наши дети. Проходят годы, а стихотворные строки из их произведений не перестают радовать нас своей вечной простотой, добротой и увлекать в волшебный мир поэзии. У детей вспыхивает воображение, идет толкование мудрых, философских, поэтических строк, это ярко воплощается с помощью технологии «Сказочные лабиринты игры».

Например, дети всех возрастных групп с помощью конструктора «Геоконт», используя цветные резиночки разной длины обыгрывали фрагменты из сказок. Для младшего возраста выбрали произведения А.Л. Барто. Читая стихотворения, дети строят на «Геоконте» горку (доску), коробку и кровать.

 

Бычок

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

 

Слон

Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать…

 

 

Для среднего возраста, подобрали фрагменты из произведений С.Я. Маршака и К.И. Чуковского. Дети делают на «Геоконте» кораблик   и отправляются в путешествие, самостоятельно каждый придумывает свой теремок для сказочных героев.

 

«Кораблик»

Плывёт, плывёт кораблик,
Кораблик золотой,
Везёт, везёт подарки,
Подарки нам с тобой…

 

 

«Терем – теремок»

«В чистом поле теремок-теремок

  Он не низок, не высок, не высок…»

 

На дне рождении у Мухи –Цокотухи, появляются на «Геоконте» разные подарки и украшения  (стол, стаканы, чашки, бочонок, сапожки, бантик).

 

Муха-Цокотуха

Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,

А букашки —
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые —
В них застежки золотые.

Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла…


 

Для старшего и подготовительного возраста использовали фрагменты из сказок С.Я. Маршака и А.С. Пушкина, театрализованные сценки. Одна из девочек исполняет роль дамы, дети по выбору самостоятельно выбирают один из предметов багажа и выкладывают по схеме на «Геоконте». Все дети вместе по шифру строят собачку (С3 Ф1 Ц О2 К1 К2 О3 Ж3 Ж1 З1 Г2Г3 С1).

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

 

           Фрагменты из сказок А.С. Пушкина (Строят ель, домик и белку).

«Сказка о царе Салтане»(

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Белка песенки поет…

Князь у сине моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – по верх текучих вод,

Лебедь белая плывет.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему….

 

 

Самостоятельно придумывают разнообразные формы волшебного зеркальца.

 Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело…

Таким образом, обыгрывая с помощью конструктора стихи и фрагменты из сказок, мы решаем поставленные взрослыми задачи во всех образовательных областях. В игре «Геоконт» нет возрастной градации игровых заданий, поэтому мы ориентировались на уровень развития ребёнка и подбирали игровые задания по силам. Игра развивает мелкую моторику кисти и пальцев, учит умению слышать и слушать другого. Одна и та же игра привлекает детей трех, и семи лет, и даже взрослые с интересом включаются в процесс игры.

Для того, чтобы родители стали нашими единомышленниками мы стали вовлекать их в педагогический процесс учреждения. На «Семинаре – практикуме» родители не только познакомились с конструктором «Геоконт», но в ходе собрания обыгрывали и решали проблемные ситуации. Все присутствующие смогли на себе испытать эту игру.

Этим мы объединили детей и взрослых, вовлекая в мир детства, в мир сказки.  Заражаясь и увлекаясь сами, родители продолжают путешествовать по сказкам всей семьей дома, осваивая и другие игры В. Воскобовича.

Но на этом мы не остановились и пошли дальше. На конференции в начальной школе  познакомили учителей с разнообразным содержанием и обыгрыванием конструктора «Геоконт», показали им, как можно совместить художественное произведение и интеллектуальную игру, на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Учителя начальных классов увидели большой потенциал технологии.

Благодаря технологии мы смогли оживить литературные произведения. Сначала свойства книги проявляются для детей через соединение текста и силуэтного конструирования, причем визуальный образ привычнее и привлекательнее вербального. Но как только ребенок перейдет порог сложности в восприятии целого текста, силуэт будет играть уже вспомогательную роль, так как его возможности исчерпываются односторонним восприятием. Заметим, что чем меньше ребенок, тем больше ему хочется оживить картинку, сделать так, чтобы она «ответила» ему. Прокатиться на кораблике, полюбоваться белочкой и пропеть ее любимую песенку - дети знают много способов вступить в контакт со статичным изображением, будь то силуэт или игрушка. В этом их стремлении литературный образ, пластично подстраиваемый воображением, с зовущим вакуумом, который так радостно заполнить собственным «я», оказывается более подходящим объектом.

Общее дело не только объединяет, но дает положительный результат и удовлетворение для всех кто участвует в этом процессе. Создание творческой атмосферы дает возможность развиваться в интеллектуальном и эмоциональном развитии детей. Игры Воскобовича, художественная литература используемая совместно с детьми, родителями, учителями способствуют развитию гармоничной личности ребенка.

 

Список литературы

  1. В.В. Воскобович, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотинова. Играем в математику. - СПб. ООО РИФ , 2018.
  2. В.В. Воскобович, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотинова. Чтение через игру. - СПб. ООО РИФ 2017.
  3. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотинова. Развивающие игры Воскобовича. - СПб. КАРО,2017.
  4. В.В. Воскобович, Г.Г. Харько, Т.И. Балацкая. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». - СПб.: Гириконт; 2000.
  5. А. Крюкова, Г. Алексеева, Н. Синусова. «Добронравие для маленьких» Учебно-методическое пособие. - Москва; 2016
  6. Т.Н. Бондаренко. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В.В. Воскобовича. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.
  7. В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2018.
  8. А.Лопатина., М.Скребцова. Начала мудрости:50 уроков о добрых качествах.-6-е изд.-М.:Философская Книга,2014.
  9. Т.Я. Елисеева. Радуга-дуга. Сценарии детских праздников:СПб,1999.
  10. Т.Я. Елисеева. Наш любимый Пушкин. Сценарии детских праздников:СПб,1999.
  11. Мурзилка.1999,№6.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx479.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Геоконт» уникальное пособие в работе с детьми, родителями и педагогами.

Вайшля Светлана Анатольевна, воспитатель. ГБОУ гимназия № 209 Центрального района Санкт-Петербурга «Павловская гимназия»

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.Л. Сухомлинский

Внедрение ФГОС ДО устанавливает норму образованности, соответствующую идеалам общества. В документе отражены ожидания социума к уровню образования дошкольников. На эти ориентиры опираются учредители, специалисты, семьи воспитанников ДО, общественность. Система дошкольного и школьного образования находит общие точки соприкосновения, становится единым целым. Не всегда педагоги и родители правильно понимают, как плавно и наименее травматично для психики ребенка провести переход между школой и детским садом.

Как показывает практика, жизнь и развитие образовательного учреждения в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного процесса. Переход к новым формам отношений, признание приоритета семейного воспитания опирается на такие основополагающие понятия, как «сотрудничество» и «взаимодействие».

В феврале 2016 года на научно - практическом семинаре мы открыли для себя и наших детей «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича. Сначала данную технологию стали применять в непрерывной образовательной деятельности, в самостоятельной и индивидуальной деятельности детей. Работая в содружестве с педагогом театральной студии, мы решили объединить художественное слово с игровыми технологиями.

Все мы знаем, какое влияние оказывает литература на детей. Личность ребенка является весьма лабильной структурой, которая легко поддается деформации под влиянием внешних воздействий и вследствие этого развивается по заранее заданным алгоритмам. Литературное воспитание является одним из внешних факторов, который способен существенным образом повлиять на то, какой личностью вырастет ребенок, какими чертами характера он будет обладать.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, меняет его отношение к вещам, перестраивает его субъективный мир.

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности, добра и справедливости, чувства гражданственности.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется таким поэтам и писателям, как А.Л. Барто, С.Я Маршак, К.И. Чуковский и А.С. Пушкин, на любви к ним, на подлинном знакомстве с их произведениями воспитываются наши дети. Проходят годы, а стихотворные строки из их произведений не перестают радовать нас своей вечной простотой, добротой и увлекать в волшебный мир поэзии. У детей вспыхивает воображение, идет толкование мудрых, философских, поэтических строк, это ярко воплощается с помощью технологии «Сказочные лабиринты игры».

Например, дети всех возрастных групп с помощью конструктора «Геоконт», используя цветные резиночки разной длины обыгрывали фрагменты из сказок. Для младшего возраста выбрали произведения А.Л. Барто. Читая стихотворения, дети строят на «Геоконте» горку (доску), коробку и кровать (рис.1).

F:\Воскабович\стенд+статья Лучики\P90916-175509(1).jpg

 

Рис.1

Бычок 

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Слон

Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать…

Для среднего возраста, подобрали фрагменты из произведений С.Я. Маршака и К.И. Чуковского. Дети делают на «Геоконте» кораблик (рис.2)  и отправляются в путешествие, самостоятельно каждый придумывает свой теремок для сказочных героев.

F:\Воскабович\стенд+статья Лучики\P90918-135453(1).jpg

Рис.2

«Кораблик»

Плывёт, плывёт кораблик,
Кораблик золотой,
Везёт, везёт подарки,
Подарки нам с тобой…

«Терем – теремок»

«В чистом поле теремок-теремок

  Он не низок, не высок, не высок…»

На дне рождении у Мухи –Цокотухи, появляются на «Геоконте» разные подарки и украшения рис.3 (стол, стаканы, чашки, бочонок, сапожки, бантик).

Муха-Цокотуха

Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,

А букашки —
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые —
В них застежки золотые.

Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла…

F:\Воскабович\стенд+статья Лучики\P90917-161709.jpg

Рис.3

Для старшего и подготовительного возраста использовали фрагменты из сказок С.Я. Маршака и А.С. Пушкина, театрализованные сценки(рис.4). Одна из девочек исполняет роль дамы, дети по выбору самостоятельно выбирают один из предметов багажа и выкладывают по схеме на «Геоконте». Все дети вместе по шифру строят собачку (С3 Ф1 Ц О2 К1 К2 О3 Ж3 Ж1 З1 Г2Г3 С1).

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.F:\Воскабович\стенд+статья Лучики\IMG-20190917-WA0010.jpg

                                                                                                                     Рис.4

Фрагменты из сказок А.С. Пушкина (Строят ель, домик и белку(рис.5)).

«Сказка о царе Салтане»(

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Белка песенки поет…

Князь у сине моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – по верх текучих вод,

Лебедь белая плывет.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему….

F:\Воскабович\стенд+статья Лучики\P90916-175537(1).jpg

Рис.5

Самостоятельно придумывают разнообразные формы волшебного зеркальца.

 Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело…

Таким образом, обыгрывая с помощью конструктора стихи и фрагменты из сказок, мы решаем поставленные взрослыми задачи во всех образовательных областях. В игре «Геоконт» нет возрастной градации игровых заданий, поэтому мы ориентировались на уровень развития ребёнка и подбирали игровые задания по силам. Игра развивает мелкую моторику кисти и пальцев, учит умению слышать и слушать другого. Одна и та же игра привлекает детей трех, и семи лет, и даже взрослые с интересом включаются в процесс игры.

Для того, чтобы родители стали нашими единомышленниками мы стали вовлекать их в педагогический процесс учреждения. На «Семинаре – практикуме» родители не только познакомились с конструктором «Геоконт», но в ходе собрания обыгрывали и решали проблемные ситуации. Все присутствующие смогли на себе испытать эту игру.

Этим мы объединили детей и взрослых, вовлекая в мир детства, в мир сказки.  Заражаясь и увлекаясь сами, родители продолжают путешествовать по сказкам всей семьей дома, осваивая и другие игры В. Воскобовича.

Но на этом мы не остановились и пошли дальше. На конференции в начальной школе  познакомили учителей с разнообразным содержанием и обыгрыванием конструктора «Геоконт», показали им, как можно совместить художественное произведение и интеллектуальную игру, на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Учителя начальных классов увидели большой потенциал технологии.

Благодаря технологии мы смогли оживить литературные произведения. Сначала свойства книги проявляются для детей через соединение текста и силуэтного конструирования, причем визуальный образ привычнее и привлекательнее вербального. Но как только ребенок перейдет порог сложности в восприятии целого текста, силуэт будет играть уже вспомогательную роль, так как его возможности исчерпываются односторонним восприятием. Заметим, что чем меньше ребенок, тем больше ему хочется оживить картинку, сделать так, чтобы она «ответила» ему. Прокатиться на кораблике, полюбоваться белочкой и пропеть ее любимую песенку - дети знают много способов вступить в контакт со статичным изображением, будь то силуэт или игрушка. В этом их стремлении литературный образ, пластично подстраиваемый воображением, с зовущим вакуумом, который так радостно заполнить собственным «я», оказывается более подходящим объектом.

Общее дело не только объединяет, но дает положительный результат и удовлетворение для всех кто участвует в этом процессе. Создание творческой атмосферы дает возможность развиваться в интеллектуальном и эмоциональном развитии детей. Игры Воскобовича, художественная литература используемая совместно с детьми, родителями, учителями способствуют развитию гармоничной личности ребенка.

Список литературы

  1. В.В. Воскобович, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотинова. Играем в математику. - СПб. ООО РИФ , 2018.
  2. В.В. Воскобович, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотинова. Чтение через игру. - СПб. ООО РИФ 2017.
  3. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотинова. Развивающие игры Воскобовича. - СПб. КАРО,2017.
  4. В.В. Воскобович, Г.Г. Харько, Т.И. Балацкая. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». - СПб.: Гириконт; 2000.
  5. А. Крюкова, Г. Алексеева, Н. Синусова. «Добронравие для маленьких» Учебно-методическое пособие. - Москва; 2016
  6. Т.Н. Бондаренко. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В.В. Воскобовича. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.
  7. В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2018.
  8. А.Лопатина., М.Скребцова. Начала мудрости:50 уроков о добрых качествах.-6-е изд.-М.:Философская Книга,2014.
  9. Т.Я. Елисеева. Радуга-дуга. Сценарии детских праздников:СПб,1999.
  10. Т.Я. Елисеева. Наш любимый Пушкин. Сценарии детских праздников:СПб,1999.
  11. Мурзилка.1999,№6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в ГБОУ СПО Зарайском педагогическом коледже имени В.В. Виноградова Московской области

В данной работе представлен опыт работы по социально-педагогической поддержке детей-сирот и детей ОБПР в учреждении СПО...

Современные подходы взаимодействия логопеда и родителей в коррекционно-логопедической работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Эффективность коррекционно-логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР) определяется множеством факторов. В частности, работа педагогов, родителей, психологов и медиков...

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Особенности развития ребёнка с ОВЗ могут приводить к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Зачастую нарушается связь ребёнка с социумом как источником ра...

Роль педагога-психолога в профориентационной работе с детьми с ОВЗ

Методические рекомендации по работе с детьми ОВЗ...

Приемы работы педагога-психолога с детьми с особыми потребностями. Арт-терапия в работе с детьми с нарушением зрения.

Демонстрация  эффективного  собственного   опыта  работы  с детьми с особыми  потребностямии их  продителями .Арт-терапия  в работе с детьми с нарушением...

Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и педагога - психолога как необходимое условие обеспечения результативности работы с детьми с речевыми нарушениями.

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере.  Взаимодополняемость ...