Роль педагога-психолога в профориентационной работе с детьми с ОВЗ
статья

Бочкова Ирина Валерьевна

Методические рекомендации по работе с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Ставропольского края

ГБПОУ ГСХТ имени атамана М.И.Платова.

Роль педагога-психолога в профориентационной работе с детьми с ОВЗ

Педагог-психолог: И.В.Бочкова

       В России наблюдается тенденция роста детей, с ограниченными возможностями. Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными, по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития речи и мировосприятия. Ключевым моментом этой ситуации является то, дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

     Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение. Для детей с различными формами нарушения здоровья необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая  излишней нервозности и тревожности. Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать любые виды деятельности, поощрять даже самые незначительные успехи.

     Выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается детям с ограниченными возможностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом не только для самих подростков, но и для окружающих взрослых, которые их окружают.  

   Профессиональная ориентация подростка с ограниченными возможностями здоровья — это научно обоснованный выбор трудового пути инвалида, общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам личности. Если для здорового человека профориентация заключается в достижении максимальной эффективности его труда, успешности профессиональной деятельности, то в отношении подростка с ОВЗ она, кроме того, предусматривает адаптацию их к трудовой деятельности при минимальной напряженности функциональных систем организма

   Подготовка к труду подростков, имеющих проблемы со здоровьем, является одним из важнейших аспектом их социальной адаптации и комплексной реабилитации, способствует формированию положительного отношения, интереса и готовности к труду как основе жизнедеятельности, источника саморазвития личности, реализации заложенных возможностей.

      Обучение не будет успешным, если ребенок, лишь натаскивается на механическое воспроизведение тех или иных действий. Поэтому подростку не только показывают технологию работы, но и объясняют, что он делает и зачем, какого результата следует добиваться, у ребенка формируется реальные знания, которые в дальнейшем осознано используются.

   Целью психолого-педагогического сопровождения подростка по профориентации и профадаптации, является обеспечение оптимального развития успешная интеграция в социум.

    Профориентационная   работа предполагает применение различных методов и форм деятельности педагога – психолога; изучение профессионального интереса, склонностей и уровня готовности учащихся в выбору будущей профессии; проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;      проведение беседы, психологического просвещения для учащихся и их родителей на   тему выбора;  осуществление психологических консультаций с учётом возрастных особенностей учащихся;    формирование у школьников адекватной самооценки.

    Одним из основных методов работы педагога – психолога является диагностика, которая предполагает использование комплекса социально-педагогических методик, обеспечивающих возможность получения каждым обучающимся информации о своих индивидуальных качествах личности и степени их соответствия той или иной профессии.

Диагностические методы представлены опросниками, анкетами, тестами.

Результаты диагностики обсуждаются педагогом – психологом совместно с подростком.

        Самым интересным занятием по профориентации дети считают именно психологические практикумы, в виде тренинга. На занятиях используем различные методы работы: Профориентационные сюжетно – ролевые игры («Торг», «Профконсультация», «Кто есть кто? », «Цепочка профессий», «Человек-профессия», «Знаток профессий», «Семь нот», «Пантомима» и т. д.), неоконченные предложения, творческая работа, коллективная и индивидуальная, создаются соревновательные моменты. Ребята активно принимают участие в занятиях по профориентации. Из них они получают новые знания, повышают самооценку, понимают важность данной проблемы и стараются друг другу помочь в выборе, опираясь на полученные знания. Выпускники учатся сопоставлять свои желания и возможности с актуальным рынком труда. В игровых ситуациях каждому доводилось примерять на себя ту или иную профессию, а после анализировать свою степень готовности к ней.

     Важным звеном профориентации является такая форма работы, как профконсультация. Ее задача – дать научно обоснованный совет о выборе профессии каждому ребенку, рекомендовать ему профессию, соответствующую склонностям и здоровью. В выборе профессии учитываются факторы производственной среды и трудового процесса.

Противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса:

     нервно-психическое напряжение;

     повышенные уровни интенсивности шума и вибрации;

     воздействие высокотоксичных химических веществ;

     высоких и низких температур;

     неблагоприятные метеорологические условия;

     тяжелые физические нагрузки;

    длительная вынужденная рабочая поза;

    длительное пребывание на ногах;

   рабочие операции, связанные с точностью движений.

   Наиболее широко применяемой формой профориентационной работы    является беседа. Ее цель – более полно и глубоко рассказать об изучаемой профессии или проблеме, о профессиональных требованиях, о людях данной профессии, о возможностях рынка труда, профессиональных перспективах.

    Подбор методического инструментария с учетом специфики индивидуальных особенностей позволяет дать более точную оценку актуального состояния воспитанника, благодаря чему с ним строится дальнейшая индивидуальная и/или групповая работа.

Таким образом, можно выделить следующие факторы, которые учитываются при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:

учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;

поддержка со стороны педагогов;знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.

   Формы профессионально-ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими проблемы здоровья, достаточно многообразны: профессионально – ориентационные беседы; занятия в кружках, мастерских; участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, фотоальбомов и прочего.

    Для подростка  правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу ряда обстоятельств:

Во-первых, выбор в значительной мере взаимосвязан с характером течения заболевания, когда род и условия профессиональной деятельности могут оказать на него позитивное или негативное влияние;

Во-вторых, возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений – один из основных механизмов социальной интеграции в целом, итоговая цель всего комплекса реабилитационных мероприятий;

В-третьих, сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях.

Особенности профессионального консультирования подростков с ОВЗ определяются разными объективными и субъективными факторами. В профессиональном консультировании должен реализовываться строгий индивидуальный и личностно ориентированный подходы, преобладание индивидуальных форм работы над групповыми. Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле подростка, а также учитываться специфика его основного нарушения.

В заключении  хочется подчеркнуть необходимость целенаправленной профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья как одного из приоритетных направлений трудового обучения. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно с классным руководителем, учителями, школьным психологом, социальным педагогом и родителями. Систематически проводимая в этом направлении работа, несомненно, даст положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЕКТА

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЕКТА Нарушение интеллекта ребенка существенно изменяет ход психофизического развития. Отклонения в развитии моторики ум...

Роль педагога-психолога в реализации программы воспитания и социализации

Цель образования-общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «умение учиться»...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми 3-4 лет. Тема: «Волшебное превращение».

Целью занятия является:создание положительного эмоционального настроя в группеСнятие эмоционального и мышечного напряжения.Снижение излишней двигательной активности, тревоги.Развитие координации движе...

Приемы работы педагога-психолога с детьми с особыми потребностями. Арт-терапия в работе с детьми с нарушением зрения.

Демонстрация  эффективного  собственного   опыта  работы  с детьми с особыми  потребностямии их  продителями .Арт-терапия  в работе с детьми с нарушением...

Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и педагога - психолога как необходимое условие обеспечения результативности работы с детьми с речевыми нарушениями.

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере.  Взаимодополняемость ...

Рекомендации педагога-психолога учителям, работающим с детьми с ОВЗ

Рекомендации  педагога-психолога  учителям, работающим с детьми с ОВЗ...

Рекомендации педагога-психолога по работе с одаренными детьми

Рекомендации педагога-психолога по работе с одаренными детьми....