Беседа «Славянская письменность»
план-конспект занятия

Литвинова Марина Евстафьевна

Цели и задачи:

познакомить воспитанников с историей создания славянской азбуки, письменности;

познакомить с создателями азбуки  Кириллом  и Мефодием;

развивать у воспитанников интерес к русскому языку;

воспитывать у воспитанников чувство патриотизма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slav_pismennost_konsp.docx198.11 КБ

Предварительный просмотр:

                    Беседа  «Славянская письменность».

Цели и задачи:

познакомить воспитанников с историей создания славянской азбуки, письменности;

познакомить с создателями азбуки  Кириллом  и Мефодием;

развивать у воспитанников интерес к русскому языку;

воспитывать у воспитанников чувство патриотизма.

                                           Ход беседы.

Воспитатель: Мы живем в век информационных технологий. Гаджеты, компьютеры являются частью нашей жизни, и мы так привыкли к ним, а всегда было ли так?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как люди раньше общались, писали?

Ответы детей.

Воспитатель: Послушайте пожалуйста стихи, которая прочитает вам воспитанница Худи Виталина.

День славянской письменности

Нынче отмечаем,

Мы культуру древнюю

С честью вспоминаем.

Вам желаю в памяти

Я ее беречь,

Будет пусть с историй
В жизни больше встреч.

Воспитатель: Ребята, прослушав стихотворение, как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, мы с вами сегодня будем говорить о письменности, о его создателях.  А что такое письменность, на ваш взгляд?

Ответы детей.  

Воспитатель: Письменность- настоящее сокровище данное человечеству. Не было бы письменности, не было бы ни книг, ни библиотек. Вся наша жизнь – письменность. А благодарны мы за наше письменное слово, за наши книги, за нашу азбуку, за нашу грамоту, за нашу литературу двум великим людям. А кому, мы узнаем с вами со стихов, которая прочитает вам Салиндер Галина.

Два брата — Кирилл и Мефодий
В вере праведной жили,
Господу верно служили,
К свету тропу проложили.
Два брата — Кирилл и Мефодий
Учением Русь окропили,
Мудрость на землю пролили,
Славянский язык сотворили.
Два брата — Кирилл и Мефодий
Тёмный народ просветили,
Из букв ростки посадили,
Книгой святой наградили.
Два брата — Кирилл и Мефодий
Тайны писаний раскрыли,
До миров заветных доплыли.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/67/Kyrill%26Method.jpg/241px-Kyrill%26Method.jpg

Воспитатель: Именно этим людям, Кириллу и Мефодию,  мы благодарны за создание славянской азбуки.

Кирилл и Мефодий – два брата. Мефодий был старше Кирилла.  Родом они из византийского города Солуни, из семьи военноначальника. Мефодий пошел по стопам своего отца, выбрал свой путь военного. А Кирилл, который был младше своего брата на 7-10 лет, обучался грамоте, с детства любил науку, и поэтому в 14 лет родители отправили Кирилла в Константинополь изучать грамматику, астрономию. Кирилл владел несколькими языками: еврейский, греческий, славянский, арабский, латинский.

Кирилл  преподавал философию в университете и работал библиотекарем. А Мефодий тем временем бросил военную службу и ушел в монастырь.

В 863 году в Константинополь прибыли послы из Моравии, чтобы попросить прислать в свою страну проповедника, чтобы они рассказали своему населению о христианстве. Император решил отправить Киролла и Мефодия, но Кирилл перед тем, как согласиться, спросил. Имеют ли моравы азбуку своего языка. Но у моравов не оказалось азбуки. И тогда братья решили написать для моравов азбуку. Они трудились на протяжении года с утра и до вечера над созданием азбуки. А когда была создана азбука, в честь Кирилла эту азбуку назвали «Кириллица».

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0222/000cfa71-d7f3ed68/1/img8.jpg

Воспитатель: Ребята, для каждого из вас я приготовила карточки, где прописан славянский алфавит, с ним вы можете познакомиться после нашей беседы.

(Карточки раздать после завершения беседы)

Воспитатель: При помощи славянской азбуки братья перевели благо служебные книги с греческого на славянский. А первой книгой стала «Остромирово Евангелие», первым словом, написанными при помощи славянской азбуки, была фраза – «В начале было слово и Слово было у Бога, и Слово было у Бога». И эти слова используются и в наши дни, в русской православной церкви.

Кирилл и Мефодий, создавая азбуку, постарались, чтобы каждая буква была простой, четкой, легкой, красивой, для того, чтобы люди, увидев их, сразу захотели овладеть письмом. В начале, в славянской письменности было 43 буквы. Кириллица просуществовала, в полном составе,  до правления Петра первого. Петр первый убрал из 43 букв 4 лишних устаревших букв (юс-большой, юс – малый, омега, УК).

А в 1918 году из русского алфавита ушли еще 5 букв (ять, фита, итица, ер, ерь). Из новых букв в наш алфавит добавились две буквы «Й» и «Ё», а придумал его русский писатель и историк в семнадцатом веке Карамзин. И с тех пор в современной азбуке осталось 33 буквы.

С появление славянской письменности учиться стали и дети, и взрослые. Дети были очень благодарны своим учителям Кириллу и Мефодию. И мы, с вами, должны знать свою историю, хранить наш русский язык.

В честь Кирилла и Мефодия 24 мая празднуется по всему миру славный праздник «День славянской письменности и культуры».

Воспитатель: Итак, мы с вами узнали, каким образом святые братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. Ребята, что нового для себя вы узнали из нашей беседы?

Ответы детей.

Воспитатель: Перед вами, ребята, смайлики, если вам была полезна сегодняшняя информация, то поднимите веселый смайлик, а если нет, то грустный смайлик.

(раздать детям карточки со славянским алфавитом для знакомства, изучения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

24 Мая - является Днем славянской письменности и культуры.

По Церковному календарю 24 мая - день Кирилла и Мефодия, создателей глаголицы. Это первоначальный вид болгарский письмености, который является и славянской письменостью. Глаголица подвергалась с...

Урок День славянской письменности и культуры

Урок к Дню славянской письменности и культуры разработан с использованием материалов Интернета и методических пособий. Буду рада, если кому-то этот материал поможет провести урок....

Методические рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы по профессии "Повар, кондитер"

В методических рекомендациях  отражены требования к оформлению письменных экзаменационных работ по профессии "Повар, кондитер" по специальности "Кондитер"....

письменная экзаменационная работа

Письменная экзаменационная работа по профессии "Повар, кондитер", по специальности повар. предмет "Кулинария"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Выпускная письменная экзаменационная работа является завершающим этапом обучения учащихся в лицее. Его цель – систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специально...

Методические рекомендации по использованию документов письменного инструктирования на уроках производственного обучения

Данные методические рекомендации предназначены для  мастеров производственного обучения. Их рекомендуется использовать при проведении       уроков производственного ...

Анализ объёма письменных работ младших школьников

Предлагаю диагностики для анализа письменных работ детей, имеющих недостатки чтения и письма...