Методическая разработка учебного занятия "Основные виды педагогической деятельности"
методическая разработка

Irina Gindina

Методическая разработка учебного занятия по МДК.01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия

Название дисциплины: МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Тема занятия: Основные виды педагогической деятельности.

Разработчик: Гиндина Ирина Витальевна, преподаватель профессиональных дисциплин

Учебные цели занятия:

Образовательные: создать условия для формирования представления у студентов об основных видах педагогической деятельности;

Развивающие: способствовать развитию у студентов положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы, общих и профессиональных способностей; содействовать формированию умения классифицировать, сопоставлять, обобщать и применять на практике изучаемые явления;

Воспитательные: содействовать воспитанию ответственности, работоспособности, самостоятельности, привития интереса  к выбранной  профессии и работе в коллективе.

Формируемые компетенции:

Профессиональные компетенции:

ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.

ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.

ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.

ПК 1.5. Анализировать занятия.

ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.

ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.

ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Вид занятия: практическое занятие

Тип занятия: знакомство с новым материалом

Список использованной литературы:

1. Мезинов В. Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. – Елец, 2005.

2.  Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М: Педагогическое общество России, 2002. – 268 с.

Ход урока:

Этапы занятия

Время

Содержание занятия

1. Организационный этап

3 мин.

Приветствие, настрой на работу. Проверка готовности к занятию.

2. Актуализация ранее изученного материала

10 мин.

1. Фронтальный опрос

- Дайте определение понятию «педагогическая деятельность». Чем она характеризуется?

- Какими факторами определяется успех в воспитании и образовании детей?

- Какими профессиональными качествами должен обладать современный педагог?

- Какие профессиональные функции деятельности педагога дополнительного образования вы знаете?

2. Тестирование.

3. Формулировка темы и целей урока

7 мин.

1. Вступительное слово преподавателя

Специфика деятельности педагога дополнительного образования проявляется в формировании отношений с обучающими, их родителями. В деятельности педагога дополнительного образования отношения формируются ради достижения определенных образовательных целей и результатов.

Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности. Предметом педагогической деятельности выступает управление учебно-познавательной и воспитывающей деятельностью учащихся.

Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности - ее совместный характер. Она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает.

  • основным видам педагогической деятельности традиционно относят воспитательную работу, преподавание, научно-методическую, культурно-просветительскую и управленческую деятельность.

 Как вы думаете, о чем мы с вами поговорим на сегодняшнем уроке? Какую информацию мы получим на уроке?

Тема урока звучит так: «Основные виды педагогической деятельности».

Как вы думаете, какое значение может иметь эта тема в профессии педагога? Какую цель нам необходимо  реализовать на уроке?

4. Изложение основных теоретических вопросов с последующей отработкой практических манипуляций

60 мин.

1. Лекционный материал

  • обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело, занятие. В науке деятельность рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, психологией, историей, культурологией, педагогикой и т.д. В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека – быть активным. Именно это подчеркивается в различных определениях этой категории.

Педагогическая деятельность представляет собой вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Выделяют деятельность духовную и практическую, репродуктивную (исполнительскую) и творческую, индивидуальную и коллективную и т.д. Выделены также разнообразные виды педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся.

Характеризуя педагогическую деятельность как самостоятельное общественное явление, можно указать следующие ее признаки.

Во-первых, она носит конкретно-исторический характер. Это значит, что цели, содержание и характер такой деятельности изменяются в соответствии с изменением исторической действительности. Например, Л.Н. Толстой, критикуя современную ему школу с догматическим характером обучения, отсутствием внимания и интереса к личности ученика, призывал к гуманным отношениям в школе, к учету потребностей и интересов ученика, высказывался за такое развитие его личности, которое сделало бы растущего человека гармоничным, высоконравственным, творческим.

Во-вторых, педагогическая деятельность является особым видом социально ценной деятельности взрослых людей. Социальная ценность этой работы заключается в том, что духовная, экономическая мощь любого общества, государства прямо связана с самосовершенствованием его членов как цивилизованных личностей. Обогащается духовный мир человека. Улучшаются различные сферы его жизнедеятельности, формируется нравственное отношение к самому себе, другим людям, к природе, духовным и материальным ценностям, а за счет этого осуществляется прогресс общества, его поступательное развитие. Каждое человеческое общество заинтересовано в позитивных результатах педагогической деятельности. Если деградируют его члены, ни одно общество не сможет полноценно развиваться.

В-третьих, педагогическая деятельность ведется специально подготовленными и обученными специалистами на основе профессиональных знаний. Такие знания – это система гуманитарных, естественных, социально-экономических и других наук, способствующих познанию человека как исторически сложившегося и постоянно развивающегося феномена. Они позволяют понять разнообразные формы его социальной жизнедеятельности, взаимоотношений с природой.

В-четвертых, педагогическая деятельность носит творческий характер. Невозможно запрограммировать и предугадать все возможные варианты ее протекания, как невозможно найти двух одинаковых людей, две одинаковые семьи, два одинаковых класса и т.п.

  • основным видам педагогической деятельности традиционно относят воспитательную работу, преподавание, научно-методическую, культурно-просветительскую и управленческую деятельность.

Воспитательная работа - педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды, и организованное, целенаправленное управление воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом.

Воспитательная работа осуществляется в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, потому что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как например, в процессе обучения. Но поскольку педагогическая деятельность имеет определенные хронологические границы, на которых фиксируются уровни и качества сформированности личности, можно говорить и об относительно конечных результатах воспитанности, проявляющихся в позитивных изменениях в сознании воспитанников, - эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.

Преподавание - управление познавательной деятельностью в процессе обучения, осуществляется в рамках любой организационной формы (урок, экскурсия, индивидуальное обучение, факультатив и др.), имеет жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели.

Современная отечественная педагогическая теория рассматривает обучение и воспитание в единстве. Это предполагает не отрицание специфики обучения и воспитания, а глубокое познание сущности функций организации, средств, форм и методов обучения и воспитания. В дидактическом аспекте единство обучения и воспитания проявляется в общности цели развития личности, в реальной взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитательной функций.

Научно-методическая деятельность. Педагог сочетает в себе ученого и практика: ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению новых знаний о ребенке, педагогическом процессе, а практика – в том смысле, что он применяет эти знания. Педагог зачастую сталкивается с тем, что не находит в научной литературе объяснения и способов решения конкретных случаев из своей практики, с необходимостью обобщения результатов своей работы. Научный подход в работе, таким образом, является основой собственно-методической деятельности педагога.

Научная работа педагога выражается в изучении детей и детских коллективов, формировании собственного «банка» различных методов, обобщении результатов своей работы, а методическая – в выборе и разработке методической темы, ведущей к совершенствованию навыков в той или иной области, в фиксировании результатов педагогической деятельности, собственно в отработке и совершенствовании навыков.

Культурно-просветительская деятельность  составная часть деятельности педагога. Он знакомит родителей с различными отраслями педагогики и психологии, учащихся – с основами самовоспитания, популяризирует и разъясняет результаты новейших психолого-педагогических исследований, формирует потребность в психолого- педагогических знаниях и желание использовать их как у родителей, так и у детей.

Любой специалист, имеющий дело с группой людей (учащихся), в большей или меньшей степени занимается организацией ее деятельности, постановкой и достижением целей совместной работы, т.е. выполняет по отношению к этой группе функции управления. Именно постановка цели, применение определенных способов ее достижения и мер воздействия на коллектив - главные признаки наличия управления в деятельности учителя-воспитателя.

Управляя группой детей, педагог выполняет несколько функций: планирование, организацию – обеспечение выполнения плана, мотивацию или стимулирование – это побуждение педагогом себя и других к работе по достижению поставленной цели, контроль.

Практические задания.

Практическое задание №1. 

Укажите, кто, по вашему мнению, осуществляет педагогическую деятельность (заполнение таблицы).

Практическое задание №2.

 Жизненный и профессиональный кодекс педагога

Данное задание развивает способности к рефлексии и вербализации жизненных и профессиональных ценностей и принципов.

Согласные и гласные буквы алфавита (кроме Е, Й, Ъ, Ь, Ы, Ю, Щ) делятся между участниками группы. Задача участников – сформулировать несколько значимых лично для них и для общества в целом жизненных и профессиональных правил, которые начинались бы на те буквы алфавита, которые им достались.

Соблюдая порядок букв русского алфавита, участники зачитывают сформулированные ими правила. Так получается единый жизненный и профессиональный кодекс педагога. Например: «Б» - быть всегда внимательным и чутким к проблемам других людей; «И» - искать себя во всём, везде и т.д.

Практическое задание №3.

Раскройте сущность видов педагогической деятельности.

Виды педагогической деятельности:

- преподавательская;

- воспитательная; 

- социально-педагогическая; 

- культурно-просветительская;

- научно-методическая;

- управленческая;

- коррекционно-развивающая.

Практическое задание №4.

Анализ моделей педагогического взаимодействия

Проанализируйте модели педагогического взаимодействия учителя с учениками и определите результат каждой из них в отношении развития учащихся, заполнив последнюю строку таблицы (заполнение таблицы).

5. Самостоятельная работа студентов

5 мин.

Составление характеристики учителя.

Дайте характеристику учителя, образ которого стал вашим ориентиром при выборе профессии.

6. Подведение итогов занятия

2 мин.

Постарайтесь отметить, что полезного вы смогли почерпнуть в ходе нашего сегодняшнего урока? Что нового вы узнали сегодня на уроке?

7. Рефлексия

2 мин.

Как вы оцениваете собственную деятельность на уроке?

Продолжите: Сегодня на уроке… Считаю, что… Я  думаю, что…

8. Задание на дом

1 мин.

Составить схему, отражающую сущность и особенности педагогической деятельности.

                

Раздаточный материал

Задание 1. Укажите, кто, по вашему мнению, осуществляет педагогическую деятельность

Педагогическая деятельность

Задание 2. Жизненный и профессиональный кодекс педагога

Данное задание развивает способности к рефлексии и вербализации жизненных и профессиональных ценностей и принципов.

Согласные и гласные буквы алфавита (кроме Е, Й, Ъ, Ь, Ы, Ю, Щ) делятся между участниками группы. Задача участников – сформулировать несколько значимых лично для них и для общества в целом жизненных и профессиональных правил, которые начинались бы на те буквы алфавита, которые им достались.

Соблюдая порядок букв русского алфавита, участники зачитывают сформулированные ими правила. Так получается единый жизненный и профессиональный кодекс педагога. Например: «Б» - быть всегда внимательным и чутким к проблемам других людей; «И» - искать себя во всём, везде и т.д.

Задание 3. Раскройте сущность видов педагогической деятельности

Виды педагогической деятельности:

- преподавательская;

- воспитательная; 

- социально-педагогическая; 

- культурно-просветительская;

- научно-методическая;

- управленческая;

- коррекционно-развивающая.

Задание 4. Анализ моделей педагогического взаимодействия

Проанализируйте модели педагогического взаимодействия учителя с учениками и определите результат каждой из них в отношении развития учащихся, заполнив последнюю строку таблицы.

Модели педагогического взаимодействия

Модель невмешательства («руки прочь»)

Учебно-дисциплинарная модель «твёрдой руки»

Личностно-ориентированная модель взаимодействия «возьмёмся за руки»

Цель взаимодействия

Хочу, чтобы меня оставили в покое

Дать знания, сформировать умения и навыки

Развитие индивидуальности ребёнка

Лозунг взаимодействия

«Сам справится»

«Думай и делай как я»

«Мы вместе»

Способы общения

Холодное наблюдение, уход, напряжение, раздражение

Требования, угрозы, наказания, запреты, нравоучения

Понимание и принятие личности ребёнка

Тактика

Мирное сосуществование

Диктат или опека

Сотрудничество

Личностная позиция педагога

Не брать на себя ответственность

Удовлетворить требования контролирующей инстанции

Исходить из интересов ребёнка и перспектив его развития

Результат взаимодействия

?

?

?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные виды педагогической деятельности

Преподавание – управление познавательной деятельностью в процессе обучения, осуществляется в рамках любой организационной формы, имеет  жесткие временные ограничения, строго определенную цель и в...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Тема: «Применение геоинформационных систем (ГИС)-технологий в сельском хозяйстве»

Данная работа является методической разработкой занятия с использованием интерактивных технологий. Тема «Применение геоинформационных систем (ГИС)-технологий в сельском хозяйстве» - одна и...

Методическая разработка учебного занятия по теме "Материальная и дисциплинарная ответственность" по предмету "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"

Методическая разработка учебного занятия по теме "Материальная и дисциплинарная ответственность"  по предмету "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" включает в с...

Методическая разработка учебного практического занятия по теме "Хозяйственный договор" предмет "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"

Методическая разработка учебного практического занятия по теме "Хозяйственный договор"  включает содержание занятия, технологическую карту занятия, описание и целесообразность использов...

Методическая разработка учебного занятия по ОП 05 "Информационные технологии в профессиональной деятельности" Практическая работа "Работа в комплексными числами"

Методическая разработка учебного занятия по ОП 05 "Информационные технологии в профессиональной деятельности" Практическая работа "Работа в комплексными числами"...