Методическая разработка учебного практического занятия по теме "Хозяйственный договор" предмет "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"
методическая разработка

Лепешкова Жанна Викторовна

Методическая разработка учебного практического занятия по теме "Хозяйственный договор"  включает содержание занятия, технологическую карту занятия, описание и целесообразность использования этапов занятия, методические материалы, материалы контроля знаний, справочные данные и приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_hoz_dogovor.doc312 КБ

Предварительный просмотр:

Страница |

ОГБПОУ «Смоленский автотранспортный колледж им. Е.Г. Трубицына»

Методическая разработка

учебного занятия

 по теме «Хозяйственный договор»

Предмет «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

Специальность : 23.02.04

                               23.02.01

Разработал: Лепешкова Ж.В.

Содержание

стр.

  1. Содержание занятия

2

     2. Технологическая карта учебного занятия          

4

  1. Целесообразность использования и описание этапов работы.

5

           Приложения

8-21


 1. Содержание занятия.

  1. Общие положения.

В условиях изменения и реформирования системы образования в России изменяются требования к качеству обучения студентов, основные направления в этой сфере :

  • разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным регионам и увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда;
  • разработка механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи;
  • создание системы контроля качества образования, позволяющей осуществить структурную перестройку профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда;
  • разработка системы профессиональных стандартов, которая заложит требования к профессиональному уровню работников, с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ;
  • создание системы оценки качества работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

Предпосылками к изменению качества становятся условия современной жизни, которые требуют от выпускника учебного заведения  стройной системы знаний, способностей квалифицированно решать профессиональные задачи.

Данные методические указания должны способствовать более четкой и рациональной  организации занятия преподавателем. Для студентов данные методические указания позволят самостоятельно и устойчиво приобретать знания,  правильно работать с учебными пособиями и научиться самостоятельно разрешать производственные ситуации.    

Данное занятие  является итогом изучения темы «Дисциплинарная и материальная ответственность» раздела «Трудовое право» по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». На первом занятии  студенты с помощью преподавателя познакомились с основными характеристиками и особенностями заключения хозяйственных договоров. Итогом изучения данной  темы являлось приобретение умения составлять и заключать хозяйственные договора.    

Учебное занятие «Хозяйственный договор» является занятием получения и усвоения полученных знаний,  закрепляющим по теме «Хозяйственный договор». Направлено повторение и закрепление полученного теоретического материала, позволяет отработать навыки умения работать с нормативно-правовыми актами, использовать  для разрешения практических ситуаций, практически  использовать в своей профессиональной деятельности.

Данное занятие носит поисковый характер,  т.е.  самостоятельно поиска знаний студентов под руководством преподавателя. Направлено на формирование умений и навыков студентов по поиску и анализу информации, на подготовку профессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи правового характера.

Цели поставленные при организации данной работы рационально достигнуть используя стратегию оперативного реагирования при помощи креативных технологий (проблемно-поисковых). Управление процессом знаний осуществляется через диалог студента с преподавателем.

Содержание учебного материала

Понятие хозяйственного договора. Формы, виды и содержание хозяйственного договора. Особенности оформления хозяйственных договоров.

1.2   Требования к занятию :

Дидактические:

  • связь нового материала с предыдущим:  обеспечивается  взаимосвязь между представлениями о нормах права, характеристиками основных понятий   изучаемых в первом  разделе  и документооборотом;
  • рациональная организация во времени;
  • реализация ведущих принципов обучения: целенаправленности, гуманизма, связи теории с практикой, наглядности и научности обучения.

Воспитательные:

  • воспитание сознательности у студентов в связи с осмыслением и знанием ими материала;
  • формирование правовых и общечеловеческих ценностей: справедливости, равенства, уважения.

Психологические:

  • развитие познавательной активности через  самостоятельную работу по поиску фактов и их анализ;
  • самостоятельности, через умение отстаивать свои взгляды.

1.3.  Требования к знаниям и умениям студентов

 по теме  «Хозяйственный договор»:

 

иметь представление:

  • о хозяйственных договорах;

знать:

  • понятие хозяйственного договора и его  виды;
  • Формы и порядок  заключения, изменения и расторжения хозяйственных договоров;
  • Содержание хозяйственного договора;
  • порядок оформления хозяйственного договора;

уметь:

  • составлять хозяйственные договора и выполнять процедуры связанные с заключением хозяйственных договоров.

Требования к знаниям и умениям студентов по учебному занятию

«Хозяйственный договор»

иметь представление:

  •  о хозяйственном договоре;

знать:

  • понятие хозяйственного договора и его виды;
  • порядок и особенности заключения, изменения и расторжения хозяйственных договоров;
  • формы и содержание хозяйственного договора.

уметь:

  • составлять хозяйственный договор
  • разрешать производственные ситуации связанные с хозяйственными договорами.

Цели и задачи для преподавателя

Образовательные:

  • Изучение и закрепление материала по теме «Хозяйственный договор».
  • Создавать условия для формирования знаний и умений по теме «Хозяйственный договор».

Развивающие:

  • Создавать условия для развития общеучебных умений и навыков студентов (сравнение, анализ, синтез. Умение работать с текстом, умение создавать документы, коммуникативные умения, умение работать в группе).
  • Развитие умений использовать приобретенные ранее знания по теме;
  • Развитие навыков групповой самоорганизации, умение вести диалог  (коммуникативных умений);
  • Развитие навыков четко формулировать свои мысли.
  • Развитие навыков самостоятельного мышления, логического мышления
  • Развивать умения работать с НПА.
  • Развитие навыков роботы с юридической техникой

Воспитательные:

  • Воспитание дисциплинированности и аккуратности в  деятельности;
  • Воспитывать уважение к закону  и соблюдение норм  РФ .
  • Воспитывать уважение к правам человека, гражданина, работника.
  • Воспитание квалифицированного подхода  к будущей профессии.
  • Воспитание необходимости завершать любой мыслительный процесс.

Задачи преподавателя

  • Систематизация  и обобщение знаний по теме.
  • Выполнение определенного вида действий с целью применения знаний на практике.
  • Контроль уровня подготовленности студентов и его оценка.
  • Воспитать социально-активную личность в правовом плане.

Оборудование:

  • ЭВМ
  • Мультимедийная  техника

Методическое обеспечение:

  • Электронное сопровождение занятия
  • Элементы электронного учебника ( договор купля-продажа т/с, договор  аренда т/с, договор возмездного оказания услуг, договор перевозки)
  • Рекомендации по составлению договора
  • Проводник  для работы с юридической техникой
  • Тестовое задание  по теме «Хозяйственный договор»
  • Тестовое задание по теме «Особенности отдельных видов договоров»
  • Раздаточный материал (образцы хозяйственных договоров, производственные ситуации)
  • Должностные инструкции (директор , юрисконсульт, начальник структурного подразделения)

  1. Технологическая карта учебного занятия  по теме « Хозяйственный договор»

Этапы урока

Вид деятельности преподавателя

Вид деятельности студента

Время

1.  Актуали

зация знаний студента

     Организационный момент. Приветствие. Оформление журнала. Слайд 1

Отчет старосты  о присутствующих и отсутствующих студентах.

мин

      Установление темы урока. Слайд 2

1.1. Вводный контроль знаний.

Деление студентов на микрогруппы

Тест  4 варианта,  5 вопросов Приложение №2.

 

Проверка теста с помощью ключа

Слайд  3

Слушают , смотрят на экран

Студенты делятся на микрогруппы по 2 человека.

Студенты отвечают на вопросы теста

Образец теста   Приложение №2

Проверяют тест по ключу, выставляют оценку.                                         Слайд 3

5 мин

Переход: На основании изученного попытайтесь разрешить ситуацию

  1. Мотивация.

 Зачитывается проблемная ситуация.

 Приложение №4  Слайд 4

Преподаватель предлагает разрешить поставленную профессиональную ситуацию.

Установление необходимости приобретения знаний Слайд 5

Студенты обсуждают и дают ответ. На основании ответа приходят к мнению что нахватает информации (знаний).

Знакомятся с требованиями Гос. Стандарта по специальности    Слайд 5

   мин

1.3.   Целеполагание. Совместно со студентами определяем и формулирует цели занятия.  

Примерный набор целей для студентов:

- Изучить особенности  оформления отдельных видов хозяйственных договоров

- Анализировать  и применять полученные знания

- Научиться квалифицированно разрешать производственные ситуации

Слайд 6

Слушают преподавателя и совместно с ним формируют цели занятия:

Примерный набор целей для студентов:

- Изучить особенности  оформления отдельных видов хозяйственных договоров

- Анализировать  и применять полученные знания

- Научиться квалифицированно разрешать производственные ситуации

    мин

2  Формирование новых понятий и способов действия

2.1 Объяснение формы работы 

Изложение  последовательность действий студентов.  Слайд 7

Совместно в  преподавателем определяют  план работы на занятие.

Знакомятся с алгоритмом работы.

   мин

2.2 Работа с учебным пособием    

Знакомит с учебными пособиями:

4 учебных электронных пособия  по темам:

- договор купли-продажи т/с

- договор аренды  т/с

- договор возмездного оказания услуг по ТО и ремонту т/с

- договор перевозки

Слайд 7

Преподаватель проверяет наличие непонятной или не принятой информации и  корректирует восприятие НПА.

Подводит итоги работы и соответствие достижению 1 цели  Слайд 8

 Выполняют конспект в тетради, придерживаясь данного плана:

  • Определение договора
  • Правовое регулирование договора
  • Виды договора
  • Содержание договора
  • Особенности договора
  • Особенности оформления договора
  • Иные сведения

Слушают, участвуют в диалоге

    мин


3 Формиро вание умственных и   практи ческих действий

3.1. Выполнение практической работы

Слайд 9

Дает задание на составление хозяйственного договора используя слайд 10

Дает задание: оценить проделанную роботу на основании слайда 11

Подводит итоги работы и соответствие достижению 2 , 3 цели         слайд 12

Читают слайд

Студенты используя слайд разрабатывают форму хозяйственного договора

Сравнивают  разработанную форму хозяйственного договора  с предоставленным преподавателем образцом договора.

Оценивают выполненную работу

4 Контроль знаний.

Тестовый опрос. (индивидуально)

Опрос студентов. Контроль знаний по тесту     слайд 13

Самопроверка по ключу слайд 14

Отвечают  на контрольные тесты. Сдают тесты  преподавателю

Самопроверка, выставляют оценку

5 мин

5 Домаш

нее задание

Выдача домашнего задания.

  1. Выучить теоретический материал по

       теме 1.5. «Хозяйственный  договор»

2.  Составить глассарий по материалам данного занятия.  Слайд 16

Преподаватель проверяет тесты, ставит оценку за занятие. Озвучивает оценки.

Диагностика слайд 15

Слушают и записывают домашнее задание.

Слушают оценки за занятие.

6. Резюме

Подведение итогов занятия.

Соответствие наработанных знаний и навыков целям работы.

Совместно со студентами подводит итоги проделанной работы.

Слайд 17

Слушают преподавателя, делают выводы о проделанной работе, чему научились, что смогли узнать, где могут быть востребованы эти знания.

Итого времени 90  мин

90

3.  Целесообразность использования и описание этапов учебного занятия.

3.1. Актуализация знаний студентов.

1. Организационный момент.

 Данное действие позволяет настроить студентов на учебное занятие. Местоположение  урока  в системе дисциплины и демонстрация хронокарты изучения предмета ПОПД и распечаток  хронологии изучения данного раздела (Приложение № 1) позволит студенту настроиться на тему занятия, и присвоить знания путем определения места своих знаний и готовности к уроку с системе дисциплины. Покажет необходимость не только изучения теории, но и приобретения практических навыков.

2. Вводный контроль.

 Проверка знаний по ранее изученному материалу для выявления уровня усвоения студентами полученной информации. Опрос проводится  в виде теста за время 5 минут. Тест составлен  по вопросам с которыми студенты познакомились при изучении теоретического материала. Вопросы дифференцированы по уровню сложности. Данный этап работы позволяет оценить подготовку студентов к занятию, проверить владение специальной (юридической ) терминологией. Время на выполнение работы составляет 5 минут. Контроль осуществляется путем самопроверки по таблице  номеров правильных ответов. Варианты предполагаемых вопросов приведены в  Приложении № 2

   Тест позволяет быстро и качественно оценить подготовку студентов и уровень усвоения знаний и навыков. Вопросы подобраны высокого сложности и должны подвести итог работы студента.

Критерии оценки теста

Количество ошибок

оценка

0

5

1-2

4

3-4

3

5 и более

2

3. Мотивация.

Мотивация производится на основании озвучивания  преподавателем проблемной ситуации. Студенты обсуждают ситуацию и дают по ней ответ. Ситуация предполагает ответ построенный на использовании специальных (юридических знаний), которыми к данному уроку студенты еще не владеют. Студенты осознают необходимость дополнительно приобрести знания т. к. их нехватило для ответа на ситуацию.  Данный элемент урока необходим для настройки студентов на изучение нового материала, осознание ими возможных границ использования знаний и умений. Приложение №3

4.      Целеполагание.

Данный этап позволяет конкретизировать для студентов их предстоящую работу,  настроить на самостоятельную работу,  дополнительно обосновать необходимость изучения данной темы и вывести на итоговые результаты самоостоятельной работы.

  1. Установление темы урока.

Совместно со студентами на основании проблемной ситуации происходит выявление темы урока «Хозяйственный договор». Это позволяет определить для  студентов тему занятия, настроить их внимание на изучение конкретной темы.

6. Обеспечение занятия:

Раздаточный материал:

  • Электронное сопровождение урока.
  • Производственная ситуация – 5 вариантов  (Приложение № 3,7 )
  • 4 учебных электронных пособия  по темам: - договор купли-продажи т/с,  договор аренды  т/с, договор возмездного оказания услуг по ТО и ремонту т/с,  договор перевозки
  • Рекомендации по составлению договора  - 15 экз.  (Приложение № 10  )
  • Тестовые задания – 30 вариантов (Приложение № 2,14 )
  • Образцы хозяйственных договоров   8 экз. (Приложение №  12)
  • Проводник по работе с юридической техникой  - 15 экз. (Приложение №  11 )
  • Должностные  инструкции  сотрудников – 12 экз.  (Приложение № 8).

3.2. Формирование новых понятий и способов действия

1. Объяснение формы работы.

Изложение  последовательность действий студентов. Данный элемент занятия  дает студентам представления об основных этапах работы на занятии,  настраивает на самостоятельную работу.

Данные  действия должны помочь студенту рационально организовать свою работу на занятии, верно спланировать работу и время работы.

2. Работа с электронным учебным пособием

Данный элемент занятия позволяет научить студента работать с учебным электронным пособием, умению выбирать важное, основное. Уметь анализировать прочитанных текст, иметь собственное мнение относительно прочитанного. (Приложение №5)

Сопоставление проделанной работы  и цели №1 

Данный элемент занятия позволит студентам психологически присвоить себе полученные знания и закрепит рациональную организацию труда на занятии, научит планомерности достижения поставленных целей.

3.3. Формирование умственных и  практических действий.

Практикум  по разрешению проблемной (производственной) ситуации.

Решение производственной ситуации.

Студенты используя алгоритм работы  разрешают производственную ситуацию (Приложение №6) , используя при этом рекомендации по составлению договоров, на основе юридической технике подбирают подходящую форму договора из правовой электронной системы используя проводник. Студенты отработают навыки коммуникативной работы.

Данное действие позволит определить студентам, что ситуации имеют реальную жизненную основу. Это позволит нацелить студента на правильную работу, покажет ему целесообразность проведения практикума, укажет на возможность конкретного использования полученных знаний. Выполнение решения производственных ситуаций  позволит студентам  творчески себя раскрыть, оценить уровень сложности выполняемой работы, раскроет многообразие возможных жизненных ситуаций. Позволит закрепить полученные знания, применить их в конкретной жизненной ситуации.  Научит работать в группе, во взаимосвязи, разовьет чувство коллективизма. Научит отстаивать свое мнение, уметь его защищать, наработать навык  правильно  и взвешенно вести спор.

Сопоставление решения производственной ситуации  с правильным решением.

Преподаватель раздает образцы хозяйственных договоров. Студенты проверяют выполнение работы, сопоставляя с готовым решением. Выявляют неточности в обосновании или решении. Оценивают верность использования ГК РФ. Данный элемент  работы позволяет студенту адекватно оценить свою проделанную работу, выявить ошибки, правильно применять и интерпретировать НПА.  

Сопоставление проделанной работы  и цели №2 и №3

Данный элемент занятия позволит студентам психологически присвоить себе полученные знания и закрепить полученные знания,  применить их. Трансформировать знания, сворачивать и разворачивать  информацию.

3.4. Контроль знаний.

Тестовый опрос.

Проводится индивидуально. Преподаватель раздает индивидуальное тестовое задание состоящее из 5  вопросов на 5 минут (Приложение № 14). Студенты  отвечают  на контрольные тесты.

На данном этапе работа  по индивидуальным тестам  позволяет не только закрепить, но и проверить уровень усвоения данной темы и степень активности работы студента на занятии.     Тест позволяет быстро и качественно оценить подготовку студентов и уровень усвоения знаний и навыков. Вопросы подобраны высокого сложности и должны подвести итог работы студента. Студенты выполняют самопроверку. Сдают тесты преподавателю.

Критерии оценки теста

Количество ошибок

оценка

0

5

1-2

4

3-4

3

5 и более

2

3.5. Домашнее задание.

Выдача домашнего задания.

Преподаватель предлагает составить образец приказа о наложении материальной ответственности (Приложение № 15). Студенты слушают и записывают домашнее задание.

Определение задания для самостоятельной работы позволит направить студентов к дополнительной подготовке по данной теме, что позволит им закрепить полученные знания. В домашнем задании студенту необходимо будет составить образец приказа о наложении материальной ответственности. Выполнение домашней работы будет оцениваться отдельной оценкой.

3.6. Подведение итогов занятия.

Преподаватель совместно со студентами подводит итоги проделанной работы. Студенты слушают преподавателя, делают выводы о проделанной работе, чему научились, что смогли узнать, где могут быть востребованы и применены эти знания.

 На основе проделанной работы преподаватель совместно со студентами делает вывод по теме занятия, формируя у  студента верное представление о порядке составления и заключения хозяйственных договоров. Тем самым, формируя у студента навыки профессиональной правовой деятельности  и уважение к РФ, праву и закону.

Правильный самоанализ и качественная оценка своей работы – итог  проделанной работы.

Общая оценка будет складываться из результатов  этапов.

Общая оценка сложится из итогов теста и оценки за уровень качества составленного хозяйственного договора.


Приложение №1

Раздел 1. Понятие хозяйственных правоотношений в профессиональной деятельности

Тема 1.1. Понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности.                                                                                                                              

Тема 1.2. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности.    

Тема 1.3. Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц.

Тема 1.4. Организационно-правовые формы юридических лиц.      

Практическая работа №1  «Составление учредительных документов»

Тема 1.5. Хозяйственный договор.

Приложение №2

Предмет «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

Тема «Хозяйственный договор»

Вариант №1

Вопрос

Ответ

1

Соглашение  двух или более лиц об

Деликтоспособность

1

Установлении, изменении или прекращении

Договор

2

Прав и обязанностей – это ….

Акцепт

3

оферта

4

2

Какие виды форм договора Вам известны

Устная

1

Устная, простая письменная

2

Простая письменная, нотариальная форма

3

Устная, простая письменная, нотариальная форма

4

Государственная регистрация

3

Договор заключенный с момента достижения

Консенсуальный

1

сторонами соглашения  по всем существенным

Реальный

2

Условиям называется ….

возмездный

3

безвозмездный

4

4

Способ  обеспечения исполнения обязательств,

Залог

1

В силу  которого кредитор по обеспеченному

Поручительство

2

Залогом обязательству имеет права получить

Банковская гарантия

3

Удовлетворение из стоимости  заложенного

Задаток

4

имущества – это …

Штраф

5

5

Возмездный договор предусматривает …

Вознаграждение за исполнение договора

1

Отсутствие вознаграждения за исполнение договора

2

Возможность не исполнять договор

3

Приложение №3

Образец проблемной ситуации

При заключении годового договора на перевозку грузов автомобильным транспортом между автотранспортным предприятием и грузоотправителем возникли разногласия по условиям договора.

Автотранспортное предприятие включило в проект следующие условия:

1.  Грузоотправитель несет ответственность за все последствия неправильной погрузки груза, в том числе за повреждение перевозочных средств и безопасность перевозки. Грузоотправитель не соглашался с этим условием, поскольку согласно правилам перевозок грузов их погрузка на автомашину производится под наблюдением шофера автопредприятия.

2.  Автотранспортное предприятие освобождается от ответственности за неподачу перевозочных средств, если по решению компетентных органов автотранспортные средства будут привлечены к выполнению государственных заданий. Грузоотправитель указывал на незаконность и этого условия.

В свою очередь, грузоотправитель настаивал на включении в договор следующих условий:

1.  Автотранспортное предприятие возмещает грузоотправителю убытки, вызванные просрочкой доставки грузов получателям.

2.  Грузоотправитель не несет ответственности за непредъявление груза к перевозке, если он предупредит об этом автопредприятие за два часа до подачи перевозочных средств.

Против этих условий возражало автопредприятие.

Приложение №5

Инструкции

по работе с электронным учебным пособием

1 перенесите в конспект название данного учебного пособия

2 Выполните конспект в тетради, придерживаясь данного плана:

  • Определение договора
  • Правовое регулирование договора
  • Виды договора
  • Содержание договора
  • Особенности договора
  • Особенности оформления договора
  • Иные сведения

Приложение №6

Практическая работа №2 «Составление хозяйственного договора»

Инструкции по выполнению практической работы:

  • Прочитайте производственную ситуацию.
  • Выберите представителем какого юридического лица Вы будете.
  • Распределите полномочия, и определите круг должностных обязанностей, используя приложение №1.
  • Обсудите условия задачи и выработайте примерное содержание договора.
  • Выберите из электронной базы данных  необходимую форму  хозяйственного договора , используя в качестве проводника Приложение №3.
  • Скопируйте выбранную форму договора в программу Word.
  • На базе типовой формы договора  создайте хозяйственный договор соответствующий производственной ситуации. (При необходимости используйте Приложение №2  и ГК РФ).
  • Распечатайте созданную Вами форму хозяйственного договора.
  • Выполните необходимые действия по подписанию договора.
  • Сообщите преподавателю  о выполнении работы

Приложение №7

Производственная ситуация

тема «Договор купли-продажи транспортных средств»

Из рекламного объявления официального  представителя завода «Центртранстехмаш» ООО «Фотон», АО «Элекс-полюс» узнало о возможности приобретения грузовых автомобилей марки :

 КамАЗ-65115 (автосамосвал) по цене 2050000 руб,

КамАЗ-43101 (фургон) по цене 2 028 000 руб,

КамАЗ-44108 (седельный тягач) по цене 1 570 000 руб,

КамАЗ-6460-028 (тягач) по цене 1 950 000 руб.

АО «Элекс-полюс» выразило желание заключить договор купли-продажи транспортных средств с ООО «Фотон» по указанной выше цене.

Составьте договор купли-продажи  транспортных средств  между   ООО «Фотон» и АО «Элекс-полюс» по условиям данной ситуации.

Адреса:

ООО «Фотон» г. Москава 1-й Дорожный проезд д.7.

АО «Элекс-полюс» г. Смоленск  ул. Краснинское шоссе д. 29.

Приложение №8

ЮРИСКОНСУЛЬТ

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ юрисконсульта

  На должность юрисконсульта назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (юридическое) образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

  юрисконсульт должен знать:

законодательные акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия:

нормативные правовые документы, методические и нормативные материалы по правовой деятельности предприятия:

порядок ведения умета и составления отчетности о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия:

порядок заключения  и оформления хозяйственных договоров, коллективных договоров, тарифных соглашений:

порядок систематизации, учета и ведения правовой документации с использованием современных информационных технологий.

 ФУНКЦИИ

На юрисконсульта возлагаются следующие функции:

  • Разработка документов правового характера.
  • Методическое руководство правовой работой на предприятии.
  • Осуществление  мероприятий  по  укреплению договорной,  финансовой  и трудовой дисциплины.
  • Консультация работников предприятия по юридическим вопросам, оказание содействия в оформлении документов и актов имущественно -правового характера.

 ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

  • Для выполнения возложенных  на него функций юрисконсульт предприятия обязан:
  • Разрабатывать или принимать участие в разработке документов правового характера.
  • Осуществлять методическое руководство  правовой работой  на предприятии, оказывать правовую помощь структурным подразделениям и  общественным организациям в подготовке и оформлении различного рода правовых документов, участвовать в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий.
  • Готовить совместно с другими подразделениями предприятия материалы о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции, нарушении экологического законодательства и об иных правонарушениях для передачи их в арбитражный суд. следственные и судебные органы, осуществлять учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел.
  • Участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества предприятия.
  • Проводит, изучение, анализ и обобщение результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел  практики заключения и исполнения хозяйственных договоров с целью разработки  предложений об устранении выявленных недостатков.
  • Принимать участие в работе по заключению хозяйственных договоров, проведении их правовой экспертизы, разработке условий коллективных договоров и отраслевых тарифных соглашений, а также рассмотрении вопросов о дебиторской и кредиторской задолженности.
  • Контролировать своевременность представления структурными  подразделениями справок, расчетов, объяснений и других материалов для подготовки ответов на претензии.
  • Вести работу   по систематизированному учету и хранению действующих законодательных нормативных актов, производить отметки об их отмене, изменениях и дополнениях, готовить справочную документацию на основе применения современных информационных технологий и вычислительных средств.
  • Принимать участие в подготовке заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия, проектам нормативных актов, поступающих на отзыв.
  • Осуществлять информирование работников предприятия о действующем законодательстве и изменениях в нем.

Приложение №9

Раздел 1 «Правовое регулирование хозяйственной деятельности»

Тема 1.5 «Хозяйственный договор»

План учебного занятия

  1. Актуализация знаний студентов

Приветствие, оформление  журнала

Вводный контрольный знаний

Тест  4 варианта  , 5 вопросов,        время 5 мин

Установление места занятия в курсе изучения материала

Мотивация через предложение оформить договор

Установление темы занятия

Целепалагание   совместно со студентами

  1. Изучит особенности  оформления отдельных  видов хозяйственных договоров
  2. Научиться анализировать и применять  полученные знания по данной теме
  3. Научиться квалифицированно применять полученные знания при решении производственных   ситуаций

  1. Формирование новых знаний и способов действия

Деление на микрогруппы

Работа с учебным пособием

Ознакомление с электронным пособием

 Договор купли-продажи т/с

Договор аренды т/с

Договор возмездного оказания услуг

Договор перевозки

Составление конспекта

Подтверждение цели №1

  1. Формирование  новых умственно-практических действий

Практическая работа  «Составление отраслевого хозяйственного договора»

Деление на микрогруппы

Знакомство с ситуацией

Распределение должностных обязанностей

Знакомство с литературой и раздаточным материалом

Работа с инструкциями

Составление договора

Выбор формы договора из готовой базы данных

Совместная проработка условий договора

Создание формы  договора в соответствии с  производственной задачей

Самопроверка по образцу

Подведение итогов по цели №2 №3

  1. Итоговый контроль

Тест  по видам договоров 2 варианта 5 вопросов

Самопроверка ключ

  1. Домашнее задание

Создать глассарий  по пройденному материалу


  Приложение №10

Рекомендации по составлению договоров

В условиях рыночных отношений договор - основной юридический акт, из которого возникают обязательственные правоотношения. Он является главным средством регулирования товарно-денежных связей, определяющим содержание правоотношений, права и обязанности его участников. Общие положения о договорах, понятие и условия договора, их заключение, изменение и расторжение предусмотрены в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 1995 года. При заключении конкретных видов договоров (договоров купли-продажи, аренды, порядка, перевозки, комиссии и др.) до принятия второй части Гражданского кодекса следует руководствоваться первой частью ГК Российской Федерации, законами и иными законодательными актами РФ в части, не противоречащей первой части указанного кодекса.

1. Основные правила

составления договора

1. При намерении заключить контракт следует четко знать, какие цели необходимо достичь при его реализации и уточнить наиболее важные моменты, связанные с его оформлением, подписанием и исполнением.

Необходимо предусмотреть главные вопросы предстоящей работы, а затем, переходя от общего к частному, составить примерную поэтапную схему работы и продумать, что и как должно быть сделано на каждом этапе, какие для этого потребуются конкретные действия, прикинуть возможность риска.

2. Проект предстоящего договора желательно разработать самой заинтересованной организацией, а не получать проект от контрагента. При составлении формулировок условий договора лучше всего привлечь специалистов соответствующего профиля. Если же составляется договор партнером, не исключено, что в нем должным образом будут учтены все ваши интересы, и придется подгонять их под "чужой" договор и, таким образом, ваша инициатива может быть упущена.

Кроме того, при этом можно избежать всяких неожиданностей, которые могут исходить от вашего контрагента, и по его замечаниям можно проследить, в чем именно состоят его интересы, и предотвратить включение в договор нежелательных условий.

3. Если предложение о заключении договора поступает от неизвестной организации, необходимо как можно больше получить о ней информации.

За рубежом предприниматели крайне настороженно относятся к предложениям новых партнеров. И это несмотря на то, что там существуют открытые торговые реестры и даже есть фирмы, которые специализируются на сборе и обработке сведений о компаниях и отдельных коммерсантах и по запросу могут дать подробности о фирме как таковой (уставный фонд, специализация, годовой оборот, квалификация персонала, обслуживающий банк и т.д.), и даже о биографиях совладельцев предприятия и его руководителей, оценку их деловой репутации, дать сведения о судебных процессах и конфликтах, в которых они участвовали, сообщить подробности о поставщиках, покупателях, клиентах и др.

Такой сервис у нас пока отсутствует и поэтому самим необходимо провести подобную работу, заведя своеобразные досье на своих партнеров и контрагентов.

Необходимо убедиться, что организация, с которой собираются работать, действительно существует. Для этого следует ознакомиться с ее учредительными документами (уставом, учредительным договором) и свидетельством о регистрации. Рекомендуется обратить внимание на то, кто является ее учредителями, каков размер ее уставного фонда и сформирован ли он, где располагается офис (а не просто так называемый юридический адрес), в каком банке организация обслуживается, ее финансовое положение и коммерческая репутация. Через партнеров, контрагентов, банкиров следует собрать о ней и ее руководителях как можно больше информации.

4. При подписании договора необходимо убедиться, что представитель контрагента имеет юридическое право и полномочия на подписание документа. Поэтому, вступая в переговоры с представителями коммерческой организации о заключении договора, необходимо проверить полномочия представителя.

Отсутствие соответствующих полномочий и подписание договора таким представителем может повлечь впоследствии невозможность получить оплату за поставленные товары или добиться возврата выплаченных сумм за товары, либо товары будут поставлены не в полном объеме или с существенными недостатками.

Как показывает практика, нередко недобросовестные контрагенты, не желая исполнять свои обязательства по договору и нести ответственность, объявляют о том, что лицо, подписавшее договор, соответствующих полномочий не имело (это один из самых распространенных способов мошенничества). Для того чтобы такого не случилось, необходимо удостовериться в личности представителя, для чего корректно попросить его представить соответствующие документы.

Если представителем контрагента выступает директор предприятия, который действует без доверенности, необходимо ознакомиться с приказом о его назначении либо (это в основном касается государственных предприятий) ознакомиться с протоколом собрания учредителей предприятия (для коммерческих организаций). В отношении последних следует обратить внимание на следующее. В последнее время зачастую на некоторых предприятиях, особенно там, где директор работает по найму, учредители в той или иной степени ограничивают его полномочия и предоставляют ему их только с согласия правления, совета директоров, собрания учредителей и т.д. Например, в уставе организации в разделе "Компетенция директора" может быть указано, что директор вправе совершать сделки на сумму свыше 10 млн.руб. только с согласия Совета директоров предприятия. Поэтому следует ознакомиться с соответствующим разделом устава организации-контрагента и убедиться, что полномочия директора не ограничены.

В том случае, если представитель действует по доверенности, следует проверить, есть ли на доверенности подпись руководителя организации и ее печать, какого числа она выдана (если дата не указана, то доверенность вообще недействительна), срок ее действия, объем полномочий по доверенности.

5. Приступая к работе по формулированию условий договора, нельзя допускать двусмысленности, нечеткости фраз. В договоре имеет значение каждое слово. Если не понятно, что означает тот или иной термин, какой смысл несет то или иное словосочетание, фраза и т.д., надо выяснить это с привлечением специалистов. Следует иметь в виду, что впоследствии в случае спора по условиям исполнения договора контрагент будет пытаться любую неточную формулировку в договоре интерпретировать в свою пользу. Более того, партнер может специально включить в договор неясные (но хорошо понятные ему самому) формулировки и положения, в которых ваши интересы могут быть ущемлены.

Весьма часто допускаются неточности при применении в договорах юридических торговых международных терминов, в частности, определяющих базисные условия поставки. Так, нередко применяется предназначенный для водных перевозок торговый термин "СИФ" при использовании сухопутных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного) или при смешанных перевозках (несколькими видами транспорта). При отсутствии в договоре положений, разъясняющих, что стороны имели в виду, могут возникнуть трудности при разрешении споров, в частности, по вопросу о моменте, в который товар считается поставленным, и о моменте перехода риска с продавца на покупателя.

6. Определяя в договорах условиях о расчетах и осуществляя платежи по обязательствам за поставку товаров, необходимо учитывать, что Указом Президента РФ от 20.12.94 N 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)" установлено, что обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы, оказанные услуги).

Предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы, оказанные услуги) равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (выполнения работ и услуг).

Следует иметь в виду, что суммы неистребованной кредитором задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками, подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (выполнения работ или оказания услуг), как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора, за исключением случаев, когда в его действиях отсутствует умысел.

Вышеназванным Указом установлено, что Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом по истечении предельного срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы, оказанные услуги), если стороны не предприняли всех имеющихся возможностей для погашения задолженности, предъявляет требования о перечислении сторонами в доход бюджета всего полученного сторонами и причитающегося им по указанным сделкам.

Если в течение месяца со дня предъявления требования о перечислении в доход бюджета полученного и причитающегося по указанным сделкам стороны не осуществили полного исполнения обязательств, Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом предъявляет в арбитражный суд иск о применении последствий ничтожности сделки согласно ст.169 Гражданского кодекса Российской Федерации.

7. При формулировании условий об обстоятельствах, освобождающих от ответственности (так называемых "форс мажорных оговорок"), следует учитывать последствия той или иной формулировки, что может привести к снижению или повышению имущественной ответственности стороны договора.

При включении в договор оговорки, предусматривающей конкретный перечень обстоятельств, наступление которых освобождает от ответственности при нарушении обязательства, арбитражные суды, как правило, принимают решения о взыскании со стороны убытков, явившихся следствием обстоятельств, находившихся вне контроля, если они не предусмотрены перечнем, содержавшимся в договоре.

8. Когда проект договора будет готов, его необходимо еще раз просмотреть для того, чтобы уловить двойной смысл какой-либо фразы или увидеть какое-нибудь упущение и т.д.

Любой договор - правовой документ, и нельзя составлять его без участия компетентных специалистов. А юрист должен разъяснить правовые последствия тех или иных его условий, предложить новые варианты какого-либо пункта и т.д.

Поэтому до подписания договора необходимо, чтобы его просмотрел и завизировал юрист.

9. Многие предпринимательские структуры широко используют различные формы договоров, образцы которых предлагаются в настоящее время в различных сомнительных сборниках и рекомендациях.

Наряду с очень краткими договорами, содержащими минимум условий (предмет договора, включающий наименование и количество товара, цена с указанием базиса поставки, требования к качеству, срок поставки, условия платежа), нередко заключаются многостраничные очень подробные договоры, предусматривающие значительное число дополнительных условий. Заключение кратких договоров требует от организации четкого представления о том, чем будут восполняться пробелы договора. Арбитражная практика показывает, что об этом, к сожалению, часто забывают и это приводит к нанесению ущерба. В то же время анализ многостраничных подробных договоров не всегда приводит к положительным результатам.

Во-первых, нередко такие договоры составляются по трафарету, недостаточно учитывающему вид товара, являющегося предметом купли-продажи или другого вида сделки. Практически одинаковые условия предусматриваются как в отношении всех видов массы продовольственных и промышленных товаров, так и в отношении машин и оборудования.

Во-вторых, договоры примерно одинакового содержания составляются независимо от того, с каким партнером они заключаются.

В-третьих, стремление предусмотреть в договоре условия на все случаи, которые могут возникнуть при его исполнении, осложняет, с одной стороны, переговоры при заключении договора, а с другой приводит к отягощению договора большим числом общих и порой не лучших положений. К тому же, как показывает практика, все предусмотреть в контракте невозможно. Надо учитывать, что универсальной формы, способной надежно обезопасить себя и ваш бизнес, не существует. Договор - акт строго индивидуальный, и составлять его надлежит для каждого случая отдельно.

Структура договора

Любой договор условно можно разделить на четыре части:

1. Преамбулу (или вводную часть).

2. Предмет договора.

3. Дополнительные условия договора.

4. Прочие условия договора.

1. Преамбула

(или вводная часть)

1. Наименование договора (договор купли-продажи, поставки, комиссии, транспортных услуг, аренды, совместной деятельности и пр.).

Точное название договора дает понять, какие он определяет правоотношения. Однако необходимо помнить, что сущность договора вытекает не из названия, а из его содержания. Но если название отсутствует, договор сначала следует прочитать, чтобы понять, о чем он, а уж затем разбираться с ним по существу.

2. Дата подписания договора. Она включает число, месяц и год подписания. Со всеми этими реквизитами связано правильное установление момента заключения договора и окончания срока его действия, а значит, и определенные юридические последствия.

3. Место подписания договора (город или населенный пункт).

Указание на место совершения сделки - не простая формальность, оно имеет иногда большое юридическое значение. По законодательству того места, где совершается сделка, определяются: а) правоспособность и дееспособность лиц, заключивших сделку, б) форма сделки), в) обязательства, возникшие из сделки (правда, в последнем случае стороны в договоре могут предусмотреть иное положение ст.432 ГК РФ).

4. Полное фирменное наименование контрагента, под которым последний зарегистрирован в реестре государственной регистрации, а также сокращенное название сторон по договору ("Заказчик", "Покупатель", "Арендатор" и пр.).

5. Должности, фамилии, имена и отчества лиц, подписывающих договор, указания на их полномочия на подписание договора.

2. Предмет договора

Данная часть договора содержит его существенные условия:

1. Предмет договора, т.е. о чем конкретно договариваются стороны.

2. Обязанности и права стороны по договору.

3. Обязанности и права второй стороны по договору.

4. Цена договора и порядок расчетов и др.

5. Срок выполнения сторонами своих обязательств.

Конкретное содержание этих условий зависит от вида договора и от конкретной ситуации его заключения.

3. Дополнительные условия договора

Настоящий раздел включает в себя условия, которые не обязательно предусматривать в каждом договоре, но которые, тем не менее, существенно влияют на реализацию прав и обязанностей сторон.

1. Срок действия договора.

Его необходимо указать, даже если названы сроки выполнения сторонами обязательств. Это обусловлено тем, что надлежит знать, когда договор прекращает свое действие и когда можно будет предъявить соответствующие требования к контрагенту.

2. Ответственность сторон.

Она обеспечивает исполнение обязанностей сторонами в случае нарушения условий договора одной из них. Обычно здесь определены различного рода санкции в виде пени, неустойки, штрафа, уплачиваемых контрагентом, не выполнившим своих обязательств в отношении одного из согласованных условий.

При составлении договора можно предложить следующую методику определения ответственности:

против каждой обязанности стороны должна быть предусмотрена соответствующая ответственность, в основном в виде штрафной неустойки. Это означает, что убытки при ненадлежащем исполнении обязательств контрагента могут быть взысканы с него сверх неустойки. Помните, что если такой вид ответственности отсутствует, неустойка является зачетной и убытки с контрагента можно будет взыскать в части, не покрытой неустойкой (ст. 394 ГК РФ).

3. Способы обеспечения обязательств (гл.23 ГК РФ).

Российское гражданское законодательство предусматривает следующие основные способы обеспечения обязательств (ст.329 ГК РФ): неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток. Кроме этого могут быть предусмотрены и другие способы, предусмотренные законом или договором.

4. Основания изменения или расторжения договора в одностороннем порядке (гл. 29 ГК РФ).

5. Условия о конфиденциальности информации по договору.

6. Порядок разрешения споров между сторонами по договору.

Все споры между сторонами разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в арбитражном суде. Однако стороны могут установить и иное положение, в частности, предусмотреть разбирательство споров не в арбитражном, а в третейском суде, создаваемом либо самими сторонами, либо в соответствии с регламентом какого-либо постоянно действующего третейского суда.

7. Особенности перемены лиц по договору.

В этом пункте можно предусмотреть, что уступка права требования по договору может быть осуществлена только с согласия должника (ст. 388 ГК РФ).

4. Прочие условия договора

Эти условия могут включать следующие вопросы:

1. Законодательство, регулирующее отношения сторон (особенно это важно для внешнеторговых контрактов).

2. Особенности согласований связи между сторонами.

Здесь для каждой стороны указываются:

а) лица, полномочные давать информацию и решать вопросы, относящиеся к исполнению договора.

Это может формулироваться двумя способами: с персональным указанием полномочного лица (лиц) или с указанием должностей,

     б) сроки связи между сторонами.  Например: "...каждый вторник с ________ ч.",

в) способы связи: телефон, факс, телекс, телеграф, телетайп с указанием их номеров и иных данных.

3. Судьба преддоговорной работы и ее результатов после подписания договора.

Данный пункт содержит положение, в соответствии с которым стороны устанавливают, что после подписания настоящего договора все предварительные переговоры по нему, переписка, предварительные соглашения и протоколы о намерениях теряют силу.

4. Реквизиты сторон:

а) почтовые реквизиты,

б) местонахождение (адрес) предприятия,

в) банковские реквизиты сторон (номер расчетного счета, учреждение банка, код банка, МФО или данные РКЦ),

г) отгрузочные реквизиты (для железнодорожных отправок, для контейнеров, для мелких отправок).

Особое внимание уделите наличию и правильности сведений, касающихся банковских реквизитов вашего контрагента, так как без них вам очень трудно будет взыскать убытки.

5. Количество экземпляров договора.

6. Подписи сторон с приложением каждой организации (предприятия).

Приложение №11

Навигатор поиска формы хозяйственного договора

1

     

Законодательство

  •  Нормативные акты России

Судебная и иная правоприменительная практика

  •  Практика разрешения споров, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности

Юридические комментарии и консультации

  •  Образцы правовых и деловых документов

  •  Законодательство в вопросах и ответах

2   

                                                                                                          

Тематический классификатор

Банковская деятельность и валютное регулирование

Гражданско-правовые отношения и коммерческая деятельность

Деловая практика

Защита прав и законных интересов граждан и организаций

Судебная и арбитражная практика

Трудовые отношения и социальные вопросы

3

Гражданско-правовые отношения и коммерческая деятельность

Доверенности

Договоры

Жилищно-правовые вопросы

Изменение и прекращение обязательств

Интеллектуальная собственность

Коммерческие организации

Корпоративные акты

Наследование

Некоммерческие организации

Обеспечение исполнения обязательств

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица

Приватизация

Семейно-брачные отношения

Страхование

Ценные бумаги

4

Договоры

Авторский договор

Агентирование

Аренда

Безвозмездное пользование имуществом

Дарение

Доверительное управление

Логика работы пользователя

      Ваши действия зависят от того, что вы знаете об информации, которую хотели бы получить.

     Если вы с достаточной точностью представляете, какие материалы вам нужны, если вам известны значения каких-либо атрибутов искомого документа или если вы можете с достаточной точностью воспроизвести часть контекста документа, вам следует воспользоваться атрибутным поиском.

     Для запуска атрибутного поиска выберите в меню Поиск команду Атрибутный поиск или щелкните мышью на соответствующем значке на панели инструментов: .

          Если вы затрудняетесь точно сформировать запрос для атрибутного поиска, но можете сформулировать фразу, которой характеризуется интересующая вас проблема, используйте интеллектуальный поиск. Интеллектуальный поиск может быть использован и при поиске документов по номеру или дате принятия документа (например, Положение по бухгалтерскому учету от 30.03.2001 N ПБУ 6/01), а также, если вы хотите получить максимум документов (материалов), пусть даже отдаленно относящихся к интересующей вас проблеме.

Для запуска интеллектуального поиска выберите в меню Поиск команду Интеллектуальный поиск или щелкните мышью на значке Интеллектуальный поиск на панели инструментов: .

Если вы находитесь в каком-либо разделе, то вам доступны также интеллектуальный и атрибутный поиски в пределах этого раздела. Чтобы воспользоваться ими, используйте соответствующие кнопки в заголовке раздела:

 

Если вы работаете в какой-либо узкоспециализированной области, вам имеет смысл сразу перейти на страницу специализированного профессионально-ориентированного продукта (такого, как, например, "Помощник бухгалтера" или - "Стройэксперт-Кодекс"): для этого выберите его название в меню Поиск или нажмите на соответствующую кнопку панели инструментов.

На страницах специализированных продуктов собрана вся информация и все виды информационного сервиса для определенных категорий пользователя. Например, "Помощник бухгалтера" содержит все необходимое для работы бухгалтеров, экономистов и руководителей, "Стройэксперт-Кодекс" - все нормативные документы и информацию для специалистов строительной области.

Если вам необходимо просто получить список документов какой-либо определенной тематики, вы можете сразу перейти на страницу соответствующего информационного раздела, дважды щелкнув мышью на его названии. Так вы сможете ознакомиться с какой-либо отраслью законодательства или видом правовой информации в целом. На странице раздела к вашим услугам как основные средства поиска ("Атрибутный" и "Интеллектуальный"), так и дополнительные - "Поиск по ситуации", тематический классификатор, "Наиболее важные документы" и другие.

Для работы с тематическими комментариями вы выбираете нужный раздел и входите в него двойным щелчком мышью или нажатием клавиши . Перед вами открывается список тематик данного раздела. Вы выбираете ту тематику, которая ближе всего соответствует проблеме и открываете ее.

В нижней части окна находятся ярлыки, открывающие дополнительные возможности работы с классификатором.

Каждая тематика (подтематика) может содержать комментарий, который можно просмотреть, щелкнув мышью на ярлыке Комментарий.

Чтобы просмотреть список документов, относящихся к данной тематике, достаточно щелкнуть на ярлыке Документы.

Документы могут иметь примечания, сделанные юристами "Кодекс". Чтобы просмотреть текст примечания, щелкните мышью на ярлычке-закладке Примечание в нижней части окна.

В текущем списке тематик вы можете использовать быстрый контекстный поиск по первым введенным символам. Для этого наберите поисковую цепочку с клавиатуры. Вводимые символы появятся в строке состояния, а система мгновенно отреагирует на каждый введенный символ, выделяя найденную строку в списке.

Интеллектуальный поиск

Интеллектуальный поиск - мощное поисковое средство, он может быть рекомендован применять в следующих случаях:

· если вы затрудняетесь точно сформировать запрос для атрибутного поиска, но можете сформулировать фразу, которой характеризуется интересующая вас проблема;

· если вы не уверены в точности терминов, характеризующих интересующую вас проблему;

· при поиске документов по номеру или дате принятия документа );

· а также, если вы хотите получить максимальное количество документов (материалов), пусть даже отдаленно относящихся к интересующей вас проблеме.

Для запуска интеллектуального поиска выберите в меню Поиск команду Интеллектуальный поиск или щелкните мышью на значке Интеллектуальный поиск на панели инструментов.

В открывшемся диалоговом окне Где искать укажите область поиска, после этого нажмите кнопку ОК.

Введите условия поиска. При этом не надо задумываться о том, является ли какое-либо слово в данной фразе шумовым и содержится ли оно в базе данных, система автоматически отбросит шумовые слова и те слова, которые не встречаются в базе данных.

Например, если вас интересует вопрос: “Как определяется выслуга лет для офицеров вооруженных сил, увольняющихся в запас”, введите в строке запроса поисковую фразу “выслуга лет офицеров вооруженных сил увольняющихся в запас”.

Алгоритм интеллектуального поиска следующий:

· в поисковой фразе выделяются номера и даты. Они ищутся не только по тексту, но и по атрибутам документа;

· в слове (словах поисковой цепочки) выделяется основа (в каждом слове отбрасываются окончания);

· порядок слов в поисковой фразе не важен, слова фразы объединяются по принципу логического "И";

· специальными статистическими методами определяется близость документа к запросу, определяется вес (учитывается частота употребления слов запроса в тексте документа, особенно в названии, более значимы редко встречающиеся слова). Если один из атрибутов документа совпадает с введенными, то вес этого документа значительно увеличивается.

При анализе запроса, содержащего даты и номера, похожие на даты, система будет искать документы и по дате, и по номеру, принимая оба предполагаемых варианта запроса. Кроме того, осуществляется фильтрация чисел, явно не относящихся к номеру документа. Если в запросе указано одно из слов пункт, статья, глава, часть, приложение, раздел (во всех словоформах) и рядом (спереди или сзади через символы-разделители) с этим словом стоит число, система убирет их из запроса вместе с числом.

Закончив ввод фразы, нажмите кнопку Искать.

По результатам поиска система отсортирует найденные документы по степени их близости к контексту заданного запроса.

Каждому документу присваивается вес. Документы с наибольшим весом скорее всего содержат полезную для вас информацию и будут располагаться в верхней части списка. По мере движения вниз вес документов и соответственно вероятность содержания полезной информации убывает.

Для получения наилучших результатов в данном виде поиска воспользуйтесь следующими рекомендациями:

1. Запрос должен быть направлен на смысловое содержание документа. Система не поймет, если вы попытаетесь задать вопрос о самом документе.

Например, запрос "документы, принятые управлением МНС по Санкт-Петербургу" составлен неудачно. Получить подборку документов Управления МНС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области можно, воспользовавшись атрибутным поиском, проведя поиск по атрибуту "Принявший орган".

2. Система не понимает запросов, построенных на отрицании (например, "льготы по налогам, кроме налога на доходы физических лиц"). В этом случае, скорее всего, вы получите результат, противоположный ожидаемому.

3. Результаты поиска, как правило, получаются лучше, если правильно выбраны разделы базы данных, в которых производится поиск. Поэтому желательно при выборе области поиска в диалоговом окне Где искать отключить поисковые ветви, заведомо не содержащие интересующих вас документов.

4. Обычно нецелесообразно использовать интеллектуальный поиск для поиска документов по общей (не конкретной) теме.

Например, для поиска по запросу "налог на прибыль" лучше воспользоваться тематическим поиском-просмотром. В то же время, интеллектуальный поиск по запросу "льготы по налогу на прибыль для малых предприятий" будет достаточно эффективен.

5. Работая со списком документов, полученных по результатам приблизительного поиска, надо отдавать отчет в том, что список не является абсолютно правильным: среди важных документов в нем будут представлены несущественные и случайные документы. Но даже несущественный документ может вывести вас на основные (главные) документы, соответствующие запросу (например, при переходе по гипертекстовой ссылке).

Функциональность интеллектуального поиска доступна также сразу из главного окна системы - через новую панель Быстрый поиск. Для поиска документов введите запрос в поле ввода и нажмите кнопку Найти.

Если вам точно известны атрибуты документа, то более точные результаты поиска можно получить, воспользовавшись атрибутным поиском. При поиске документов, относящихся к определенной тематике, имеет смысл применить тематический поиск-просмотр.

Атрибутный поиск

Атрибутный поиск рекомендуется применять в следующих случаях:

- вы более или менее точно знаете, какие документы или материалы вам нужны, то есть вы знаете значения их атрибутов;

- достаточно определенно можете воспроизвести контекст искомого документа;

- вы хотите осуществить поиск по комбинации различных признаков.

Главная особенность данного вида поиска - возможность гибко комбинировать его условия.

Чтобы выполнить атрибутный поиск, выберите в меню Поиск команду Атрибутный поиск или нажмите кнопку  на панели инструментов.

В открывшемся диалоговом окне Где искать  укажите область поиска и нажмите кнопку ОК.

Перед вами откроется  диалоговое окно Атрибутный поиск, представляющее собой набор полей ввода, каждый из которых позволяет задать условие для соответствующего атрибута. Для ввода значения атрибута щелкните мышью в нужной строке.  Введенные значения атрибутов будут видны в одном окне, позволяя легко проанализировать запрос на поиск.

Набор атрибутов зависит от области поиска, которую вы определили в диалоговом окне Где искать. Если в область поиска были включены разделы различной структуры (например, "Законодательство" и "Нормативы и стандарты"), то диалоговое окно поиска будет содержать только два поля ввода – Название и Контекстный поиск.

Поля, по которым производится поиск, бывают четырех видов:

- символьные (например, "Название", "Контекстный поиск", "Дата");

- дата (например, "Дата принятия", "Дата редакции");

- номер (например, "Номер документа", "Номер регистрация Минюста);

- поля для ввода значений атрибутов из классификатора (например, "Вид документа", "Принявший орган").

В символьные поля вводятся поисковые слова (фразы), формирующие запрос контекстного поиска. При вводе поисковых слов автоматически подключается словарь словоформ, который предлагает все имеющиеся в словаре значения с данным префиксом. В случае длинного списка окно словаря не увеличивается - появляются полосы прокрутки. Система дает "мягкое" предупреждение о шумовых словах, которые не будут участвовать в поиске. Кроме того, при поиске не будут учитываться окончания введенных вами слов, а только их основа. Например, достаточно ввести в качестве запроса слово "налоги" – и будут найдены все документы, содержащие упоминание слова "налог" в любой его форме.

Каждое поле ввода символьного запроса имеет кнопку прокрутки, с помощью которой можно вызвать одну из предыдущих поисковых цепочек. Список значений сохраняется и при перезапуске системы.

Переход между всеми элементами диалогового окна Атрибутный поиск (списком условий, полями ввода запроса и переключателями) производится при помощи клавиш: - вперед и - назад.    

Чтобы очистить значение какого-либо атрибута в запросе на поиск, нажмите правую кнопку мыши в области этого атрибута и выберите в появившемся контекстном меню команду Очистить ("горячая" клавиша ). Команда Очистить все ("горячая" клавиша ) позволяет очистить все условия поиска. Заметьте, что "горячие" клавиши действуют, только если фокус ввода находится в окне списка атрибутов.

Количество найденных в результате поиска документов подскажет вам, нужно ли уточнять и усложнять условия поиска. Для составления более сложного контекстного запроса с использованием логических операций и операций расстояния вы можете воспользоваться дополнительным диалоговым окном Расширенный контекстный поиск, нажав на кнопку с  многоточием, расположенную справа на строке ввода контекста запроса.

Начинается с - ищется документ с номером, начинающимся с заданной последовательности;

Точно - ищется документ с номером, точно совпадающим с заданной последовательностью;    

Содержит - ищется документ, содержащий заданную последовательность.

В строке ввода номера документа также активизируется словарь-подсказка, выводящий список имеющихся в подключенных разделах номеров документов. Поле ввода номера содержит свой выпадающий список ранее введенных значений, отличный от списка значений контекстных запросов.

Поля типа "дата" служат для задания временных границ. Период времени определяется в выпадающем списке слева в строке ввода. При выборе значений Точно, До и После нужную дату  диапазона введите в расположенном справа календаре. Чтобы открыть каленлдарь, щелкните на кнопке со стрелочкой вниз. При выборе значений С..до и До и После в строке появится второй календарь, позволяющий ввести диапазон дат. Чтобы сбросить заданное условие по дате, сбросьте флажок в первом календаре.

Для ввода значений из классификатора (такие поля, как "Вид документа", "Принявший орган", "Тематика") щелкните на нем мышью - откроется специальное диалоговое окно выбора значений классификатора с возможностью фильтра. Выбирайте необходимые значения одинарным щелчком мыши. Двойной щелчок мыши на элементе списка закрывает диалог, при этом выбранные элементы отобразятся в строке атрибута.

     После задания всех необходимых атрибутов нажмите кнопку Искать для начала процедуры поиска.

В результате поиска будет сформирована выборка и в нижней части окна будет показано количество найденных документов. Вы можете уточнить (сузить) условия поиска или сразу перейти к работе со списком документов, нажав кнопку Список.

Процесс поиска всегда можно прервать, нажав кнопку Прервать.

Работа с информационными материалами базы данных  

Как правило, конечным этапом работы в системе является работа с текстом документа, тематическим комментарием, примечанием к документу, примечанием, сделанным вами к закладке в тексте документа.

Документ базы данных "Кодекс" может быть загружен в информационное окно следующим образом:

- из выборки документов, полученной в результате атрибутного или интеллектуального поиска;

- из выборки, лежащей в папке пользователя или из списка документов текущей тематики;

- в результате перехода по гипертекстовой ссылке из текста или приложения другого документа;

- при выборе закладки из списка, лежащего в папке пользователя.

Комментарий к тематике и примечания к документу открываются с помощью соответствующего ярлычка в нижней части информационного окна.

Кроме этого вы можете загрузить в текущее или новое информационное окно внешний текстовый файл (команда меню Файл > Открыть) и работать с ним, как и с обычным документом базы данных "Кодекс".

В чем заключается работа с текстом в системе?

Работая в информационном окне с текстом документа, вы можете:

- просмотреть документ и приложения к нему (статус, оглавление для сложных (структурированных) документов, примечания к документу), используя ярлычки-закладки в нижней части окна;

-        осуществлять переход по ссылкам, расположенным в тексте;

-        организовать поиск в тексте документа;

-        найти все отмеченные в тексте документа в результате контекстного поиска слова (фразы);

-        скопировать выделенную в тексте область в буфер обмена для дальнейшей вставки в какой-либо новый, создаваемый вами текст;

-        установить закладку;

-        распечатать, сохранить в файл или передать в MS Word для дальнейшей работы: документ со всеми его приложениями, только документ, без приложений, или выделенную часть документа.

Возможности работы с текстами комментариев, примечаний и  внешних файлов аналогичны описанным выше.

Строго говоря, все возможности работы с текстами определены командами контекстного меню, которое вы можете открыть в области текста, нажав правую кнопку мыши, и командами меню Редактирование основного меню системы.

Приложение №12

Договор N _________

Г. Смоленск

" 11 "_февраля_ 2001 г.

ОАО «Элекс-плюс», именуемое в дальнейшем "Покупатель", в лице ген.директора Петрова В.П., действующего на основании Устава , с одной стороны, и ООО «Фотон», именуемое в дальнейшем "Продавец", в лице директора Козлова Н.А., действующего на основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые "Стороны", заключили настоящий Договор о нижеследующем.

1. Предмет Договора

1.Продавец обязуется передать Покупателю Автомобиль марки КамАЗ-65115 (автосамосвал), КамАЗ-43101 (фургон), КамАз-44108 (седельный тягач), КамАЗ-6460-028(тягач), именуемый в дальнейшем "Товар" и произвести работы по установке улучшений на передаваемый Товар на условиях, определенных в настоящем Договоре, а Покупатель принять указанный Товар и оплатить стоимость передаваемого Товара.

2. Цена договора

2. Стоимость передаваемого Товара (с учетом НДС) составляет:

КамАЗ-65115 (автосамосвал) – 2050000 руб.

КамАЗ-43101 (фургон)- 2028000 руб.

КамАз-44108 (седельный тягач) – 1570000 руб.

КамАЗ-6460-028(тягач) -1950000 руб.

3. Порядок расчетов

3.1. При подписании Заявки Покупатель в качестве предоплаты оплачивает Продавцу денежную сумму, составляющую из 25 процентов от указанной в п.2.1 стоимости передаваемого Товара. Оплата производится в соответствии с п.3.2 настоящего Договора.

3.2. Оплата денежной суммы, указанной в п.2.1 настоящего Договора, подлежащей передаче Продавцу в соответствии с п.5.2.2 настоящего Договора за вычетом суммы, оплаченной в соответствии с п.3.1 настоящего Договора, производится в течение 10  рабочих дней с момента подписания Сторонами акта приема-передачи Товара путем перечисления на расчетный счет Продавца указанной денежной суммы. По согласованию Сторон расчеты могут быть произведены в наличной форме с соблюдением установленного законодательством РФ порядка расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами.

3.3. Форма оплаты по настоящему Договору безналичная, платежным поручением

4. Порядок приемки. Претензии

4.1. Передача Товара производится по месту нахождения Продавца путем подписания Сторонами акта приема-передачи, составляемого Продавцом к моменту окончания проведения согласованных в Заявке работ. Подписание акта приема-передачи Сторонами производится в течение 2-х  рабочих дней с момента уведомления Покупателя.

4.2. Полученный Покупателем Товар должен быть осмотрен им непосредственно при получении в месте передачи Товара.

4.3. В течение тридцати рабочих дней с момента передачи Товара Покупателем должно быть проверено качество Товара.

4.4. При обнаружении Покупателем недостатков в переданном Товаре в трехдневный срок с момента их обнаружения Покупателем должна быть составлена и передана Продавцу письменная претензия по обнаруженным недостаткам с предлагаемым порядком их устранения.

4.5. Продавцом в течение 10 дней с момента получения им претензии составляется акт устранения недостатков, в котором указываются сроки и порядок устранения недостатков.

4.6. Указанный акт подлежит подписанию Сторонами в течение 3-х рабочих дней с момента согласования Сторонами указанного в акте порядка устранения недостатков.

5. Обязанности Сторон

5.1. Обязанности Продавца

5.1.1. Передать Покупателю Товар свободным от прав и притязаний третьих лиц.

5.1.2. Продавец обязуется непосредственно при передаче Товара передать Покупателю следующую документацию:

Технические паспорта, сертификаты качества, сопроводительные документы, инструкции по применению.

5.2. Обязанности Покупателя

5.2.1. Принять Товар в порядке, месте и сроки, согласованные Сторонами настоящего Договора.

5.2.2. Оплатить Товар в порядке, установленном в п.3 настоящего Договора.

5.2.3. Проверить качество Товара в порядке и сроки, установленные в п.4 настоящею Договора.

5.2.4. В случае обнаружения недостатков в переданном товаре в соответствии с п.4.4 настоящего Договора составить и направить Продавцу письменную претензию по обнаруженным недостаткам.

5.2.5 Использовать переданный Товаром в соответствии с инструкциями Продавца.

5.2.6. В случае помещения Продавцом Товара на платную стоянку в соответствии с п.6. настоящего Договора возместить Продавцу затраты по хранению Товара за время фактического нахождения товара на платной стоянке.

5.3. Обязанности Сторон

5.3.1. Стороны обязуются согласовывать порядок удовлетворения претензий в соответствии с п.6 настоящего Договора.

5.3.2. В случае изменения юридического адреса или обслуживающего банка, Стороны обязаны в срок 3-х  рабочих дней с момента соответствующих изменений уведомить об этом друг друга.

6. Права сторон

6.1. Продавец имеет право

В случае неполучения Покупателем Товара в установленный в п.4.1 настоящего Договора срок поместить Товар на платную стоянку без предварительного уведомления об этом Покупателя.

6.2. Покупатель имеет право

6.2.1. Требовать наличие сертификатов  в случае если они подлежат обязательной сертификации.

6.2.2. В случае обнаружения недостатков в переданном Товаре требовать их устранения в соответствии с п.4. настоящего Договора.

7. Ответственность Сторон и форс-мажор

7.1. Сторона настоящего Договора, имущественные интересы или деловая репутация которой нарушены в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему Договору другой Стороной, вправе требовать полного возмещения причиненных ей убытков, под которыми понимаются расходы, которые Сторона, чье право нарушено, произвела или произведет для восстановления своих прав и интересов; утрата, порча или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые эта Сторона получила бы при обычных условиях делового оборота, если бы ее права и интересы не были нарушены (упущенная выгода).

7.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по принятию Товара Покупатель обязуется помимо возмещения предусмотренных п.5. настоящего Договора убытков уплатить Продавцу штраф в размере 15000 руб.

7.3. В случае невыполнения Покупателем обязанностей по оплате Товара, Покупатель выплачивает Продавцу пени в размере 0,005 процентов от неоплаченной суммы за каждый день просрочки.

7.4. Выплата Стороной пеней или штрафа не освобождает ее от надлежащего исполнения обязанностей по настоящему Договору.

7.5. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая свои обязательства по настоящему Договору несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (форс-мажор). К обстоятельствам непреодолимой силы Стороны настоящего Договора отнесли чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Возникновение обстоятельств непреодолимой силы должно подтверждаться Стороной, которая ссылается на указанное обстоятельство, путем представления соответствующего акта.

7.6. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая свои обязательства по настоящему Договору вследствие форс-мажорных обстоятельств, обязана уведомить об этом другую Сторону не позднее 2-х календарных дней со дня наступления таких обстоятельств.

7.7. Неуведомление или несвоевременное уведомление о наступлении форс-мажорных обстоятельств не дает права ссылаться при невозможности выполнить свои обязанности по настоящему Договору на наступление форс-мажорных обстоятельств.

7.8. Сторона, лишенная права ссылаться на наступление форс-мажорных обстоятельств, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

8. Прочие условия

8.1. Отношения Сторон по настоящему Договору в части, не урегулированной настоящим Договором, регулируются действующим законодательством РФ.

8.2. К отношениям по настоящему Договору применяется действующее законодательство РФ о защите прав потребителей.

8.3. Право собственности на передаваемый по настоящему Договору Товар переходит к Покупателю с момента полной оплаты Покупателем Товара.

8.4. Изменения и (или) дополнения в настоящий Договор вносятся путем подписания Сторонами соглашения о внесении изменений и (или) дополнений в настоящий Договор, составленного в виде единого письменного документа в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу.

8.5. Все споры, возникающие между Сторонами, решаются в претензионном порядке путем переговоров.

8.6. При недостижении Сторонами согласия в порядке, указанном в п.8  настоящего Договора, спор решается в судебном порядке.

8.7. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную силу, по одному для каждой из Сторон.

9. Действие настоящего Договора

9.1. Настоящий Договор действует с момента подписания его Сторонами.

9.2. Настоящий Договор действует до полного исполнения Сторонами своих обязанностей.

10. Юридические адреса и платежные реквизиты Сторон

Продавец:

Покупатель:

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

________________

 

________________

 

(подпись)

(ФИО)

(подпись)

(ФИО)

     

Приложение №13

Производственная ситуация «Договор купля- продажа»

 В соответствии с заключенным договором нефтеперерабатывающий завод обязался поставить территориальному управлению Роскомрезерва 500 т топлива для реактивных двигателей и 300 т дизельного топлива. Покупатель произвел предварительную оплату, однако завод своих обязательств не выполнил.

В связи с этим покупатель обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании неустойки в размере 50% стоимости непоставленной продукции, предусмотренной Законом РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд», и убытков в виде неполученных доходов. В ходе судебного заседания выяснилось, что договор заключался ответчиком на добровольной основе, в заключенном договоре отсутствует указание на его заключение на основе государственного заказа или квот.

Разрешите возникший спор

Приложение №14

Вопросы заключительного теста

Тема «Договор купля-продажа»

Вариант №1

Вопрос

Ответ

1

Как называется договор  по которому одна сторона (продавец) обязуется передать  вещь (товар)  в собственность другой  стороне (покупатель), а покупатель обязуется принять этот  товар  и уплатить за него  определенную денежную сумму (цену)

Договор купля-продажа

1

Договор аренды

2

Договор возмездного оказания услуг

3

Договор перевозки

4

2

Существенным условием договора купля-продажа является ….

Цена

1

Предмет

2

Количество товара

3

4

Обязанности сторон

3

Что является целью договора купля-продажа

Договор не содержит цели

1

Переход права только на собственность

2

Переход права собственности на товар и деньги

3

4

Является ли договор купля-продажа  взаимным

Да

1

Нет

2

Не знаю

3

5

Может  ли быть предусмотрена  обязанность продавца или покупателя  по договору купля-продажа страховать товар

Да, во всех случаях

1

Нет, во всех случаях

2

Да, по отдельным видам договоров

3

Приложение №15

Образец домашнего задания

  • Выучить теоретический материал по    теме 1.5. «Хозяйственный  договор»
  • Составить глассарий по материалам данного занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовые споры. Порядок их разрешения. Методическая разработка занятия по дисциплине: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

В последнее время со стороны работодателя, все чаще наблюдаются нарушения трудового законодательства. Работодатели стараются всевозможными способами обходить закон, что, в конечном счете, может привес...

Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

методическое пособие предназначено для использования преподавателями при проведении практических занятий по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОП. 05 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: Рассмотрение и разрешение дел в суде Специальность: 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

Данный урок предполагает изучение  и систематизацию знаний по теме «Рассмотрение и разрешение гражданских дел в суде» для студентов 3 курса специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по...

Методические указания для выполнения практических работ ОП.05 Правовое обеспечение профессиональной деятельности профессионального цикла, программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01.экономика и бухгалтерский учет (по отра

Методические указания для выполнения практических работОП.05  Правовое обеспечение профессиональной деятельностипрофессионального цикла,программы подготовки специалистов среднего звенапо специаль...

Методическая разработка учебного практического занятия по вождению автомобиля

Тема занятия " Начало движения на подъеме. Постановка на габаритную стоянку....