ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО
статья

статья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smirnova_in_statya_belgorodskaya_oblast.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО

Смирнова Ирина Николаевна, преподаватель

ОГА ПОУ «Вейделевский агротехнологический техникум имени Грязнова Владимира Михайловича»

Аннотация. В статье рассмотрены общие теоретические  вопросы по проблемам  организации процесса профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях СПО.

Ключевые слова и фразы: специальные условия для получения образования; адаптивная, комфортная среда; коррекционно–развивающее обучение; социально–педагогическое сопровождение; дифференцированный и индивидуальный подход.

Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира.

В проекте Специального образовательного стандарта указывается: «Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания».

Являясь гражданами государства, дети, подростки, взрослые лица с тяжелыми и множественными нарушениями имеют право на образование. Эти права закреплены в Конституции РФ, в Федеральном Законе «Об образовании», в перечне мер по реализации Федеральных Законов «О государственной социальной помощи», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также в Федеральном регистре Минздравсоцразвития РФ. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2015г. утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011−2020 годы.  Госпрограмма «Доступная среда» направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

В пакете социальных услуг предусмотрено, что каждый ребенок с инвалидностью должен получать образовательные услуги.

Они конкретизируются в индивидуальной программе реабилитации (ИПР), индивидуальной программе обучения (ИПО), независимо от организационно-правовых форм и форм собственности образовательного учреждения: обучение на дому, в доме-интернате, детском саду, в школе, лечебно-педагогическом центре, ПМС центре, в профессиональном образовательном учреждении и др.

Еще в начале XX в. в России стал активно развиваться опыт воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями физического и умственного развития на принципах милосердия, гуманности, медико-педагогической и социальной поддержки детям и их семьям (Е.К. Грачева, М.П. Постовская, В.П. Кащенко, А.Н. Граборов и др.). В одной из дневниковых записей Е.К. Грачевой мы читаем: «Как много невыясненного в поведении наших детей! Когда ими будут больше интересоваться, изучать, тогда станет ясно то, за что теперь на больных детей сердятся».

Прошло несколько десятилетий, прежде чем сложившийся за рубежом и в России научный и практический опыт показал, что создание развивающей, адаптивной, комфортной среды позитивно и качественно меняют личность особого ребенка. В этой части для отечественной науки принципиальное значение приобрела разработка проблем развития и формирования у детей социокультурного опыта (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), который складывается благодаря вовлечению детей с различными нарушениями в мир людей, действий, отношений, чувств: «Социальные условия, в которые должен врастать ребенок, и составляют, с одной стороны, всю ту область неприспособленности ребенка, из которой исходят творческие силы его развития; существование препятствий, толкающих ребенка к развитию, коренится в условиях социальной среды, в которую должен войти ребенок». (Л.С. Выготский, 1928 г.).

Воспитание детей с тяжелыми нарушениями рассматривается в коррекционной педагогике как беспрерывный процесс обучения, закрепления, повторения и обогащения разнообразных форм их взаимодействия с окружающим миром, как известно, эта работа не ограничивается временными рамками даже для взрослых, ибо многие из них нуждаются в социальном патронировании в течение всей жизни.

Коррекционная работа с социальной микросредой ребенка – это комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности ребёнка.

Подход к проблеме коррекционной работы определяется следующими методологическими постулатами:

подкрепление успехов ребенка;

ученик сам должен приложить свои знания к новому, что развивает и корригирует творчество и мышление ребенка;

формирование адекватной мотивации обучающегося (заинтересованность);

формирование ориентировочной основы действия (действие по образцу);

материальная деятельность (работа с реальными предметами);

обучающийся берет на себя все функциональные действия и выполняет его самостоятельно (про себя) – таким образом осуществляется и психологическая коррекция нарушений мышления.

Профессиональное образование является важнейшей сферой социализации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья  и условием их интеграции в общество. Успешная профессиональная самореализация лиц с инвалидностью и детей с тяжелыми нарушениями является производной от многих составляющих, в число которых входят условия, качество воспитания и обучения на разных ступенях общего образования, начиная с дошкольного возраста, содержание и качество реализации предпрофессиональных и основных этапов профессионального образования.

Для получения образования должны быть созданы специальные условия – условия обучения, воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе обучения у студентов с ограниченными возможностями здоровья появляются следующие проблемы:

–          снижение работоспособности, колебание внимания, слабость мнемонистических процессов;

–          недостаточное развитие функций программирования и контроля; зрительно-пространственные и квазипространственные трудности;

–          трудности переработки слуховой и зрительной информации.

Для разрешения возникающих проблем в техникуме необходима система смягчения их влияния, коррекции, поддержки, которая в своей основе предполагала бы особый подход к процессу профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим весьма остро встает вопрос о проведении сопровождения, и в частности, социально-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях, занимающихся профессиональной подготовкой данной категории лиц.

Именно социально-педагогическое сопровождение можно рассматривать в контексте создания оптимальных условий для всестороннего развития личности и успешного усвоения учебного материала, обучения профессиональным навыкам и умениям, адаптации к условиям техникума, интеграции в студенческий коллектив, предполагающее взаимодействие различных специалистов учебного заведения: куратора группы, педагога, методиста, социального педагога, психолога.

Итак, при интегрированном обучении в техникуме сущность сопровождения заключается в том, чтобы максимально раскрыть потенциальные возможности личности студента, содействовать полноценному его развитию в личностном и профессиональном плане, создать условия для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности.

Основными этапами социально-педагогического сопровождения являются:

1–й этап – организация и проведение диагностики (психологической, педагогической) и анкетирования студентов, имеющих ограниченные возможности, для выработки рекомендаций с целью улучшения результатов учебной и воспитательной деятельности. Полученные сведения по анкетированию позволяют собрать информацию по ряду вопросов, связанных с обучением, проживанием и социальным окружением.

2–й этап – анализ полученной информации. На основе анализа определяется, какое количество студентов нуждается в получении психолого–педагогической поддержки, социальной помощи.

3–й этап – выработка рекомендаций. На данном этапе специалистами разрабатываются информационные справки о студентах–инвалидах и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в учреждении; рекомендации по организации индивидуального процесса и технологии обучения студента; для студентов составляются режимы дня с учетом их особенностей, образовательных потребностей.

4–й этап – психолого-педагогическое консультирование. Проводится со всеми участниками сопровождения и предполагает психолого-педагогическое и методическое обеспечение работы.

5–й этап – деятельностный. Реализация выработанных решений по устранению существующих у студента с ограниченными возможностями здоровья социально-психологических проблем и плана помощи в процессе обучения.

6–й этап – анализ деятельности по сопровождению.

Педагоги и психологи должны помнить о повышенной чувствительности, ранимости детей данной категории. На учебных занятиях  дети могут отказываться работать, поэтому необходимо создавать положительный эмоциональный контакт  педагога  с обучающимися.  

Дружеское общение, заинтересованность внутренним миром и потребностями ребенка, совместная деятельность педагога и детского коллектива помогают ребенку с нарушениями физического и умственного развития выработать адекватную самооценку, правильную оценку своих возможностей, социально адаптироваться к требованиям образовательного учреждения.

Педагогу важно знать и учитывать, что все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особых условиях жизни и обучения. Наше воздействие на таких детей  должно способствовать достижению двух целей:

1) Ребенок должен чувствовать себя комфортно. 

Мы всегда должны учитывать состояние ребенка в конкретный момент времени. Важно помнить, что первая наша задача – создать базис, на основе которого ребенок сможет изменяться, почувствует себя лучше и будет готов проявлять самостоятельную активность. Только после этого мы вместе с ним сможем сделать следующий шаг в познании окружающего мира.

2) Границы возможностей ребенка должны расширяться.

Важно стимулировать все способности ребёнка и добиваться его максимально возможной самостоятельной активности, даже если она недостаточна.

Дифференцированный и индивидуальный подход, а также создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные типологические и специфические особенности детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, поможет ребёнку лучше усваивать образовательную программу. Преподаватель должен быть не фотографом, а художником; а способ преподавания – не объективным, а субъективным.

Очень важно с первых дней пребывания в техникуме сформировать у детей интерес к учебным занятиям, желание учиться и выполнять задание педагога. Этому способствует внимательное отношение педагога к обучающимся, готовность прийти на помощь, спокойный тон, поощрение малейших успехов. Успех формирует у ребенка веру в себя, стимулирует его активность. Необходимо всемерно поддерживать хорошее отношение ребенка к образовательному учреждению, учению. Пока самоконтроль недостаточно сформирован, нужен повышенный контроль со стороны педагога.

Работа педагогического коллектива в образовательной организации должна быть направлена на достижение главной цели: социализация детей и адаптация их в самостоятельной жизни. Для этого необходимо выстроить верный путь обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Знания, по работе с детьми данной категории, необходимы каждому педагогу, так как на сегодняшний день количество детей с  инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья становится все больше и все они идут обучаться в средние профессиональные образовательные учебные заведения.

При организации комплексного социально–педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения со здоровыми сверстниками в среднем профессиональном образовательном учреждении студентам–инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо уделять особое внимание, оказывать педагогическую поддержку и быть искренне заинтересованным в том, чтобы они состоялись как личности, как профессионалы, были оптимально социально и психологически интегрированы в сообщество.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой 21.12.12г., одобрен Советом Федерации 26.12.12г., вступил в силу с 01.09.13г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174 (дата обращения: 29.05.2019).
  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 22 апреля 2015 г. № 06-443. – [Электронный ресурс]. –
    Режим доступа: http://273-фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-22042015-no-06-443 (дата обращения: 30.05.2019).
  3. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://nauka.x-pdf.ru (дата обращения: 29.05.2019).
  4. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И.М. Бгажнокова и др. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 338 с.
  5. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие / под редакцией М.С. Староверовой – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 167 с.
  6. Коробейников И.А., Кантор В.З. Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития // Альманах №36  "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020-2030 годы". [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/development-of-professional-education-of-persons-with-special-needs-and-disabilities (дата обращения: 30.05.2019).
  7. Крыжановская Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования. – ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.libfox.ru/647792-larisa-kryzhanovskaya-psihologicheskaya-korrektsiya-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya.html (дата обращения: 29.05.2019).
  8. Никифорова Л.Б. Современные взгляды на проблему профессиональной готовности педагогов к инклюзивному образованию. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.rusnauka.com/pdf/240557.pdf  (дата обращения: 29.05.2019).
  9. Особенности обучения, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках физики в учреждении СПО. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/osobennosti-obucheniya-obuchayuschihsya-s ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-na-urokah-fiziki-v-uchrezhdenii-spo-1983620.html (дата обращения: 30.05.2019).
  10. Семаго, Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ: Методическое пособие. / Н.Я. Семаго. – М.: Центр Школьная книга, 2010.  158 с.
  11. Староверова М.С., Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях СПО и НПО / Староверова М.С., Ковалев Е.В., Захарова А.В., и др. – Материалы V Междунар. научной конференции «Педагогическое мастерство» (г. Москва, ноябрь 2014 г.).   М.: Буки-Веди, 2014. — С. 243-244. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6395/ (дата обращения: 30.05.2019). 
  12. Типичные проблемы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в среднем профессиональном образовательном учреждении и необходимость их социально-педагогического сопровождения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2017/11/02/statya-na-temu-tipichnye-problemy-obucheniya (дата обращения: 30.05.2019).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ОВЗ с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте....

Использование метода проекта в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы по методической работе "Использование метода проекта в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья"....

Игровая технология как средство активизации познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на уроках истории.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу о обучении детей имеющих заболевания в общеобразовательных школах.Как строить обучение так, чтобы всем было интересно и расширялись познавательные ...

Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в общеобразовательном учреждении (для детей с ограниченными возможностями здоровья).

Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в общеобразовательном учреждении (для детей с ограниченными возможностями здоровья). Оно направлено на решен...

Статья на тему: ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Основные тенденции роста инвалидности среди молодого поколения в РФ в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями демографической структуры населения, ростом заболеваемости, ухудшением ...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Тематическое планирование для детей с ограниченными возможностями здоровья с 1-9 класса. Кружковая работа на тему: "Общая физическая подготовка". Факультативы....

Современные образовательные технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

    Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. В настояще...