Современные образовательные технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
статья
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Задача нас - педагогов школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_yazheykinoyt.a.docx | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Яжейкина Татьяна Анатольевна
МБОУ «Верхнеачакская СОШ им.А.П.Айдак»
Современные образовательные технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Задача нас - педагогов школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Верхнеачакская СОШ им.А.П.Айдак» Ядринского района принимает участие в реализации программы «Доступная среда» на период с 2011-2015гг. По государственной программе «Доступная среда» в декабре месяце 2015 года в школу поступило оборудование для сенсорной комнаты, оборудование для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и гончарная мастерская. Данная программа предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» – чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей.
В школе были проведены мероприятия по созданию необходимых условий для обучения и полноценного развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с требованиями строительных норм и правил: установлен пандус, оборудован санузел, имеется мобильный гусеничный подъёмник, оборудована сенсорная комната. Данные целевые мероприятия создают оптимальные условия для обучения и полноценного развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Педагоги школы Петрова Н.Л., Иванова И.Г., Яжейкина Т.А., Егоров В.Ю. прошли повышение квалификации по проекту «Проведение обучающихся мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях», проводимому в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы.
Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога. Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых мы применяем на занятиях с детьми с ОВЗ:
Технология разноуровневого обучения.
В настоящее время технология разноуровневого обучения является одним из ключевых направлений школы. Это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.
Технология проблемного обучения
На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.
Игровые технологии
В своей работе мы широко используем игровые технологии. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого.
Внедрение ИКТ, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Оживляется учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. Знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя уроки с использованием данной технологии, мы пользуемся принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.
Самый распространенный вид ИКТ на занятиях – это мультимедийные презентации. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
В современной практике постоянно растёт роль тестирования как одного из методов педагогических измерений. Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках мы используем различного рода электронные тесты. Большой интерес вызывают интерактивные кроссворды, позволяющие проверить правильность ответов. Интересными для учителя и учащихся являются интерактивные игры и тренажеры по определённой теме.
В своей практике используем элементы здоровьесберегающих технологии, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.
В заключении хочется отметить, использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям учащиеся овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа ГБС(К)ОУ школы №10 г. Белореченска VIII вида по учебно-производственной практике и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе».
Профориентация учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их дальнейшая социализация в современном мире....
Использование метода проекта в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Из опыта работы по методической работе "Использование метода проекта в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья"....
Игровая технология как средство активизации познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на уроках истории.
В настоящее время большое внимание уделяется вопросу о обучении детей имеющих заболевания в общеобразовательных школах.Как строить обучение так, чтобы всем было интересно и расширялись познавательные ...
Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в общеобразовательном учреждении (для детей с ограниченными возможностями здоровья).
Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в общеобразовательном учреждении (для детей с ограниченными возможностями здоровья). Оно направлено на решен...
«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра содействия семейному воспитанию № 13»
Каждый человек – алмаз,который может очистить себя.В той мере, в какой он очищен,через него светит вечный свет.Стало быть, дело человека –не стараться светить,но стараться очищать себя.(То...
Статья на тему: "Обучение и воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, приближенных к возрастной норме развития в условиях ДОУ комбинированного вида".
Представлена психолого-педагогическая модель обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Приводятся данные о критериях эффективности образовательного процесса в дошкольн...
Правовое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тог...