Правовое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка

Клевцова Раиса Николаевна

Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с  воспитания гражданина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Правовое воспитание детей с ОВЗ37.13 КБ

Предварительный просмотр:

Правовое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

1. Краткая аннотация работы

2.1. Содержание

2.2. Введение

2.3. Основные формы  и методы  по правовому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.4. Направления программы по правовому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровьяю

2.5. Формирование знаний и навыков о правовом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.6. Заключение

3. Список используемой литературы

1.Краткая аннотация работы

Одним из важных  средств, правового воспитания является  ответственность. Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.  К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам. Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.

Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с  воспитания гражданина.

2.1 .Введение

Сначала разберёмся, что такое правовое воспитание. Я думаю, что правовое воспитание - это формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции, относящейся непосредственно к каждому человеку. Воспитав правильно каждую личность отдельно, мы получим культурного, законопослушного, социально активного человека, который не будет безразличен к будущему своей страны.

 Он будет стараться принести пользу своей стране, народу. Я думаю, что воспитание, в том числе и правовое, каждый человек должен получать своевременно, так как незнание может привести к тому, что он так и не осознает грань между тем, что такое хорошо, а что такое плохо. Что в свою очередь, может  повлечь за собой много проблем, о которых возможно, придется, потом жалеть.

Если ты знаешь права то множество необдуманных поступков, можно было бы избежать в своей жизни. Правовое воспитание неразрывно связано и реализуется вместе с правовым образованием – непосредственным получением знаний.  Таким образом, можно сделать вывод, что, усовершенствовав существующие формы, методы и приёмы работы по правовому воспитанию детей с ОВЗ.

Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.

Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях, особенно это необходимо детям с ОВЗ.

 Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.

Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.

К 16-18 годам старший подросток, накопив в своем сознании определенный запас знаний, вступает в полосу завершения формирования своего мировоззрения. Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуаций правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряженно трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат. Моделирование педагогических ситуаций правовой ориентации, предусмотренных программой, служит важным звеном воплощения позитивного правосознания в правомерном поведении учащегося.

Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Личностное развитие мотивирует не только правомерное поведение в настоящем, но и стремление к проецированию данного поведения в будущем на основе соблюдения правовых предписаний.

Усиленное внимание к вопросам нравственного воспитания обусловлено резко возросшей криминализацией общества, утратой веры значительной части населения в справедливость, прогрессирующим правовым нигилизмом и пренебрежением людей к закону. Данная проблема приобрела общегосударственные масштабы, обнажая глубокий недуг нынешнего правосознания, поразивший все социальные слои нашего общества. Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются:  осознание учащимися отрицательного поведения, желание изменить его; отказ от вредных привычек; добросовестное отношение к учебе и общественной работе. прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением

2.3. Основные формы и методы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важнейшими задачами школы и каждого классного руководителя, воспитателя являются:

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, другими важными законами нашего государства, с законами, принятыми в обществе.
  2. Формировать у учащихся умения, навыки и привычки правомерного поведения.
  3. Помочь учащимся осознать себя как личность в системе общественных отношений.
  4. Воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.

Проводить  занятия  - один раз в неделю, по одному учебному часу. По плану на некоторые темы предусмотрено по два учебных часа на занятие.

Занятия проводить с группой, подгруппой, несколькими подгруппами. Работая в группах, учащиеся  учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.

Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра-тренинг, практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, просмотр мультфильмов, фрагментов фильмов. Интерес к деятельности резко возрастает, если учащиеся  включены в игру. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - сделать серьезный напряженный труд интересным для учащихся.

На занятиях использовать практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформулированного гражданского сознания.

2.4 Направления программы по правовому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

В наше время с пугающей частотой молвят о подростковой преступности. На наш взор это происходит потому, что дети часто не соображают в силу юности и знаний своих правах.
Для этого можно сделать программу по правовому воспитанию несовершеннолетних. Так, к примеру, можно сделать такую программу, куда входит ряд мероприятий которые будут проходить в течении учебного года.

Тема занятия

1

Введение. Зачем нам необходимо знать законы? Анкетирование (знание законов, оценка гражданско-патриотических качеств личности воспитанников)

2

Что такое вина? Что такое ответственность?

3

Виды юридической ответственности.

4

«Я - игра» (по подгруппам).

5

Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению».

6

Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению».

7

О правопорядке. Правонарушения и преступления.

8

УК РФ и Административный Кодекс (Основные понятия)

9

Взыскания и наказания.

10

Встреча с участковым. Обзор событий в районе.

11

Викторина «Я - гражданин».

12

Викторина «Я - гражданин».

13

Судебное разбирательство. Разгадывание кроссворда.

14

Правовая игра «Большой круг»

15

Встреча с социальным педагогом.

16

«Дети и терроризм» - беседа.

17

Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?»

18

Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?»

19

Российское гражданство. Правоспособность и дееспособность гражданина РФ.

20

Конкурс газет: «Есть выбор - жизнь без наркотиков».

21

Конференция «О наркотиках с разных сторон».

22

Конференция «О наркотиках с разных

сторон». В гостях врач – психотерапевт.

23

Кто я? Какие мы?

24

О человеческом счастье.

25

Человек – кузнец своего счастья.

26

Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

27

Царство Закон.

28

Царство беззаконие.

29

Закон для нас. Закон внутри нас.

30

Я и мы.

31

Я и мы.

32

Жизнь дается один раз.

33

Итоговое занятие - практикум «Защити свои права».

34

Итоговое занятие - практикум «Защити свои права».

2.5.  Формирование знаний и навыков о правовом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Знать содержание наиболее важных законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств.

Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан.

Усвоить совокупность конкретных правил поведения в школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан.

Различать правомерное и неправомерное поведение. Знание основных законов нашего государства. Структуру власти, основы гражданского, семейного, уголовного, административного права; основные юридические термины; основы государственного, конституционного, избирательного права РФ; права человека, права и обязанности гражданина России;

Умение вырабатывать свое отношение к правовой информации через морально-правовую оценку собственных поступков, действий других; применять правовые знания на практике в различных жизненных ситуациях; уметь осуществлять свои права на практике; руководствоваться существующими юридическими нормами в различных сферах жизни; правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текс трудового соглашения и т.д.)

Объяснять факты окружающей действительности, имеющие юридическое значение; осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;

Формирование  четких нравственных  ценностных ориентиров гуманистической направленности (в системе ценностных приоритетов такие, как жизнь и здоровье человека, права человека, его свобода, честь, достоинство и др.); иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка.

Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выбирать конструктивные формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, регулируемых правом; определять способы реализации и защиты собственных прав; способы и порядок разрешения споров. Формулировать и аргументировать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права, обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью. В течении учебного года постоянно повышать  уровень правовой культуры воспитанников.

2.5 Заключение

Педагоги  играет особую, важную роль в современном обществе. Педагоги должны уметь создавать условия для формирования знаний о правах человека. Понятие «права ребёнка» вводится ещё в начальных классах. В рамках правового воспитания учащихся проводятся беседы, организуются встречи с работниками правоохранительных органов, а также проводятся индивидуальные беседы о правилах поведения школьников, их соблюдению, режиме обучения.

В работе с семьей основная роль отводится классному руководителю в общении с родителями, контакта с ними, но при возникновении проблем индивидуальная работа социального  педагога, психолога выходит на первое место. Постоянно под контролем социального  педагога находятся семьи неблагополучные и те учащиеся и их родители, которые состоят на учете. С ними проводится индивидуальная работа, беседы.

3.Список  используемой  литературы.

  1. История развития прав детей, реализация этих прав в российской федерации и республике Башкортостан // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам X студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2014 —№ 3(10) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(10).pdf
  2. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]: интернет-портал «Российской Газеты» // 24 октября 2012 г. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/10/24/konvencia-site-dok.html. (дата обращения: 25.04.2015).
  3.  Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// fgos-ovz.herzen.spb.ru (дата обращения: 15.05.2014)
  4. Тиллаева Ш. М. Коммуникативно-интерактивный метод обучения // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1045-1048.
  5. Уроки нравственности: тексты и методики под ред. Гремницкой А.Ф. — М .: ООО «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство». Отрочество. Юность; 2008 – 495 с.
  6. Мои права: учебное пособие для детей / Е.Ю. Кутузова. – Саратов.: ГНПУ «ОРЦ», 2008 – 13 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья:«Сопровождение    детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и  педагогам в решении задач развити...

Игровая технология как средство активизации познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на уроках истории.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу о обучении детей имеющих заболевания в общеобразовательных школах.Как строить обучение так, чтобы всем было интересно и расширялись познавательные ...

Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в общеобразовательном учреждении (для детей с ограниченными возможностями здоровья).

Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в общеобразовательном учреждении (для детей с ограниченными возможностями здоровья). Оно направлено на решен...

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ

СТАТЬЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ...

Современные образовательные технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

    Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. В настояще...

«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра содействия семейному воспитанию № 13»

Каждый человек – алмаз,который может очистить себя.В той мере, в какой он очищен,через него светит вечный свет.Стало быть, дело человека –не стараться светить,но стараться очищать себя.(То...