Региональный научно-практический семинар
материал

Стрелкова Инна Владимировна

Модель профориентационной работы   с лицами с ограниченными   возможностями здоровья и инвалидностью в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_proforitentatsii.docx328.81 КБ
Файл prezentatsia_vystuplenia_strelkova_i_v.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд №1

Модель профориентационной работы   с лицами с ограниченными   возможностями здоровья и инвалидностью в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.  

Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ является частью общей системы профориентации, при этом профориентации инвалидов присущи особые черты, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации, коррекции, компенсации. Наличие физических ограничений здоровья означает понимание особой природы процесса их взаимодействия с окружающей средой, в том числе в плане профсамоопределения.

Слайд №2

Затруднения, которые возникают в практике организации и осуществления профориентационной работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью  в системе среднего профессионального образования, учтены нами при разработке модели  , ориентирующей на выбор профессий и специальностей среднего профессионального образования

Разработанная модель учитывает различия подходов и условий организации профессиональной ориентации лиц, имеющих различные нозологии, создание специальных условий обучения, систему мер социальной поддержки обучающихся.

Основной структурной единицей модели  является  Региональный ресурсный   центр инклюзивного профессионального образования и отдел практики и трудоустройства

 

Особенности развития и особые образовательные потребности лиц с инвалидностью и ОВЗ учтены при  разработке организационно-функциональной модели и представлены в таблице.

Организационно-функциональная модель

профориентационной работы колледжа

Организационная структура профориентационной работы

Материально-техническое обеспечение

Архитектурная доступность

Кабинеты

Специализированное учебное оборудование

Базы

практик

Учебно-методическое обеспечение

Программы профессиональной диагностики

Программы профессионального консультирования

Программа профориентационной работы

Кадровое обеспечение

Преподаватели

Специалисты

сопровождения

(педагог- психолог, социальный педагог, тьютор)

Взаимодействие с социальными партнерами в

реализации профориентационной работы

Волонтеры

Слайд №3

Организационная структура профориентационной работы основана на ресурсах колледжа  и включает следующие компоненты: материально-техническое  , учебно-методическое и  кадровое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение в свою очередь включает архитектурную доступность колледжа , учебные кабинеты, специализированное учебное оборудование, базы практик. Данные ресурсы необходимы нам для эффективного осуществления профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, поскольку позволяют организовывать и осуществлять профориентационные мероприятия с учетом  специфических особенностей развития, возможностей данных категорий и их образовательных потребностей.

Учебно-методическое обеспечение профориентационной работы включает программы профессиональной диагностики, профессионального консультирования, профориентационной работы. Учебно-методическое обеспечение, разработанное с учетом специфических особенностей психического развития, образовательных потребностей потенциальных абитуриентов различных нозологических групп, позволяет повысить эффективность проводимых профориентационных мероприятий с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Кадровое обеспечение профориентационной работы 

Профориентационная работа осуществляется преподавателями, специалистами сопровождения (педагог -психологи, медицинские работники, социальный педагог, тьютор и пр.), волонтеры. При необходимости к реализации профориентационных мероприятий привлекаются сурдопереводчики, тифлосурдопереводчики ,  в рамках социального партнерства (общественные организации инвалидов, коррекционные школы и др.)

Функциональная структура профориентационной работы

Информационное сопровождение

Система

консультирования

Сайт, адаптированный под особенности и возможности лиц с инвалидностью и ОВЗ (версия для слабовидящих)

Профориентационное сопровождение

Отдел практики и трудоустройства

Региональный центр развития движения  

«Абилимпикс»

Отдел дополнительного профессионаьного

образования

Ресурсный центр

Комплексное

сопровождение

Консультирования родителей

или законных

представителей

 Волонтерское

движение

Слайд №4

Функциональная структура данной модели включает следующие модули:

                                   

1. Информационное сопровождение.  На сайте колледж в сети Интернет создан специальный раздел (страница), отражающий наличие в образовательной организации специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, образовательных программ, адаптированных с учетом различных нарушений функций организма человека, виды и формы сопровождения обучения, использование специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий, наличие доступной среды и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. На базе колледжа  функционирует  система консультирования для данной категории лиц.

Слайд №5

2.Профориентационное сопровождение.

Основными формами профориентационной работы в колледже  являются профориентационное тестирование, дни открытых дверей, консультации для данной категории обучающихся и родителей по вопросам приема и обучения, рекламно-информационные материалы для данных обучающихся, взаимодействие с образовательными организациями, осуществляющими функции коррекции.

В рамках мероприятий по профориентационной работе, осуществляемой колледжем особое внимание   уделяем профессиональной ориентации потенциальных абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, просветительской работе с семьей, информационной работе с общеобразовательными организациями, информационной работе с потенциальными работодателями

В процессе осуществления профконсультации оценивается степень развития у подростка «профессионально значимых» или «ключевых» психофизиологических функций и качеств, выявляются слабые и сильные стороны его психофизиологического статуса, в соответствии с этим дается рекомендация о выборе тех видов деятельности, которые соответствуют этому статусу.   Индивидуальная профконсультация, рекомендация профессий или видов деятельности базируется на учете индивидуальных данных подростка (состояние здоровья, физиологические и психофизиологические особенности) и знаниях всех требований, которые предъявляются к организму работника или видами деятельности. Мероприятия по профотбору проводятся в специально подготовленном помещении, индивидуально или группами с небольшим количеством человек, в комфортной обстановке и доброжелательной атмосфере.  

Отдел дополнительного профессионального образования призван решать вопросы повышения квалификации педагогического коллектива колледжа, обучающихся, учителей общеобразовательных организаций, в том числе по вопросам организации и осуществления профориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Региональный центр развития движения «Абилимпикс», созданный на базе нашего колледжа, позволит вовлечь потенциальных абитуриентов из числа школьников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в данное движение. Экскурсии на чемпионат  Абилимпикси участие в нем  становятся  эффективным мотивационным средством для привлечения школьников в колледж .

Отдел практики и  трудоустройства является структурным подразделением профессиональной образовательной организации, взаимодействует с региональным ресурсным центром инклюзивного профессионального образования, что представляет собой единую цепочку от профориентации до трудоустройства выпускников.

 Предприятия-партнеры, взаимодействующие с отелом практики и  трудоустройства выпускников, являются также партнерами колледжа  при организации профориентационных мероприятий.  

Слайд №6

3. Комплексное сопровождение.

Психолого-педагогическое сопровождение абитуриентов проводится с целью снижения вероятности возникновения стрессового состояния во время прохождения вступительных испытаний(на специальность физическая культура, музыкальное образование) , при возникновении у абитуриента затруднений, в профессиональной или в социально-психологической сферах, он может обратиться за помощью и поддержкой к сотрудникам Ресурсного центра, тьютеру.  

Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся по данной модели используем такую форму сопровождения, как волонтерское движение среди студентов. Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и способствует более тесному взаимодействию студентов с ними, развивает процессы интеграции в молодежной среде, что обязательно проявится с положительной стороны в общественной жизни в будущем.

Слайд №7

Об эффективности профориентационной работы может служить следующий факт.

Выпуск 2017 года  – 2 выпускника из числа инвалидов

Выпуск 2018 – 7 человек.  И все они трудоустроены.

В данный момент только на 1 курсе обучается 15 человек из числа инвалидов. Всего в колледже  проходит обучение  42студента из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В БУ «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ» Заведующий трудоустройством Стрелкова Инна Владимировна

Слайд 3

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Слайд 4

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Слайд 5

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Слайд 6

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональная научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные научные исследования: экономика, управление и право»

26 мая 2016 г. в Курском институте социального образования (филиал) ФГБОУ ВПО РГСУ состоялась Региональная научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные научные иссл...

Региональная научно-практическая конференция«Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Система образования должна отвечать з...

Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»...

Фрагмент сборника региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», 2016 год.

Фрагмент сборника региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», 2016 год....

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Подготовка к участию в студенческой научно – практической конференции (семинару, олимпиаде)»

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по предмету/дисциплине: научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по предмету/дисциплине: научно-практические конференции, семинары и др....