методические материалы по внеаудиторной работе по дисциплине "Режиссура"
методическая разработка

Екатерина Евгеньевна Шмелева

Методические материалы предназначены для студентов специальности 51.02.01. Народное художественное творчество (по видам), вид театральное творчество, для повышения качества самостоятельной подготовки студентов по дисциплинам цикловой комиссии театрального творчества. Методические рекомендации даны для учебной дисциплины "режиссура", являющейся профилирующей на отделении театрального творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_materialy_po_vneauditornoy_rabote_po_rezh.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Управление культуры и архивного дела Тамбовской области

ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова»

Факультет довузовского образования

Цикловая комиссия театрального творчества

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

по учебной дисциплине

МДК.01.01 Мастерство режиссера. Режиссура.

специальность 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам)

вид: театральное творчество

квалификация: руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель

Тамбов 2019

          Методические материалы предназначены для студентов специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам)

вид: театральное творчество, для повышения качества самостоятельной подготовки студентов по дисциплинам цикловой комиссии театрального творчества.

Методические рекомендации даны для учебной дисциплины «Режиссура», являющейся профилирующей на отделении театрального творчества.

Разработчик: преподаватель цикловой комиссии театрального творчества

                                                        __________________ Е. Е. Шмелева


        Основная цель дисциплины «Режиссура» - профессиональная подготовка творчески мыслящей личности, осознающей общественное назначение своей профессии, способной глубоко проникать в сущность явлений действительности и выражать её в художественно-образной форме. Задания для самостоятельной образовательной деятельности должны быть направлены на развитие общих и профессиональных компетенций.

Как во всяком педагогическом процессе самоподготовка неотделима от обучения в стенах колледжа, так и в режиссуре профессиональная подготовка складывается не только из учебных занятий, но и самостоятельной подготовки, включающей в себя многие аспекты освоения данного предмета.

 Объем знаний и навыков, который следует достичь, определяется программой. Одним из обязательных разделов методики обучения предмету является выполнение домашних заданий, то есть самоподготовка студентов.

     Профессиональные навыки лучше формируются именно с приобретением опыта посредством самостоятельной деятельности. Тем выпускникам, которые за всё время учёбы так и не научатся самостоятельно приобретать знания и применять навык самообразования, скорее всего, придётся туго в дальнейшей жизни.

Необходимые условия для организации самостоятельной работы студентов: 

  • наличие и доступность справочных, учебно-методических и информационно-коммуникационных материалов;
  • система слежения и оценки;
  • консультационная помощь преподавателя;
  • обеспеченность учебными и методическими пособиями;
  • готовность самих студентов. 

        Домашние задания по режиссуре очень важны. Наблюдение за окружающей действительностью, попытка создания какого-либо образа, вызвавшего интерес в реальной жизни, желание понять и продемонстрировать событийную ситуацию – все это развивает эмоциональную сферу студентов, учит сопереживанию и эмпатии, способствует развитию актерских навыков, воспитывает активное художественное мышление (событийное мышление будущего режиссера); формирует понимание сущности творческой работы у будущего руководителя любительского коллектива.

1. Начало обучения включает в себя работу над этюдами (которая должна продолжаться на протяжении всего процесса обучения). Этюд – школа для будущего руководителя театрального любительского коллектива. В учебном процессе существует масса этюдов на ту или иную составляющую: здесь этюды на память физических действий, подсказывающие студенту, как действовать с воображаемым предметом; этюды на «зерно животного», помогающие пластически решить образ какого-либо животного; этюды на основную структурную единицу сценической жизни – событие, объясняющее студенту, что такое коренной перелом в сценическом действии и как его выстроить; этюды на «оправдание» (необходимо взять, например, три слова и потом увязать их в едином действии) и т.д. Разработку этюдов студенты осуществляют дома, подробно описывая ситуацию, событие, характеры персонажей. Освоению начальной школы в профессии и помогает постоянное наблюдение за жизненными событиями, их анализ и осмысление.

 2. Профессия режиссера невозможна без опыта прошлого, без деятельности таких мастеров режиссуры как В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов и, прежде всего, К.С. Станиславский, разработавший единственный в мире способ вживания актера в образ, способ его раскрепощения, приближение сценической жизни к реальной. Студенты должны знать историю становления и развития своей профессии, поэтому изучение деятельности таких мастеров как К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, М. О. Кнебель и др. вызывает интерес у студентов, попытку найти ответ на вопрос «а что интересного смогу придумать я?». На школе прошлого режиссуры выросло не одно поколение студентов, и еще многие будущие студенты смогут взять из лучших образцов режиссерской профессии то, что поможет им состояться как специалист в области театрального искусства. На протяжении учебного процесса происходит изучение трудов классиков режиссуры, анализ их работ, студенты высказывают свои мысли, иногда вступая в полемику с оппонентами относительно того или иного вопроса. Как правило, прочитать и составить конспект работы того или иного автора дается как домашнее задание на летние каникулы, а в учебном году проходят семинары по изученным самостоятельно работам.

 3. Со второго курса студенты приступают к работе над отрывками из прозаических и драматических произведений, где выступают и как режиссеры-постановщики, и как актеры в отрывках своих однокурсников. И здесь же начинается очень важный для каждого режиссера и актера раздел «Действенный анализ пьесы». Необходимо, чтобы данная тема была освоена каждым студентом, поскольку при окончании колледжа им предстоит разработка выпускной квалификационной работы (ВКР). В нее входят две большие главы: первая разрабатывается по выбранной для дипломной работы пьесе, вторая – непосредственно описывает постановочный процесс. По данной теме преподаватель дает следующие самостоятельные задания:

- выявить тему, идею, сверхзадачу пьесы;

- разработать событийный ряд и определить:

•        «ведущее предлагаемое обстоятельство»;

•        «исходное» (начальное) событие;

•        «определяющее» событие;

•        «центральное» событие;

•        «главное» событие;

•        «финальное» (завершающее) событие;

- разработать характеры персонажей и определить сквозное действие каждого персонажа;

- найти музыкально-шумовой материал;

- расписать световую партитуру спектакля;

- подумать, как создать атмосферу на сцене, соответствующую предлагаемым обстоятельствам пьесы и т.д.

Результаты самостоятельной работы над разбором пьесы подводятся на учебных занятиях.

4. Важное значение имеют посещения спектаклей драматических театров и любительских объединений с последующим их анализом. Это помогает  саморазвитию студентов, повышает внутреннюю активность в своем стремлении к самореализации, так как именно в это время они начинают осмысливать и осознавать свои потенциальные возможности, индивидуализировать собственное «я».

Процесс личностного саморазвития средствами любительского театрального искусства может создавать положительные предпосылки для личностной самореализации студентов в их будущей профессиональной жизни.

5. Огромное значение для подготовки будущих режиссеров имеет их самостоятельная работа с актером, совместное творчество над выбранным отрывком, поиски характера персонажа, его так называемого «зерна образа». По словам К.С. Станиславского, «играя доброго, ищи где он злой, играя злого, ищи где он добрый». Образ не может быть «плоским», поэтому студенту необходимо эмоционально развиваться, читать много литературы с описанием характеров, жизненных ситуаций, сюжетов с неоднозначными событиями; пьесы с яркими неоднозначными образами.

Работа над постановкой отрывков предполагает тесное взаимодействие актера и режиссера. Как говорится «одна голова хорошо, а две – лучше». Актер не должен быть инфантильным и ждать предложений от режиссера. Необходимо, чтобы он сам принимал активное участие в репетиционном процессе и имел горячее желание, чтобы получилось «интересно и умно». Самостоятельная работа, без преподавателя, совместный творческий процесс развивает не только профессиональные качества, но и человеческие: коллективизм, дружелюбие, порядочность, желание помочь и поддержать партнера. И для молодых ребят это очень важно.

     В контексте профессиональных проблем, равно как и проблем, связанных с творчеством личности, самостоятельные занятия в творческом коллективе помогают студенту вырабатывать в себе индивидуально-личностные подходы к решению различных, нестандартных, творческих задач и, в конечном итоге, раскрыть и осознать в себе те индивидуальные возможности, которые будут в дальнейшем способствовать наибольшей продуктивности творческого процесса на сценических подмостках.

  • осознание студентом необходимости работы над собой;
  • изучение собственной психофизической природы;
  • освоение элементов актерской психотехники;
  •     выработка индивидуально-творческих подходов в решении сценических задач.

6. На 2 и 3 курсах студенты работают над разработкой курсовых работ: на 2 курсе – по режиссуре; на 3 курсе – по МДК. 02.02. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса. В процессе написания работы студент развивает навыки к научной работе, закрепляя и одновременно расширяя знания, полученные при изучении учебной дисциплины «Режиссура». При выполнении контрольной работы студент должен показать свое умение работать с нормативным материалом и другими литературными источниками, а также возможность систематизировать и анализировать фактический материал и самостоятельно творчески его осмысливать.

Требования к выполнению курсовых работ дают возможность студенту правильно и квалифицированно написать работу, соблюдая при этом все требования по её оформлению.

Умение вести исследование — подбирать, анализировать, обобщать материал, системно излагать его научным стилем, обосновывать выводы, оформлять работу — отличает специалиста с качественной подготовкой.

В соответствии с целью и задачами назначение курсовой работы в учебном процессе конкретизируется в овладении студентами следующих знаний и навыков:

а) работа с библиографией: пользование каталогами и справочной литературой, статистическими и инструктивными материалами;

б) разработки плана работы;

в) понимания и грамотного написания введения к любой исследовательской работе;

г) методики и стиля изложения материалов работы;

д) редакционного оформления работы в соответствии с общеустановленными требованиями;

е) написание заключения, уяснение его назначения в работе;

ж) составление списка использованной литературы;

и) назначение приложений и их оформление.

Безусловно, овладение этими знаниями должно происходить постепенно, от курса к курсу, от предыдущей работы к каждой последующей круг требований должен расширяться, а их уровень возрастать.

 Рекомендуемая литература:

  • Захава, Б.Е. Мастерство актера и режиссера [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2016. — 456 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=76297 — Загл. с экрана.
  • Сахновский, В.Г. Режиссура и методика ее преподавания [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2016. — 320 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=71891 — Загл. с экрана.
  • Калужских, Е.В. Технология работы над пьесой. Метод действенного анализа [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2015. — 93 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=70081 — Загл. с экрана.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал для внеаудиторной работы студентов:"Система управления базами данных".

Методический материал содержит теоретические сведения, необходимые для выполнения  практических работ: некоторые понятия и термины баз данных, технологию создания базы данных, способы создания та...

Методический материал для внеаудиторной работы студентов:"Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel".

Методический материал содержит теоретический материал, необходимый для выполнения практических работ: основные понятия и термины электронных таблиц, способы автоматизации ввода данных, ввода и копиров...

Комплект методического обеспечения самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся учебной дисциплины «Монтаж газопроводов из полиэтиленовых труб» специальности "Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения" (углубленная подготовка)

Комплект методического обеспечения предназначен для организации, проведения и оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся в процессе освоения    дисциплины «Монт...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ самостоятельных внеаудиторных работ по ОБЖ 110800.02 (35.01.13) «Тракторист-машинист с/х производства» 110800.03 (35.01.15) «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов по проведению самостоятельных внеаудиторных работпо дисциплине       «Основы безопасности жизнедеятельности»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ самостоятельных внеаудиторных работ по ОБЖ 35.02.07 « Механизация сельского хозяйства» 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов по проведению самостоятельных внеаудиторных работпо дисциплине            «Основы безопасности жизнедеятельности»...

Методические указания по внеаудиторной работе по материаловедению

Самостоятельные работы дисциплины «Материаловедение» предназначены для реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов СПО по специальности15.02.08 Технология ...