Мотивация к занятиям физической культурой и спортом, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
статья

Сальникова Ирина Дмитриевна
Создание условий для приобщения детей-инвалидов  и обучающихся  с ОВЗ к спорту, возможности их общения  и как следствие реабилитации  и социальной адаптации.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivatsiya_k_zanyatiyam_fizicheskoy_kulturoy_i_sportom.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация к  занятиям физической культурой  и спортом, обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья  и инвалидов.

На 2017/2018 учебный год в Пермском филиале обучается 33 человека имеющих инвалидность и 54 человека с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид), которые имеют заболевания: опорно-двигательного аппарата, нарушение зрения, слуха и соматические заболевания.

                Процесс обучения по предмету физическая культура  представляет организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач образования, воспитания, развития личности в целях достижения образовательного результата в соответствии с требованиями ФГОС.

                Выявлена и обоснована необходимость формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья универсальных учебных действий на уроках физической культуры.

Как помочь ребенку с особыми образовательными потребностями получить качественное образование? Такой вопрос волнует как родителей, так и педагогов. Одним из приоритетных направлений государственной политики также является создание условий детям с ОВЗ и инвалидам доступной среды к качественному образованию в общеобразовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического развития. Пермский филиал «Краснокамского политехнического техникума» как раз и является базовой площадкой по обучению лиц  с ограниченными возможностями здоровья  и инвалидов. В техникуме с 2016 года создана доступная среда, оборудован тренажерный зал для занятий лечебной гимнастикой  и адаптивной физической культурой.

Обучающиеся с ограниченными возможностями и дети-инвалиды ведут малоподвижный образ жизни, мало общаются. Многие из тех, кто приходят к нам учиться, ранее никогда не посещали уроки физической культуры. К таким ребятам нужен особенный подход. Их необходимо заинтересовать и направить на выполнения упражнений, помочь им психологически.

Дети с ОВЗ понимают, что отличаются от сверстников. Это формирует  у них комплексы и снижает мотивацию.

Мотивация у детей с ОВЗ зависит от самооценки. Очень часто такие дети имеют заниженную самооценку, боятся сделать что-то неправильно, ошибиться.

Моей целью в обучении таких ребят, является  создание условий  для формирования  у обучающихся мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни к занятиям физической культурой   и спортом.

На протяжении урока создаю у обучающихся субъективное переживание успеха:

  • Снятие страха – «ничего страшного….»
  • Авансирование – «У тебя получится…», «ты  сможешь….»
  • Усиление мотива – «нам это нужно для…..»

На протяжении всего периода обучения я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Улучшение физического и психического состояния у обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья и детей-инвалидов.
  2. Создание условий для приобщения детей-инвалидов  и обучающихся  с ОВЗ к спорту, возможности их общения  и как следствие реабилитации  и социальной адаптации.
  3. Формирование потребности  в систематических занятиях физическими упражнениями, воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности.

В своей работе я применяю дифференцированный подход, т.к в одной группе обучаются ребята с различными заболеваниями и к каждому нужен свой подход, комплекс упражнений при конкретном заболевании, продолжительность  и строгое дозирование физической нагрузки.

Адаптивная физкультура предоставляет неограниченные возможности для самореализации обучающихся с ОВЗ. Вывод подтверждается достижениями студентов: победы и призовые места в городских и краевых спортивных соревнованиях среди  людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

В Перми стало традиционным проведение фестивалей спорта инвалидов, в которых принимают участие команды со всех территорий Пермского края. Ежегодно в нём принимают участие около 600 человек. Команда нашего техникума с 2005 года принимает участие в фестивале спорта, ребята становятся призёрами и победителями соревнований. Соревнования дают возможность людям с ограниченными возможностями здоровья, жить полноценной жизнью, проявить лучшие свои качества.

Много спортивных мероприятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья проходит на уровне техникума.

Преподавание  предмета физическая культура осуществляется по адаптированной рабочей программе, разработанной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Итоговая оценка выставляется в форме дифференцированного  зачета. При самых незначительных положительных изменениях в физических показателях, выставляется положительная отметка.

Положительная отметка выставляется обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков и умений, в развитии физических качеств, но регулярно посещал уроки физической культуры, старательно выполнял задания, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области физической культуры.

Вера в ребенка, искренний интерес к его личности, принятие его особенностей, доброжелательность, терпение, последовательность – вот составляющие комфортной среды для ребенка, мотивирующие его на развитие и  самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПОЛНЕНИЕ СИСТЕМЫ ТРЕБОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕСИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГАОУ НПО СО «УЧИЛИЩЕ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ»

В докладе раскрыты основные направления по выполнению системы требований в профессиональной подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья в Саратовском профессиональном училище-интернате для и...

ПОЛОЖЕНИЕ об организации обучения по получению профессионального образования обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

ПОЛОЖЕНИЕоб организации обучения по получению профессионального образования обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченнымивозможностями здоровья...

Методические рекомендации по организации инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по педагогическим специальностям

1. Приказ о создании условий для обеспечения программ подготовки учебно-методическими материалами2. Методические рекомендации по организации инклюзивного професионального образования инвалидов и лиц с...

Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»

Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного про...

РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОБУЧАЮЩИХ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 Ст     Статья посвящена проблеме формирования и развития реабилитационной направленности педагогической деятельности специалистов, обучающих инвалидов и лиц с ограниченными возм...

Адаптивная физическая культура и спорт как одно из средств реабилитации и социализации студентов с ограниченными возможностями

Многолетняя отечественная и зарубежная практика работы с инвалидами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, показывает, что физическая культура и спорт для них- наиболее действенные методы ...

Дневник учебной практики УП.01 по профессиональному модулю ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием

Дневник разработан для студентов специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование, является отчетным документном по учебной практике УП 01. В результате выполнения заданий и заполнения рабоче...