Доклад "РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
консультация

Инновационный   подход  к делу способствует раскрытию творческого потенциала педагогов, обеспечивает эффективную деятельность учреждений среднего профессионального образования, как в режиме функционирования, так и в режиме развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_podhody.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики

 «Ядринский агротехнический техникум»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ

 В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Выполнил:

Преподаватель

В.П.Алексеев.

Ядрин – 2018

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации школьного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.

Динамично изменяющиеся рыночные условия определяют необходимость переосмысления теоретических  подходов  и практических решений, связанных с профессиональной подготовкой молодежи.

Большое  значение приобретает в связи с этим расширение и углубление  инновационной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования, разработка механизмов внедрения новшеств в практику работы  в системе среднего профессионального образования и во всей образовательной системе.

Инновационная  деятельность в системе образования обладает своими специфическими особенностями, как в научной теории, так и в педагогической практике. Следует отметить, что далеко не все педагоги уделяют достаточное внимание этому моменту.

Инновационный   подход  к делу способствует раскрытию творческого потенциала педагогов, обеспечивает эффективную деятельность учреждений среднего профессионального образования, как в режиме функционирования, так и в режиме развития. А это, в свою очередь, создает условия для приоритетного развития системы в целом. Инновации охватывают содержание образования, технологии обучения и воспитания, организационные формы, методы управления.

Изучение положительного опыта  инновационной  деятельности  позволяет выделить пять основных организационно-педагогических условий ее осуществления:

1.   инновационная  деятельность ведется на основе специально разработанной  инновационной  программы  учебного  заведения;

2.  внедрение нововведений не ущемляет права участников  учебного   процесса, не влияет на их здоровье и развитие;

3.  инновации востребованы педагогическим коллективом, а также родителями учащихся;

4.  отношения между преподавателями, студентами и другими работниками учреждения строятся на принципе сотрудничества;

5.  участие педагогов в  инновационной  деятельности обусловлено положительной мотивацией, готовностью к позитивным переменам  в   учебно-воспитательном  процессе.

Важная роль в успешном осуществлении  инновационной  деятельности принадлежит руководителю образовательного учреждения, который, прежде всего, определяет, соответствуют ли педагогические и материально-технические возможности    целям и задачам инновации.

Основным документом является  инновационная  программа развития образовательного учреждения. Она утверждается экспертным советом или иным органом управления. Разработка такой программы включает в себя ряд последовательных этапов.         На подготовительном этапе осуществляется поиск, обработка и анализ научно-педагогической и методической информации, обобщение собственного опыта, определение педагогического потенциала образовательного учреждения, создание необходимых условий (инновационных  программ,  учебных  планов, методических рекомендаций), определение состава участников  инновационной  деятельности и их функций.

На втором этапе определяется содержание инновационной деятельности и ее приоритетные направления, разрабатываются критерии определения эффективности результатов; методы диагностики, анализа, коррекции, определяется материальное обеспечение и составляется смета расходов.

На третьем этапе продумывается система управления инновационной  деятельностью. На заключительном этапе экспертный совет осуществляет оценку качества результатов инновационной  деятельности, определяет эффективность  учебно-воспитательного   процесса. Все материалы обсуждаются и утверждаются на педагогическом совете. В идеале следует стремиться к тому, чтобы продуктом  инновационной  деятельности являлось не частичное, а системное обновление  учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Большая часть проводимых инноваций имеет локальный характер и часто относится к изучению отдельных  учебных дисциплин, применению конкретных методов и средств.

Инновации в содержании и технологии обучения продолжают относиться к разряду малоизученных дидактических явлений. И иногда здесь практика даже опережает теорию.

Анализ некоторых аспектов  инновационного   подхода  в образовательном  процессе   позволяет сформулировать ряд обобщающих положений.

  1. Инновационные  технологии обучения в большинстве случаев представляет собой средство моделирования профессиональной деятельности современного специалиста.
  2. Чем больше и качественнее внедряется в учебный процесс инновационное содержание и технологии, тем полнее и адекватнее можно моделировать профессиональную деятельность будущих специалистов.

3.   Инновационный   подход  в построении обучения позволяет с большей эффективностью решать сложнейшие  учебно-воспитательные  задачи.

Инновационные  технологии обучения следует рассматривать как средство, с помощью которого направления модернизации образования могут быть претворены в жизнь. Наибольшее развитие сейчас получают технологии обучения, основанные на личностном и деятельностном  подходах.

Таким образом, овладевая умениями вносить  инновационные  изменения в свою педагогическую деятельность, осознавая наиболее уязвимые ее стороны и обладая знаниями о наиболее целесообразных методах работы, преподаватель все более совершенствуется в профессиональном плане, улучшает качество взаимодействия со студентами в собственно образовательных и межличностных отношениях. А это, в свою очередь, обеспечивает  инновационное  развитие образовательного учреждения в целом, системы среднего профессионального образования, способствует повышению качества подготовки специалистов среднего звена.

Инновации как многомерное явление в области образования имеют свою главную направленность – качественное обновление педагогической деятельности. Внедрение инноваций в образовательный  процесс  предметно проявляется в соответствующих функциях  инновационных  технологий:

 -   моделирование профессиональной деятельности как педагогической системы обучения;

-   развитие профессиональных способностей обучаемых в интерактивной форме;

-   совершенствование качества  учебно-воспитательного   процесса.

Успех инноваций зависит во многом от самих преподавателей. Чтобы подготовить педагога к пониманию, осмыслению  инновационных  идей, а тем более к их использованию, необходимо иметь четкое представление о технологии  учебно-воспитательного   процесса. И следует отметить, что  инновационные  методы распространяются на разные формы организации педагогической деятельности, в том числе актуальные и при организации самостоятельной работы студентов.

Надо отметить, что в основе педагогической инновации лежит инновационный процесс, в котором инновационная деятельность педагога носит проектировочный характер и направлена на создание нового вида педагогической практики, развивающейся на базе научно обоснованных педагогических идей и технологий, В результате возникает необходимость в педагоге-проектировщике. Следовательно, развитие методологической культуры работников образования в области педагогического проектирования становится необходимым компонентом повышения их квалификации, в том числе посредством самообразования.

Объектами проектирования в процессе инновационной деятельности по внедрению новых образовательных стандартов могут быть:

-   новая модель подготовки специалистов в образовательном учреждении:

-  новая модель образовательного учреждения, разработанная, например, с целью более эффективной  реализации  непрерывного образования;

-  система управления качеством образования, построенная в образовательном учреждении на основе международных стандартов качества и новых государственных образовательных стандартов;

-  система мониторинга образовательных стандартов, реализуемая в образовательном учреждении и включающая мониторинг его выпускников;

-  система работы образовательного учреждения в условиях реализации стандартов нового поколения и оценки ее эффективности и др.

Научной основой такой проектной деятельности являются следующие аспекты:

-  теория образовательного маркетинга;

-  научные подходы к подготовке конкурентоспособного специалиста, ее диверсификации;

-  теория непрерывного образования и  реализация  идей гуманизации, демократизации, опережающего характера в среднем профессиональном образовании, личностно-деятельностного  подхода;

-  научные подходы к обеспечению, мониторингу и повышению качества образования;

-  деятельность по прогнозированию развития образования, многоканальному финансированию, по расширению социального партнерства в образовании и др.

Существенный компонент проектировочной деятельности связан с построением содержания среднего профессионального образования на основе новых образовательных стандартов. Ведь введение государственных стандартов нового поколения воздействует не только на федеральный, но и на региональный, отраслевой и училищный компоненты содержания. Большой объем академических свобод (до 30-35%), предусмотренных стандартами нового поколения, создает широкое поле для инновационной деятельности педагогов.

Современное состояние системы среднего профессионального образования претерпевает существенные изменения. Перед образовательными учреждениями встает задача по переходу на Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения, которые показывают необходимость обеспечения функционирования инновационных воспитательных систем, направленных на формирование у студентов духовности, культуры, гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, а так же способности к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда.

В связи с этим, происходящие в общественной жизни изменения, требуют развития иных способов образования и педагогических технологий, связанных с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем в профессиональной деятельности. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Поиск новых технологий связан с появлением в образовательных учреждениях современной техники для работы с учебной и научной информацией — это компьютеры, интернет, мультимедийная, аудио, видео техника; и необходимостью эффективно и целесообразно её использовать.

Таким образом, внедрение инновационных процессов в образовании это не только внедрение процесса совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений, но и внедрение новой воспитательной системы.

В условиях среднего профессионального образования инновационная образовательная и воспитательная системы являют собой такой способ организации жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов и их взаимосвязь. Поэтому и рассматривать эти системы следует как одно целое.

Инновационная образовательная и воспитательная система это, с одной стороны, психолого-педагогическая организация деятельности, с другой стороны, социально-педагогическая, которая влияет на студентов и как педагогический фактор (через преподавателей, лекции, учебники, домашние задания, классные часы), и как социальный (через социальные отношения в социуме).

Инновационная образовательная и воспитательная система техникума имеет сложную структуру. Ее компонентами являются цели, выраженные в теоретической модели; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъектов в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Основная идея такой системы создание инновационно-образовательного центра техникума. Аспектами функционирования центра являются учебно-производственный, информационно-методический и координационно-методический отделы. Необходимое условие в рамках существующих отделов для организации деятельности инновационно-образовательного центра создание учебно-производственных лабораторий. Моделирование личности будущего специалиста предполагает разработку критериев результатов деятельности на основе ФГОС среднего профессионального образования: личностных, метапредметных, предметных. Конечным результатом этого становится подготовка студентов техникума к самореализации и культуре жизненного самоопределения, проектирование и осуществление целесообразной и результативной деятельности, овладение основами наук и универсальными способами действий.

Содержание управления инновационной системы техникума составляют организация совместной деятельности студентов, преподавателей, родителей, работодателей; ориентация на общечеловеческие ценности; гуманизация отношений между людьми; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития. Компонентами инновационной воспитательной системы являются цели, деятельность, субъекты деятельности, отношения между субъектами, воспитательное пространство, управление системой.

В своём становлении система проходит ряд этапов, которые характеризуются последовательно сменяющими друг друга дифференциацией и интеграцией отношений и деятельности, различной прочностью внутренних связей, разным характером взаимодействия с внешней средой, различным характером и способами управления. Смысл управления развития инновационной образовательной и воспитательной системы заключается в развитии личности студента, включённого в систему, что требует управления взаимодействием и взаимовлиянием системы и личности, а также определяет выбор средств и способов управления.

Первый этап — прогностический — разработка теоретической концепции будущей инновационной воспитательной системы техникума, моделирование структуры и связи между ее элементами. На данном этапе осуществляются информационный поиск, систематизация педагогических идей, методическое оснащение, разработка методических материалов, создание нормативной базы, организация деятельности отделов инновационно-образовательного центра техникума, формирование коллектива единомышленников, выбор педагогических технологий и приоритетных направлений функционирования инновационной системы, педагогический поиск, а также формируются стили отношений между всеми участниками образовательного процесса.

Второй этап — практико-ориентированный — внедрение инновационной образовательной и воспитательной системы, реализация деятельности лабораторий, кружков, секций, учебно-производственных фирм. Подготовка студентов на уровне личностно-ориентированного, индивидуального, дифференцированного подходов, формирование самостоятельности, инициативности, коммуникативности, ответственности, организованности и рефлексивности, развитие студенческого и преподавательского коллектива, органов самоуправления, кооперация образовательных учреждений.

Третий этап — рефлексивный — выработка профессионально-значимых качеств будущих специалистов, освоение конкретного набора компетенций в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования.

Таким образом, инновационная образовательная и воспитательная система техникума охватывает весь педагогический процесс, интегрирует образовательную, воспитательную и производственную деятельность студентов и преподавателей. Данная система является открытой, посредством взаимодействия с социумом содействует адаптации и социализации студентов в обществе и моделируется в соответствии с потребностями социума.

Также в образовательный процесс внедрены мультимедийные средства в виде сетевых электронных библиотек, интерактивного учебно-методического комплекса спецдисциплин, автоматизированного рабочего места преподавателя, Интернет-тестирования студентов и сетевого тестирования преподавателей.  Создаются презентации для лекций при изучении нового материала, электронные УМК, отрабатываются умения и навыки с помощью обучающего тестирования и пр.

Библиотека должна быть  оснащена терминалами для доступа студентов и преподавателей к информационным ресурсам техникума и глобальных сетей. Для обучения информационным технологиям оборудовано несколько компьютерных учебных кабинетов, в том числе имеется и мобильный компьютерный кабинет на базе информационно-вычислительного центра, оснащенных современным аппаратным обеспечением. Мультимедийные комплексы на основе интерактивных технологий используются в повседневной работе: на лекционных, практических и лабораторных занятиях, конференциях, семинарах, педсоветах, обучениях коллектива. В планах техникума  вести  нововведения — электронная система информации и электронная версия расписания учебных занятий, использующие плазменные панели и цифровые дисплеи, система видеонаблюдения, интегрированная в локальную сеть техникума.

Компьютеры техникума включить в единую локальную вычислительную сеть. Основой сети является высокопроизводительный сервер. Все подразделения техникума должны иметь доступ к Интернет-ресурсам, а также собственные электронные почтовые адреса.

Важнейшей составляющей подготовки квалифицированных специалистов является научно-методическое оснащение образовательного процесса.

В соответствии с ростом требований к производственным технологиям разработать тематические направления по перспективным специализациям.

Для эффективной реализации передовых методик обучения по вновь вводимым и модернизируемым учебным дисциплинам разработать учебно-методические комплексы, в том числе электронные версии.

Разработка методик обучения по дисциплинам ведется с использованием передовых технологий: модульный принцип организации учебных занятий; рейтинговая система оценок, на основе кредитов (зачетных единиц); комплексные курсовые и дипломные проекты, предусматривающие создание проектов коллективами студентов, студенты участвуют в выполнении научно-исследовательских работ. Творческие группы преподавателей, сформировать для организации внедрения этих технологий.

Опыт реальной модернизации образовательного процесса техникума, осуществляемый благодаря напряженной и творческой работе педагогического коллектива, представляется достойным вкладом в развитие системы профессионального образования.

Неотъемлемой частью образовательного процесса является воспитательная работа, направленная на формирование гармонично развитой личности. В техникуме студентам должны  предоставлять все возможности для реализации интеллектуального, творческого и спортивного потенциала.

Практическое обучение проводить  на базе производств и агропромышленных комплексов. Обучение основам управления сопровождается и воспитательными элементами: студенты посещают различные достопримечательности и культурные центры. Таким образом,  обучающиеся находятся в едином воспитательно-образовательном пространств. Студенты активно занимаются научно-исследовательской деятельностью: принимают участие в ежегодных олимпиадах, на республиканском  конкурсе.

Инновационная образовательная и воспитательная программа, внедряемая в техникуме, призвана совершить инновационный прорыв в подготовке специалистов. И как бы это ни казалось сложным, коллективу выполнить под силу поставленную задачу. Люди, ответственные за судьбу техникума, ясно видеть будущее родного учебного заведения, искать  и найти  пути его достижения.

Воспитательная работа, как составная часть образовательного процесса организуется и проводится в тесной взаимосвязи с процессом обучения с учетом социально-психологических особенностей воспитуемых, психологических факторов.

В  техникуме  в результате многолетних поисков сложилась определенная система учебно-воспитательной работы. Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, разнообразную внеурочную деятельность учащихся и общение.

Основной целью воспитательной работы в образовательном учреждении  является формирование самостоятельной, зрелой, нравственной, психически и физически здоровой личности воспитанника, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы, стать достойным гражданином своей страны.

Также важнейшим субъектом воспитательного процесса является служба психолого-педагогического сопровождения (СППС), которая осуществляет психолого-педагогическую диагностику воспитывающей среды, субъектов воспитательного процесса, условий и факторов влияющих на процесс воспитания. Качественному и целенаправленному проведению воспитательной работы способствует коррекционно-развивающая и здоровьесберегающая деятельность СППС. Формирование здоровой морально-психологической атмосферы в значительной части осуществляется благодаря деятельности СППС по социально-психологическому обеспечению процесса социализации, социально-педагогическому и психолого-педагогическому консультированию, просвещению.

Критерии результативности воспитательной работы:

(деловые и нравственные черты модели выпускника)

1. Развитые профессионально важные личностные психологические качества, чувство собственного достоинства и ответственность как устойчивая черта характера, уверенность в себе, умение правильно и полно оценивать свои способности, профессиональные знания и недостатки, выраженное стремление продолжать усилия по самосовершенствованию в целях достижения успеха в избранной профессиональной деятельности.

2. Коммуникабельность, отзывчивость, бескорыстие, вежливость, скромность, инициативное участие в общественной жизни, органах самоуправления, умение действовать в командной работе, наличие лидерских качеств и навыков делового общения.

3. Высокая требовательность к себе в сочетании с терпимым отношением к особенностям окружающих, как основа социальной, национальной и религиозной толерантности, уважения к правам и свободам человека, умение вести себя в обществе, уважительное отношение к женщинам, детям, ветеранам, старшим.

4. Развитая познавательная активность, любознательность.

5. Знание, понимание и бесконфликтное принятие правовых основ общественного устройства, как ценностная социальная ориентация. Осознанное следование общественным правилам поведения.

6. Креативность, способность к творческой деятельности.

7. Инициативные и активные занятия спортом, участие в спортивных соревнованиях, наличие нескольких спортивных разрядов, сознательный отказ от действий и привычек, способных затруднить физическое развитие, нанести ущерб здоровью.

8. Уважительное отношение к окружающей среде, сопереживание объектам живой природы.

Направления воспитательной работы:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции;
  • развитие социально-личностных компетенций как внутриличностных основ формирования мотивационно-ценностных ориентаций, коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других социально и профессионально значимых качеств личности;
  • эстетическое и этическое воспитание, формирование чувства прекрасного и стремления к совершенству; формирование навыков поведения в обществе;
  • воспитание уважительного отношения к закону, законопослушности, правового самосознания и правовой культуры;
  • формирование физической культуры, стремления к физическому самосовершенствованию, сознательного выбора в пользу здорового образа жизни и отказа от вредных привычек;
  • развитие трудолюбия, стремления к профессионализму, стремления к успешной конкурентности в работе;
  • экологическое воспитание, способности прогнозировать последствия своей деятельности для окружающей среды.

Задачи организации и проведения воспитательной работы:

1. Планирование и проведение воспитательной работы как составной части образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей  учащихся  различных возрастов и полученного опыта жизни до техникума;

2. Координация содержательной части планов воспитательной работы с учебными планами по общеобразовательным и специальным дисциплинам, программами дополнительного образования, культурно-массовой работой;

3. Создание кадрового потенциала педагогов техникума и развитие его психолого-педагогического профессионализма до уровня, соответствующего основной цели воспитательной работы:

  • развитие системного подхода к организации всего процесса воспитательной работы,
  • систематическое проведение Дней профессиональной учебы воспитателей по актуальным вопросам воспитательной работы,
  • накопление положительного опыта воспитательной работы, отражение его и распространение в методических разработках педагогов,
  • придание работе по повышению педагогических категорий содержательный и требовательный характер,
  • оценку результативности работы педагогов напрямую связать с показателями подчиненных коллективов,
  • последовательное совершенствование материальной базы воспитательной работы.

4. Обеспечение в рамках учебного курса широкого охвата студентов общественными поручениями, активизация содержательной деятельности Советов учебных курсов. Создание на этой основе эффективного самоуправления коллективов учащихся, как средства формирования гражданских качеств личности, здорового морально-психологического климата в ученической среде, сплочения коллективов, развития в них отношений дружбы, сотрудничества, взаимного доверия и требовательности, предупреждения насильственных действие в сфере межличностных отношений.

5. Формирование у учащихся нравственно здорового стремления к развитию своих физических возможностей в процессе занятий по физической подготовке и в личное время, создание условий для массового вовлечения учащихся в борьбу за получение спортивных разрядов.

6. Обеспечение условий для трудового воспитания студентов в процессе обучения, организации различных форм самообслуживания, участия их в различных видах общественно-полезного труда, уходе за закрепленным имуществом и поддержание порядка на отведенных участках территории.

7. Разработка Положений и внедрение системы соперничества отдельных учащихся и учебных коллективов за звания «Лучший по ….», «Лучшая группа по ….», «Лучший учебный курс по …».

8. Формирование различных каналов внешних связей техникума в интересах решения проблем, имеющихся в сферах хозяйственных отношений, воспитательной и учебной деятельности.

    В целях создания необходимых условий для совершенствования педагогического мастерства педагогов, занимающихся непосредственно воспитательной деятельностью, повышения научности руководства воспитательным процессом в классных коллективах, в техникуме может быть организована работа методических объединений воспитателей, классных руководителей.

          Основные задачи методических объединений:

  • повышение духовной культуры и научно-практической подготовки педагогов в области воспитания студентов;
  • освоение современных концепций воспитания и педагогических технологий;
  • выработка  единых требований и мер по решению наиболее принципиальных вопросов практики воспитания коллектива и личности;
  • углубление знаний педагогов о методах воспитательной работы, оказание помощи в совершенствовании индивидуального педагогического мастерства;
  • изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по воспитанию учащихся  и созданию нового опыта на основе рекомендаций педагогической науки.

Формы и методы работы методических объединений различны: методические занятия, семинары, педагогические чтения, семинары-тренинги, деловая игра и др.

Комплексная система воспитательной работы основана на взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса. Регулярное исследование степени удовлетворенности родителей (и лиц из заменяющих) и учащихся качеством воспитательной работы позволяет вовремя оценить возможные риски и организовать адресную помощь в урегулирование конфликтных ситуаций и решении возникающих проблем. Оценка степени удовлетворенности воспитательной работай в учреждении проводится ежегодно службой психолого-педагогического сопровождения.

Таким образом,  процесс  внедрения в образовательные учреждения новых образовательных стандартов надо рассматривать как целостный  процесс,  имеющий инновационный  характер и построенный на основе системно-деятельностного  подхода, воспроизводящийся на более высоком уровне в ходе обновления стандартов. В результате этого достигается основная цель – повышение качества среднего профессионального образования и уровня подготовки специалистов.

 

Список использованных источников

1.  Буркова Н.Г., Додонова Л.А., Пимчев С.П. Образование для изменения качества жизни // Специалист. 2003. № 2. – С. 39-64

2.  Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление, т. 1 и 2. - М.: Издательствово Внешторгиздат, 2004. – 165 с.

3.  Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями.- М.: Издательство Экономика, 2006. – 139 с.

4.  Румянцевой З.П. Менеджмент организации. – М.: Издательство ИКФА-М, 2004. – 167 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (на примере конкурса «Моя профессия - ветфельдшер» среди студентов III курса специальности «Ветеринария»)

Методическая разработка конкурса «Моя профессия - ветфельдшер» среди студентов III курса специальности  «Ветеринария»...

Презентация.Урока как основная форма учебно-воспитательного процесса.

Презентация.Урока как основная форма учебно-воспитательного процесса....

Использование современных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса

Методическая разработка "Использование  современных методов обучения при  различных формах  организации учебно-воспитательного  процесса"...

статья Современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе.

Современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе....

Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе

Личностно-ориентированные подходы в обучении  находят все большее распространение в системе образования. Причины этого лежат не только в сфере  педагогики, но, главным образом, в сфере социа...

Статья «Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО».

Статья«Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО»....