Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе
статья на тему

Гаранина Галина Юрьевна

Личностно-ориентированные подходы в обучении  находят все большее распространение в системе образования. Причины этого лежат не только в сфере  педагогики, но, главным образом, в сфере социальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno-orient_obuchenie.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход в

  учебно-воспитательном процессе

Личностно-ориентированные подходы в обучении  находят все большее распространение в системе образования. Причины этого лежат не только в сфере  педагогики, но, главным образом, в сфере социальной.

Основной идеей личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе является концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития. [1]

В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе. Если в традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, то  теперь учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника.

Личностно-ориентированный подход в обучении можно разделить на несколько вариантов:

1. Вариант - обучения в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Метод обучения в сотрудничестве имеет несколько вариантов.

1. Обучение в команде. STL уделяет особое внимание «групповым целям»  и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой , проблемой,  вопросом, подлежащими изучению.

Обучение в команде  сводится к трем основным принципам:

а)  «награды»  команда-группа получает одну на всех в виде балльной оценки-отметки, какого-то поощрения, сертификата, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности.

б)  индивидуальная (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем любому ученику отдельно, вне группы;

в)  равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами.

2.  Другой подход в организации обучения в сотрудничестве - «пила». Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.  Каждый член группы находит материал по своей части. и докладывают о ней внутри группы (как зубцы одной пилы).  Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

3. Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» он). Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3—5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.

4. Исследовательская работа учащихся в группах В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек.. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.

Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам — общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.

2.Вариант - МЕТОД ПРОЕКТОВ

.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

 Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

3. Вариант - «ПОРТФЕЛЬ УЧЕНИКА»

Технологии, которые объединяются названием «Портфель ученика», способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению.

«Портфель ученика» — инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.

 Это — комплект документов, самостоятельных работ ученика.

Ученик по собственному выбору либо по заданию учителя отбирает в свое «досье» работы, выполненные им на уроке самостоятельно (контрольные работы, тесты, сочинения и пр.) или дом; (домашние задания), во внеклассной работе (проекты, рефераты доклады и т. п.). Отбор ведется либо по одному предмету. Каждая работа сопровождается также кратким комментарием ученика что у него в этой работе получилось, а что нет; согласен ли он с оценкой учителя и какие выводы может сделать из результатов работы.

Главное в такой работе – самооценка ученика в виде рассуждения, аргументации, обоснования. Время от времени ученик представляет свой портфель на презентацию в классе или группе.

4 .Вариант - РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Под разноуровневым обучением понимается такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.

Основным камнем преткновения остается классно-урочная система как практически единственная форма организации учебных занятий. Такая система диктует методы обучения и способы организации учебной деятельности в традиционном классе, рассчитанные на некоего среднего ученика, преобладание фронтальных работ. Это часто приводит к явным педагогическим просчетам: оказывается, что слабым ученикам мало практики, не хватает времени на осмысление материала; сильным же ученикам не достает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.

Дифференцированный подход к обучению позволяет учителю уделять больше времени отстающим учащимся, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех

В нашей стране образовательный стандарт носит универсальный характер и не предполагает разный уровень усвоения. Наш стандарт рассчитан на каждый год (класс) для всех учащихся и при этом предусматривается лишь один уровень — базовый. Разноуровневое обучение как раз дает возможность обойти заложенную в стандарте усредненность и сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся к отдельным предметам.


[1] Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: 1998. – С.36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода в группах СПО (Среднего профессионального образования) и в 10 классе.

Цель: подведение итогов работы по теме : «Творчество Н.В.Гоголя». Задачи: Обучающие: 1) ознакомление с особенностями личности писателя;2) формирование умения анализировать эпическое произве...

Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности и методы его реализации.

Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответст...

Эссе на тему «Личностно-ориентированный подход в профессиональном образовании»

Министерство образования Московской областиМосковский областной промышленно-экономический колледж     Эссе на тему«Личностно-ориентированныйподход в профессиональномобра...

Доклад "РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Инновационный   подход  к делу способствует раскрытию творческого потенциала педагогов, обеспечивает эффективную деятельность учреждений среднего профессионального образования...