МЕСТО И РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ.
статья

Богданова Ольга Владимировна

В данной статье описывается опыт применения игровых технологий на уроках химии в среднем профессиональном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mestoo_i_rol_igrovyh_tehnologiy_v_prepodavanii_himii.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Богданова О.В., преподаватель химии и биологии

СПбГБПОУ «Автодорожный колледж»

МЕСТО И РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ.

Постоянно возрастающие требования к подготовке специалистов, наблюдаемые в последние десятилетия, привели к смене существовавшей образовательной модели. Результатом подобного развития методологии образования явился переход от процесса обучения как наполнения обучаемых определенной массой теоретических знаний и практических умений к формированию творчески мыслящей личности, способной принимать ответственные и оптимальные решения в нестандартных ситуациях. Новые идеи в образовании повлекли за собой разработку и широкое использование в педагогической практике новых технологий обучения, среди которых важное место занимают игровые методы. Игровые формы работы содержат большие потенциальные возможности, способствуют активизации деятельности учащихся, создают на занятии благоприятный психологический климат.

         Место нестандартных уроков определяется преподавателем в зависимости от конкретных условий, содержания материала и особенностей группы. Существуют определенные требования к проведению дидактических игр:

1) соответствие темы игры теме и цели урока;

2) значимость игрового результата для участников и организаторов игры;

3) соответствие содержания игры характеру решаемой задачи;

4) понятность и доступность замысла участника игры, простота игрового сюжета  

5) посильность используемых в игре игровых действий;

6) точность и однозначность игровых правил и ограничений;

7) объективные критерии оценки успешности игровой деятельности учащихся;

8) адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры;

9)  обязательный элемент соревнования  между участниками игры, стимулирующий характер игры.

В своей практике на занятиях химии и внеклассных мероприятиях на базе «Автодорожного колледжа» я применяю различные игры. Считаю, что наиболее целесообразно использовать игровые методы при обобщении материала. При изучении нового материала можно так же использовать игру, но не все темы для этого подходят.

Например, для обобщения материала по теме «Основные классы неорганических веществ», разработан урок-игра, по мотивам популярной телевизионной передачи «Своя игра». Группа делится  на 3 команды, выбирается капитан команды. Озвучиваются правила игры:  на экране табло с темами вопросов и их стоимостью, команды выбирают вопрос, совещаются 30 сек и капитан озвучивает ответ. Если команда ошиблась, право ответа переходит к другой команде. Для проведения данного урока используется комплекс “компьютер + проектор” или интерактивная доска.

При изучении темы «Железо и его соединения» проводится игра «Темная лошадка». Группе в начале занятия не озвучивается тема урока.  Часть учащихся готовит заранее доклады  о веществах и их свойствах, способах получения и применения без упоминания названия этих веществ. Так же приводятся демонстрационные опыты, опять же без упоминания используемых веществ. Остальная часть группы активно участвует в обсуждении и распознавании неизвестных веществ.

При изучении темы «Спирты» проводится урок - ролевая  игра «Суд над этанолом». Группа делится на две части – группу защиты и группу обвинения. Первые будут вместе с адвокатом готовить материал о полезных свойствах этилового спирта, а вторые помогать прокурору собирать информацию об отрицательном воздействии этанола.

Можно использовать отдельные игровые моменты при проведении традиционных уроков. Это могут быть небольшие кроссворды, загадки, ситуационные задачи и др.

В рамках декады знаний по химии проводится внеклассное мероприятие в виде викторины «Химия в моей профессии».  В ходе проведения используются кроссворды, ребусы, загадки, вопросы, связанные с темой химия в автомобиле, проводится лабораторная работа по изучению качества топлива.

Но следует отметить и отрицательные моменты в использовании игр в процессе обучения: 1) объяснение правил и демонстрация игры может занимать много времени. Это приводит к тому, что учащиеся не успевают за оставшееся время изучить или закрепить материал; 2) нередко нарушается механизм игры, т.е. нарушается строгий порядок выполнения игровых действий; 3) после проведения игр бывает трудно восстановить дисциплину в группе.  

В выборе нестандартных уроков нужна мера. Если на всех уроках использовать игровой метод, отказаться от традиционного классического урока, то общая картина будет неблагоприятной, так как учащиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, а это сказывается на успеваемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ

Отечественная культура на протяжении всех веков её формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие, складывалось в процессе становления и развития национального самосознани...

Использование современных компьютерных технологий в преподавании предметов общеобразовательных дисциплин (биологии, географии, химии)

Я использую компьютер более чем в 90% уроков и внеклассной деятельностиЯ использую:Готовые электронные изданияТестовые оболочкиИнтернет-ресурсыСобственные разработки в среде Microsoft Office...

Роль игровых технологий в образовательном профессионально-ориентированном процессе

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....

Место игровых технологий в педагогическом процессе

Игра является наиболее результативным методом формирования у ребенка индивидуальности, личной позиции, умения анализировать свои действия. Это один из тех видов детской деятельности, которые использую...

Статья на тему "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании химии"

    XXI век – век высоких компьютерных технологий.     В новых экономических условиях ведущей целью образования  в России является подготовка личности, ...

Роль игровых технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся СПО

Статья в полной мере раскрывает роли игровых технологий в процессе формирования общих и профессиональных компетенций на примере специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования....

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Данная  статья предназначена для преподавателей  СПО с целью представления и популяризации педагогического опыта в области преподавания учебных дисциплин общепрофессионального и профессионал...