Конспект родительского собрания на тему: «Поощрение и наказание в процессе воспитания детей»
методическая разработка

Хуцаева Надежда Инджиевна

Конспект родительского собрания на тему: «Поощрение и наказание в процессе воспитания детей». Подготовлено студенткой 4 курса - конкурсанткой чемпионата WorldSkills Дорджиевой Иминой под руководством методиста, преподавателя педагогики и психологии Хуцаевой Надежды Инджиевны в рамках IV регионального чемпионата WorldSkills Россия (Республика Калмыкия)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания на тему: «Поощрение и наказание в процессе воспитания детей»

Дорджиева И.Ю студентка-конкурсантка WSR, методист Хуцаева Н.И.

          Цель: Формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.

Задачи: 

  1. Повысить психологическую компетентность родителей;
  2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.
  3. Развивать навыки разумного воспитания

Материалы:

  • Листы бумаги А4 разного цвета (всего 2 цвета).
  • Карточки с описанием проблемных ситуаций.
  • Пазлы с правилами
  • Музыкальное сопровождение
  • Флажки с правилами поощрения
  • Портфельчик

Форма занятия: собрание-дискуссия

Оборудование: компьютер, проектор для показа презентации, экран, колонки, презентация, бумага трех цветов, конверты с заданиями, ручки.

Ход собрания

-Здравствуйте, уважаемые родители! Присаживайтесь, пожалуйста, каждому я дарю портфельчик и предлагаю заполнить его в течение нашей встречи разнообразными советами, рекомендациями,  интересными приемами работы с детьми и т.д.

Упражнение «Подари улыбку»

-Пусть каждый подарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

-Спасибо вам за то, что вы искренне улыбались друг другу и мне!

 Очень приятно иметь общение с улыбающимся человеком, это значит, что у нас получится позитивная   дискуссия.

Нет никаких сомнений в том, что   вы любите своих детей и желаете им добра. Быть родителями это радостный, но также напряженный труд. И выполняя эту работу, вы не  раз заходили в тупик, испытывая сомнения, пытаясь найти самое  подходящее для вас и ребенка решение. Сегодня мы попытаемся ответить на некоторые, причем очень  важные вопросы.

Внимание на экран! Ролик «Завуч»

Анализ ситуации совместно с родителями

… Алгоритм решения педагогической задачи

  1. В каких условиях происходит данная ситуация?
  2. Назовите  участников? А какое у них  эмоциональное состояние?
  3. Какие причины вызвали данную ситуацию?

-Так  какую актуальную проблему воспитания нам предстоит обсудить?( проблему наказания детей в процессе воспитания )

-Этой проблеме мы посвятим наше собрание

 «Поощрение и наказание в семейном воспитании»

Обсуждение  проблемы

- Что такое наказание? Какую роль они играют в воспитании?

Наказание-это метод педагогического воздействия, предупреждающий нежелательные действия, тормозящий их, останавливающий негативные проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины, стыда и раскаяния.

В педагогике издавна ведется полемика о том, являются ли наказания необходимыми при воспитании детей. Василий Александрович Сухомлинский  выступал как решительный противник наказания. Он считал, что маленьких детей надо воспитывать только добром и лаской. Антон Семенович  Макаренко придерживался той точки зрения, что безнаказанность вредна: там, где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания.

         -Сравните эти две точки зрения и сформулируйте свою позицию. (высказывания)

-В педагогике применяют несколько видов наказаний с учетом  того какие цели  преследует этот метод.

Соотнести наказание и цель

  1. Ограничение в правах (запреты) – чтобы добиться выполнения того или иного действия.
  2. Наделение дополнительными обязанностями. – чтобы ребенок принудительно выполнял какие-то действия.
  3. Моральные санкции (порицание, осуждение) –цель - вызвать чувство вины и сожаления о своем поступке.
  4. Телесное наказание - в Семейном Кодексе существует прямой запрет на физические наказания. 

Вывод: Т.О, физические наказания разрушают доверие ребенка к вам, ухудшают общение, формируют страхи и фобии у детей, любовь в детском сердце заменяется на ненависть и отвращение.

Использование наказания требует знания равил их использования.

Известный психотерапевт Владимир Львович Леви  предлагает нам 7 «золотых» правил наказания. Как звучат эти правила мы узнаем, собрав пазлы.

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. 

3. За один проступок – одно наказание.

4. Недопустимо запоздалое наказание.

5. Ребенок не должен бояться наказания. 

6. Не унижайте ребенка.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен

-Зачитайте, пожалуйста.

 -Уважаемые родители, не забываем про наш портфельчик, пополняем его понравившимися рекомендациями.

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». 

 (А.С.Макренко)

- Наказание будет эффективно, когда есть поощрение. Что такое поощрение?

Поощрение - это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности.

Какие поощрения вы применяете?

- Поощрение, по мнению  психологов, более эффективно, нежели наказание. Поощрение закрепляет стремление ребенка в добрых поступках и добром поведении. Переживание радости, удовлетворения от одобрения его усилий и достижений, способствует благоприятному самочувствию. Очень значимо осознание радости, которую ребенок принес близким и любимым людям своими действиями, поступками, словами. Самое ценное поощрение – это слово взрослого, обращенное к ребенку.

- На вопрос о том, какие правила надо знать, поощряя ребенка, отвечает традиционная классическая педагогика следующим образом: ФЛАЖКИ

Тренинг по решению педагогических ситуаций

- Опираясь на полученную информацию и на свой жизненный опыт найдите оптимальное решение в следующих ситуациях.

Проблемные ситуации для групп    

1 группа (синий цвет) В этой семье в конце дня дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей результаты не устраивали, дети должны были выполнять трудовую повинность. Дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

  • Верное ли выбрали наказание родители ?

2  группа (желтый цвет) Вите было поручено покупать молоко для семьи. Однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришел огорченный и в слезах рассказал о случившемся. “Бестолочь, – возмутилась мать и отправила ребенка в угол.

  • Как бы вы поступили на месте мамы Вити? 

В воспитании детей надо быть, прежде всего, терпеливыми, не торопиться с наказаниями

Упражнение «Солнце любви» Звучит спокойная мелодичная музыка. Дорогие родители,  на листке бумаги  нарисуйте солнце, в центре которого впишите имя ребенка. На каждом лучике солнца перечислите все лучшие  качества своих детей.

Назовите лучшие качества своих детей.Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

 А теперь послушайте притчу.

Разумное воспитание Хинг Ши китайский мудрец ( зачитать)

Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:

- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

Таким образом, решением нашего собрания можно считать: Разумное использование поощрений и наказаний в воспитании детей в соответствии с рекомендациями традиционной классической педагогики и народной мудрости.

Рефлексия. Слайд 15

- Что интересного, важного  вы положили в свой портфельчик?( записи читают )А еще положите в свой портфельчик памятку Слайд 16 ПАМЯТКА

Я  призываю вас  не останавливаться на достигнутом,  а продолжать пополнять его дальше, в этом вам поможет специальная литература

СОВЕТУЮ ПРОЧИТАТЬ:

  1. Бодалев Алексей Александрович Популярная психология для родителей
  2. Спиваковская Алла Семеновна “Как быть родителями” из серии “Педагогика – родителям”.
  3. Хинг Ши  Разумное воспитание

 А также советую слушать радио Маяк, где семейный психолог Дима Зицер ведет интересный проект ЛЮБИТЬ нельзя ВОСПИТЫВАТЬ

Я желаю вам успехов в воспитании ваших детей! Я благодарю вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для вас полезным.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Улыбнись! И на душе станет теплее…

Слайд 3

Алгоритм решения педагогической ситуации: В каких условиях происходит данная ситуация? Назовите участников. Каково их эмоциональное состояние? Какое противоречие заложено в этой ситуации? Какое решение можно предложить, чтобы разрешить ситуацию?

Слайд 4

Наказание Поощрение

Слайд 5

Наказание Поощрение

Слайд 6

Поощрение и наказание в семейном воспитании

Слайд 7

Наказание – это метод педагогического воздействия, предупреждающий нежелательные действия, останавливающий негативные проявления личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины, стыда и раскаяния.

Слайд 8

Василий Александрович Сухомлинский Антон Семенович Макаренко

Слайд 9

1. Ограничение в правах(запреты) . 2 . Наделение дополнительными обязанностями 3 . Моральные санкции (порицание, осуждение) 4. Телесное наказание D . Как правило, его можно считать самым мягким из всех. Чаще всего к нему прибегают в том случае, когда хотят добиться выполнения того или иного действия. С. . Этот вид наказаний нередко применяется не только в семье, но и в школе, а также и во взрослой жизни (например, наказание общественными работами). В. Такое наказание в воспитании детей, как правило, имеет цель вызвать чувство вины и сожаления о своем поступке. Разумеется, они должны быть адекватными поступку, возрасту и психологическим особенностям провинившегося. А . Самый противоречивый метод, вокруг которого на протяжении всей истории педагогики не утихают споры.

Слайд 10

Влади́мир Льво́вич Леви́

Слайд 11

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания. А.С. Макаренко

Слайд 12

Поощрение – это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности.

Слайд 13

Возможные виды поощрения Похвала; Ласка; Выражение веры в силы и способности ребенка; Совместная деятельность; Развлечение; Подарок; Доброе слово; Проявление уважения (общение как со взрослым).

Слайд 14

Педагогические требования к поощрению Поощрение должно быть справедливым. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Не злоупотреблять и не захваливать. Использовать различные меры поощрения. Поощрение должно быть доброжелательным, идти от сердца, от души.

Слайд 15

1 группа (зеленый цвет). В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок резко изменился: все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, он ответил: “Я не собираюсь с ним сидеть!” Родители были очень возмущены и расстроены, последовало строгое наказание за непослушание. Согласны ли вы решением родителей? Тренинг по решению педагогических ситуаций

Слайд 16

2 группа (синий цвет). В этой семье в конце дня дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом. Верное ли выбрали наказание родители ?

Слайд 17

3 группа (желтый цвет). Первокласснику Вите было поручено покупать молоко для семьи. Мальчик с удовольствием выполнял свое поручение. Однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришел огорченный и в слезах рассказал о случившемся. “Бестолочь! – возмутилась мать, - от твоей помощи одни убытки! Марш в угол!” Как бы вы поступили на месте мамы Вити? Какой педагогический вывод следует из этой ситуации?

Слайд 19

«Разумное воспитание» Хинг Ши Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила: - Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее? - Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши . – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

Слайд 20

Чаще хвалите ребенка. Вселяйте в него надежду. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок. Запреты всех взрослых в семьи должны быть одинаковыми.

Слайд 21

Советую прочитать: Бодалев А.А. «Популярная психология для родителей» Спиваковская А.С «Как быть родителями» из серии «Педагогика – родителям» Хинг Ши «Разумное воспитание» . Прослушивание радио Маяк с семейным психологом Димой Зицером .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания на тему "Межличностные конфликты"

В конспекте родительского собрания на тему "Межличностные конфликты" дано понятие межличностным конфликтам, приведены причинные факторы межличностного конфликта  (по В.Линкольну), представлена кл...

Конспект родительского собрания по теме: "Важней всего погода в доме...".

Конспект содержит материал объясняющий родителям необходимость поддержания в семье дружеских отношений. Даны рекомендации по установлению между родителями и детьми взаимопонимания....

Сценарий родительского собрания на тему: «Роль семьи в развитии речевого творчества детей старшего дошкольного возраста».

Сценарий родительского собрания содержит практикум, педагогический всеобуч, демонстрацию игровых методов развития речевого творчества.  Полученная информация на собрании поможет родителям узнать ...

Конспект родительского собрания. Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Развитие мелкой моторики».

Тема: «Развитие мелкой моторики»Цель:Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.Задачи:• показать важность работы по...

Конспект родительского собрания. Итоговое родительское собрание в группе раннего возраста на тему: «Чему мы научились за год».

Дата проведения :(конец апреля.)Цель: подведение итогов образовательной деятельности.Задачи: познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совм...

Родительское собрание на тему: «Семейное воспитание детей с ЗПР».

Родительское собрание на тему: «Семейное воспитание детей с ЗПР».Формы индивидуальной работы с родителями:1. Демонстрация матери приемов работы с ребенком.2. Конспектирование матерью уроко...

Конспект родительского собрания на тему: «Воспитание ответственности»

Тема: воспитание ответственности у детей.Цель: расширить знания родителей в сфере воспитания ответственности у детейЗадачи:Обсудить с родителями одну из задач воспитания детей - формирование ответстве...