Педагогический проект
проект

Солонец Ирина  Владимировна

Педагогический проект "Организация обучения общеобразовательной дисциплине "География" с учетом требований ФГОС СОО и ФГОС СПО в условиях техникума"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Славянский сельскохозяйственный техникум»

Педагогический проект

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОГРАФИЯ» С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС СОО И ФГОС СПО В УСЛОВИЯХ ТЕХНИКУМА

Солонец Ирина Владимировна

канд. пед. наук, доцент, преподаватель географии

ГБПОУ КК ССХТ,

г. Славянск-на-Кубани, РФ

E-mail: ira-solonec@mail.ru

г. Славянск-на-Кубани, 2016


Актуальность проекта

Вопрос стандартизации образования не является в современных условиях чем-то новым, удивительным или уникальным. Главная задача концепции стандартизации образования состояла в реализации двух основных принципов: единства и преемственности. Единство образовательного пространства нашей огромной страны должно было создавать равные условия для обеспечения преемственности вертикали образования: основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.

Система среднего профессионального образования по сути своей является уникальной в части структуры освоения обучающимися содержания сразу двух стандартов: стандартов среднего общего образования (ФГОС СОО) и стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО).

В этой связи возникает ряд проблем:

- как в преподавании общеобразовательных дисциплин в системе СПО уйти от школьной модели обучения и ориентировать обучающихся на получение профессии;

- как при этом правильно подобрать педагогические технологии и дидактические приемы обучения;

- как одновременно учитывать требования сразу двух стандартов и при этом обеспечивать качество результатов образования.

В мировой практике существует два способа оценки результатов образования – критериальный (эталонный) и экспертный (рамочный). В первом случае обучающиеся должны соответствовать неким заданным параметрам, выраженность или не выраженность которых может определять степень успешности. Во втором случае речь идет о некой экспертной оценке качества, которая по определению носит субъективный характер и может быть использована только в условиях множественности экспертов.

Современная концепция стандартизации предполагает ориентированность на результат, который в двух стандартах несколько отличается. Федеральные государственные образовательные стандарты СПО построены по модели критериальной оценки результатов. Показателями этой оценки выступает сформированность общих и профессиональных компетенций. А федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования построены по эталонной модели. В их основе лежат показатели развития личности – предметные, метапредметные и личностные.

Обе группы результатов – компетенции и показатели развития – не исключают, а скорее дополняют друг друга.

Цель проекта: оценить возможности преемственности и взаимодополнения требований к результатам ФГОС СОО и ФГОС СПО.

Задачи проекта:

  1. Провести сравнительный анализ требований к результатам обучения во ФГОС СОО и ФГОС СПО.
  2. Разработать матрицу согласования универсальных учебных действий (ФГОС СОО) и общих компетенций (ФГОС СПО).
  3. Применительно к предмету «География» разработать модель тематического распределения реализации требований ФГОЬС СОО и ФГОС СПО.
  4. Определить оптимальные способы формирования требуемых результатов через элементы педагогических технологий.

Содержание проекта

С целью оценки сопоставимости двух групп результатов нами был проведен сравнительный анализ требований к результатам ФГОС СОО [1] и ФГОС СПО [2] (таблица 1). Взяв за основу общие компетенции ФГОС СПО, мы постарались согласовать с ними личностные и метапредметные результаты. Предметные результаты и профессиональные компетенции нами в данном сопоставлении не рассматривались, поскольку они в большей мере являются узкоспециализированными и узкопредметным.

За основу анализа мы взяли соответствие личностных и метапредметных результатов общим компетенциям.

Таблица 1.

Сравнительный анализ ФГОС СОО и ФГОС СПО

ФГОС СПО

ФГОС СОО

ОК

Личностные (Л)

Метапредметные (Мп)

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Л -1.

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину […];

Л-2

[…] осознание своего места в поликультурном мире;

Л-5

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов […];

Мп-6

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Л-4

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Мп-1

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Л-6

сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

Мп-2

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

Мп-6

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Л-4

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Мп-3

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

ОК 5.

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Л-4

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Мп-4

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Л-3

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

Мп-5

владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Л-5

[…] отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Мп-6

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Л-4

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Мп-1

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Л -1.

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину […];

Л-2

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

Мп-2

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

Анализ данных позволил нам сделать вывод о том, что, на каждую компетенцию приходится несколько компилируемых с ней личностных и метапредметных результатов ФГОС СОО. Обе группы результатов ориентированы на определенные обобщенные навыки и умения, которые могут лечь в основу изучения различных тем курса географии.

Следующим нашим шагом было распределение всех видов результатов (ОК, предметных, метапредметных и личностных) по темам и разделам программы дисциплины «География» (таблица 2). Распределение шло от требований ФГОС СОО. Взяв за основу тематику курса, мы для каждой из 14 тем последовательно выделили предметные, затем – метапредметные и личностные результаты. Если в предыдущем сопоставлении предметные результаты нами не рассматривались, то в данном случае они стали основополагающими, поскольку напрямую связаны с содержанием тем курса. А уже после этого подбирали соответствующие тематике метапредметные (как обобщенные показатели деятельности) и личностные (как обобщенные показатели личностных качеств) результаты.

Далее, используя данные таблицы 1, для каждой темы нами были выделены компетенции, освоение которых может быть обеспечено в рамках ее изучения. Поскольку в таблице 1 не всегда метапредметные (Мп) и личностные (Л) результаты описывали одну и ту же общую компетенцию, то мы выбирали все ОК, в сопоставлении которых были соответствующие Мп и Л. В итоге на одну тему у нас приходится по одному предметному, метапредметному и личностному результату и по несколько общих компетенций.

Рассматривая компетенцию как готовность или способность к осуществлению деятельности, мы для каждой компетенции с учетом специфики дисциплины выделили дидактические приемы работы с обучающимися на занятии, в рамках которых компетенции могут формироваться и оцениваться. Принимая в качестве приоритета требования ФГОС СОО и понимая универсальность общих компетенций, мы несколько упростили условия формирования и оценки ОК.

Таким образом, у нас сформировалась своего рода матрица дисциплины «География», позволяющая включить в структуру обучения не только требования ФГОС СОО, но и компетенции.

Более того, выполнение требований графы 7 «Основные формы работы обучающихся на занятии», наглядно демонстрирует разнообразие возможностей для использования различных педагогических технологий или их элементов.

Таблица 2

Матрица изучения дисциплины «География» с учетом реализации возможностей формирования общих компетенций

Название раздела, темы

Результаты

Основные формы работы обучающихся на занятии

П

Мп

Л

ОК

1

2

3

4

5

6

7

1.

Раздел «Общая характеристика мира»

1

Научные основы социально-экономической и политической географии

1

2

2

ОК-3

ОК-9

  • Нестандартные (проблемные) задания
  • Коллизийные задания

2

Политическая карта мира

     ПЗ-1. Политическое устройство мира

5

3

4

ОК-4

  • Работа с различными источниками географической информации

2.

Раздел «Региональная характеристика мира»

3

Демографическая ситуация в разных странах мира

6

6

2

ОК-1

ОК-3

ОК-7

ОК-9

  • Ориентированность содержания на профессию
  • Нестандартные (проблемные) задания
  • Групповая работа с самооценкой (ролевая игра)
  • Коллизийные задания

4

География населения мира

6

5

2

ОК-2

ОК-6

ОК-9

  • Самостоятельная работа с самооценкой результатов
  • Парная/групповая работа
  • Коллизийные задания

5

География мировых природных ресурсов

3

2

6

ОК-3

ОК-9

  • Нестандартные (проблемные) задания
  • Коллизийные задания

6

Территориальное сочетание природных ресурсов и ресурсообеспеченность

      ПЗ-2. Оценка природно-ресурсного потенциала стран мира.

5

1

3

ОК-1

ОК-6

ОК-8

  • Ориентированность содержания на профессию
  • Парная/групповая работа
  • Оценка самостоятельной домашней работы (проект)

7

Мировое хозяйство и его отраслевая структура

3

3

5

ОК-1

ОК-4

ОК-7

  • Ориентированность содержания на профессию
  • Работа с различными источниками географической информации
  • Групповая работа с самооценкой (ролевая игра)

8

Современные особенности развития мирового хозяйства

      ПЗ-3. Оценка уровня экономического развития отдельных стран мира в условиях мирового хозяйства

4

3

2

ОК-3

ОК-4

ОК-9

  • Нестандартные (проблемные) задания
  • Работа с различными источниками географической информации
  • Коллизийные задания

9

Международная специализация и кооперирование

2

2

2

ОК-3

ОК-9

  • Нестандартные (проблемные) задания
  • Коллизийные задания

10

География основных производств мирового хозяйства

       ПЗ-4. Экономико-географическая характеристика стран мира

5

1

3

ОК-2

ОК-6 ОК-8

  • Самостоятельная работа с самооценкой результатов
  • Парная/групповая работа
  • Оценка самостоятельной домашней работы (проект)

3.

Раздел «Россия в современном мире. Глобальные проблемы человечества»

11

Геополитическое и геоэкономическое положение России в современном мире

7

4

1

ОК-1

ОК-5

ОК-9

  • Ориентированность содержания на профессию
  • Подготовка и защита презентационных материалов
  • Коллизийные задания

12

Роль России в развитии мирового хозяйства

4

5

1

ОК-1

ОК-6

ОК-9

  • Ориентированность содержания на профессию
  • Парная/групповая работа
  • Коллизийные задания

13

Географические аспекты глобальных проблем человечества

8

4

3

ОК-5

ОК-6

  • Подготовка и защита презентационных материалов
  • Парная/групповая работа

14

Современная стратегия устойчивого развития

7

6

4

ОК-1

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ОК-7

ОК-8

  • Ориентированность содержания на профессию
  • Нестандартные (проблемные) задания
  • Работа с различными источниками географической информации
  • Подготовка и защита презентационных материалов
  • Групповая работа с самооценкой (ролевая игра)
  • Оценка самостоятельной домашней работы (проект)

Для удобства представления технологических аспектов реализации матрицы нами была адаптирована технологическая карта урока (таблица 3), в которой нашли отражение все ее компоненты.

Таблица 3

Фрагмент технологической карты урока с учетом формирования компетенций

Тема

Научные основы социально-экономической и политической географии

Цель  

Сформировать общее представление о сущности и структуре социально-экономической и политической географии

Задачи

1. Оценить уровень остаточных знаний из предшествующих курсов географии и заложить базовые понятия нового курса.

2. Продолжить воспитание сознательного отношения к учебному труду

3. Продолжить формирование мировоззрения

Основное содержание темы

1. Вводный экспресс-контроль остаточных знаний по географии и общей географической осведомленности

2. Структура, сущность и содержание социально-экономической географии

3. Основные источники географической информации

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

П-1. Владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества

Мп-2. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Л-2. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

Основные формы работы на занятии

ОК-3

ОК-9

- нестандартные (проблемные) задания

- коллизийные ситуации

Межпредметные связи

Основной вид учебной деятельности

Ресурсы

История, экономика

сформированность знаний о составе современного комплекса географических наук, его специфике и месте в системе научных дисциплин, роли в решении современных научных и практических задач

Презентация, политическая карта мира, глобус, тестовые материалы, учебник

Педагогические технологии

- элементы технологии диалогического обучения

- элементы технологии развития критического мышления (дидактический синквейн)

- здоровьесберегающая технология (этап установочной рефлексии занятия).

В результате сопоставительного анализа у нас сформировался своего рода паспорт компетенций для изучения дисциплины с обобщенными педагогическими приемами его формирования. Каждая компетенция формируется в ходе сразу нескольких тем, что в целом отвечает требованиям их формирования во ФГОС СПО (рис.1).

Рисунок 1. Доля тем в формировании ОК в ходе изучения географии

Таким образом, при организации обучения географии в рамках системы СПО возможно учитывать не только требования ФГОС СОО, но и ориентироваться на формирование общих компетенций с целью обеспечения преемственности двух стандартов.

Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки России от 17.05.2012 г. №413, (ред. от 29.12.2014).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), укрупненной группы 38.00.00 «Экономика и управление», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 683 от 02.08.2013 г. и зарегистрированного Министерством юстиции России, регистрационный номер № 17241 от 17.05.2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Профессионально-прикладная физическая подготовка в учреждении начального профессионального образования

. В настоящее время в производственной и социальной сфере трудится около 20 млн. человек с начальным профессиональным образованием - это почти 30% занятого населения России. Именно профессиональ...

Педагогический проект на тему: "Зеленый класс"

Конечно, я мог бы обойтись и без цветов, но они помогают мне сохранить уважение к самому себе, ибо доказывают, что я не скован по рукам и ногам будничными заботами. Они свидетельство моей свободы. Таг...

Индивидуальный педагогический проект

Индивидуальный педагогический проект на тему:"мМоделирование профессиональной деятельности в учебном процессе"...

Формирование эмоционально - оценочной лексики старших дошкольников ( педагогический проект )

Данный педагогический проект поэтапно раскрывает методы и приемы работы воспитателя и родителей по формированию и обогащению словарного запаса детей и поможет в развитии  эмоционально-оценочной л...

Последовательность работы по ознакомлению старших дошкольников с многозначными существительными (педагогический проект)

Одним из очень интересных аспектов лексической работы с детьми старшего дошкольного возраста является ознакомление с многозначностью слов родного языка, в частности - существительных. Данная ра...

Педагогический проект на тему: «Информационно-практический пример разработки проекта создания интернет-магазина».

Задачи выполнения проекта: 1. Овладеть навыками самостоятельного проведения каждого из этапов практической работы: − поиск перспективного рынка, проведение конкурентного анализа, оценка инве...

Педагогический проект «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивац...