Статья "Использование физкультминуток на уроках как способ профилактики гиподинамии у обучающихся 2 класса"
статья

Пяткина Александра Вадимовна

Статья посвящена актуальной теме профилактики гиподиномиии у обучающихся начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Использование физкультминуток на уроках как способ профилактики гиподинамии у обучающихся 2 класса

Автор Морозова Ксения Владимирова

Руководитель Пяткина Александра Вадимовна

        Поступление в школу – важный и сложный момент в жизни детей. Среди трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся в этот период, оказывается объективное снижение двигательной активности. Это влияет как на освоение школьной программы, так и на развитие растущего организма ребёнка младшего школьного возраста, поскольку процесс формирования важных для школьного обучения органов и функциональных систем (центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата) ещё продолжается.

        За период обучения в начальной школе прослеживается прогрессирующее ухудшение состояния здоровья учащихся: часть функциональных расстройств переходит в стойкую хроническую патологию; возрастает заболеваемость органов зрения, опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения; увеличивается число нервно-психических расстройств. Цивилизация также способствовала формированию специфических заболеваний, одно из которых – гиподинамия. Гиподинамия представляет собой особое состояние организма, вызванное длительным ограничением мышечной активности. В последние годы возросла и качественно изменилась учебная нагрузка в школе и дома. Появление современных средств получения и обработки информации значительно уменьшило двигательную активность всех, включая школьников. В связи с этим гиподинамия школьников является актуальной проблемой в условиях современной жизни. Состояние гиподинамии опасно, оно оказывает негативное влияние на весь организм ребёнка. Гиподинамия в сочетании с другими факторами может явиться предпосылкой к возникновению целого ряда болезненных состояний и даже заболеваний. Она сопровождается снижением общей работоспособности, что обуславливается уменьшением легочной вентиляции и снижением газообмена в организме. Масса и объем мышц снижаются, в них наблюдаются выраженные дистрофические изменения, уменьшается содержание миоглобина и гликогена, происходит изменение сократительного аппарата, мышечного тонуса, и, как следствие, ослабление выносливости. Вследствие уменьшения нагрузки на сердечнососудистую систему оказывается ухудшенным функциональное состояние сердца, его размеры уменьшаются.  Поэтому очень важно правильно организовать учебно-воспитательный процесс, в котором движение будет неотъемлемой частью.

         Урок – основная форма учебного труда школьника. Естественно, что и психическое, и физическое  состояние детей напрямую зависит от того, насколько грамотно спланирован учебный процесс. Для профилактики гиподинамии (профила́ктика  - это комплекс мероприятийнаправленных на обеспечение высокого уровня здоровья людейих творческого долголетияустранение причин заболеваний) у школьников младших классов, в течение учебного дня, необходимо проводить различные физкультурно-оздоровительные мероприятия: гимнастику до уроков, динамические перемены, физкультминутки,  прогулки в группе продлённого дня.  

По рекомендациям СанПиН, во время уроков, для улучшения состояния детей, следует проводить 1 – 2 физкультминутки.

         Виды физкультминуток:

  • упражнения, корректирующие осанку;
  • упражнения для кистей рук;
  • гимнастика для глаз;
  • упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • упражнения для профилактики плоскостопия
  •  гимнастика для улучшения слуха;
  • дыхательная гимнастика.

         Условия проведения: физкультминутки проводятся в течение 1-2 минут в момент проявления у учащихся признаков утомления.

         Комплекс состоит из 3-4 упражнений, каждое из которых повторяется не менее 4-6 раз и включает в себя движения на сгибание и выпрямление ног и корпуса, разведение плеч, поднимание и опускание головы, расслабление кистей. Следует обязательно выполнять дыхательную гимнастику, упражнения для глаз и упражнения для профилактики нарушения осанки.

          Упражнения могут выполняться сидя или стоя, вместе с учителем или вслед за его показом. Для эффективной разрядки, физкультминутки должны проходить эмоционально,  поэтому в комплекс упражнений включены стихотворные тексты, задающие ритм, темп и виды движений.

Отдых наш - физкультминутка

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места!

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два.      (Ходьба на месте)

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.  (Поднять руки вверх и покачать вправо-влево, опустить вниз)

Руками взмахнули,

Кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.  (Сделать круг руками, встряхнуть кистями)

Плавно руками, дети, помашем,

Это к нам птицы летят,   (развести руки плавно в стороны и плавно опустить вниз)

Как они сядут, мы тоже покажем, (Сесть за парту)

Крылышки сложим назад. (Руки за спину, свести лопатки)

Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре в 4 «Б» классе Тема: «Корригирующая гимнастика для профилактики нарушения осанки»

Задачи урока:1.     Обучение преодолению гимнастической  полосы препятствий.2.     Формирование  правильной  осанки.3.     Во...

Влияние гиподинамии на уровень здоровья студентов медицинского колледжа. Профилактика гиподинамии.

Статья в сборнике публикаций межрегиональной студенческой конференции "Медицинская профилактика" 01.02.2017г. по результатам проектной работы студентов...

Методическая разработка "Волонтерская деятельность как способ профилактики аддиктивного поведения подростка."

Аддиктивное поведение является многофакторным явлением, так как причины аддиктивности несовершеннолетних сложны и многоаспектны. Это в первую очередь общее ухудшение социально-экономической обстановки...