Педагогическая концепция"Практика организации исследовательской деятельности обучающихся в урочной и неурочной работе"
статья

Ковалева Елена Павловна

Педагогическая концепция была представлена на колледжском конкурсе "Преподаватель года". Может быть использована в педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_na_konkurs_prepodavatel_goda_2020.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико-технологический колледж»

Педагогическая концепция

Тема: «Практика организации исследовательской деятельности обучающихся в урочной и неурочной работе»

преподавателя Ковалевой Е. П., высшая квалификационная категория.

2020 г.

ВВЕДЕНИЕ.

 «Чем труднее учителю, тем легче ученику, и, чем легче учителю, тем труднее ученику»

Л. Н. Толстой

В настоящее время в мире происходят стремительные технологические изменения, касающиеся всех сфер жизни. Современное производство требует высококвалифицированных кадров всех уровней, готовых к постоянному технологическому прогрессу, непрерывному обновлению своих знаний и навыков, решению исследовательских задач в профессиональной деятельности. Соответственно вызовам времени изменяются требования к результатам освоения профессиональных образовательных программ, одно из которых – способность выполнять исследовательскую деятельность в профессиональной области. «В Федеральные государственные стандарты общего образования (ФГОС СОО) включены требования формирования опыта исследовательской деятельности обучающихся, а именно «…формирование системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации учебно-исследовательской деятельности…»

Поэтому одной из важнейших задач преподавания в целом, и преподавания физики в частности, является создание условий для развития и формирования у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования.

Согласно рабочей программы учебной дисциплины «Физика» обучающийся, активно используя учебно-исследовательскую деятельность как на уроках, так и во внеурочное время, сможет достичь следующих учебных результатов:

  • использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
  • различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании.

Личностных результатов:

- Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- Развитие способности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, проектная, и др.).

Метапредметных результатов:

- Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- Понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

Для решения этих педагогических задач от современного преподавателя  требуется качественно новый, не обезличенный подход к процессу обучения, направленный на развитие и личностный рост обучаемого. Соответствующие требования стандарты предъявляют и к подготовке преподавателя, у которого должны быть сформированы основные компетенции, в том числе «организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта». Необходимо создание среды, способствующей развитию самореализации обучающихся и повышению их познавательной активности. При этом преподавателям общеобразовательных дисциплин колледжа невольно  приходится констатировать тот факт, что лишь очень незначительная часть обучаемых мотивирована на получение глубоких прочных знаний. Для большинства важны хорошие оценки сами по себе, а не то, что за ними стоит. А для некоторой  части студентов  неважны и отметки. Каждый новый набор студентов год от года становится все более педагогически запущенным. Согласно психологического исследования ШТУР по результатам 2019 года, студенты в большинстве своем ниже необходимого уровня развития. Не способны производить сложные физические расчеты, выстраивать логические цепочки, проводить аналогии, синтезировать, классифицировать и т. п. Таким образом для создания полноценного участника учебно- иследовательской деятельности нужно приложить немало усилий по развитию его необходимых компетенций.

Образовательной моделью своей профессиональной деятельности, считаю организацию обучения студентов таким образом, чтобы создать условия для их самореализации, саморазвития, выработать систему отношения к себе, как сформированной социальной личности,  развивать способность к построению индивидуальной образовательной траектории.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Для достижения поставленных целей необходимым является  создание на уроках и во внеурочной деятельности ситуации открытости и успеха; учет эмоциональных состояний обучающихся на уроке,   их индивидуальных проблем и оказание адекватных видов педагогической поддержки (деятельностная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, семейно-педагогическая), которую можно осуществить как  в урочное так и неурочное время. В стремлении сделать свою педагогическую деятельность эффективнее, я определила для себя направление работы по теме «Практика организации исследовательской деятельности обучающихся в урочной и неурочной работе».

   Первым структурным элементом учебно-образовательной модели считаю мотивацию успеха обучения. Физика — объективно трудный учебный предмет. Физику нельзя просто выучить, ее надо понимать, а для этого обучающемуся необходимо прикладывать серьезные интеллектуальные усилия. Но усилия прикладываются, если есть заинтересованность, мотивация. Проблемы мотивационного характера у большого числа  обучающихся  возникают,  когда  доминирует   теоретическая  составляющая, а экспериментальная деятельность сведена к минимуму. Таким образом, на теоретических занятиях включаю решение задач, в условии которых  содержатся объекты, имеющие отношение к конкретной жизни. На данном этапе можно выделить тех неравнодушных студентов,  с правильными взглядами и навыками общения в современном  обществе,  которых можно заинтересовать  научно- исследовательской деятельностью, предложить участие в создании собственного проекта. А еще более интересным предмет становится в момент проведения лабораторного практикума.  Например, в лабораторной работе «Определение ускорения свободного падения», обучающиеся проводят учебное исследование по определению заранее известной константы. И есть результат, к которому интересно стремиться!

Таким образом, важнейшим элементом любой результативной методики преподавания является формирование мотивации к изучению этого предмета. Наиболее надежный  путь  к  этому  — органичное включение элементов исследования в образовательную деятельность, постановка увлекательных проблем, решаемых с помощью физических знаний, демонстрация возможностей физики в объяснении явлений окружающего мира.

            Для достижения поставленных задач использую  образовательные технологии и методики, которые основаны на активизации деятельности студентов посредством их творческой, научно-исследовательской, частично-поисковой деятельности. И достичь хороших результатов, работая в этом направлении, мне удалось, применяя такие формы учебной деятельности, как урок и внеурочная работа.

Урок – конкурс, урок – игра, урок-конференция, урок решения исследовательских задач, лабораторный практикум- все эти типы уроков позволяют решать поставленные задачи.

Усвоение  учебного материала провожу в три этапа:

1.  Актуализация опорных знаний, дающая возможность акцентировать внимание на ранее изученных законах, явлениях, понятиях, которые на данном уроке позволят систематизировать, углубить и обобщить изучаемый материал, сформировать познавательные мотивы. Развитию исследовательских умений и формированию научного мировоззрения способствуют физические диктанты – летучки (быстрый контроль необходимых знаний). Здесь развитие навыков идет через задания типа: объясни все входящие в формулу величины, их физический смысл, объясни смысл того или иного понятия или явления. Например, не только записать формулировку и формулу закона всемирного тяготения И. Ньютона, но и объяснить его физический смысл, дать расширенное понятие гравитационных сил.

2. При изучении нового материала стараюсь использовать больше наглядности (видеоматериал, презентация) для стройности и доступности усвоения материала: схемы, графики, таблицы, структурированные опорные конспекты, памятки с формулами и т. п. На данном этапе для развития  учебно-исследовательских умений студенту необходимо продолжить схему, заполнить недостающие графы в таблице, сделать самостоятельный вывод или сформулировать закон, объяснить  закономерность, провести логико-структурированный сравнительный анализ законов или понятий. Например, выделить сходство и различие в двух различных законах природы: закон всемирного тяготения И. Ньютона и закон электростатического взаимодействия Ш. Кулона.

 Образовательные задачи решаю совместно с развивающими через развитие памяти, логического мышления, умений наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять главное, систематизировать, классифицировать, обобщать и т. д. Так на открытом уроке физики на тему «Законы термодинамики» я использовала на этапе изучения новой темы исследовательское задание «Применение первого начала термодинамики к изопроцессам». Студенты были поделены на мини-группы, можно было проводить научное обсуждение проблемы,   суть которой и заключалась в осмыслении изучаемых законов, проведении логических цепочек, развитии познавательного и как следствие научно-исследовательского интереса обучающихся.

3. Обобщение и закрепление изученного теоретического материала осуществляю в процессе  решения задач различного типа (качественных и количественных, графических и экспериментальных, задач прикладного характера и повышенного уровня, творческих, исследовательских задач  и т. п.), выполнения лабораторных работ, в которых содержится обязательное входное тестирование по изученной ранее теории, а также контрольные вопросы на закрепление выполненного лабораторно- исследовательского  материала,  а также при выполнении практических работ, в ходе которых закрепляются изученные основные законы и понятия физики.

Умение решать задачи по физике, а именно навык  качественного, осмысленного решения  задач,  формирую в том числе и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Недели общеобразовательных дисциплин, участие в различных конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах, углубляют и расширяют знания студентов, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету, помогают мне, как преподавателю и воспитателю,  изучать и учитывать индивидуальные особенности студентов, дают возможность использовать компетенции, сформированные у студентов.

      Организую и провожу работу студенческого научного объединения «Умник»,  состав участников которого  формирую из числа студентов, интересующихся физикой в начале каждого учебного года, и который постоянно обновляется первокурсниками. Члены  научного объединения принимают участие в конкурсах и  олимпиадах различных уровней. Так, например, члены научного объединения ежегодно участвуют в олимпиадах международного проекта videouroki.net. Принимаем участие 2 раза в год: в 1 семестре решаем олимпиады уровня 10 класса, а во 2 семестре за 11 класс. Результаты последних лет: 2017-2018 уч. год осенью- 3 человека, с результатами: диплом 2 степени- Ушаков Н. и 2 диплома 3 степени Пузырева С. и Лубянский А.; весной- 10 человек с результатами: диплом 1 степени – Ушаков Н., дипломы 2 степени Лубянский А., Пузырева С., Дуров В., дипломы 3 степени- Акимов А., Шаров Д., Черных В., Клименко К.  2018-2019 уч. год осень –5 человек, дипломы 2 степени Гарманов А., Дибров А., дипломы 3 степени: Кирнос И., Зубков Д, сертификат- Гусев Д., весна: участников- 10 человек, результаты: дипломы 2 степени – 4 человека, дипломы 3 степени- 3 человека, сертификаты- 3 человека. 2019-2020 осень участвовало- 10 человек: дипломы 2 степени – 4 человека, дипломы 3 степени- 3 человека, сертификаты- 3 человека (Гончаров В., Забела А., Гузенко А., Чекашов С., Шмарин Д,, Мордовцев П., Шевченко Е, Ермилов А. и др. Также в этом году приняли участие во Всероссийской олимпиаде с международным участием «Росконкурс» с результатами: осень: Гончаров В. -2 место в регионе, Гарманов А.- 1 место в регионе, весна: Гончаров В.- 1 место в регионе, Шмарин Д., Чекашов С. – 2 место в регионе. Большая часть кружковцев и обучающихся приняла участие во Всероссийской физико–технической контрольной «Выходи решать!», организованной Московским физико-техническим институтом.

Раскрыть способности студентов, расширить их познавательный интерес, творческую активность, призваны учебно-исследовательские методы в форме выполнения творческих исследовательских проектов, докладов, рефератов. Успешным примером применения этого метода могу привести участие в научно- практических конференциях: 2017-2018 уч. год – очное участие студента КС-31 гр. Дорохова Ю. во Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Исследовательская деятельность- путь к специальности», организованной Воронежским государственным промышленно-экономическим колледжем, с результатом- диплом за «Актуальность исследуемой проблемы».   И в том же учебном году – диплом 1 степени за участие в конкурсе социально- значимых проектов «Кто, если не мы!», на базе Лискинского промышленно- транспортного техникума, а также сертификат участника 2 Всероссийской студенческой научно- практической конференции «Моя активная жизненная позиция», на базе Лискинского аграрно-технологического колледжа. Кстати, стало уже доброй традицией моих студентов принимать участие именно в этой конференции. Это были Пузырева С., Пирогов Н.- участники  3 конференции, и Забела А.- участница 4 конференции. Мы стремимся к большему, и наша цель- победа!

 2018-2019 учебный год.   Многократное участие студентов в заочных конференциях различного уровня, но особенно хочется остановиться на следующем студенте: Пирогов Н. (КС-11 гр.)  сначала принимал участие в заочных научно- практических конференциях, затем во 2 региональном форуме «Успех будущей профессии» в номинации «Компьютерный мир». В результате получил диплом 1 степени, далее участвовал в 9 муниципальном форуме «Одаренные дети 2019» - диплом за 2 место. Совместно с группой студентов – однокурсников Никита принял участие в очном региональном конкурсе «Первокурсники в мире естественных наук»- диплом за 1 место. За победой наших студентов стоит большая поддержка и помощь в подготовке со стороны преподавателей общеобразовательных дисциплин и преподавателей ДПО. И, как результат упорных усилий и стремления к успеху,  Гран-при Московского международного форума «Одаренные дети»!

2019-2020 учебный год.  Участие в научно-практических конференциях различного уровня и с разными результатами: Забела А. - КС- 11, Ермилов А.- ТЗ-11 – очное участие в 5 региональной научно- практической конференции «Перспективы развития научной мысли» в г. Россошь- сертификаты участников, Забела А.- диплом 2 степени в общеколледжской студенческой научно- практической конференции с исследовательской работой «Газовые законы». Алена- студентка моей группы, принимала самое активное участие в различных мероприятиях и конкурсах и стала победителем в номинации «Студент года» в общеколледжском конкурсе «Золотой колос». Крячко А. (КС-11 группа) принимал участие в различных заочных мероприятиях и конкурсах: мультимедийных презентаций, исследовательских работ. Принимал очное участие в 10 муниципальном форуме «Одаренные дети 2020» в номинации «Компьютерный мир» с результатом- диплом 2 степени, а также в 3 региональном форуме «Успех будущей профессии» с результатом – диплом 1 степени, далее заочное участие в Московском международном форуме «Одаренные дети 2020» с результатом – диплом 3 степени в номинации «Компьютерный мир»!  

Становление самодостаточной личности  студента идет поэтапно, каждый раз поднимая его на более высокий уровень спирали собственного развития. Занимаясь этой деятельностью,  невольно узнаешь что-то новое и для себя, не перестаешь учиться в том числе и у своих учеников, ну хотя бы позитивному отношению к окружающей действительности. Моя цель: в учебно-воспитательном процессе создать  условия  для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей деятельности преподавателя физики я создаю условия для развития у студентов учебных компетенций, которые способствуют формированию исследовательских навыков:

1) коммуникативные: способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи; устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формулировать необходимые точки зрения; преодолевать разногласия; желание быть полезным и нужным обществу;

2) мотивационные: способность формулировать цели, выдвигать предложения; готовность идти на риск и принимать нестандартные решения; умение избегать повторения ошибок и просчетов; способность предвидеть последствия принимаемых шагов, решений, действий; умение ценить и продуктивно использовать рабочее время;

3) аналитические: умение находить причины и источники критических ситуаций; умение анализировать и оценивать свои действия; умение соединять отдельные знания в общую систему;

А также общие компетентности, которые проявляются в деятельности студента на уроке и реализуются в дальнейшей жизнедеятельности вне зависимости  от выбранной профессии:

  • Научиться познавать;
  • Научиться делать;
  • Научиться жить вместе;

А главные требования, которые я предъявляю к самой себе, как преподавателю физики:

  • Представить науку «Физика» как огромное культурное достижение, дающее студентам уникальный по своей мощности способ понимания мира. И если бы я смогла бы донести эту мысль до молодых людей за период первого курса, то считала бы, что цель достигнута. При этом я должна не только убедить их в том, что наука способна дать надежное знание, но и показать, как трудно его получать;
  •  Создать такие условия обучения и воспитания, которые позволят каждому студенту перейти от обучения к самообучению, от воспитания к самовоспитанию, от развития к саморазвитию;
  • Осваивать  новые методы, формы и педагогические технологии, которые позволят саморазвиваться, результативно внедрять модернизационные идеи образования и воспитания;
  • Развивать способность настроить, заинтересовать, мотивировать студентов на конкретную деятельность, на активное участие в важном и нужном.

Главное для меня, как преподавателя и УЧИТЕЛЯ в большом смысле этого слова: вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса и тем побуждать желание узнавать, учиться.

Я являюсь преподавателем студентов, для которых, казалось бы,  рано думать о высокой квалификации и конкурентоспособности. Но именно общеобразовательные дисциплины являются тем фундаментом огромного здания под названием высококвалифицированный специалист и самодостаточная, сформированная личность. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. И если преподаватель «сподвигнет» своих студентов сначала задуматься о том, как сложно получить экспериментальные результаты, заслуживающие доверия, а затем и  побудить интерес к пониманию того,  что  достигнуть этих результатов  можно только через поисковую, творческую, исследовательскую работу, то можно считать  педагогическую задачу выполненной.  

Через развитие способностей к сотрудничеству, сотворчеству, самовоспитанию, самосовершенствованию, самоопределению, происходит  становление личности с высоким уровнем творческой мотивации к обучению, познавательной самостоятельностью. В данном учебном году планирую деятельность по работе над исследовательским проектом «Тепловые явления», который считаю актуальным в эпоху глобального потепления. Подбираю кандидатуру из нового набора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для учреждений СПО / М. Н. Гуслова, 4-е изд., испр. — М.: ИЦ Академия, 2013.— 208 с.

2. Далингер, В.А., Организация и содержание поисково-исследовательской деятельности [Текст] / В.А. Далингер, Н.В. Толпелкина. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2004. – 263 с.

3. Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры [Текст] / А.С. Обухов // Школьные технологии. – 2001. – № 5.

4. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию   (протокол от 28 июня 2016 г. 2/16-з)

5. Рабочая программа дисциплины «Физика», разработчик Ковалева Е. П.

ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ

1.Федеральные государственные стандарты среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/bf0ceabdc94110049a583890956abbfa/

  2. Концепция преподавания учебного предмета «Физика» в общеобразовательных организациях Российской федерации….https://docs.edu.gov.ru/document/60b620e25e4db7214971c16f6b813b0d/download/2676/

3.  Российская электронная школа  https://resh.edu.ru/  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация системы педагогической деятельности "Организация исследовательской деятельности учащихся"

На сегодняшний день актуальной задачей в сфере образования является развитие продуктивных технологий. Образованность начинает осознаваться, как владение умением работать с информацией,...

Организация исследовательской деятельности обучающихся (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Организация исследовательской деятельности обучающихся (из опыта работы учителя русского языка и литературы)...

Дневник по производственной практике "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся"

Дневник составлен для производственной практики «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся», которая является частью профессионального модуля ПМ.04 «Методическо...

Практика организации исследовательской деятельности обучающихся в урочной и внеурочной работе

Современный колледж – это передовая площадка, отвечающая вызовам времени. Сегодня система профессионального образования популярна среди абитуриентов, а рабочие профессии стали осознанным вы...

Практика организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся колледжа

Учебно-исследовательская деятельность студентов - процесс совместной творческой деятельности студента и преподавателя. Для решения этих педагогических задач от современного преподавателя требуется кач...

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка

laquo;Организация исследовательской деятельности обучающихсяна уроках русского языка»Я.А.Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Природа  всё производит из корня и ...