Организация исследовательской деятельности обучающихся (из опыта работы учителя русского языка и литературы)
методическая разработка

Новак Екатерина Александровна

Организация исследовательской деятельности обучающихся (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новак Екатерина Александровна,

учитель русского языка и литературы,

Частное образовательное учреждение «ШКОЛА «ЭВРИКА-ЛИЦЕЙ».

                                                                                                                     Г. Санкт-Петербург

Организация исследовательской деятельности обучающихся (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

 

 Исследовательская деятельность обучающихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности. К сожалению, многие авторские школы, в которых ведущим является исследовательский метод познания – открытие нового, с трудом приживаются в силу методической усложнённости организации учебного процесса. Благодаря этому складывается мнение, что исследовательские методы обучения применимы только в работе с сильными учениками.

Общеизвестно, что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с помощью взрослых мир. Главное для учителя – не убить заложенные природой исследовательские задатки. Ничто так не убивает познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении. Тем более слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он не осознал. В результате многолетней практики я пришла к выводу, что простейшие методы исследования не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для развития личности ребёнка.

Практический опыт показывает, что реализация исследовательского обучения требует от учителя значительной подготовительной работы. Перед тем как приступить к практической реализации исследовательской деятельности, я определилась с принципами организации исследовательской деятельности, требованиями к процессу урока-исследования, содержанием, формами и методами организации этого вида учебной деятельности, типом исследовательского урока в отличие от традиционного. Мне близок подход к процессу исследовательской деятельности на уроке кандидата педагогических наук А. В. Клушко. Я также разделяю требования к учителю, реализующему исследовательские методы обучения в образовательном процессе.

Исследовательская деятельность дает возможность не только помочь обучающимся в усвоении определенной суммы знаний, но и развить личность, познавательные и созидательные способности. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Именно поэтому развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы считаю основополагающим. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие. И я, как учитель-словесник, свою задачу вижу в том, чтобы предоставить детям возможность раскрыть свои способности, проявить их, почувствовать себя успешным.

В данной работе хочу представить возможные варианты использования исследования на уроках русского языка, во внеурочной деятельности, а также  показать  их взаимосвязь.

Интерес к предмету появляется тогда, когда ученик становится полноправным участником процесса, умеет самостоятельно приобретать знания, а не является пассивным слушателем, то есть речь идет о внедрении исследовательского обучения.

А.И.Савенков в работе «Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании» отмечает: «Исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры».

 Включение ребенка в процесс добывания знаний нужно начинать с 5 класса. При объяснении нового материала стараюсь, чтобы ребята самостоятельно выводили правила, а не просто воспринимали данные.

Чувство удивления – первоначальный этап готовности учеников к поисковой деятельности. Например, при изучении фонетики и орфоэпии вызывают недоумение, интерес нормы произношения некоторых слов. Учащиеся узнают, что правильно говорить не колледж, а колледж; не гренки, а гренки  и т.д. Так  рождается мини-исследование «Правильно ли мы говорим?» (Словарь типичных орфоэпических ошибок учеников школы). Такая работа актуальна для любого возраста: ни для кого не секрет, что орфоэпические нормы вызывают затруднения и у учеников 11 класса при подготовке к ЕГЭ.

Словарная работа на уроке тоже своеобразное исследование, в которое нужно вовлекать всех учащихся.  Ребята по очереди знакомят класс со словарными словами (заранее самостоятельно выясняют лексическое значение, происхождение, употребление). Многие стараются сделать презентацию, придумывают сказки, рассказы, чтобы нагляднее представить слово. Это обогащает словарный запас, приучает пользоваться словарями, развивает познавательную активность и склонность к творчеству.

Рассмотрим возможности использования исследовательской работы на уроках русского языка на примере изучения имени числительного в 6 классе. На освоение темы отводится 12 часов плюс 2часа РР. Здесь можно провести как индивидуальные исследования (подготовленные заранее), так и коллективные, непосредственно на уроке.

Для индивидуальной работы были предложены следующие темы:

1) «История происхождения числительных»;

2) «Старинные меры длины»;

3) «Фразеологизмы, в которых встречаются старинные меры длины»;

4) «Употребление числительных в пословицах, поговорках, фразеологизмах»;

5) «Лингвистический портрет слов тысяча, миллион, миллиард».

На уроке по теме «Простые и составные числительные» ребята рассказали товарищам об истории происхождения числительных первого десятка, слов одиннадцать, двенадцать, тринадцать, сорок. Была представлена презентация.

Сведения из истории числительных, разбор этих слов по составу помогут избежать орфографических ошибок.

На уроке, посвященном дробным числительным, целесообразно поговорить о старинных мерах длины, так как многие эти величины представляют собой дробные числа. Проведенное мини-исследование позволило рассказать о таких мерах, как линия, перст, дюйм, вершок, локоть, пядь, аршин, шаг, сажень, верста, миля. Работа содержит большой познавательный материал: откуда пошло название «трехлинейная винтовка», для чего использовался шаг, даны сведения о дуэли А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова, об этимологии рассматриваемых слов.  В презентации подобраны интересные иллюстрации, указаны возможности современного применения старинных мер длины.

 (Приложение1 – презентация «Старинные меры длины»).

Приведу пример

урока-исследования по теме «Загадки числительных».

Цели:

- обеспечить практическое использование лингвистических знаний;

- развивать логическое мышление, воспитывать интерес к изучению русского языка через ознакомление с новыми сведениями о числительных.

Предварительное задание:

Составить лингвистический портрет слов тысяча, миллион, миллиард.

(Для проведения небольшого исследования учащимся были предложены вопросы, помогающие выделить признаки числительных и существительных у рассматриваемых слов:

1)Входят ли слова тысяча, миллион, миллиард в счетную систему?

2)Какую грамматическую категорию, свойственную существительным, имеют слова тысяча, миллион, миллиард?

3)Образуются ли от них новые слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов?

4)Можно ли их заменить цифровыми обозначениями?

5)Участвуют ли они в образовании составных числительных?

6)Образуют ли формы множественного числа?

7)Все количественные числительные имеют два лексических значения: «число» и «количество», а данные?

8)Сочетаются ли они с именами прилагательными?

9)Образуют ли порядковые числительные?

10)Создают ли в сочетании с именами существительными синтаксически неделимые словосочетания «количественное числительное + существительное»?)

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя, определение целей урока.

Люди постоянно что-нибудь считают: дома, книги, страницы, дни, годы, месяцы, числа, секунды, деньги. Цифры окружают нас всюду. Они как беспристрастные свидетели рассказывают о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока. В лингвистике за цифрами стоит часть речи, имя которой - Числительное.  Как и в каждой части речи, в числительном много неизведанного, таинственного. Об этом мы и поговорим сегодня.

Давайте определим цели урока. (Учащиеся под руководством учителя формулируют цели урока).

Итак, за работу!

2. Отгадайте шарады.

- Мой первый слог - число с нулями,

У всех людей – последних два,

А вместе – догадайтесь сами:

Всем городам она глава.

(столица)

- Числительное плюс гласный –

Ансамбль в музыке прекрасный.

(трио)

- Первая цифра стоит в середине,

Буква с начала и буква с конца.

А в целом – леса, города и равнины,

К целому полны любовью сердца.

(Родина)

- Охарактеризуйте морфологические признаки числительных, использованных в этих шарадах.

- К каждому подберите однокоренные слова разных частей речи.

- Как отличить числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?

3. Запишите слова, определите, к какой части речи относятся.

Десяток, двойной, удесятерить, десять, удваивать, пятерка, двумя, единственный, первый, два, сотый, вдесятеро, вдвоем, пятеро, пятак.

4. Не всегда просто определить, к какой части речи относится слово.

 До сих пор ученые не пришли к единому мнению по поводу слов тысяча, миллион, миллиард. Одни относят их к числительным, другие к существительным, третьи вообще склонны считать их омонимами. Для этого у ученых есть все основания. Какие? Давайте познакомимся с результатами проведенного ребятами исследования.

- Выступление группы учащихся с мини-исследованием «Лингвистический портрет слов тысяча, миллион, миллиард»

(Приложение 2 – исследовательская работа «Лингвистический портрет слов тысяча, миллион, миллиард» и презентация)

5. Работа исследовательских групп

В русском языке есть группа слов, которые выражают значение неопределенного количества: много книг, мало времени, несколько человек и т.д.

-Почему ученые-лингвисты до сих пор не могут  прийти к единому мнению относительно частеречной принадлежности этих так называемых неопределенно-количественных  слов?

(Своеобразие неопределенно-количественных слов состоит в том, что они совмещают в себе признаки числительных и наречий).

- Работа по группам.

1 группа учащихся находит признаки наречия, вторая - признаки числительного.

Признаки наречий: слова много, мало, немного, немало не изменяются; могут определять глагол: много видел, мало написал; образовывать форму сравнительной степени: прочитал мало – прочитал меньше; способны сочетаться с наречиями степени: очень много читал; у них есть формы субъективной оценки: слабовато – маловато; в результате повторения образуют сложные слова: далеко-далеко.

Признаки числительных: обозначают некое количество;

слова типа много мало, сочетаясь с существительными, образуют синтаксически неделимые словосочетания: много книг, немало груш, ср.: две книги, десять груш.

- Значение каких частей речи совмещает слово много в предложении: Абрикосы стоят пятнадцать рублей – это не очень много.

(В данном предложении слово много имеет значение числительного и слова категории состояния).

6. Поговорим о существительных бездна, гибель, прорва, пропасть, тьма, уйма. Правомерен ли этот вопрос сегодня, когда мы рассматриваем числительные?

(Слова бездна, гибель, прорва, пропасть, тьма, уйма являются отвлеченными существительными, которые в определенной речевой ситуации обозначают неопределенно большое количество предметов. Употребляются они в разговорной речи: народу там пропасть, возникла уйма проблем, бездна дел свалилась на меня).

7. Продолжите числовой ряд, запишите несколько числительных, образуйте от них порядковые числительные.

Число 37 обладает одним замечательным свойством: если его умножить на 3, 6, 9,12, 15 и т. д., то получится любопытный ряд чисел: 111, 222, 333, 444.

8. Разгадайте кроссворд, составленный вашим одноклассником

 (Все учащиеся на одном из уроков составляли кроссворды)

(Приложение 3 - кроссворд)

9. В заключение урока предлагаю поучаствовать в викторине «Эти загадочные числительные».

а) Многие сказки начинаются так: «В тридевятом царстве, тридесятом государстве…» К какой части речи относятся слова тридевятое, тридесятое? И в каком же по счету государстве происходила эта сказочная история?

(Тридевятое, тридесятое царство-государство – по-современному двадцать седьмое («трижды девять») и тридцатое ( «трижды десять»). Это порядковые числительные).

б) Как правильно задать вопрос: в каком или в котором году родился М.Ю. Лермонтов?

(Хотя ответ на этот вопрос дается с помощью порядкового числительного, в вопросе должно быть местоимение какой? так как главное слово здесь само название года, а не его порядковое место в ряду других годов).

в) В каком падеже какого числительного есть три буквы ь?

(в творительном падеже числительного 80 – восьмьюдесятью).

г) Какое числительное первоначально было именем существительным?

(Числительное 40 первоначально было существительным со значением рубаха (сорочка), мешок).

д) Какое числительное приказывает?

(Три; это слово может быть глаголом повелительного наклонения).

е)  В каких сложных словах пишется не трех-, а тре-?

(Трегубый, трезубец, тренога, треножник, треугольник, треух).

ж) Какие порядковые числительные не являются однокоренными с соответствующими им количественными числительными?

(Первый, второй).

З)  В каком числительном сорок гласных?

(Сорока).

и) У каких числительных в форме творительного падежа в основе четыре буквы, а в окончании – шесть?

(Двумястами, тремястами).

10.  Подведение итогов урока.

 В результате проведенных исследований на уроке совместно с учащимися была выдвинута гипотеза, проведен анализ языкового материала, были сделаны самостоятельные выводы. Учитель выступал в качестве координатора процесса познания, а у учеников была возможность почувствовать себя первооткрывателями.

 На одном уроке использовались фрагментарно различные педагогические технологии –  игровая, поисковая,  проблемная,  личностно ориентированная – для того, чтобы развивать и индивидуальность учащихся, и творческий потенциал, и, самое главное, интеллект.

Таким образом, и нестандартные задания, и нестандартные уроки способствуют развитию в учащихся вкуса к предмету «русский язык», сознательного отношения к нему, желания проникнуть в его «внепрограммные» тайны. Так у школьника появляется желание заняться исследовательской деятельностью.

На уроке обобщения и систематизации материала мы проверили, насколько эффективными были занятия, продуктивна работа. По инициативе ребят, проводивших мини-исследования, была подготовлена презентация, задания которой предлагают вспомнить фразеологизмы, в состав которых входят числительные.

При таком психологическом настрое учебный материал усваивается очень хорошо, об этом свидетельствуют результаты контрольной работы.

В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, которая должна быть направлена на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.

 По мнению учителей русского языка и литературы, одной из наиболее эффективных форм работы, формирующих личность учащегося, является метод проектов, то есть целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностной или социально значимой проблемы. Все это позволяет строить учебный процесс исходя из интересов учащихся. В ходе работы было выявлено, что метод проектов учитывает потребности, потенциал и склонности школьника, активизирует все стороны личности учащегося: его интеллектуальную и эмоциональную сферы, его индивидуальные особенности и влияет на развитие таких черт характера, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, коммуникативность, адаптивность. Кроме того, данный метод направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, то есть он способствует развитию социально значимых качеств учащихся.

Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя – в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.

Важным для будущих ребят–исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль. От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками, дети учатся составлять разные типы конспектов (селективные, смешанные, монографические, сводные или обзорные), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), учатся пользоваться разными видами чтения. Развитие речевых способностей учащихся (как устных, так и письменных) остается одной из главных задач.

Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине Х VIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом.

Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Функции исследовательского подхода в обучении: воспитание познавательного интереса, создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний; развитие интеллектуальной сферы личности, формирование умений и навыков самообразования; развитие познавательной активности и самостоятельности.

Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». В педагогической литературе также используются другие названия этого метода — эвристический, лабораторно–эвристический, опытно–испытательный, метод лабораторных уроков, естественнонаучный, исследовательский принцип (подход), метод эвристического исследования, метод проектов и др. Выделяют также квазиисследовательскую деятельность — исследовательский путь учащегося, который предполагает пройти путь ученого, в результате которого открываются понятия, законы, правила.

Главной задачей и результатом целенаправленной проектно-исследовательской деятельности должно являться изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению.

Защита проектов проходит всегда очень оживленно, с активным участием оппонентов, в качестве которых выступают учащиеся других групп. Это не просто воспроизведение усвоенного, а уже формирование убеждений, поскольку свои идеи ребята отстаивают с фактами и аргументами.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях.

Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для ученика, в результате рождаются новообразования в виде знаний, умений, проявлений личности.  

Еще один необходимый и важный в проектной деятельности (как и в исследовательской вообще) аспект - необходимо на заключительном этапе, при подведении итогов исследования, определить вытекающие из завершенного исследования новые, более сложные проблемы. Это послужит толчком к следующему витку спирали познания, постоянному процессу развития и совершенствования личности.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками. В процессе выполнения исследований по литературе у учащихся развивается самостоятельность, формируется ответственность, деловитость, готовность преодолевать трудности, стремление целенаправленно пользоваться научно-популярной, художественной, справочной литературой, словарями.

Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, сочинения, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.

Учитель литературы не должен смотреть на себя лишь как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он может ставить перед классом и перед собой проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании не только ради упражнения, но и ради поисков истины. И ученикам важно увидеть нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений, регламентированных упражнений. Так, например, анализ художественного текста может проводиться как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, полезных, пусть и неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в детском и подростковом возрасте, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Какими же могут быть первые шаги начинающих исследователей?

Курс литературы в 5-6 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, изучается "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Программа содержит тезис: "Близость сказки Пушкина к народным сказкам"... Как же не сказать, что истоком послужила народная сказка, записанная поэтом со слов Арины Родионовны? Для развития подростков-читателей интересно и важно посмотреть, что и как придумывает Пушкин, попробовать догадаться, зачем он это делает? Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.

В соответствии с программой дети в среднем звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени крайне важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания. Иначе литературная теория будет накапливаться в виде материала для заучивания.

Например, при изучении творчества А.Чехова, начиная с 5 класса, накапливается исследовательский материал. Сначала предлагается создать хронологическую таблицу. Следующая задача для учеников 5 класса: какие впечатления детских лет оказали влияние на формирование личности Чехова? Результатом работы может стать защита проекта, где ребята анализируют этапы жизни Чехова и как каждый важный этап отразился в творчестве.

6 класс – при изучении рассказов Антоши Чехонте возникает новая исследовательская задача: «Какую роль играют детали в рассказах?» (по рассказам «Лошадиная фамилия», «Злой мальчик», «Налим»). Ученики приходят к выводу, что писатель умел схватить общую картину жизни по мельчайшим деталям в 7 классе. Рассказ «Хамелеон» - предлагается для исследования. Надо сравнить поведение хамелеона в природе и Очумелова. В чем сходство? Смысл названия? Обращается внимание что Чехов мастерски пользовался словом и иронией. Итог работы может быть как в виде доклада, так и в виде защиты проекта. 8 класс: как понимается афоризм Чехова «Краткость – сестра таланта»? Ребята обращают внимание на то, что авторский голос скрыт, но чеховская недоговоренность действует на читателя сильнее громких слов. Интересны для ребят темы «Чехов и театр», Чехов и его пьесы».

При изучении «Капитанской дочки» А.С. Пушкина особое внимание всегда привлекает один из героев – Пугачев. Исследовательским проектом может стать тема: «Пугачев на Волге. Легенды и былины атамана». Учащиеся собирали материал, обращались к краеведческой литературе, были проанализированы легенды, сложенные о Пугачеве в Поволжье.

Итогом этого исследовательского проекта стала защита и на литературном празднике, и в областном конкурсе, где работа получила высокую оценку.

Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями учащихся, а также мультимедийные презентации по темам курса, которые демонстрируются с помощью интерактивной доски. Материалы готовятся вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Школьных проектов может быть большое разнообразие. Это проекты теоретического и практического типа. По видам их можно разделить на:

  • исследовательский проект. (может быть представлен в виде презентации, буклета, странички сайта ит. д.)
  • проект – выставка («Описание выставки творческих работ»).
  • проект – реклама (буклет)

Предлагаемая методика работы над проектом включает 4 этапа:

  • планирование;
  • аналитический этап;
  • этап обобщения информации;
  • этап представления полученных результатов работы над проектом.

Предметы русский язык и литература дают большие возможности для работы с использованием ИКТ, так как именно на этих уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, анонсы, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.

Проектно-исследовательская деятельность в обучении предполагает введение общих и частных методов научного познания на всех его этапах - от восприятия до применения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории науки и её современного состояния, а также информации, знакомящей учащихся с методами научного познания соответствующей науки. Это создаёт основу для профилизации обучения и профессиональной ориентации молодёжи и, кроме того, обеспечивает повышение научного уровня преподавания. 

Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:

•  личностно ориентирована;

•  характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;

•  позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;

•  позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

•  приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Эти ценные моменты, которые даёт участие в проектно- исследовательской деятельности, необходимо шире использовать в практике развития интеллектуальных и творческих способностей школьников. Таким образом, использование методов проектно- исследовательской деятельности в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности ХХI века, личности новой эпохи, когда определяющими факторами развития общества будут интеллект человека и информация.

Список литературы:

  • Савенков А.И.  Содержание и организация  исследовательского  обучения школьников.- М.: Сентябрь, 2003.- 204 с.
  • Агеева А.И., Новосёлова В.И. Метод проектов как средство развития творческих способностей школьников: Метод, рекомендации/Кемеровский институт усовершенствования учителей. Информ.-метод.  центр упр.образования администрации г.Полысаево-Кемерово: Изд-во обл ИУУ, 2001.- 63 с.
  • Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.- М.: Народное образование, 2001.- С. 64-68
  • Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А, С, Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников.- 2002. № 1.- С.24-33.
  • Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников.- 2006, № 3.- С.68-74.
  • Борзенко В.И., Обухов А.С.  Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.- М.Народное образование, 2001.-  С.80-87.    
  • Житко Е.А. Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе.- Интернет-журнал «Эйдос» Житко Е_ А_ Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе.mht
  • Савенков А.И.  Виды исследований школьников //Одарённый ребёнок.- 2005, № 2.- С.84-106.
  • Качурин. Организация исследовательской деятельности на уроках                литературы.
  • Княжицкий, А. И. Самый прагматичный предмет [Текст] / А. И. Княжицкий // Русская словесность. – 2007. - № 7. – С. 2 – 6.
  • Лебедева, Л. И. Метод проектов в продуктивном обучении [Текст] / Л. И. Лебедева, Е. В. Иванова // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 116 -120.
  • Романовская, М. Б. Метод проектов в образовательном процессе [Текст] / М. Б. Романовская // Журнал для администрации школ. – 2007. - № 1. – С. 118 – 143.
  • Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. -  № 4. – С. 144 – 148.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы для обучающихся по дисциплине ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература)

   Методические указания по выполнению самостоятельных работ в рамках освоения учебной дисциплины  ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература) разработаны  в соот...

Индивидуальный план повышения квалификации учителя русского языка и литературы на 2016-17 учебный год

Индивидуальный план повышения квалификации учителя составлен на один год. В нём указана методическая тема учителя, цель, задачи, планируемые результаты и пути их достижения....

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

статья, посвященная применению современных ИКТ на уроках русского языка и литературы в основной школе...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

"Формирование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО"

quot;Формирование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО"...

"Формирование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО"

quot;Формирование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО"...

Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия на уроке (из опыта работы учителя английского языка)

В данной статье учитель английского языка делится опытом формирования у младших школьников комплекса УУД на уроках английского языка....