ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
статья на тему

Котлярова Ирина Сергеевна

статья, посвященная применению современных ИКТ на уроках русского языка и литературы в основной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

2. Котлярова И. С.

3. МКОУ «Березовская СОШ» Воробьевского района

4. kotlyarova3@rambler.ru

Давно известно, что интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения. Как же сделать урок русского языка или литературы интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников и меня в том числе. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала, так и в использовании нестандартных заданий. Чтобы урок стал интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала[1]. В современную жизнь прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Большая радость и несомненное подспорье для учителя, когда его кабинет оснащён хорошо оборудованным рабочим компьютерным местом. Мне в этом отношении повезло. Хочу поделиться опытом применения современных ИКТ на уроках русского языка и литературы, который может быть полезен коллегам в учебном процессе. Имея в своем распоряжении компьютер, учитель получает неограниченные возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку, учитывая все особенности групп, а также индивидуальные особенности отдельных детей. «Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки»[1]. Также есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. Если же в презентации к уроку вставить видеоролики и анимацию, то проблема наглядности будет решена полностью. Кто-то возразит, что нельзя урок сводить лишь к общению с компьютером. Но об этом и не идет речь. Нужно всегда помнить, что компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет его, служит верным другом и полезным помощником в работе. И, конечно же, используя ИКТ, нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях. Применение компьютера на уроках литературы может быть самым разнообразным, преследовать разные цели. Это может быть ознакомление с наиболее интересными фактами биографии писателей, заочные экскурсии по местам, связанным с жизнью и деятельностью литературных деятелей, просмотр кино и мультипликационных фильмов, спектаклей, балетов по произведениям, и т. д. Создание заочных экскурсий - документальных фильмов - важный момент в моей работе. Оправдана ли эта работа? Однозначно, да. Они расширяют кругозор учащихся. А иногда – это единственная возможность прикоснуться к эпохе, в которой жил и творил писатель, ведь далеко не каждый учитель, особенно, живущий в глубинке, может позволить себе съездить со своими учениками в отдалённые места, такие как Тарханы, Щелыково. Поэтому такие экскурсии замещают "живые". Следует заметить, что далеко не всегда удовлетворяют имеющиеся в наличии учебные документальные фильмы по биографиям писателей и поэтов. Порой они даже морально устаревшие. Поэтому я создаю свои. Часто, признаю, использую в них где-то найденный видеоматериал, но переделываю его. Преимущественно работа ведётся с использованием программ Movie Maker, и Sony Vegas. Иногда «собираю» по отрывкам найденные видеоролики, и получается новый продукт, отвечающий, в первую очередь, моим запросам, как учителя, и интересам и возможностям моих учеников. Здорово, когда в этой работе участвуют заинтересовавшиеся дети. Так, к примеру, при изучении жизни и творчества М. Ю. Лермонтова на уроках литературы в 10 классе, нами был создан фильм «Герой НЕ нашего времени», посвященный великому поэту и писателю. Класс был разбит на соответствующие тематические группы: сценаристы, звукорежиссёры, группа монтажа, операторская группа и актёрская группа. Взяв за основу имеющийся материал – документальные и, художественные фильмы о поэте, в том числе экранизации знаменитого романа «Герой нашего времени» 2006 года (режиссёр Александр Котт) и 2011 режиссёр Роман Хрущ, информацию о жизни и творчестве Лермонтова, представленную в избытке во всемирной паутине, ребята создали свой, принципиально авторский продукт. Конечно же, львиная доля работы была проделана во внеурочное время. Ребята приносили найденные материалы, мы обсуждали их на уроке, что-то отбрасывали, что-то изменяли, что-то брали в готовом виде. Актерской группой была разыграна сцена дуэли Печорина и Грушницкого, группа операторов занималась съёмкой. Впоследствии она была смонтирована вместе с другими видеоматериалами группой монтажа в основной фильм. Звукорежиссеры записывали закадровый текст фильма, отрывки из произведений, воспоминаний о Михаиле Юрьевиче. Готовый фильм был представлен на предметной неделе русского языка и литературы перед  учащимися старших классов и педагогическим коллективом нашей школы. Подобная работа была проведена мною и на уроках русского языка. Итогом изучения темы «Правописание НЕ с разными частями речи» с учащимися 6 класса стало создание мультфильма с помощью технологии Stop motion. За основу было взято стихотворение Бориса Заходера «Побывал я однажды в стране, где исчезла частица НЕ…», детьми были придуманы смешные персонажи, которым впоследствии были «модернизированы» руки и ноги, чтобы была имитация движения. Фоном послужил обычный ватман, на котором была нарисована дорожка, клумба с «забудками», «пролазные» лужи, здание школы, из которой, взявшись за ручки, выходили девочки-«доучки». Над каждым таким «объектом» располагалась соответствующая табличка. Каждая строчка стихотворения была воспроизведена, что называется, «в лицах» и зафиксирована цифровой камерой на неподвижном штативе. Записан закадровый текст – само стихотворение Заходера, озвучивали учащиеся. Окончательный монтаж был произведен мной всё в той же программе Movie Maker. Ребята остались довольны проделанной работой. Мультфильм был также представлен на родительском собрании. Родители были приятно удивлены усердием детей при изучении такой, казалось бы, скучной темы. Теоретический материал был усвоен прочно, что подтвердил итоговый тест по теме. «К развивающим формам обучения, способствующим самостоятельной активной познавательной деятельности каждого ученика, можно отнести занятия в сочетании с компьютерными технологиями, которые проявляются в следующих видах работы: работа индивидуальная, в паре, «свободная работа», игра, где знания добываются самостоятельно»[1]. К примеру, для всесторонней проверки знаний и для  развития творческих способности учащихся,  предлагается на «творческое оформление» тема по литературе с применением мультимедиа-технологий. То, как ребенок гармонично сочетает текст, иллюстрации и звуки, может показать, как он видит и слышит тему. На своих уроках я предлагаю следующего рода задания: выбрать полюбившееся стихотворение из творчества поэтов Серебряного века, поэтов-бардов, оформить его иллюстративно (подобрать зрительный образ, например, из художников-импрессионистов) и озвучить (подобрать музыкальное сопровождение). Как видите, задание по литературе интегрировано, ребёнок показывает уровень владения знаниями в области таких учебных дисциплин, как музыка, информатика, литература, ИЗО. И также можно предложить интегрированное домашнее задание. Например, при изучении «Капитанская дочка» А.С. Пушкина учащимся 8 класса предлагалось выполнить творческое задание: «Литературные портреты» с иллюстрациями писателей и историческими комментариями. И ещё важный момент. Желательно при постановке любой задачи, связанной с использованием компьютерных технологий, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно, выполнить работу, которую он собирается ставить перед учащимися. Это дает возможность ясно увидеть критерии оценки работы и трудоёмкость её выполнения, а также проблемы, с которыми могут столкнуться учащиеся. Хочу также отметить, что «широкое привлечение учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике невозможно без чёткой целенаправленности этой работы, без постановки перед учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала»[3]. Наглядные пособия, видео или анимационные материалы — всё это может, конечно,  представить новую тему учащимся с более понятной и интересной для каждого из них стороны, но без  правильного целеполагания эта работа не будет оправдана. В заключение отмечу, что «эффективность любого урока определяется не тем, что даёт детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения»[1]. Умелое использование компьютера на уроках русского языка и литературы позволяет реализовать обучающие, развивающие и эстетические цели. Я думаю, что каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки так, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным и уместным. И мне кажется, что мой опыт — это только начало большой, кропотливой, но самое главное – интересной и плодотворной работы!

Литература:

1. Всероссийский педагогический портал: http://www.методкабинет.рф

2. Инновационные решения и технологии для сферы образования: http://www.ir-tech.ru

3. Электронный журнал "Вопросы Интернет-образования": http://vio.fio.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать...

Индивидуальный план повышения квалификации учителя русского языка и литературы на 2016-17 учебный год

Индивидуальный план повышения квалификации учителя составлен на один год. В нём указана методическая тема учителя, цель, задачи, планируемые результаты и пути их достижения....

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

Организация исследовательской деятельности обучающихся (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Организация исследовательской деятельности обучающихся (из опыта работы учителя русского языка и литературы)...

Особенности использования технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы (из опыта учителя)

Особенности использования технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы (из опыта учителя)...

"Формирование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО"

quot;Формирование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО"...

КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ УМК ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ Методический продукт проблемно-творческой группы городского профессионального объединения учителей русского языка и литературы

Актуальность данного методического продукта заключается в разработке диагностических работ и комплектов заданий по читательской грамотности с учётом требований ФГОС ООО, что является одним из важных у...