Детско-родительский тренинг «Уроки добра»
план-конспект занятия

В рамках проекта по подготовке и сопровождению замещающих семей "Берег надежды" при поддержке благотворительного фонда "Ключ" был проведен данный тренинг. Тренинг направлен на гармонизацию эмоциональных связей в семье.  

Задачи, решаемые в ходе тренинга:

-расширение представления родителей и детей о доброте;

- повышение уровня социальной активности семей к совершению нравственных поступков;

- создать условия для эмоционального сближения членов семьи;

- обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций.

Тема доброты и нравственности красной нитью проходит через все наши встречи в рамках проекта. Но говорить о доброте, совершении добрых поступках, тем более, вместе с детьми и родителями, учитывая современную жизнь, никогда не будет лишним, скучным, бесполезным. И эта встреча поможет всем нам стать добрее, нравственнее, человечнее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Детско-родительский тренинг «Уроки добра»

Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье.

Задачи, решаемые в ходе тренинга:

- расширение представления родителей и детей о доброте;

-  повышение уровня социальной активности семей к совершению нравственных поступков;

- создать условия для эмоционального сближения членов семьи;
- обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;

Содержания тренинга

«Чтобы поверить в добро,

надо начать его делать!»

Л. Н. Толстой.

Ведущий: Здравствуйте дорогие дети и уважаемые взрослые! Я рада приветствовать вас в этом зале. Сегодня мы вновь постараемся плодотворно провести время, главное, что все мы будем выполнять вместе: дети и родители.

Упражнение – активизация «Добрый день» 

Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова, сохранение доброжелательного отношения детей и взрослых друг к другу в течение всего занятия.

Давайте все вместе возьмемся за руки, встанем в круг и споем:

«День наш начинается, вместе мы встречаемся.

Мы друг другу рады.

Чьё имя называю, тот делает шаг в круг.

(Имя ребенка) здесь и ….здесь,….здесь,…здесь,…здесь.

Все здесь!

«День наш начинается, вместе мы встречаемся.

Мы друг другу рады.

(мама имя ребёнка) здесь……, здесь, здесь,..

«Добрый день!» скажем все вместе (берутся за руки).

Ведущий: Уважаемые участники тренинга, этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогло каждому решить те задачи и проблемы, которые он перед собой поставил. 

Упражнение «Девиз семьи»

Ведущий: Я предлагаю продолжить наше знакомство и узнать, что для каждой присутствующей здесь семьи самое важное.   Сейчас я предлагаю каждой семье выбрать свой девиз. Для этого вам предлагаются пословицы о семье. Таким образом, мы выясним, основную ценность семьи. Может вы предложите свою пословицу.

Примеры пословиц:

Согласие да лад - в семье клад.

Согласную семью горе не берёт.

В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семейный горшок всегда кипит.

В семье и каша гуще.

В семье разлад - то и дому не рад.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Намёки да попрёки - семейные пороки.

Семья человеку первую путёвку в жизнь даёт.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Не нужен и клад, коли в семье лад

Согласная семья - самая счастливая

Ведущий: Итак, о чем же сегодня мы с вами будем говорить, какова тема нашей встречи,

Упражнение «Рисунок на спине»

Ведущий: Сейчас мы с вами встанет в круг, повернемся друг за другом (паровозиком); далее вы будете на спине впереди стоящего человека писать букву, которую я скажу каждому. В результате, если мы будем внимательными и угадаем написанную букву, мы узнает тему нашей встречи. (Участники пишут на спинах друг друга фразу «Уроки добра»).

Ведущий: Итак, тема нашего тренинга «Уроки добра».

«Красота спасёт мир!», «Доброта спасёт мир!» Эти фразы, ставшие давно популярными, произносятся людьми разных возрастов и при разных обстоятельствах.

– А вы, с какой из этих фраз согласны?

– А что для вас важнее: красота или доброта?

Добро – это отношения доверия, справедливости, милосердия, любви.

Добро, в первую очередь, связано с умением сопереживать, сочувствовать, сострадать, порадоваться, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.

Задание «Продолжите фразу» – «добрый человек – это …»

Когда мы говорим о человеке, что он –  добрый, то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не напоказ, а бескорыстно, по велению сердца.

Ведущий: Тема доброты и нравственности, как вы заметили, красной нитью проходит через все наши занятия, тренинги, мероприятия, возможно, вам и поднадоела эта тема, возможно, вы скажете, что тут нового можно сказать и узнать, возможно, где-то вы и правы. Но, на наш взгляд, говорить о доброте, совершении добрых поступках, тем более, вместе с детьми и родителями, учитывая современную жизнь, никогда не будет лишним, скучным, бесполезным. Поэтому, давайте вместе, как поется в песне, «творить добро»! Кто «за» - поднимете руку! Единогласно!

Ведущий:

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого и нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!

М Лисянский.

Упражнение «Доброе сердце»

Ведущий: Говорят, чудеса имеют свойство сбываться, а творцом этих чудес является человек, обладающий добрым сердцем. Сейчас мы с вами вместе составим одно большое доброе сердце, но, прежде, напишите, какими качествами должно оно обладать. Сколько всего разного вмещает в себя доброе сердце человека?!  Например, Любовь, Терпение, Уважение, Дружба, Доброта, Милосердие.

Каждый участник тренинга пишет свое качество доброго человека на изображении большого сердца.

Ведущий: Какое замечательное, доброе и большое сердце у нас с вами получилось. Важно научить своё сердце быть чутким, добрым и биться

Ведущий: Сейчас для вас будет задание – вспомнить и рассказать здесь, в нашем теплом дружеском кругу, одну какую-нибудь добрую историю про своего ребенка и про свою маму (бабушку).

Упражнение «Добрая история»

Родители и дети вспоминают по одной доброй истории из жизни друг друга. Затем проходит обсуждение. Каждая добрая история заслуживает аплодисментов.

Ролевая игра «Родители и дети»

Ведущий:  Представьте, что вы поменялись с родителями местами: родители превратились в детей, а дети в родителей. Вы очень любите своего ребенка, хотите, чтобы он вырос хорошим человеком, и поэтому даете ему советы, каким ему следует быть (аккуратным, вежливым, послушным…). Как вы себя будете вести, что говорить в следующих ситуациях:

  • ребенок пошел в школу,
  • на улицу с друзьями,
  • в магазин, в аптеку,
  • в гости к другу на день рождения,
  • кататься на горке.

Также предложить ситуации безнравственного поведения ребенка (родителя). Родитель (ребенок) должен решить ситуацию, научить, объяснить. Родитель в роли ребенка может подыграть.

  • Ребенок  подрался
  • Ребенок принес из школы (садика) чужую вещь (игрушку)
  • Ребенок берет себя самый большой кусок, например, торта
  • Ребенок не хочет выполнять домашнее задание
  • Ребенок отказался вместе со всей семьей идти на огород
  • Ребенок поздно пришел домой после прогулки

Аукцион песен со словом «Добро», «добрый» и т.д.

Ведущий:  Я предлагаю немного отдохнуть и расслабиться, а поможет нам в этом песня

Совместное упражнение - реклама «Лекарство от зла»

Ведущий:  Мы много с вами говорить о доброте, качествах и поступках доброго человека. Но ведь нам никуда не деться от противоположного качества доброты, т.е. от зла. К сожалению, его еще предостаточно в нашей жизни, в нас, в наших отношениях, в наших семьях. Конечно, мы не будем  сегодня уделять внимание этому негативному качеству. А, наоборот, сделаем вот что – придумаем лекарство от зла.

Каждая семья в течение 5-7 минут должна подготовить небольшую рекламу под названием «Лекарство от зла»,  которую затем демонстрируете группе.

Как правило, упражнение не только помогает обобщить информацию, но и вызывает эмоциональный подъем участников.

Трудно воспитать доброго ребёнка, не будучи самому добрым. Только в окружении доброты и заботы  можно стать добрее, лучше,  Уроки доброты мы получаем, в первую очередь, в семье.

Арт-терапевтическое упражнение "Ладошки"

Цель: развитие чувства эмпатии, установление взаимопонимания в диадах “мама—ребенок”, развитие творческого потенциала во взаимодействии родителей с детьми.

Рисование в паре. На листе бумаги каждый ребёнок обводит мамину ладонь, а потом внутри маминой ладони обводят детскую ладошку.

Ведущий:  Надеемся, что этот замечательный символ вашей дружбы займет почетное место в вашей домашней галерее рисунков!

Упражнение «Доброе животное»

 Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.

«Послание потомкам»  (в бутылке)

Ведущий:  Давайте

Упражнение - обратная связь «Все у меня в руках!»

Вопросы для оценки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:

- большой палец - над этой темой я хотел (а) бы еще поработать;

- указательный – что мне понравилось больше всего;

- средний – что можно сделать еще лучше;

- безымянный - психологическая атмосфера;

- мизинец - мне здесь не хватало...

Участники рисуют на листах бумаги свою руку, обводя ее контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листки вывешиваются - как бы на ''выставке", и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею.

Заключительное слово.

Заканчивая сегодняшнюю нашу встречу, хочется сказать большое спасибо все участникам и выразить надежду, что такая семейная встреча поможет нам ближе узнать друг друга, сделать ещё один шаг навстречу взаимопониманию, единству и доброте.

Дорогие дети, помните:

• Попробуй не наступить, а уступить.

• Не захватить, а отдать.

• Не кулак показать, а протянуть ладонь.

 • Не спрятать, а поделиться.

• Не кричать, а выслушать.

• Не разорвать, а склеить.

Просмотр видеоролика «Дорогою добра»

Во время чаепития упражнение "Пирог доброты"
Нам надо разделить пирог, раздать всем участникам мероприятия и сказать самые добрые и теплые слова.

Чаепитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как нам понять друг друга?» (Проблемы детско – родительских отношений)

Семья - один из важнейших общественных институтов, роль и значение которого в формировании личности подростка очень велика. Семья как персональная микросреда развития ребенка и институт социализ...

детско-родительские игры в начальной школе

Вся система российского образования при переходе на новые стандарты обучения претерпевает большие изменения. И это вызывает у специалистов, работающих с детьми, много вопросов и опасений. Не обошли эт...

Родительский практикум " Роль детско- родительских отношений в развитии личности подростка"

Родительское собрание с применением практических заданий на оказание помощи в общении с подростками....

Детско - родительский творческий проект "Сказки А.С. Пушкина"

Познавательно - творческий краткосрочный проект...

Детско - родительский творческий проект "Сказки А.С. Пушкина"

Позновательно-творческий краткосрочный проект...

Конспект встречи в детско-родительском клубе «Заботливые родители» для младшей группы.

Тема: «Доброе слово-половина счастья или как мы хвалим»      Цель: повышение педагогической культуры родителей; создать условия для тактильного контакта ...

Детско-родительский тренинг "Разговор о счастье"

Данный тренинг поможет установить отношения партнерства между родителем и ребенком, через организацию игровой деятельности и психотехнических приемов; оптимизировать детско-родительские отношения....