Оформление уголка экспериментирования
методическая разработка

Крапивина Юлия Николаевна

Выступление на семинаре "Уголок экспериментирования в средней группе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_krapivina.docx771.17 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

«Детский сад № 432 комбинированного вида»

«Детское экспериментирование, как метод экологического воспитания детей среднего дошкольников»

(из опыта работы)

Выполнила:

воспитатель средней группы № 2

Крапивина Юлия Николаевна

Новосибирск-2019г.

               Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

        Организация работы идёт по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: 1) живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.); 2) неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.); 3) человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.). Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).

        Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым.

        Основная задача ДОУ  поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия развития первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); развитие любознательности, познавательной активности, формирование умений комплексно обследовать предмет.

        Требования к оборудованию уголка экспериментирования в ДОУ:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность;
  • расположения.

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

  • место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);
  • место для приборов;
  • Место для хранения материалов (природного, "бросового");
  • место для проведения опытов;
  • место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

Дидактический компонент:

  • Познавательные книги
  • атласы
  • Тематические альбомы
  • Серии картин с изображением природных сообществ
  • Схемы, таблицы, модели с
  • алгоритмами выполнения опытов

Компонент оборудования:

приборы-помощники:

  • микроскоп, лупы, увеличительные стекла
  • весы, безмен
  • Песочные, механические часы,
  • компас,
  • магниты;
  • портновский метр, линейки,
  • треугольник т.д.

Компонент стимулирующий:

  • - разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса,
  • стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
  • Сита, воронки разного размера и материала;
  • - природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,
  • шишки, перья, мох, листья и др.;
  • - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,
  • меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  • - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
  • - медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;
  • - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

В уголке экспериментальной деятельности Старший дошкольный возраст:

  • -  схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
  • - серии картин с изображением природных сообществ;
  • - книги познавательного характера, атласы;
  • - тематические альбомы;
  • - коллекции
  • - мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня".  

Ведение фиксации детского экспериментирования:

  • Дневник
  • Картотека опытов
  • Схема
  • Личные блокноты детей
  • Карточки подсказки

Вывод: Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольная РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ. ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ

План:1. Развитие самостоятельной математической деятельности – условие    успешной подготовки детей  к школе2. Задачи создания уголка занимательной математики3. Требования к ...

контрольная РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ. ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ

План:1. Развитие самостоятельной математической деятельности – условие    успешной подготовки детей  к школе2. Задачи создания уголка занимательной математики3. Требования к ...

Технология выполнения отделки углов при помощи уголков

Аннотация к презентацииПрезентация к уроку по МДК 01. Технология штукатурных работ, профессия «Мастер отделочник строительных профессии».Тема урока: Технология выполнения отделки углов при помощи угол...

Консультация для воспитателей "Растения уголка природы"

Главное правило - растения должны быть чистыми, ухоженными и безопасными для детей....

Стояче-отложной воротник с уголками!

Оригинальнфй воротник и его обработка:...

Воротник стойка, с цельнокроёными уголками!

Оригинальнфй воротник и его обработка:...

Речевые уголки в группах

Речевые уголки в группахБайбара Е.Н. Речевые уголки в группахОдной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе.Уже доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влия...