Повышение качества подготовки специалистов в колледже
статья

Загора Олег

Динамичное повышение профессиональных требований приводит к необходимости иного подхода к подготовке специалистов, иного подхода к человеку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение качества подготовки специалистов в колледже

О.Н. Загора

Преподаватель МпК,к.п.н.

Вторая половина двадцатого века в мировой экономике ознаменована бурным развитием производственных технологий, которые позволили увеличить на порядок объем производства, поэтому в новом столетии развитие получат наукоемкие макротехнологии, уровень развития которых будет определяться соответствующим уровнем развития личности специалиста.

Как показали исследования, начиная с конца 20 века, рост уровня технологической сложности производства, стал опережать уровень квалификации специалистов. В настоящее время обострились противоречия между уровнем развития материальных основ производства и личностно-профессиональной компетентностью субъектов производственного процесса. Оптимальным уровнем подготовки специалиста можно считать тот, когда соотношение уровня его квалификации будет соответствовать уровню технологической сложности производства.

Динамичное повышение профессиональных требований приводит к необходимости иного подхода к подготовке специалистов, иного подхода к человеку. Обществу сегодня нужен не просто грамотный исполнитель, но специалист, способный к самообразованию, самореализации, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, готовый к сотрудничеству, к конструктивному общению. Развитое продуктивное мышление и высокие познавательные интересы; способность к самообразованию и умением выдвигать, принимать, отстаивать и аргументировать свой выбор; принятие ответственности за собственные действия; обладание хорошими коммуникативными способностями и умением решать конфликтные ситуации; умение радоваться жизни, принимая ситуации и людей такими, какие они есть – вот далеко не полный перечень личностных качеств специалиста XXI века.

В современных условиях личностный подход все чаще подменяется поисками средств развития отдельных профессионально значимых черт личности, определяющих модель специалиста. Однако, кроме профессионально важных качеств будущего специалиста, огромное значение имеет развитие творческих, креативных организаторских, коммуникативных возможностей и способностей человека, которые и позволят выпускнику стать конкурентоспособным и профессиональномобильным. В процессе становления целостной личности приоритетную роль играет сама личность, т.е. ее психологическая готовность к самостановлению, саморазвитию, самовоспитанию. Самореализация личности, личностный потенциал зависят от комплекса мер, которые стимулируют потребности человека в повышении своей творческой и социальной активности, самостоятельности и ответственности за свою индивидуальную траекторию движения в плане профессионального и жизненного становления. Каким образом этого достичь?

Считается, что при подготовке специалистов в системе среднего профессионального образования необходимо более эффективное использование возможностей образовательного процесса. Мы полностью поддерживаем идеи, выдвинутые действительным членом АПО А.М. Новиковым при рассмотрении требований к профессиональному образованию в новом тысячелетии. Одной из основополагающих является идея непрерывного образования, как переход от конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь». На основе этого лаконично развиваются идеи о том, что:

  • образование направлено на личность, т.е. гуманизация профессионального образования, как коренной поворот от его технократической цели – об6еспечение производства кадрами, их приспособления к нуждам производства, к гуманистическим целям профессионального становления и развития личности;
  • образование направлено на общество, т.е. демократизация профессионального образования, как переход от жесткой централизованной и повсеместно единообразной системы организации профессионального обучения к созданию условий и возможностей для каждого образовательного учреждения, каждого преподавателя и учащегося наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
  • образование направлено на производство, т.е. уровень профессионального образования должен носить опережающий характер относительно развития производства.

Исходя из вышеизложенного, образовательный процесс рассматривается нами как продуктивная, творческая деятельность. В ходе этой деятельности будущий специалист осваивает профессиональные отношения и способы их построения, и сам создает новые отношения, новый профессиональный и социально-значимый опыт. Предметом образовательной деятельности является опыт самого студента, который преобразуется путем присвоения элементов профессионального и социального опыта. Субъектом деятельности является студент, те его личностные структуры, которые обеспечивают возможность деятельности: сознательность, самостоятельность, инициативность, настойчивость.

Сегодня своевременно говорить о такой образовательной деятельности, которая в качестве приоритетов имеет профессиональное становление личности и выработку каждым студентом стратегии своей профессиональной жизни.

В результате организованного образовательного процесса необходимо создание условий для реализации индивидуальных особенностей в ситуации востребованности творческого потенциала личности студента. В условия деятельности происходит:

  • формирование у студента готовности обращаться к собственному опыту;
  • обучение студента умению находить основания, мотивов, причин действий, осуществляемых в различных ситуациях;
  • обучение студента умению находить в своем опыте и опыте других представления о способах решения вопроса в конкретной ситуации;
  • предоставление студентам возможностей для развития творческой доминанты участием в коллективных творческих делах.

Все это в совокупности представляет собой процесс расширения возможностей развития личности; обеспечивает компетентность личностного выбора в ходе профессионального пути. И все это не возможно осуществить в рамках только учебного времени.

Сегодня в колледже достаточно остро стоит проблема обучения студентов I курсов. Анализ последних лет показывает, что основные трудности вызывает работа со студентами на базе 9 классов. Они отличаются низким уровнем личностного развития, низким уровнем ответственности, низким уровнем готовности к обучению и профессиональному росту. Чаще всего в 15-16 лет они остаются один на один со своими проблемами, т.к. родители предоставляют им полную свободу в выборе решений, не контролируя результат. Вот почему сегодня мы говорим об изменении подхода к организации обучения студентов на базе 9 классов и педагогический коллектив должен сам решать проблемы повышения качества подготовки. Вопрос внеурочной деятельности по предметам, как составляющая образовательного процесса, должен  стать одним из приоритетных. Участие в проведении мероприятий декадников факультетов, парада профессий, предметных олимпиад, профессиональных конкурсов, активное участие в работе студенческого научного общества, научно-практических конференциях вот далеко неполный перечень форм организации  внеурочной профессиональной деятельности, способствующей формированию интереса к профессии, профессиональному становлению личности студента, а главное устанавливает контакт между студентом и преподавателем в рамках педагогики сотрудничества без которой успех просто не возможен.

Основная задача педагогического коллектива - оказание социально-педагогической помощи студентам, которая должна являться «адресной», направленной на конкретного студента и решение его индивидуальных проблем посредством изучения личности студента и окружающего его социума, поиска адекватных ситуаций способов общения со студентом, выявление средств, помогающих студенту самостоятельно решить свою проблему. Социально-педагогическая деятельность – это способ гармонизации отношений человека, группы и среды на основе удовлетворения потребности в социокультурной адаптации и самореализации, осуществляемой на основе развития личности, с одной стороны, и педагогической системы – с другой.

На протяжении длительного времени мы отмечали, что в зоне особого внимания должны находиться «студенты группы риска». Анализ контингента последних двух лет дает нам право сказать, что практически каждого студента I курса можно отнести к «группе риска», а именно это:

  • студенты, оставшиеся без попечения родителей;
  • студенты, с проблемами в личностном развитии;
  • студенты из семей, нуждающихся в социально-психологической помощи;
  • студенты с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

При планировании работы по профессиональному становлению студентов в рамках образовательного процесса, необходимо учитывать факторы, способствующие «педагогической запущенности» и определить пути их преодоления. Факторы, способствующие формированию «педагогической запущенности» можно разделить на две группы:

  • психологические факторы, к ним можно отнести – отчуждение от социальной среды, неприятие себя, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности в общении, взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • педагогические факторы – несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения студентов их личностным особенностям, темпа психического развития и темпов обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта. Несоответствие образу студента и т.д.

Коллективу колледжа необходимо активизировать работу по созданию условий психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, способствующие нейтрализации факторов «педагогической запущенности», которые заключаются в профессиональной социально-педагогической помощи при выявлении, определении и разрешении проблем студента с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование, помощь в социализации личности, нейтрализации последствий «педагогической запущенности».

Психолого-педагогическая поддержка должна быть направлена на главное – социализацию личности, которая подразумевает овладение нормами и правилами жизни в обществе, знаниями и умениями строить отношения в обществе, позволяющими личности обрести такие характеристики как:

  • возможность самому проектировать профессиональное будущее;
  • стремление к обретению смысла жизни;
  • внутренняя ответственность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим;
  • творческий характер жизнедеятельности, способность к свободному волеизлиянию;
  • отношение к другому человеку как к самоценности;
  • способность к самоотдаче как условию или способу реализации такого отношения к другим людям;

В создании и реализации условий необходимо участие всего коллектива колледжа, независимо от занимаемой должности.

Опыт работы приводит нас к выводу, что только тогда, когда эффективно используются все составляющие образовательного процесса (учебная, производственная, воспитательная) можно говорить о формировании личности профессионала, личности, готовой к успешной реализации профессиональной карьеры, личности, ответственной за траекторию своего жизненного пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Усовершенствование межпредметных связей в преподавании дисциплины «Анатомия и физиология человека» как способ повышения качества подготовки специалистов

Цель статьи — определить эффективность использования МПС в системе педагогических категорий и значение их усовершенствования как педагогическим коллективом, так и отдельными преподавателями в среднем ...

Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности как способ повышения качества подготовки специалистов среднего звена

Исследоватеьскй подод в обучении -это путь знакомства учащихся с методам научного познания.Сопоставление НИРС и УИРС....

Тема: «Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста»

Тема: «Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста»...

Тема: «Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста» Обобщение опыта преподавателя высшей категории Королевой Валентины Васильевны

Тема: «Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста»Обобщение опыта преподавателя высшей категорииКоролевой Валентины Васильевны...

УЧАСТИЕ В ЧЕМПИОНАТАХ «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» WORLDSKILLS RUSSIA КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ.

Использование преподавателями активных методов образования для участия в чемпионатах Worldskills способствует повышению качества образовательного процесса, выработке новых подходов к профессиональным ...

Статья "Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов"

В статье обосновано значение научно-исследовательской деятельности студентов в процессе их профессиональной подготовки, представлена характеристика исследовательских работ разных типов....