Усовершенствование межпредметных связей в преподавании дисциплины «Анатомия и физиология человека» как способ повышения качества подготовки специалистов
статья на тему

Цель статьи — определить эффективность использования МПС в системе педагогических категорий и значение их усовершенствования как педагогическим коллективом, так и отдельными преподавателями в среднем специальном учебном заведении с целью повышения качества подготовки среднего медицинского персонала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_usovershenstvovanie_mezhpredmetnyh_svyazey.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

Щаднова Марина Витальевна

преподаватель дисциплины

«Анатомия и физиология человека»

Усовершенствование межпредметных связей в преподавании дисциплины «Анатомия и физиология человека» как способ повышения качества подготовки специалистов

Система среднего специального образования должна готовить профессионалов-специалистов, компетентных в своей области, готовых к самореализации и восприятию нового на основе приобретенного опыта. Поиски эффективных путей повышения качества образовательного процесса все более привлекают педагогов к проблемам межпредметных связей (далее по тексту — МПС). Это обусловлено тем, что главной задачей обучения является применение, развитие, закрепление, обобщение знаний и умений не только самого предмета, но и смежных с ним дисциплин. Это доказывает актуальность данной статьи.

Цель статьи — определить эффективность использования МПС в системе педагогических категорий и значение их усовершенствования как педагогическим коллективом, так и отдельными преподавателями в среднем специальном учебном заведении с целью повышения качества подготовки среднего медицинского персонала.

Межпредметные связи — это педагогическая категория, выполняющая образовательную, развивающую и воспитательную функцию. Связь между учебными предметами является отражением объективно существующей связи между отдельными науками, между наукой и техникой и практической деятельностью. Также она определяет роль изучаемого предмета в будущей работе и жизни.

МПС играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки студентов, формируют общие и профессиональные компетенции. Они делают знания более практическими, более значимыми, применяемыми и универсальными, т.е. их можно и нужно использовать при изучении других предметов, применять в конкретных ситуациях в будущей профессиональной деятельности. Реализация МПС способствует систематизации и, следовательно, углублению и укреплению знаний, при этом повышается эффективность обучения и воспитания.  Также появляется возможность сквозного применения знаний, умений и навыков, полученных на различных дисциплинах, в дальнейшей учебе и самостоятельной практической деятельности.

В статье приводятся некоторые результаты преподавания предмета «Анатомия и физиология человека» с использованием МПС в ГБОУ СПО ЛО «Тихвинский медицинский колледж».

В педагогической деятельности на основе МПС возникает следующая устойчивая зависимость: расширение познавательных интересов  → осознание восприятия межпредметных задач → потребность в познании межпредметных связей → творческий подход → умение мыслить системно → познавательная самостоятельность студента.

Использование МПС на занятиях усиливает новизну преподаваемого предмета, систематизирует новые и прежние знания, активирует процесс усвоения материала, основанный на его постоянном использовании. Практическая нужность и полезность знаний по различным дисциплинам становится наглядной, что приводит к их углублению и расширению. Мотивация освоения профессии усиливается уже на первых годах обучения в среднем специальном учебном заведении.

МПС вносят в педагогический процесс проблемность, элементы исследовательской и творческой работы, разнообразят формы самостоятельной деятельности, побуждают к овладению новыми умениями и навыками. В дальнейшем это также способствует активному участию студентов в проектной деятельности.

Межпредметные связи имеют следующие функции: методологическую, образовательную, развивающую, воспитательную и конструктивную. На последней из них хотелось бы остановиться подробнее. Эта функция включает в себя совершенствование учебного материала, методов и форм обучения. Она также предполагает совместное планирование преподавателями комплексных форм подачи знаний.

Построение учебного процесса на основе МПС ставит педагога перед необходимостью значительно глубже проникать в содержание определенных тем других предметов. Это обуславливает более широкие контакты между преподавателями. Составляя свой учебный план, педагог должен изучить учебные и календарно-тематические планы смежных дисциплин, чтобы знать объем и уровень усвоенных студентами знаний.

Принцип МПС направлен на формулировку проблем и вопросов для студентов, которые ориентированы на применение знаний и умений из других дисциплин. При этом задания должны быть составлены корректно, с одинаковыми требованиями и без явных противоречий. Также единой должна быть и терминология. Все это требует координации деятельности преподавательского состава и взаимопосещения занятий.

Формы реализации МПС могут быть различными: проектная деятельность, межпредметные конференции, семинары, диспуты, деловые игры и т.д. На них обобщается учебный материал одной или нескольких тем двух и более предметов. Рассмотрим в качестве примера два вида интегрированных семинаров.

Первый вид — назовем его «по горизонтали» — проводится со студентами одного курса. При этом используется учебный материал смежных дисциплин одного цикла. Например, в нем могут участвовать студенты второго курса специальности «Сестринское дело» и использоваться материал дисциплин «Анатомия и физиология человека», «Фармакология», «Основы патологии» и «Латинский язык».

Второй вид — назовем его «по вертикали» — проводится со студентами разных курсов (например, второго и третьего курса специальности «Сестринское дело»). На нем используется материал дисциплин разных циклов (например, «Анатомия и физиология человека» и «Сестринская помощь в хирургии»).

На подобных занятиях студенты младших курсов осознают необходимость применения знаний предмета в практической деятельности, а студенты старших курсов повторяют ранее пройденный материал и успешнее усваивают новый. Эти семинары носят выраженный прикладной характер и особенно эффективны. При этом требуется серьезная подготовка к ним педагогов и студентов.

МПС имеют несколько направлений. Одно из них — комплексное изучение разными науками одного и того же объекта. Для большинства дисциплин, преподаваемых в медицинском колледже, таким объектом является человек. Без преувеличения можно сказать, что предмет «Анатомия и физиология человека» — фундамент медицинского образования, а другие общепрофессиональные и клинические науки — надстройка медицинских знаний. Следовательно, для того, чтобы улучшилось усвоение студентами важнейших клинических дисциплин, необходимо повысить уровень преподавания предмета «Анатомия и физиология человека», в том числе используя МПС.

Учитывая сложность и объем материала по предмету, необходимо вырабатывать у студентов мотивацию к его изучению. Если рассматривать анатомию как науку в отрыве от других дисциплин, то у студентов не возникнет представления о том, зачем нужно изучать так много материала, и где полученные знания в будущем могут им пригодиться. Поэтому необходимо, чтобы при изучении каждого раздела программы студент убеждался, что определенные анатомические и физиологические сведения ему обязательно понадобятся при освоении других клинических дисциплин. Это позволит сформировать устойчивую мотивацию для усвоения этих знаний.

Преподаватель должен детально прорабатывать каждый раздел программы, выявляя МПС. При этом необходимо четко представлять, какие анатомические сведения являются клинически значимыми, т.е. обязательно будут востребованы педагогами-клиницистами. Эту информацию можно получить во время бесед с преподавателями смежных дисциплин, при посещении их занятий, изучении соответствующих учебных программ и чтении медицинской литературы по клиническим наукам.

Затем, на конкретных примерах, студентам необходимо продемонстрировать, как знания предмета используются в медицинской практике. Информация, полученная таким образом, воспринимается с интересом и запоминается надолго.

В содержании учебного материала важно выделять вопросы, изучение которых требует опоры на ранее усвоенные знания. Пример такой связи изображен на следующей схеме:

Также важно выделять те вопросы, которые получают развитие при изучении других дисциплин:

Учебный материал можно подавать студентам в виде информации, но более эффективным будет вовлечение их в обсуждение путем решения ситуационных задач, проблем, заданий, составленных совместно с преподавателями смежных дисциплин. Таким образом, МПС помогают не только определенным образом подать новый материал, но и наиболее объективно осуществить контроль знаний.

Как преподавателю предмета «Анатомия и физиология человека» мне бы хотелось поделиться результатами своей работы с использованием МПС.

При чтении лекции «Система органов пищеварения» в 21 с/д группы была использована информация о строении и функции поджелудочной железы, согласно учебной программе по предмету. В 22 с/д группу, используя МПС, к той же информации были добавлены сведения из других дисциплин, в том числе клинических.

Схематически различия в подаче информации можно представить следующим образом:

Лекция в 21 с/д группе                         Лекция в 22 с/д группе

Таким образом, видно, что во второй лекции были использованы знания из следующих дисциплин: «Основы патологии», «Фармакология», «Хирургия», «Лабораторная диагностика».

При проведении контроля за усвоением данной темы были получены следующие результаты: успеваемость в 22 с/д группе составила 100%, в 21 с/д группе — 85%, качество знаний в 22 с/д группе также оказалось выше — 77% против 40%. Это один из примеров, демонстрирующих преимущество использования МПС в преподавании предмета «Анатомия и физиология человека».

Интересным опытом использования МПС является применение рентгенологических снимков при изучении строения и расположения органов человека. При этом включается зрительное восприятие и появляется чувство причастности к практической медицине. Как следствие — материал усваивается успешнее. Также, именно на анатомии необходимо вводить студентов в огромный мир клинической терминологии, чаще применяя греко-латинские названия, наиболее используемые в медицине. При этом эффективность запоминания усиливается, если связывать название органа с его патологией. В данном случае также видна межпредметная связь между дисциплинами «Анатомия и физиология человека» и «Основы патологии».

Важным аспектом МПС является то, что их системное использование дает возможность широко применять дидактические материалы и средства наглядности, в том числе созданные самими студентами и относящиеся к предмету. Их можно затем использовать при изучении других дисциплин на старших курсах. Такими средствами наглядности могут быть: схемы, таблицы, рисунки, презентации, глоссарии, учебные фильмы и т.д. Подобный подход к преподаванию предмета ведет к повышению качества подготовки и анатомия становится для студентов пропуском в мир медицины.

Понимая важность реализации, развития и совершенствования МПС, необходимо искать новые формы и методы использования этого направления в педагогической практике. Осуществить задачу эффективного усовершенствования МПС по силам педагогам, стремящимся к непрерывному профессиональному самообразованию, и педагогическим коллективам, которые обладают творческим потенциалам и оказывают всестороннюю поддержку и взаимопомощь своим коллегам в подготовке конкурентоспособных специалистов.

 

Список литературы

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. М., 1984.
  2. Беленький Г.И. О воспитательно-образовательных аспектах межпредметных связей // Сов. педагогика. – 1977. – №5. – С. 56 – 61.
  3. Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции – Горно-Алтайск, 1999 – 160 с.
  4. Гурьев А.И., Межпредметные связи – теория и практика // Наука и образование – Горно-Алтайск, 1998 – №2. – 204 с.
  5. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. – Л., 1984.
  6. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. – М., 1977.
  7. Максимова В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема. – Советская педагогика, 1981, №8.
  8. Межпредметные связи в учебно – познавательной деятельности учащихся/ Под ред. Н.А. Сорокина. – Тула, 1983.
  9. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1980.
  10. Федорова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи. – М., 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности как способ повышения качества подготовки специалистов среднего звена

Исследоватеьскй подод в обучении -это путь знакомства учащихся с методам научного познания.Сопоставление НИРС и УИРС....

Мастер -класс «Усовершенствование учебной деятельности и внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс, как способ повышения качества обучения»

В соответствии с возрастанием потребности в специалистах среднего звена государствен­ная политика предусматривает опережающее развитие си­стемы среднего профессионального образования. На об­щегосударс...

Мастер класс на тему: «Усовершенствование учебной деятельности и внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс, как способ повышения качества обучения».

Информационно-коммуникационные технологии в образовании  - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и ...

Тема: «Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста»

Тема: «Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста»...

Тема: «Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста» Обобщение опыта преподавателя высшей категории Королевой Валентины Васильевны

Тема: «Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста»Обобщение опыта преподавателя высшей категорииКоролевой Валентины Васильевны...

Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 1) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")

Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 1) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...

Доклад: Анализ профессиональной компетенции в преподавании дисциплины «Анатомии и физиологии человека»

Доклад или отчёт — один из видов монологической речи, публичное, развёрнутое, официальное сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальн...