Доклад: Анализ профессиональной компетенции в преподавании дисциплины «Анатомии и физиологии человека»
учебно-методический материал

Доклад или отчёт — один из видов монологической речи, публичное, развёрнутое, официальное сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных; сообщение или документ, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ профессиональной компетенции в преподавании дисциплины «Анатомии и физиологии человека»

Кушнарева Татьяна Константиновна

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республиканский базовый медицинский колледж им. Э. Р. Раднаева

Учитель – это человек, который учится всю жизнь,
только в этом случае он обретает право учить.
Лизинский В. М.

Педагогическое мастерство – это способность педагога методически грамотно, на основе принципов гуманизма и субъективности, организовывать и управлять педагогическим процессом. Мастерство педагога проявляется непосредственно в профессионально – педагогической деятельности, в рамках которой он должен глубоко осознавать общую суть педагогического процесса, быть в курсе законов, имеющих приоритетное значение в этом процессе, хорошо владеть механизмами эффективной организации педагогической деятельности.

Основу педагогического мастерства составляет педагогическое образование, формирующее необходимый уровень профессионализма личности и деятельности педагога в соответствии с существующими социальными требованиями, правовыми нормами и стандартами.

Насколько эффективна, успешна организация педагогического процесса, зависит от того, в какой степени учитель обладает педагогическими способностями. Способность – это индивидуальное психологическое свойство, которое позволяет человеку легко овладеть какой- либо деятельностью.

Важнейшим компонентом педагогического мастерства является профессиональный опыт- комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных преподавателем в процессе его деятельности. Он формируется следующими способами:

1. Постоянное самообразование;

2. Ознакомление с передовым опытом работы;

3. Участие в научных конференциях;

4. Обмен опытом между педагогами;

5. Проведение совместных педагогических исследований;

6. Получение консультаций у более опытных коллег и специалистов;

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Быть компетентным означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к преподавателю т. к сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения. Большое значение имеет готовность обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов призвано обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Процесс формирования профессиональной компетентности сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В ССУЗе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга (не контроля!), к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутриколледжные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня преподавателя напрямую зависит качественное формирование профессиональных компетенций среднего медицинского работника.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма преподавателя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

 Новое учебное заведение для студентов первого года обучения - это новый коллектив, новые преподаватели, открытые ко всему новому, хорошо знающие свой предмет. Задача преподавателя медицинского колледжа - помочь студентам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, чуткими, внимательными к проблемам пациентов.

Формирование профессиональных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса, во время аудиторной и внеаудиторной деятельности, зависит от индивидуальных и личностных характеристик специалиста, умения использовать имеющиеся возможности и способности.

Помимо профессиональных компетенций, медицинский работник должен обладать ещё и общекультурной компетенцией, которая предполагает наличие у него способности совершенствовать и развивать свой интеллектуально- культурный уровень, используя культурно- образовательный потенциал; привлекая ресурсы информационно- коммуникационных технологий. Общекультурная компетенция может рассматриваться как составляющая профессиональной компетентности специалистов медицинского профиля.

На первом этапе основное внимание направлено на формирование субъекта учебной деятельности, которое происходит в процессах адаптации к условиям учебного заведения (усвоение и принятие требований новой образовательной среды, осознание и усвоение своей будущей профессии).

На втором этапе происходит мотивированное и осознанное принятие студентом требований учебной деятельности, теоретическое усвоение новой роли в обществе, сознательное управление своими учебными действиями. А также включение в субъект – субъективное взаимодействие с преподавателями и другими студентами.

Все преподаватели общеспециальных дисциплин на первом курсе, а в частности, анатомии и физиологии человека, кроме адаптационных мероприятий, закладывают необходимые знания для освоения студентами дисциплин старших курсов. Здесь от преподавателя требуется профессиональная компетентность, умение доступно донести для каждого студента необходимую информацию, т.к. будущие медицинские работники (студенты первого курса) не всегда подробно и правильно знают всю сущность своей будущей профессии. При анкетировании (участвовали студенты первого курса в количестве 115 человек) и анализе анкет на вопрос - Как вы узнали о нашем учебном заведении? Кто вам посоветовал поступить в медицинский колледж? Получены следующие результаты на первый вопрос:

- из рекламы учебного заведения из СМИ - 48 человек;

- сам позвонил и узнал информацию - 41 человек;

- от студентов колледжа, обучающихся в настоящее время - 26 человек.

На второй вопрос следующие ответы:

- пришел сам - 37 человек;

- родственники - 49 человек;

- в семье уже есть медицинские работники - 29 человек.

Получив такие ответы можно сделать вывод, что необходимо проявить профессиональную компетентность всем преподавателям (ведь все мы хотели бы чтобы нас лечили профессиональные медицинские работники) и сохранить контингент студентов, начиная с первых дней обучения.

Можно сказать, что стойкая и высокая конкуренция на рынке труда в Республике Бурятия побуждает каждого будущего специалиста, в том числе и преподавателей, непрерывно совершенствовать у себя профессиональные навыки и присущие им личностные качества. Рост педагогического мастерства как цель самосовершенствования предполагает развитие у педагогов профессионально- педагогических умений, творческих способностей, культуры поведения, педагогической техники, методики преподавания, навыков самоорганизации и самовоспитания.

Важное значение для совершенствования педагогического мастерства имеет система непрерывного повышения квалификации преподавателей, в рамках которой обеспечивается синтез педагогических и профессиональных знаний на основе освоения достижений в области науки, образования, техники, технологии и экономики производства. Причем, чтобы овладеть новыми профессионально – педагогическими компетенциями, преподавателю необходимо уделять внимание последовательному самообразованию. Для каждого преподавателя, который должен обучить студентов применению полученных научных знаний в практической деятельности необходимо следующее:

- преподаватель должен быть способным стать мастером своего дела, т.е. четко определять педагогические направления собственной профессиональной деятельности.

- занимающиеся педагогической деятельностью должны быть готовы к четкой ее организации, управлению педагогическим процессом, предварительному проектированию ожидаемых результатов.

- преподаватель как умелый мастер своего дела должен постоянно осваивать и применять передовые методы профессионального обучения, учитывать особенности текущей ситуации в обществе и быть способным дать конкретные рекомендации в проблемной ситуации.

Закончить я хочу словами Л.Н.Толстого: «Не тот учитель, кто получил воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».

Список использованных источников:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СП.: Питер, 2001. 272 с.

2. Барышева Т. Ф., Жиганов Ю. А. Психолого – педагогические основы развития креативности. СПб.: СПГУТД, 2006.

2. Глуханюк Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации: Автореф. Дис. / Уральский государственный проф.- педагогический университет. Екатеринбург: Уральский госуд. проф.- педагог. Университет, 2001. 40 с.

3. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии. // Вопросы психологии. 19. № 4. С. 5-14.

4. Комаревцева Е.А. Личностная и профессиональная зрелость специалиста // Ананьевские чтения -2006: Материалы научно-практической конференции / Под ред. Л.А. Цветковой, А.А. Крылова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С.257-259.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Усовершенствование межпредметных связей в преподавании дисциплины «Анатомия и физиология человека» как способ повышения качества подготовки специалистов

Цель статьи — определить эффективность использования МПС в системе педагогических категорий и значение их усовершенствования как педагогическим коллективом, так и отдельными преподавателями в среднем ...

Итоговая аттестационная работа. Влияние использования интерактивных технологий на качество усвоения материала при преподавании дисциплины “Анатомия и физиология человека” в системе СПО.

Актуальность темы. Информатизация образовательного пространства, использование интерактивных технологий и Интернета потеснили традиционные формы, средства и методы обучения. Необходимо осознавать важн...

Методический материал по теме: "Физиология ЦНС" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")

Методический материал по теме: "Физиология ЦНС" (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...

Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 1) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")

Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 1) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...

Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 2) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")

Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 2) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...

Презентация по дисциплине Анатомия и физиология человека, тема "Анатомия и физиология сердца"

Представлен иллюстрированный  материал по теме с целью оказания методической помощи обучающимся при изучении темы...

Презентация по дисциплине Анатомия и физиология человека, тема "Анатомия и физиология пищеварительной системы"

Данная презентация содержит иллюстрированный материал по строению и функции отделов пищеварительной системы. Используются обучающимся в качестве дополнительного материала...