Методические разработки
материал


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты - Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Использование кейс-метода в подготовке специалистов медицинского профиля

Составил:

преподаватель первой

квалификационной категории

Берсенёва Юлия Васильевна

2019г.

Кейс – метод - метод получения нового знания (компетенции) путем организации индивидуального и группового анализа конкретной ситуации, через определение проблем, скрытых в ситуациях, поиск критериев эффективного решения и выработку плана действий по решению проблемы.

Метод «кейс-стади», или метод реальных ситуаций, рассматривается как перспективный метод обучения в медицинских учебных заведениях. На примере конкретных кейсов рассматриваются два сценария обучения: индивидуальный и групповой. В зависимости от поставленных задач кейсы могут применяться как элемент промежуточной аттестации и как неигровой имитационный активный метод обучения.

Цель обучения с помощью кейс-методов заключается в формировании специалиста – человека, который правильно анализирует ситуацию, т.е. выявляет проблемы, выявляет возможные причины их появления, устанавливает истинную причину (ставит диагноз), анализирует возможные варианты решения, выбирает наиболее оптимальный из них, приводит его в действие и параллельно осуществляет контроль. Для этого ему нужны задания, владение определенной методологией и опыт.

   В медицинском образовании метод «кейс-стади» издавна применяется под названием «ситуационная клиническая задача». Обучающийся изучает реальную или учебную историю болезни, проводит анализ документации и выносит экспертную оценку. Кейсы, обычно подготовлены в письменной форме и составлены исходя из опыта реальных людей, работающих в данной сфере. Кейсы читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Эти кейсы составляют основы беседы обучающихся под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Задача преподавателя состоит в подборе соответствующего реального материала, а студенты должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других студентов и преподавателя) на свои действия. При этом нужно понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь обучающимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Обучающиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия риска принятия необдуманных решений.

Весь процесс подготовки кейса основан на навыках и умениях работы с информационными технологиями, что позволяет актуализировать имеющиеся знания.

Кейс включает:

1. Подробное описание конкретной ситуации.

2. Вспомогательную информацию, необходимую для анализа кейса.

3. Задание к кейсу.

Виды кейсов в зависимости от специфических целей обучения: обучающие анализу, обучающие принятию решений, иллюстрирующие проблемы в целом.

Технология работы по данной методике включает следующие этапы:

1. Подготовка конкретных ситуаций преподавателем или самостоятельная (индивидуальная или групповая) работа обучающихся по поиску информации из реальной практики.

2. Презентация (устная или письменная) конкретной ситуации в группе, формулирование проблемы и возможных альтернатив ее решения.

3. Организация обсуждения.

Участникам предоставляется время для ознакомления с изучаемыми материалами         

4. Выводы

    Преподаватель может играть активную или пассивную роль,     ограничиваясь подведением итогов. Но оучающиеся всегда в активной позиции, благодаря вовлеченности в анализ и обсуждение конкретной жизненной ситуации (реальной или смоделированной). В этой методике большое значение имеет групповая работа. Обсуждение можно начать в малых группах, а потом объединить всех в общегрупповую дискуссию.

Пример использования кейс метода на занятиях по профессиональному модулю ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. Раздел 2. Проведение сестринского ухода в педиатрии. Тема занятия: Сестринский уход при пневмониях.

Кейс состоит из трех заданий. Рассматривается и анализируется история болезни на трех этапах:1) догоспитальный этап 2) этап нахождения ребенка в стационаре 3) этап реабилитации.

 Пример задания 1 этапа.

Ребенок Петр 8 месяцев, поступил в стационар на четвертый день заболевания с диагнозом: ОРВИ. Пневмония? Жалобы при поступлении на температуру 38,5 градусов, вялость, снижение интереса к игрушкам и окружающим, снижение аппетита, снижение массы тела, затрудненное дыхание, одышку, влажный непродуктивный  кашель.

Из анамнеза болезни: ребенок заболел 4 дня назад. Заболевание началось с повышения температуры до 38 градусов, появилась вялость,  насморк, сухой кашель, ухудшилось общее состояние. В течение дня лечились самостоятельно, принимал жаропонижающие средства - нурофен, капли в нос, отхаркивающую микстуру. После приема жаропонижающих средств температура снижалась до 37.5 градусов, состояние ребенка улучшалось незначительно. За медицинской помощью не обращались.

 Вечером состояние ребенка ухудшилось, повысилась температура до 39,5 гр., на этом фоне появились судороги. Была вызвана скорая помощь. После проведенного лечения судороги купировались, температура снизилась до 37,8 гр. От госпитализации мама отказалась.

На следующий день ребенок осмотрен участковым педиатром, назначено лечение - амоксиклав, нурофен в сиропе, капли в нос, обильное питье. Мама проводила только симптоматическое лечение, антибиотики не принимались из-за боязни осложнений.

Пришедшая на следующий день на актив медицинская сестра провела осмотр ребенка и получила следующие данные: кожные покровы бледные, небольшой цианоз носогубного треугольник, отмечается втяжение эпигастрия, ребенок вялый, из носа слизистое отделяемое, зев  гиперемирован, температура 38,5 гр., ЧДД - 60 в мин., ЧСС - 140 мин. Было рекомендовано продолжить назначенное лечение.

 На фоне проводимого лечения состояние улучшилось незначительно и на 4 день болезни вновь повысилась температура до 39 гр., ухудшилось общее состояние – усилилась вялость, ребенок отказался от приема пищи, появилась одышка, затрудненное дыхание. Температура после приема жаропонижающего средства снижалась незначительно и вновь повышалась. Был вызван участковый педиатр и после осмотра  ребенок был направлен на стационарное лечение.

Из анамнеза жизни: Ребенок родился от II беременности II срочных родов  в сроке 37 недель гестации с весом 2800гр, ростом 50см, оценкой по шкале Апгар 5/6баллов. До 1 месяца находился на лечении в ОПН. На грудном вскармливании до 2 месяцев, затем получал адаптированные смеси. Отмечались срыгивания до 4 месяцев. Физическое и нервно-психическое развитие по возрасту.

Беременность протекала с гестозом во II половине, мама лежала на сохранении.

Состоит на диспансерном учете у невролога с диагнозом: Ишемическая гипоксия ЦНС I степени.

Перенес ОРВИ с явлениями стеноза гортани в 6 месяцев

Вопросы и задания:

Проанализируйте причины развития пневмонии у ребенка и поздней госпитализации его в стационар. Для этого:

  1. Сформулируйте причины развития пневмонии у ребенка.
  2. Назовите причины развития судорог у ребенка.

Проведите анализ действий сотрудников скорой помощи.

  1. Проведите анализ действий медицинской сестры при проведении патронажа.
  2. Определите тактику медицинской сестры при проведении патронажей к больным детям с патологией дыхательных путей.

                   

Методические указания преподавателю

                             (Примерные ответы на вопросы

1. Причины развития пневмонии:

- развилась как осложнение ОРВИ, в результате активизации микробной флоры у ребенка со сниженным иммунитетом (недоношенный, раннее искусственное вскармливание, повреждения ЦНС гипоксического генеза), при отсутствии адекватного лечения (антибиотики не принимались, а состояние ребенка требовало этого);

   - позднее обращение за медицинской помощью, отказ от госпитализации (обратились на 2 день заболевания, несмотря на высокую t° у ребенка. Дети до 1 года при наличии высокой t° должны быть осмотрены врачом в первый день заболевания);

- ребенок имеет сниженный иммунитет, т.к ребенок из группы риска (повреждения ЦНС гипоксического генеза, находится на искусственном вскармливании с 2 месяцев, недоношенный), следовательно требовал пристального наблюдения медицинских работников.

- Неправильная тактика медицинских работников при оказании медицинской помощи (необходимо было убедить родителей в необходимости госпитализации ребенка).

2.Причины развития судорог: - судороги фебрильные, развившиеся у ребенка на фоне повреждения ЦНС. Медицинские работки скорой помощи должны были убедить родителей в необходимости госпитализации, т.к на фоне t°судороги могли повториться вновь (ребенок находится в группе риска по развитию фебрильных судорог). Объяснить родителям о недопустимости повышения t°выше 38°, т.к. возможно повторение судорог. При отказе от госпитализации, медицинские работники скорой помощи обязаны провести активное посещение ребенка через 2 часа, чего не было сделано.

3.Медицинская сестра не смогла правильно оценить состояние ребенка, несмотря на то, что функциональные показатели находились в стадии декомпенсации ЧДД- 60 в минуту при норме 35-40 в минуту, ЧСС- 140 в минуту, при норме 110 в минуту, наличие выраженных симптомов интоксикации, t°- 38,5° наличие цианоза. Данные симптомы указывали на то, что у ребенка развилось осложнение ОРВИ, предположительно пневмония.

Медицинская сестра не проконтролировала лечение назначенное врачом.

4.Тактика медицинской сестры при проведении патронажа к больному ребенку с патологией дыхательных путей:

- Оценить состояние ребенка по основным параметрам- чдд, чсс, цвет кожных покровов, наличие цианоза, динамику катаральных явлений, аппетит ребенка, эмоциональный статус;

- оценить степень тяжести пациента;

- динамику улучшения состояния;

 - проконтролировала лечение, назначенное врачом, оценить эффективность лечения.

Выводы: Кейс – метод носит интегративный характер, соединяя многие элементы других технологий (деловых игр, проблемного обучения, коммуникативных технологий), что важно при подготовке обучающихся медиков.

Литература

1.Виневская А.В Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов/ Под редакцией И.А. Стеценко - Ростов на –Дону «Феникс» 2014год стр.73-81.

2. Федорова Ю.В. Возможности применения метода «кейс-стади» при подготовке бакалавров по направлению «менеджмент» -[Электронный ресурс]-Режим доступа: www.movn.ru.(Дата обращения 25.11.2013)



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

РАССМОТРЕНО

Метод.объединением №3

Протокол № 1

     «02 » сентября 2018 г

   

Методическая разработка внеаудиторного занятия

Предметная неделя на тему: «Профилактика сахарного диабета»

по специальности 31.02.01 Лечебное дело (углубленная подготовка)

квалификация выпускника

«Фельдшер»

очная форма обучения

Разработали:

Берсенёва Юлия Васильевна

Рожкова Наталья Дмитриевна

2018

Организация-разработчик:

Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовский медицинский колледж».

Разработчики:

Рожкова Н.Д. – преподаватель высшей квалификационной категории

Берсенева Ю. В . – преподаватель первой квалификационной категории.

                 

Настоящее положение определяет цели, задачи, порядок и условия проведения круглого стола.

1. Цели

1.1.Углубить знания по профилактике сахарного диабета.

1.2.Выявить уровень знаний обучающихся по методам профилактике сахарного диабета.

1.3.Выявить умения организовывать профилактику сахарного диабета.

          1.4.Определить значимость мероприятий при проведении      профилактики сахарного диабета.

2. Задачи

2.1. Повышение качества подготовки специалистов по специальности «Лечебное дело».

3.2. Привлечение обучающихся к предметной неделе.

3.3. Привлечение обучающихся к самостоятельной работе с учебной и научной литературой, медицинскими изданиями.

3.4. Формировать у обучающихся чувство профессионального долга, уважения и милосердия.

3. Формирование следующих компетенций:

ПК 4.3. Проводить санитарно – гигиеническое просвещение населения

ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

ПК 4.7. Организовать здоровьесберегающую среду.

ПК. 4.8. Организовать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

 ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результаты выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

4. Условия и время проведения

         

4.1.Предметная неделя проводится 29.10.- 30.10.2018 года.

 В проведении принимают участие обучающиеся 2 курса очного отделения по специальности 31.02.01«Лечебное дело.

4.2.Тематика предметной недели включает следующие направления:

1. Заслушивание докладов на следующие темы: 

  1. Сахарный диабет - этиология, эпидемиология, клинические проявления.
  2. Сахарный диабет - методы диагностики, лечение.  
  3. Осложнения сахарного диабета, их профилактика.
  4. Диспансеризация пациентов с сахарным диабетом.
  5. Первичная и вторичная профилактика сахарного диабета.
  6. Третичная профилактика сахарного диабета. Школы диабета.
  7. Анализ результатов тестирования населения по выявлению степени риска развития сахарного диабета.

 Регламент выступления 7 минут.

4.3.Проведение тренинга по теме предметной недели. Участвуют студенты группы. Необходимо выбрать двух ведущих тренинга.

4.4.. Проведение творческого конкурса.

Предлагается в одной из творческих форм отразить профилактику сахарного диабета.

4.5. Конкурс сан. бюллетеней по теме предметной недели.

Каждая бригада предоставляет сан. бюллетень по теме предметной недели.

4.6.Обсуждения по теме круглого стола. Подведение итогов.

4.7.Награждение

Награждаются следующие участники:

-победители конкурса докладов

- победители конкурса сан. бюллетеней

- победитель творческого конкурса

- победитель тренинга.

Программа предметной недели.

29.10. 13-30

1.Заслушивание докладов.

2.Проведение тренинга по теме предметной недели.

3. Проведение творческого конкурса.

30.10. 13-30

1. Конкурс сан. бюллетеней по теме предметной недели.

2. Награждение.

Задания командам.

1.Подготовить доклады.  

Согласовать доклады с руководителями-Рожковой Н.Д., Берсеневой Ю.В.

2.Выбрать:

-Необходимо выбрать двух ведущих тренинга.

- по одному человеку от бригады в жюри для оценки докладов, творческого конкурса, победителя тренинга, конкурса сан. бюллетеней.



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Профессиональный модуль: ПМ. 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК. 02.01.«Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

Раздел 2. «Проведение сестринского ухода в педиатрии»

Методическая разработка для проведения практического занятия по теме «Сестринский  уход при заболеваниях органов дыхания у детей»

Составил преподаватель:

Берсенёва Юлия Васильевна

2018г.

ВВЕДЕНИЕ

Методическая разработка практического занятия по теме «Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания у детей (Сестринский уход при рините, стенозе гортани, ангинах)» составлена на основе рабочей программы ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК.02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» раздел 2 «Проведение сестринского ухода в педиатрии» по специальности 060501 «Сестринское дело».

Методическая разработка рекомендована для применения преподавателем на практических занятиях и предназначена для более рационально использовать учебного времени на занятии для достижения целей, помочь студенту в развитии клинического мышления, творчества, формирование учебной деятельности, повышение степени самостоятельности в учебной деятельности.

Патология органов дыхания по распространенности занимает ведущее место в патологии детского возраста. Велика роль медсестры в ранней диагностике заболеваний, правильной подготовке пациентов к обследованию и их проведении, профилактике повторных проявлений болезней. Данная методическая разработка позволяет ориентироваться в данных вопросах.

В методической разработке уделяется внимание для самостоятельной работы студентов с целью добиться более глубокого и прочного усвоения знаний, выработать умения применять их на практике, развития мышления, формирования умений самостоятельного труда. С этой целью используются различные задания: решение ситуационных задач, заполнение «слепых» графиков, программированных таблиц, решение тестов по результатам практических занятий, составление планов ухода за больными с мотивацией действий, что формирует четкое представление ухода за пациентами.

        Методическая разработка практического занятия для преподавателя включает материалы по методике преподавания раздела 2. «Проведение сестринского ухода в педиатрии». В приложения входят тестовый контроль знаний, задачи,  список литературы для подготовки обучающихся к занятию.

Методическая цель: - использование технологии проблемного обучения, личностно-ориентированного, информационно-коммуникационного.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ «Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания у детей»

Тема занятия: «Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания у детей (Сестринский уход при рините, стенозе гортани, ангинах)

ПМ. 02.«Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах».

МДК.02.01.Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

Раздел 2. Проведение сестринского ухода в педиатрии.

Курс: II.

Специальность: 34.02.01«Сестринское дело»

Форма обучения: очная.

Время занятия: 6 часов (270 мин).

Форма проведения занятия: практическое занятие.

Тип занятия: урок совершенствования  знаний, умений и формирование общих, профессиональных компетенций.

Методы обучения: словесные, наглядные, репродуктивный, словесный, частично-поисковый

Образовательные технологии: проблемное обучение, личностно-ориентированное.

Место проведения: кабинет 40 «Педиатрия».

Учебная: добиться прочного усвоения системы знаний, формирование умений объяснять факты на основе причинно-следственных связей, закономерностей. Формирование общих и соответствующих профессиональных компетенций. Обучение студентов составлению  плана  сестринского ухода за пациентами при заболеваниях органов дыхания.

Развивающая: формирование навыков самообразования, самореализации личности, развитие речи, мышления, памяти.

Воспитательная: привитие умений и навыков учебной работы и коллективного труда. Формирование у студентов целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, основанного на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека.

Планируемые результаты занятия

Обучающиеся должны знать:

- АФО органов дыхания – верхних дыхательных путей,

- определение ринита,

- этиологию, клинические проявления ринита,

- возможные осложнения  ринита,

- проблемы пациента при рините,

- организацию и оказание сестринской помощи при рините,

- фармакотерапию ринита,

- определение стенозирующего ларинготрахеита,

- этиологию, клинические проявления стенозирующего ларинготрахеита,

- возможные осложнения стенозирующего ларинготрахеита,

- проблемы пациента при стенозирующем  ларинготрахеите,

- организацию и оказание сестринской помощи при стенозирующем  ларинготрахеите,

- фармакотерапию стенозирующего ларинготрахеита,

- определение ангины, классификацию ангин,

- этиологию, клинические проявления ангины,

- возможные осложнения  ангины,

- фармакотерапию ангины,

- проблемы пациента при ангине,

- организацию и оказание сестринской помощи при ангине,

- методы диагностики проблем пациента при ангине,

-  реабилитацию пациентов перенесших  ангину.

Обучающиеся должны уметь:

- выявлять проблемы пациентов при рините, стенозирующем  ларинготрахеите, ангине;

- проводить сестринское обследование пациентов при рините, стенозирующем  ларинготрахеите, ангине;

- обучать родителей  и пациентов методам очищения носовых ходов, организации ухода при рините;

- выявить признаки дыхательной недостаточности; оказать неотложную помощь при стенозирующем  ларинготрахеите;

- обучать родителей  методике наложения согревающего компресса на лимфоузлы;

- провести забор мазков при ангине;

- дать рекомендации по реабилитации пациентов при данных заболеваниях.

Формируемые компетенции:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Межпредметные связи:

ЕН.01 Математика.

ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией.

ОП. 02 Анатомия и физиология человека.

ОП.03 Основы патологии.

ОП.07 Фармакология.

ОП.09 Психология.

ОП.13 Биоэтика.

ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий.

ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными.  

Внутрипредметные связи:

1. Методы диагностики проблем пациентов с заболеваниями дыхательной  системы.

2. Проведение сестринского ухода в педиатрии. Методы диагностики проблем пациентов.

3. Проведение сестринского ухода за пациентами при заболеваниях дыхательной  системы.

Оснащение занятия

1. Методическое обеспечение занятия: рабочая программа ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»; тематический план по разделу 2. «Проведение сестринского ухода в  педиатрии»; методическая разработка практического занятия; контрольно-оценочные средства: тестовые задания, ситуационные задачи, задания для проведения терминологического диктанта, задания для проведения графологического диктанта,  программированная таблица по дифференциальной диагностике , бланки направлений.

2. Технические средства обучения: ноутбук, проектор.

3. Материальное обеспечение: пробирки для забора мазков, бланки направлений на анализы; фантом головы, шпатели, фонендоскоп, часы с секундной стрелкой.

ПЛАН  ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Основные этапы занятия

Хронометраж

занятия

11.

Организационная часть.

2 мин

22.

Мотивация изучения темы  и ее актуальность.

3 мин

33.

Контроль исходного уровня знаний: проведение блиц опроса, графологического диктанта

35 мин

44.

Проверка домашнего задания: заполнение кластеров

20 мин

55.

Проведение индивидуального опроса:

40 мин

66.

Углубление знаний по теме.

85 мин

77.

Выполнение манипуляций.

40 мин

88.

Тестовый заключительный контроль по итогам практического занятия.

25 мин

99.

Подведение преподавателем итогов занятия.

10 мин

110.

Сообщение домашнего задания

10 мин

Всего

270 мин

Основные этапы занятия

мин

11.

Организационная часть: проверка присутствующих, проверка внешнего вида, готовность обучающихся к занятию, наличие формы, оформление журнала.

2

М2 мин

22.

Мотивация изучения темы и ее актуальность: Методическая разработка к практическому занятию посвящается теме проведения сестринского ухода за   пациентами при

Проблема изучения заболеваний органов дыхания не утратила своей актуальности, так как в структуре детской заболеваемости занимает ведущее место. Ринит, стенозирующий ларинготрахеит, ангины относятся к наиболее часто встречаемым заболеваниям, они широко распространены среди детского населения нашего региона, в связи с холодными климатическими условиями. Среди детей первых 3-х лет жизни высока заболеваемость стенозирующим ларинготрахеитом, дети с данной патологией требуют оказания неотложной помощи и от знаний клинических проявлений, от умения оказать своевременную помощь, зависит жизнь ребенка.

3

М3мин

33.

Контроль исходного уровня знаний:

1) проведение блиц-опроса по теме (приложение 1).

2) проведение графологического диктанта по теме (приложение 2).

Цель: проверить качество и уровень усвоения теоретического материала обучающимися.

Задачи: закрепить теоретический лекционный материал, актуализировать логическое мышление, формировать клиническое мышление, расширить активный медицинский словарь обучающихся.

235 мин

44.

Проверка домашнего задания:

4.1. Заполнение кластеров по АФО верхних дыхательных путей  Преподаватель просит обучающихся заполнить кластеры на доске, провести связь между АФО верхних дыхательных путей с частотой и особенностями поражения  данных органов.

220  мин

55.

 Проведение индивидуального опроса:

Цель: проверить качество и уровень усвоения теоретического материала обучающимися.

Преподаватель задает вопросы, обучающиеся отвечают. Неполные ответы дополняются, неправильные - исправляются другими обучающимися (методом полилога). При ответах используются рисунки, плакаты, видеоролики.

По ходу ответов, студенты выписывают направления на обследование на доске (приложение 3).

340 мин

66.

Углубление и систематизация знаний по теме.

6.1.Решение ситуационных клинических задач (приложение 4)

Цель: развитие клинического и логического мышления.

 Создается проблемная ситуация, студенты должны выработать алгоритм действия в данной ситуации. Бригада разбивается на «малые группы» по 2-3 человека. Преподаватель раздает карточки, (одну на группу) с условиями задач. Студенты решают ее и «лидер» докладывает ответ.

6.2.Заполнение программированных таблиц по теме: «Ангины»( приложение 5)

Цель: умение проводить анализ полученных знаний, четко дифференцировать знания при каждом виде ангин.

Студентам раздаются программированные таблицы. Из перечня перечисленных вопросов необходимо, выбрать типичные для определенного вида ангины.

6.3 Решение клинических задач по выявлению проблем пациентов и организации специализированного ухода (приложение 6)

225 мин

1

120 мин

40 мин

77.

Выполнение манипуляций: подсчёт пульса, частоты дыхательных движений, туалет носа, закапывание капель в нос, забор мазка из зева на микрофлору, Оценка результатов анализа. Демонстрация на фантоме туалета носа, закапывание капель в нос, забор мазка из зева на микрофлору, Каждый обучающийся демонстрирует выполнение медицинских слуг, определенных целями изучения темы. Остальные обучающиеся в это время привлекаются для оценки правильности выполнения манипуляций.  

640 мин

88.

Тестовый заключительный контроль по теме занятия.

Усвоение учебного материала проверяется с помощью тестовых заданий). Раздаются тестовые задания по 15 вопросов в каждом варианте. Время написания 20 минут. По истечении времени обучающиеся обмениваются работами и проверяют их вместе с преподавателем, обучающиеся анализируют допущенные ошибки, обсуждаются неверные ответы. Работы сдаются преподавателю, выставляются оценки (приложение 7).

125 мин

19.

Подведение преподавателем итогов занятия.

(подведение итогов занятия, выставление комментированных оценок)

5 10 мин

110.

Домашнее задание для самоподготовки: Тема « Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания у детей»

определение понятий «бронхит», «пневмония», этиология; клиническая картина, диагностика; осложнения; лечение острого бронхита, пневмонии; оказание сестринской помощи, первичная, вторичная острого бронхита, пневмонии. Повторение манипуляций: измерение АД, подсчёт пульса, ЧДД; подготовка пациентов к ренгенологическому исследованию органов грудной клетки.

2. Решение клинической задачи по организации ухода при пневмонии. 3. Подготовка презентаций.4.Составление кластеров – АФО нижних дыхательных путей.

Рекомендуемая литература: Основная

1.Севастьянова Н.Г Сестринское дело в педиатрии часть1М: АНМИ, 2002.- 601 с.

2. ЕжоваН.В., Русакова Е.М., Кащеева Г.И. Педиатрия     М: Оникс с, 2008.- 591 с.

3.  ЕжоваН.В., Русакова Е.М., Кащеева Г.И. Педиатрия     практикум М: Оникс с, 2012.- 191 с.

        4.Сестринское дело впедиатрии: практикум. – Ростов н/Д: Феникс, 2006-370 с.

Дополнительная

1. Мухина С.А. Теоретические основы сестринского дела – М.: ГЭОТАР Медиа, 2008. – 368 с.

2. Мухина С.А. Практическое руководство. Основы сестринского делав педиатрии – М; Москва 1998.-280

3. Мухина С.А. Атлас манипуляций с.

10 мин

Всего

2270 мин

Приложение 1

Блиц - опрос по теме «Проведение сестринского ухода в  педиатрии»

Цель блиц опроса: проверить качество и уровень усвоения теоретического материала обучающимися.

Задачи блиц-опроса: закрепить теоретический лекционный материал в работе с основными понятиями, актуализировать логическое мышление, формировать клиническое мышление, расширить активный медицинский словарь обучающихся.

1. Острый ринит–воспаление слизистой оболочки носа.

2. Синусит – воспаление придаточных пазух носа.

3. Ринофарингит – воспаление носоглотки.

4. Отит – воспаление среднего уха.

5. Вторичный отит – развивается на фоне ринита при стекании инфицированной слизи через евстахиевую трубу.

6. Деконгестанты -  группа лекарственных препаратов, уменьшающих отек слизистой носа.

7. Ангина – острое воспаление ткани глотки с преимущественным поражением небных миндалин.

8. Лакунарная ангина – острое воспаление ткани глотки с локализацией очага в криптах миндалин.

9. Фолликулярная ангина – поражение фолликулярного аппарата паренхимы миндалин.

10. Паратонзилярный абсцесс – местное осложнение гнойной ангины.

11. Острый ларингит – воспаление слизистой оболочки гортани.

12.Стенозирующий ларинготрахеит - воспаление  гортани, трахеи сопровождающиеся признаками дыхательной недостаточности.

13.  Одышка – затрудненное дыхание.

14. Инспираторная одышка – затрудненный вдох.

15. Экспираторная одышка - затрудненный выдох.

16. Тахипное – учащенное дыхание

17. Асфиксия – удушье.

18. Цианоз – синюшность, признак гипоксии.

19. Кашель – рефлекторный акт, в результате воспалительного раздражения слизистой оболочки дыхательных путей.

20. Преднизолон – гормональное лекарственное средство.

21. Будесонид (пульмикорт) – глюкокортикостероид с выраженным противовоспалительным, противоаллергическим действием.

                                                                                                                       

Приложение 2

Графологический диктант

1. Все ангины принято подразделять на банальные (вульгарные) и атипические.

2. Возбудителем ангин является пневмококк.

3. Для банальных ангин характерно – выраженная интоксикация, патологические изменения в обеих небных миндалинах.

4. Лакунарная ангина начинается остро, появляется жжение, сухость, першение и небольшая боль при глотании.

5. Для фолликулярной ангины характерна субфебрильная температура.

6. Наиболее выражены симптомы интоксикации при лакунарной ангине.

7. Миндалины при лакунарной ангине приобретает вид «звездного неба».

8. Налет при лакунарной ангине легко снимается, без повреждения эпителиального слоя.

9. Фолликулярная  ангина может сопровождаться болями в области сердца, в мышцах и суставах.

10. При катаральной ангине отмечается небольшое увеличение регионарных лимфоузлов.

11. Для экспресс диагностики ангин проводят забор мазков из зева на микрофлору.

12. Ангины необходимо дифференцировать с дифтерией.

13. Основное в лечении ангин – проведение симптоматического лечения.

14. Ринит – это воспаление слизистой оболочки носоглотки.

15. Для отечной стадии ринита характерно – затруднение дыхания через нос, жжение, чихание.

16.  Для лечения ринита используют деконгестанты.

17. Капли капают в чистый нос.

18.  При появлении слизисто-гнойного отделяемого необходимо обратиться к ЛОР врачу.

19. В первые три дня  ринита в нос местно применяют противовирусные препараты.

20. Потенциальная проблема при остром рините – развитие синуситов.

21.В основе стеноза гортани лежит нарастающий отек гортани и трахеи.

22. Триада симптомов характеризующих стеноз гортани – осиплость голоса, экспираторная одышка, влажный кашель.

23.  Основным моментом ухода при стенозе  гортани является создание «тропического климата»

24. Чтобы избежать ухудшения состояния при стенозе гортани, ребенку необходимо создать покой, убрать раздражающие процедуры.

25. При стенозе гортани необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей и эффективную оксигенацию и вентиляцию.

26.  Для оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе вводится будесонид (пульмикорт), дексаметазон.

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                       

 Приложение  3

Проведение индивидуального опроса

- причины частого поражения органов дыхания у детей,

 - определение ринита,

- этиология, клинические проявления ринита в зависимости от клинической стадии,

- возможные осложнения  ринита,

- проблемы пациента при рините,

- назовите методы  очищения носовых ходов,

- организацию и оказание сестринской помощи при рините в зависимости от клинической стадии,

-  методы  очищения носовых ходов,

- фармакотерапию ринита,

- определение стенозирующего ларинготрахеита,

- назовите внешние признаки нарушения дыхания,

- этиология стенозирующего ларинготрахеита,

- изменения в гортани при остром стенозирующем ларинготрахеите,

- клинические проявления острого стеноза гортани в зависимости от степени тяжести.

- возможные осложнения стенозирующего ларинготрахеита,

- проблемы пациента при стенозирующем  ларинготрахеите,

- неотложная помощь при стенозирующем  ларинготрахеите;

-организацию и оказание сестринской помощи при стенозирующем  ларинготрахеите,

- фармакотерапию стенозирующего ларинготрахеита,

- определение ангины, классификация ангин,

- этиология, клинические проявления различных клинических форм ангины,

- возможные осложнения  ангины,

- методы диагностики ангины,

- фармакотерапию ангины,

- проблемы пациента при ангине,

- организацию и оказание сестринской помощи при ангине,

- рекомендации по реабилитации пациентов перенесших ангину.

Приложение 4

Задача №1

Вы медсестра детской поликлиники пришли на актив к ребенку 1,5 лет с диагнозом ОРВИ. У ребенка на фоне повышения температуры тела до 38°С, нарушения общего состояния, появилась грубый «лающий» кашель, осиплость голоса, затруднение дыхания.

Объективно: дыхание шумноватое, отмечается незначительное втяжение уступчивых мест грудной клетки – над и подключичных ямок, яремной ямки, усиливающееся при беспокойстве. ЧДД 35 в минуту. Способность принимать пищу и говорить несколько ограничена. Ребенок беспокоен, выглядит уставшим. Вдох затруднен, голос осиплый. В зеве яркая гиперемия задней стенки глотки. Над легким - жесткое дыхание. Со стороны других внутренних органов без особенностей.

Задания:

1. О каком заболевании вы можете подумать?

2. В какой неотложной помощи нуждается ребенок на догоспитальном этапе лечения?

Эталон ответа к задаче № 1

1. Острое респираторное заболевание (парагрипп), острый стенозирующий ларинготрахеит (вирусный круп) 1-2 степени.

2. Неотложная помощь

- вызвать скорую помощь, убедить родителей в необходимости госпитализации.

- создать спокойную обстановку;

- создать «тропический» климат (например, повесить влажную простыню, открыть горячий душ и расположиться с ребенком в ванной комнате, включить увлажнитель воздуха);

- теплое питье-молоко с минеральной водой, чай с лимоном - для увлажнения слизистых оболочек;

- ингаляция (паровые, с отварами отхаркивающих трав);

- (по указанию врача вводится ингаляторно будесонид,  преднизолон или дексаметазон в/м или в/в)

Задача №2

Вы медсестра поликлиники, пришли на актив к ребенку 6 лет с диагнозом: лакунарная ангина, второй день болезни.

При осмотре - ребенок вялый, адинамичный, температура 38,6°С. Кожные покровы бледные. В зеве - миндалины гипертрофированы до II степени, ярко гиперемированы, отечны, в лакунах - гнойные налеты беловато- желтого цвета.

Ребенок получает амоксиклав в таблетках. Отмечается улучшение состояния, температура снизилась на 0,5°С, уменьшилась боль в горле, но сохраняется вялость, слабость, боль при глотании.

Задания:

1. В каком обследовании нуждается ребенок?

2. С каким заболеванием необходимо дифференцировать данное заболевание.

3. Какие данные подтверждают наличие ангины у ребенка?

4. Какие данные оценивает м/с при проведении лечебного патронажа.

Эталон ответа к задаче № 2

Мазок на микрофлору из зева

Мазок на BL (дифференцированная диагностика с дифтерией).

             

Задача №3

При активном посещении ребенка на дому, мать девятимесячного ребенка рассказала медсестре, что у малыша со вчерашнего дня наблюдается насморк, повышение температуры тела до 37,3°С. Ночью ребенок проснулся, был беспокоен, плакал, стал трудно дышать, появился громкий «лающий» кашель.

При осмотре - температура 38,6°С, голос осипший, «лающий» кашель. Отмечается западение межреберных промежутков, эпигастрия на вдохе в состоянии покоя, вдох затруднен, отмечается раздувание крыльев носа. Кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника. Ребенок возбужден, выглядит обессилившим. Выраженная бледность, низкий тонус скелетной мускулатуры.

Задания:

1. О каком заболевании можно подумать? Определите степень тяжести.

2. Ваши действия. В какой доврачебной помощи нуждается ребенок?

Эталон ответа к задаче № 3

1. Стенозирующий ларинготрахеит, стеноз III степени.

2. Вызвать скорую помощь. До приезда скорой помощи создать:

- спокойную обстановку;

- «тропический» климат;

- доступ свежего воздуха;

- теплое питье (молоко с содой, настои отхаркивающих трав) для увлажнения слизистых. Показана срочная госпитализация в стационар.

Задача №4

Активное  посещение ребенка 10 месяцев на дому. Накануне осмотрен врачом, назначено лечение. У малыша со вчерашнего дня наблюдается насморк, обильное отделяемое из носа. Температура тела до 37,3°С. Ребенок раздражителен, постоянно чихает, плохо сосет, при этом очень беспокойный. Мама обеспокоена состоянием ребенка и просит м/с дать рекомендации по уходу.

Задания:

1. О каком заболевании можно подумать.

2. Ваши действия в данной ситуации.

Приложение 5

Программированная таблица по теме: «Ангины у детей»

п/п

катаральная

фолликулярная

лакунарная

1

Возбудителем чаще всего является стрептококк.

2

Воспалительный процесс локализуется на слизистой оболочке миндалин

3

Воспалительный процесс локализуется в паренхиме миндалин (в  фолликулярной части)

4

Гнойно-Воспалительный процесс локализуется в  устьях лакун с дальнейшим их распространением на поверхности миндалин.

5

Температура тела обычно фебрильная

6

Температура тела 39-40 градусов

7

При фарингоскопии определяется разлитая гиперемия миндалин и краев небных дужек

8

При фарингоскопии определяется увеличение небных миндалин, на гиперемированной поверхности островки желтовато-белого налета, которые покрывают часть миндалины,  но он не распространяется за их пределы

9

При фарингоскопии   на поверхности миндалин видны многочисленные округлые, несколько возвышающиеся над поверхностью желтовато-белые точки величиной 1-3 мм. просвечивающие через слизистую оболочку.

10

Небные миндалины  становятся красными и отечными, могут перекрывать до половины просвета гортани, значительно затрудняя дыхание

11

Налеты легко снимаются 

12

Отмечается небольшое увеличение регионарных лимфоузлов

13

Регионарный лимфаденит резко выражен

14

Сопровождаются сильной болью при глотании, часто отдающей в ухо

15

В период отделения налета выраженность симптомов уменьшается

16

Необходимо дифференцировать с дифтерией

17

Потенциальная проблема - формирование паратонзилярного абсцесса.

Приложение 6

Эталоны ответов к программированной таблице по теме: «Ангины у детей»

п/п

катаральная

фолликулярная

лакунарная

1

Возбудителем чаще всего является стрептококк.

+

+

+

2

Воспалительный процесс локализуется на слизистой оболочке миндалин

+

3

Воспалительный процесс локализуется в паренхиме миндалин (в  фолликулярной части)

+

4

Гнойно-Воспалительный процесс локализуется в  устьях лакун с дальнейшим их распространением на поверхности миндалин.

+

5

Температура тела обычно фебрильная

+

6

Температура тела 39-40 градусов

+

+

7

При фарингоскопии определяется разлитая гиперемия миндалин и краев небных дужек

+

8

При фарингоскопии определяется увеличение небных миндалин, на гиперемированной поверхности островки желтовато-белого налета, которые покрывают часть миндалины,  но он не распространяется за их пределы

+

9

При фарингоскопии на поверхности миндалин видны многочисленные округлые, несколько возвышающиеся над поверхностью желтовато-белые точки величиной 1-3 мм. просвечивающие через слизистую оболочку.

+

10

Небные миндалины  становятся красными и отечными, могут перекрывать до половины просвета гортани, значительно затрудняя дыхание

+

+

11

Налеты легко снимаются 

+

12

Отмечается небольшое увеличение регионарных лимфоузлов

+

13

Регионарный лимфаденит резко выражен

+

+

14

Сопровождаются сильной болью при глотании, часто отдающей в ухо

+

15

В период отделения налета выраженность симптомов уменьшается

+

16

Необходимо дифференцировать с дифтерией

+

+

17

Потенциальная проблема - формирование паратонзилярного абсцесса.

+

+

Приложение 7

Тестовые задания по теме «Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания у детей (Сестринский уход при рините, стенозе гортани, ангинах)»

         1.Назовите основную триаду симптомов, характеризующей острый стенозирующий ларинготрахеит:

а)

б)

в)

          2.Установите соответствие:

            вид ангин:              симптомы:

1.катаральная        а) нагноившиеся фолликулы на         миндалинах

2фолликулярная        б) гнойные налеты в криптах миндалин

3.лакунарная        в) гиперемия, отек миндалин

г) гнойные налеты, не распространяющиеся за пределы миндалин

         3.Перечислите основные лабораторные методы диагностики ангин:

а)      б)     в)   г)

Выберите правильный ответ.

4. Основным методом лечения ангин являются:

а)        назначение антибиотиков

б)        симптоматическое лечение

в)        назначение антигистаминных средств

             Выберите правильный ответ.

         5.Что служит причиной затруднения дыхания при остром ларингите:

а)        отек и воспаление слизистой гортани и подвязочного пространства

б)        резкая гиперемия зева, нагноение и отек миндалин

в)        гнойные налеты в криптах миндалин

Выберите правильный ответ.

          6. Для        клиники острого стенозирующего ларинготрахеита характерно:

а)        ухудшение общего состояния, боль при глотании повышение температуры до 39°С, гиперемия зева

б)        головная боль, першение в горле, серозное отделяемое из носа

в)грубый, лающий кашель, субфебрильная температура, акроцианоз, шумное дыхание с участием вспомогательной мускулатуры, инспираторная одышка

Выберите два правильных ответа.

          7.Для увлажнения слизистых оболочек необходимо:

а)        создать тропический климат

б)        провести горчичные ножные ванны

в)        обеспечить теплое питье

Выберите правильный ответ.

          8.Гиперемия и отек миндалин, небных дужек, задней стенки глотки характерны для ангины:

а)        катаральной

б)        фолликулярной

в)  лакунарной

          9.Подставьте симптомы, характеризующие лакунарную ангину: температура ..., боль в горле..., увеличение ... лимфоузлов, аппетит ..., выражена отечность  ..., налеты....

         10. Назовите потенциальные проблемы при ангине:

а) местные      б)метатонзилярные

     

   Дополнить

   11.Серозно-слизистые выделения, чихание, раздражение преддверия носа, характерно для(заболевание)-------------,------------стадии.

Дополнить.

        12.Зуд, жжение, чихание, затруднение дыхания через нос характерно для(заболевание)-------------,----- стадии.

Выберите правильные ответы.

         13. Потенциальная проблема при рините:

а) развитие синуситов

б) развитие нефропатий

в) вторичные отиты

         14.Из предложенных лекарственных средств и вмешательств, выберите применяемые:

               а) отечную стадию ринита

               б) серозно-слизистую стадию

Атривин, називин, проторгол, полидекса, биопарокс, нафтизин, для нос, альбуцид, увлажнение слизистой носа, промывание носа, сухое тепло на нос, увлажнение воздуха в помещении,

         15. Назовите последовательность действий при лечении 2 стадии ринита:

Закапать капели в нос, смазать преддверие носа увлажняющим кремом, промыть нос, очистить носовые ходы.

          Выберите правильные ответы.

         16.Для профилактики вторичного отита при рините необходимо:

               а) укладывать ребенка в возвышенное положение

               б) аспирировать жидкий секрет из носа

               в) часто менять положение

               г) как можно реже беспокоить ребенка 

           Выберите правильные ответы.

         17.Сестринский уход при стенозе гортани включает:

   а) создать покой, убрать раздражающие процедуры.

   б) увлажнить воздух

   в) проводить аспирацию содержимого дыхательных путей

               г) оценивать нарушения внешнего дыхания

               в) каждый час оценивать состояние зева

         18.Выпишите рецепт жаропонижающего средства.

         

         19.Перечислите лекарственные средства для полоскания зева при ангине:

               а)             б)          в)              г)

          Выберите правильные ответы.

         20.Профилактика ангин включает:

              а) избегать переохлаждений местных и общих

              б) прогулки на свежем воздухе

              в) соблюдение режима дня

              г) применение общих видов закаливания

              д) частое употребление мороженного

Приложение 8

                                                       

Задача №1

В грудное отделение госпитализирован ребенок 14 дней с диагнозом: ринит.  

Ребенок родился в срок массой тела 3,5 кг, длиной 55 см, закричал сразу, к груди приложен на 2-е сутки. Температура тела 36,8° С. У ребенка заложенность носа, слизистое отделяемое из носовых ходов. Мать не умеет проводить туалет носовых ходов ребенку. Ребенок беспокоится, плохо спит. Мать отмечает, что ребенок быстро перестает сосать грудь, так как не может дышать через нос. Мать обеспокоена, что ребенок голодный, не знает, как его можно докормить.

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по проблемам с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  2. Обучите мать проводить туалет носовых ходов.
  3. Объясните матери, как можно докормить ребенка, если он недостаточно высасывает из груди молока.

Задача № 2

В инфекционное отделение госпитализирован ребенок 1 года с диагнозом: ОРВИ, стенозирующий ларингит.

Температура тела 36,4° С, пульс 130 в мин., частота дыхательных движений 40 в мин. Кожные покровы бледные, чистые. Дыхание в покое шумное с затрудненным вдохом. Во время вдоха втягиваются межреберные промежутки, надключичные области, яремная ямка. У ребенка сухой лающий кашель. В легких пуэрильное дыхание. Тоны сердца приглушены. Ребенок спит на маленькой подушке, сон беспокойный. Физиологические отправления в норме.

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по проблемам с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  2. Объясните матери необходимость стационарного лечения.
  3. Подготовьте ребенка к взятию мазка из зева и носа.


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты - Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Памятка для преподавателей

по использованию дидактических принципов,  

 повышающих эффективность обучения

Составил:

преподаватель

Берсенёва Ю.В.

2019 г.

Цель работы: помочь преподавателям в проектировании учебно-воспитательного процесса, направленного на воспитание высококвалифицированного, инициативного специалиста, специалиста-личности, специалиста-исследователя, способного творчески выполнять свою работу. 

Задачи:

  • Систематизация дидактических принципов обучения и воспитания для разработки и внедрения таких образовательных технологий, которые обеспечивали бы получение гарантированного результата;
  • Использование дидактических принципов для повышения интереса к учебному занятию, разработки нестандартных типов занятий;
  • Приемы и методы дидактических принципов, позволяющие активизировать деятельность обучающихся на занятиях;
  • владение методами обучения обучающихся в формировании профессиональных и общих компетенций
  • привитие навыков самостоятельного учебного труда

Основные направления:


        По П. Я. Гальперину, процесс формирования навыков осуществляется более быстрыми темпами при использовании полной системы необходимых дидактических условий, обеспечивающих активный процесс формирования чувственных образов, понятий, умственных и перцептивных действий. Такая система открывает пути к систематическому применению проблемного обучения и намечает основные типы мотиваций в процессе обучения.

        Для формирования у обучающихся высокого уровня профессиональной компетенции будущего специалиста в учебном процессе актуально использовать научные дидактические принципы.

Требования к усваиваемым знаниям:

-   должны быть осмысленны;

-  должны приобретаться путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности.

Условия для сознательного усвоения знаний обучаемыми:

-    наличие мотивов обучения;

-    уровень и характер познавательной активности обучаемых;

-    организация учебно-воспитательного процесса;

-    управление познавательной деятельностью обучаемых;

-    применяемые преподавателем методы и средства обучения;

-    собственная познавательная активность слушателя.

Принципы и правила педагогической деятельности.

  1. Принцип сознательности и активности
  • Обучаемый должен понимать цели и задачи предстоящей работы. Для этого надо объяснить важность и значение изучаемого учебного материала, где он может быть использован.

  • Понимание обучаемым того, что, почему и как нужно делать. Не выполнять механически учебные действия, предварительно глубоко не осознав их.

  • Обеспечивать понимание обучаемыми смысла каждого слова, предложения, понятия: раскрывать их, опираясь на знания и опыт обучаемых, использовать образные сравнения.

  • Использовать силу взаимообучения обучаемых. Обеспечивать надлежащие условия для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, нередко обучаемыми воспринимается лучше и легче, чем объяснение преподавателя, а потому не объясняйте того, что могут объяснить сами обучаемые.

  • На воспитание активности не жалеть ни времени, ни усилий

  • Неизвестный материал логически увязывать с известным: где нет логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного обучения.
  • Учить и воспитывать так, чтобы обучаемый не был «дополнением» к учебному предмету, а был субъектом его активного освоения. Не предмет формирует личность, а преподаватель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  • Создавать для обучаемых ситуации, требующие от них обнаружения и объяснения расхождений между наблюдаемыми фактами и имеющимся знанием.
  • Обучение станет более успешным, если каждое правило сопровождается оптимальным количеством примеров, чтобы стало достаточно ясно, как разнообразно его применение.
  • Учить находить и различать главное и второстепенное в изучаемом, выделять главное, добиваться, прежде всего, понимания и усвоения главного. Вводить оптимальное количество примеров, но так, чтобы они не затмили сущность главного.
  •  Ничему не следует учить, опираясь на один авторитет: но всему учить при помощи доказательств, основанных на чувствах и разуме.
  •  Помогать обучаемым овладевать наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить их учиться.
  •  Контролировать факторы, отвлекающие внимание обучаемых от объекта изучения (рассеянность мысли, занятия посторонними делами на занятии, опоздания, нарушения дисциплины и т. п.).
  • Чаще использовать вопрос «почему», чтобы научить обучаемых мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей – непременное условие развивающего обучения.
  • Все, что преподается, должно быть обосновано доказательствами и аргументами, чтоб не оставалось места ни сомнению, ни забвению.
  •  Помнить, что по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет.
  •  Постоянно изучать и использовать индивидуальные интересы своих обучаемых, развивать и направлять их таким способом, чтобы они согласовывались с личными и общественными потребностями.
  •  Шире использовать в обучении практические ситуации, требовать от обучаемых самостоятельного видения, понимания и осмысления различий между наблюдаемыми в жизни фактами и их научным объяснением.
  •  Обучать так, чтобы знания приобрели силу убеждения и руководства к действию.
  •  Приучать обучаемых думать и действовать самостоятельно. Не допускать подсказывания.
  •  Творческое мышление развивать всесторонним анализом проблем.  
  •  Мастерство задавать вопросы и выслушивать ответы – одно из важных условий стимулирования и поддержания активности.

  1. Принцип наглядности обучения

        Органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. У подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.

  • Запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
  •  Обучаемый мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучаемыми.
  • Видимое надо показывать для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания.
  • Не ограничиваться наглядностью – наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления обучаемых.
  • Понятия и абстрактные положения доходят до сознания легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.
  •  Следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу обучаемых.
  • Наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.
  •   Рассматривать наглядные средства с обучаемыми сначала в целом, потом – главное и второстепенное, а затем – снова в целом.
  •  Не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий - это рассеивает внимание обучаемых и мешает воспринимать главное.
  •  Лучше всего то пособие, которое изготовлено самими обучаемыми.
  • В совершенстве владеть техническими средствами обучения, методикой их использования.
  •  Применяя наглядные средства, воспитывать у обучаемых внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
  •  При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.

  1. Принцип систематичности и последовательности

        Человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий. Процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов. Если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития обучаемых замедляется.

         В практической деятельности принцип систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил обучения, важными среди которых являются следующие:

  • Использовать схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение обучаемыми системы знаний. Разделять содержание учебного материала на логически завершенные части (шаги).
  •  Внедрять логику науки и исторического процесса в сознание обучаемых.
  • Составлять с обучаемыми опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний.
  • Повторять и совершенствовать ранее усвоенное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении.
  •  После изложения отдельных частных вопросов прибегать к кратким и обобщающим повторениям.
  •  Проводить повторение изученного не только в начале занятия для проверки уровня усвоения и не только в конце занятия с целью закрепления полученной информации, но также и по завершении каждого логически законченного отрезка обучения в ходе занятия.
  •  Преподаватели всех учебных предметов, а не только преподаватели языка должны следить за способом и формой выражения мысли обучаемых на всех занятиях.
  •  Постоянно и терпеливо приучать обучаемых к самостоятельному труду, постепенно усложняя его и создавая возможности для самостоятельного решения все более трудных задач. Не подменять обучаемых, лучше помогать им.
  • Чаще показывать обучаемым перспективы их обучения.
  •  Обучать энергично, с подъемом, использовать яркие факты из жизни, литературы: понятия объясняют, образы влекут, стимулы побуждают к действию.
  •  В конце раздела, курса обязательно делать обобщения.
  •  Постоянно, настойчиво и доброжелательно исправлять ошибки обучаемых, допущенные в устных ответах и письменных работах, приучать обучаемых к систематическому анализу собственных ошибок.
  •  Не следует возбуждать деятельность уставших обучаемых искусственными методами, злоупотреблять интересом к новой деятельности. Придерживаться физических норм умственной активности обучаемых, предусматривайте и планируйте ее спады и подъемы.
  •  Глубокие истины превращаются в банальные фразы, если усваиваются поверхностно. Качественный учебно-воспитательный процесс – тот, в котором присутствуют мысль, мораль, чувство.
  •  Не стремитесь с помощью чрезмерно «хитрых» средств достичь за одно занятие того, что в условиях естественного обучения обучаемые могут усвоить на протяжении нескольких занятий.
  •  Требовать  от обучаемых усвоения системы знаний, умений, навыков по каждому разделу и по всей программе.
  • Сформировавшаяся система знаний – важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без нее – с большим трудом.
  •  Все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.
  • Приучать своих обучаемых постоянно, систематически и целенаправленно наблюдать и видеть существенное в явлениях, предметах, человеческих отношениях.

  1. Принцип прочности

        Прочность усвоения обучаемыми учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения обучаемых к данному учебному материалу, обучению, преподавателю. Прочность усвоения знаний обучаемыми обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения.  Память обучаемых носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

  • В современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы обучаемых, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.
  • Препятствовать закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что обучаемый не понял. Запоминать обучаемый должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное.
  •  Материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все, что обучаемый сам легко может прибавить.
  • Забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания.
  • Не давать прямых заданий или указаний запоминать, лучше заинтересовать обучаемых, время от времени «подогревать» возникший интерес.
  •  Частота повторения должна соответствовать ходу кривой забывания. Наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления обучаемых с новым материалом, т. е. в момент максимальной потери информации, после чего это количество повторений должно постепенно снижаться, но не исчезать полностью.
  •  Приучать каждого обучаемого работать в соответствии с его возможностями, но в то же время – в полную силу. Бороться с ленью.
  •  Не приступать к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.
  • Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.
  •  Если темпы обучения снизились, следует немедленно установить причину. Наиболее распространенные причины: падение (потеря) интереса к учебному процессу и усталость. Восстановите интерес. Не интенсифицируйте обучение искусственно.
  • При снижении внимания обучаемых вместо очередной «нотации» использовать притчи, легенды, басни, шутки.
  •  Важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение обучаемыми, которое можно использовать при взаимообучении. Часто те качества, которые длительное время не может сформировать преподаватель, легко и быстро формируются путем взаимообучения.
  •  Развивать память обучаемых: учить их пользоваться различными мнемотехническими приемами, облегчающими запоминание.
  •  Использовать дифференцированный подход к учебному материалу. Постоянно заботиться о сознательном, глубоком и прочном усвоении каждым обучаемым не всего, что изучается, а главного: прочно усвоенное, оно станет надежной основой дальнейшего обучения.
  •  Не приступать к изучению нового, предварительно не обеспечив наличия положительных мотивов и стимулов. Помните: знание, насильственно внедренное в душу обучаемого, непрочно.
  •  Следить за логикой обучения, ибо прочность знаний, логически увязанных между собой, всегда превышает прочность усвоения разрозненных, малосвязанных между собой знаний.
  •  Повторение и закрепление изученного проводить так, чтобы активизировать не только память, но и мышление, и чувства обучаемых. Работая над осознанием и закреплением знаний, расширять их объем, вводя новые примеры, уточняющие обобщения, яркие иллюстрации.
  •  Не следует проводить повторение изученного по той же схеме, что и изучение: предоставить возможность обучаемым рассматривать материал с разных сторон, под разными углами зрения.
  •  Для прочного усвоения применять яркое эмоциональное изложение, наглядные пособия, технические средства, дидактические игры, учебные дискуссии, проблемно-поисковое обучение.
  •  Во время изучения нового всегда связывать его с ранее пройденным, повторять старое в новом.
  •  Так как прочность запоминания информации, приобретенной в форме логических структур, выше, чем прочность разрозненных знаний, закреплять следует знания, представленные в логически целостных структурах.
  •  Перед упражнением четко указать, что и как надо делать, какие требования будут предъявлены к результатам работы; провести пробные упражнения.
  •  Во время упражнений предупреждать усталость обучаемых и не доводить их до переутомления.
  1. Принцип доступности

        Чем выше уровень умственного развития обучаемых и имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при изучении новых знаний. Постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие обучаемых и формирование их моральных качеств. Обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний. Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

  • Обучая, исходить из уровня подготовленности и развития обучаемых, учить, опираясь на их возможности. Изучать и учитывать жизненный опыт обучаемых, их интересы, особенности развития.
  •  Обучая, учитывать возрастные особенности обучаемых так, чтобы содержание и способы обучения несколько опережали их развитие.
  •  Для доступности широко использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление.
  •  При изучении нового и сложного материала привлекать  сильных обучаемых, а при закреплении – средних и слабых.
  •  Облегчайте обучаемым усвоение понятий, сопоставляя их с противоположными или им противоречащими.
  •   Доступность, так же, как и убедительность, и эмоциональность, зависит от ясности изложения и речи преподавателя: четко и однозначно формулировать понятия, избегать монотонности, обучать образно, используя яркие факты, примеры из жизни, литературы.
  •  Не увеличивать длительность монологов: тонко чувствовать, что необходимо объяснить, а что обучаемые поймут самостоятельно, не объяснять того, что может быть легко усвоено самими учащимися.
  • На первом этапе обучения лучше изучать не весь объем знаний, а лишь основное, чтобы обучаемые основательно усвоили главное, затем при закреплении вводите новые примеры, факты, уточняющие изученное.
  •  Реализуя принцип доступности, главное внимание уделять  управлению познавательной деятельностью обучаемых: плохой преподаватель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший – учит ее находить, делая доступным процесс нахождения.
  • Доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, приучать обучаемых осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность – снижаем барьер доступности обучения.

  1. Принцип научности

        Принцип научности обучения требует, чтобы обучаемым на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.

         Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации данного принципа:

  • Раскрывать логику учебного предмета, обеспечивающую с первых шагов его изучения надежную основу для подведения к новым научным понятиям.
  •  Каждое нововведенное научное понятие систематически повторять, применять и использовать на всем протяжении учебного курса, ибо что не упражняется, то забывается.
  • Развивать мышление обучаемых, подводя их к поисковой, творческой работе в учении.
  •  Систематически информировать обучаемых о новых достижениях в науке, технике, культуре, связывать новые достижения с формируемой у обучаемых системой знаний.
  •  Не упускать возможности ознакомить обучаемых с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки.
  •  Применять новейшую научную терминологию, не пользоваться устаревшими терминами, быть в курсе самых последних научных достижений по своему предмету.
  • Приучать обучаемых следить за научной информацией, поощрять коллективное обсуждение научно-технических и социальных проблем.
  •  Поощрять исследовательскую работу обучаемых.
  • Давать обучаемому возможность пережить радость открытия, чувство успеха, удовлетворенности от познавательного напряжения.

  1. Принцип связи теории с практикой

        Эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой: практика – критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения, правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано.

  • Общественно-исторической практикой доказывать необходимость научных знаний, изучаемых в учебном заведении.
  •  Обучая, идти от жизни к знаниям или от знаний к жизни: связь «знания – жизнь» необходима.
  •  Постоянно, глубоко и убедительно раскрывать диалектическую связь теории с практикой.
  • Рассказывать обучаемым о новых современных технологиях, прогрессивных методах труда, новых производственных отношениях.
  •  Настойчиво приучать обучаемых проверять и применять свои знания на практике.
  • Не должно быть ни одного занятия, на которых обучаемый не знал бы жизненного значения своей работы.
  •  Составлять и решать с обучаемыми задачи и упражнения на основе производственных достижений, привлекать к их анализу и проверке.
  •  Связывать обучение с перспективами развития здравоохранения своего города, села, области, республики, страны.
  •  Проблемно-поисковые и исследовательские задания – лучшее средство связи теории с практикой.
  • Внедряйте НОТ в учебный процесс. Учить применять наиболее продуктивные и экономичные методы, анализировать, программировать и прогнозировать свою деятельность.
  •  Воспитывать у обучаемых стремление к постоянному улучшению своих результатов, развивать соревновательность.
  •  В учебно-воспитательном процессе следует соединить умственную деятельность с практической деятельностью, в процессе которой усваивается 80–85% знаний.
  •  Побуждать обучаемых к самостоятельной работе по приобретению знаний; использовать связь обучения с жизнью как стимул для самообразования.

Планируемый результат:

  • Помощь преподавателям в планировании и организации учебной и воспитательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...