«Возможности образовательной среды в отделении подготовки квалифицированных рабочих для социально-профессионального становления будущего специалиста»
материал

Захаркина Светлана Владимировна

«Возможности образовательной среды в отделении подготовки квалифицированных рабочих для социально-профессионального становления будущего специалиста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_statya.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Возможности образовательной среды в отделении подготовки квалифицированных рабочих для социально-профессионального становления будущего специалиста»

Захаркина С.В.

Важнейшим условием востребованности инвалидов в обществе является наличие у них профессионального образования, которое способно обеспечить инвалиду с особенностями развития независимость и свободу личности, компенсировать физические недостатки и особенности психического развития за счет интеллектуального и профессионального роста.

В соответствии с принятым в 1995 г. Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» одним из более эффективных механизмов социального статуса и защищенности инвалидов является получение ими профессионального образования.

На базе отделения подготовки квалифицированных рабочих ГБПОУ ВО «ВГППК» обучаются выпускники из вспомогательных коррекционных школ-интернатов города и области. Они обучаются в специальных группах, со сроком обучения 1 год 10 месяцев, по особым учебным планам и программам.

Код

Специальность

Форма обучения

Сроки обучения

19727

Штукатур

Очная

1 год 10 месяцев

13450

Маляр строительный

Очная

1 год 10 месяцев

18880

Столяр строительный

Очная

1 год 10 месяцев

16675

Повар

Очная

1 год 10 месяцев

12680

Каменщик

Очная

1 год 10 месяцев

В отделении предпринимаются различные меры, способствующие коррекции и развитию обучающихся с ОВЗ:

- апробация учебных планов и программ, обучение профессии;

- вовлечение обучающихся во все воспитательные мероприятия;

- отслеживание развития обучающихся (зафиксированного в дневниках наблюдений);

- собеседования, наблюдения и медикаментозное лечение врачами;

- составление психолого-педагогических анкет, характеристик;

- разработка педагогических технологий обучения профессии;

- договорная система взаимодействия деятельности отделения с базовыми предприятиями по вопросу трудоустройства выпускников;

- договорная система взаимодействия по опережающему обучению со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями;

- осуществляется подбор кадров с последующим обучением их коррекционным методам и приемам для работы в группах;

- развитие социального партнерства;

- предполагается расширить перечень профессий для выпускников групп

 Повышение качества профессионального образования на основе государственного стандарта требует экспериментальной работы по проблемам профессионального обучения воспитанников профессиональных учебных заведений.

Целью отделения для обучающихся, имеющих отклонения в психофизическом развитии, является организация теоретического и производственного обучения, направленного на повышение общего умственного развития обучающихся, воспитание выпускников, способных к конкуренции в условиях рыночной экономики с рабочими с сохранным интеллектом, реабилитацию обучающихся или воспитание их профессиональной пригодности, которые достигаются через систему медико-педагогических мер, направленных на включение аномального обучающегося в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду.

В отделении – 28% обучающихся сироты, 34% - обучающиеся инвалиды. Для данных категорий, обучающихся в отделении создана служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся. Задачей, которой является защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение безопасных условий их психофизического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем. Возможности   для получения профессии в отделении созданы: имеется хорошая материально-техническая база -6 учебно-производственных мастерских, которые оснащены новыми инструментами и необходимой документацией.

 Образование - это главный механизм воспроизводства общественного интеллекта. Ведущим законом становится закон опережающего развития человека, качества образовательных систем в обществе и качество общественного интеллекта. Социально- экономические преобразования в обществе в условиях рыночной экономики предполагают существенное изменение содержания и организации учебного процесса СПО с целью повышения качества и подготовки молодых специалистов различных профессий. Существующие профили профессионально-трудового обучения во вспомогательных школах не ориентированы на рыночную экономику с ее специфическими производственными условиями и отношениями. Это делает особенно актуальной проблему профессиональной подготовки умственно отсталых обучающихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, проблему их реабилитации и социальной адаптации. Обучение таких лиц требует от инженерно-педагогического коллектива колледжа инновационной деятельности.

Благодаря реорганизации бывшего профессионального училища с колледжем назрела идея эксперимента в повышении оценки качества профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ и организации на этой основе своевременной корректировки учебного процесса, которая должна способствовать реабилитации и социальной адаптации обучающихся.

 Замысел эксперимента. Обучение лиц с недостатками умственного развития профессии имеет ряд существенных особенностей, основные из которых:

  1. Более низкий (по сравнению с нормой) уровень сложности учебного материала.
  2. Замедленный темп обучения.
  3. Необходимость применения специфических для данной категории воспитанников форм и методов обучения, разработки новых программ, учебных планов, методических пособий.
  4. Коррекционная направленность учебно- воспитательного процесса. При организации обучения умственно отсталых обучающихся необходимо учитывать все эти особенности.

В период обучения начинается профессиональная адаптация обучающихся. Начинается она с приобщения к труду, со знакомства и освоения новых требований. Формирование профессиональных умений и навыков происходит в учебных кабинетах, производственных мастерских под руководством преподавателей и мастеров производственного обучения.

Содержанием адаптационно-коррекционной программы являются: разработанная система коррекционных занятий, взаимное оценивание знаний обучающимися, специальные приемы ведения уроков, использование наглядных методов, классные часы, создание ситуации успеха, оказывающей позитивное влияние на повышение уровня адаптации. В работе используются здоровьесберегающие технологии: чаепитие в фито баре, Дни здоровья, профилактические осмотры, другие соревнования. Все вместе, эти мероприятия позволяют обучающимся адаптироваться в социально-бытовых условиях, сформировать у подростков умение общаться друг с другом и наставниками представление о здоровом образ жизни и получить навыки ведения его.

За период обучения подростки адаптируются на рабочих местах на базовых предприятиях. Производственную практику проходят на предприятии ООО «ИП КИТ» и Объединение «Хозторг». На предприятии ООО «ИП КИТ» студенты работают под руководством мастеров производственного обучения группе даётся определённое задание и обучающиеся привыкают отвечать за результаты своего труда. Им выплачивается заработная плата и прораб заинтересовывает их денежным вознаграждением. На предприятии «Объединение Хозторг» ребята работают в рабочих бригадах под руководством наставников (дуальный метод), также получают заработанную плату. На этом предприятии работают много наших выпускников, к ним очень хорошо относятся. Прохождение производственного обучения и практики вызывает больший интерес у наших обучающихся нежели теория.

Наши обучающиеся приняли участие в втором Региональном чемпионате «Молодые профессионалы» для людей с инвалидностью (Абилимпикс)Воронежской области в октябре 2017 г. по следующим компетенциям:

«Сухое строительство и штукатурные работы»

«Кирпичная кладка» (каменщик)

По результатам конкурса заняли следующие места:

В компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы» - I и II места

В компетенции «Кирпичная кладка» - II и IV место.

Наш обучающийся Погорелов Н. принял участие в третьем Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс-2017» в компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы» в г. Москва и получил сертификат участника.

Созданная система обучения и воспитания в колледже даёт хорошие результаты – многие выпускники идут работать по полученной специальности и социально адаптируются в обществе.

Литература:

  1. Гонеев А.Д., Лифенцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. Под ред. Сластенина В.А. – Издательский центр «Академия», 1999.
  2. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии – Москва, 2000

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку по техническому профилю для учреждений среднего профессионального образования,отделения по подготовке квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа ОУД «Иностранный язык» (английский) разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения ОУД «Иностранный я...

Рабочая программа по немецкому языку по профессии "Сварщик" для учреждений среднего профессионального образования,отделения по подготовке квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа ОУД «Иностранный язык» (немецкий) разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения ОУД «Иностранный язы...

Рабочая программа по английскому языку по социально-экономическому профилю для учреждений среднего профессионального образования,отделения по подготовке квалифицированных рабочих и служащих

Представлена Рабочая программа по английскому языку по социально-экономическому профилю для учреждений среднего профессионального образования,отделения по подготовке квалифицированных рабочих и с...

«Возможности образовательной среды в отделении подготовки квалифицированных рабочих для социально-профессионального становления будущего специалиста»

laquo;Возможности образовательной среды в отделении подготовки квалифицированных рабочих для социально-профессионального становления будущего специалиста»...

Статья "Профориентационная работа в профессиональном образовательном учреждении, реализующем программы подготовки квалифицированных рабочих технологического профиля"

В статье, написанной в соавторстве с коллегами - мастерами производственного обучения Трецковым А.В., Тяжиной Н.Г., описаны общие подходы к организации профориентационной работы в учреждениях професси...

Профориентационная работа в профессиональном образовательном учреждении, реализующем программы подготовки квалифицированных рабочих технологического профиля

В статье описаны общие подходы к организации профориентационной работы в учреждениях профессионального образования, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих технологического профиля,...

Методические рекомендации для студентов по разделу баскетбол образовательных программ СПО по подготовке квалифицированных рабочих и служащих по всем профессиям

Методические рекомендации для студентовпо разделу баскетболобразовательных программ СПО по подготовке квалифицированных рабочих и служащих по всем профессиям...