Статья "Профориентационная работа в профессиональном образовательном учреждении, реализующем программы подготовки квалифицированных рабочих технологического профиля"
статья

Огурцова Наталия Викторовна

В статье, написанной в соавторстве с коллегами - мастерами производственного обучения Трецковым А.В., Тяжиной Н.Г., описаны общие подходы к организации профориентационной работы в учреждениях профессионального образования, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих технологического профиля, приведен опыт проведения профессиональных проб в Тамбовской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogurtsova_tretskov_tyazhina_statya.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Огурцова, А.В.Трецков, Н.Г. Тяжина

Тамбовское областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева»

Тамбовская область, Российская Федерация

Аннотация

В статье описаны общие подходы к организации профориентационной работы в учреждениях профессионального образования, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих технологического профиля, приведен опыт проведения профессиональных проб в Тамбовской области.

Ключевые слова

профессиональная ориентация, профессиональная проба, среднее профессиональное образование, рабочая профессия

Профориентационная работа

в профессиональном образовательном учреждении,

реализующем программы подготовки квалифицированных рабочих

технологического профиля

Наметившийся в последние десятилетия  дефицит рабочих кадров стал проблемой для развития экономики страны, в том числе и Тамбовской области. Во многом эта проблема является следствием кризисных явлений в экономике конца XX века: реструктуризации ряда отраслей промышленности, упадка аграрного сектора. Многие предприятия промышленного сектора закрывались, и молодые рабочие пополняли ряды безработных. Квалифицированные рабочие и специалисты среднего звена  вынуждены были трудоустраиваться нелегально, соглашаясь на низкий уровень оплаты труда и отсутствие социальных гарантий. Разрушились традиционные шефские связи между предприятиями и учреждениями среднего профессионального образования, не обновлялась материальная база учебных заведений.

На сегодняшний день экономическая ситуация стабилизировалась, производство динамично развивается. Многие отрасли работают рентабельно, возрождаются предприятия металлургической, машиностроительной, химической, строительной отраслей, агропромышленный сектор, составляющий основу экономики региона, развивается малый и средний бизнес. Как следствие - рабочие профессии составляют значительную долю вакансий. Реальный сектор экономики испытывает острейший дефицит рабочих кадров и специалистов среднего звена.

В то же время, число школьников, которые хотят получить рабочую профессию, все еще крайне мало. Родители и школьные педагоги ориентируют молодежь на получение высшего образования. Для школ важен такой  показатель, как процент выпускников, продолживших обучение в высших учебных заведениях, а для родителей большую значимость имеет фактор престижа высшего образования. В результате ежегодно оканчивают вузы десятки и даже сотни юристов, экономистов, менеджеров, которые не могут трудоустроиться по специальности. При этом работодатели нуждаются в квалифицированных рабочих, готовы предоставить им достаточно высокую для региона заработную плату, социальные гарантии.

Возникает необходимость поиска механизмов для повышения престижа овладения рабочими профессиями, престижа начального профессионального образования. Без решения этих вопросов трудно рассчитывать на появление на рынке труда высококвалифицированных, мобильных, конкурентоспособных рабочих кадров, мастеров своего дела.

Для этого придется преодолеть ряд сложностей.

        Во первых, на уровне всей системы образования, необходимо сформировать у школьников способность к анализу профессиональной деятельности. А для этого  необходимо:

  1. «Обучение учащихся пониманию классификационных признаков профессиональной деятельности, умению проводить сравнительный анализ профессий.
  2. Сообщение учащимся сведений о сходных профессиях, сравнение различных профессий на основе общего критерия при организации профессиональных проб в целях более полноценного осознания и понимания учащимися общего и особенного в мире профессий.
  3. Разработка специальных «Описаний профессий», включающих сведения о профессиях: описание специфики типа профессии, краткую характеристику технологических параметров деятельности профессионала, описание психологических параметров его деятельности, формулу профессии.
  4. Включение в практику индивидуальной профконсультации анализа характеристик профессиональной деятельности.» [1]

Все это можно сделать  только при активном участии школьных педагогов.

Целью системы профессиональной ориентации должно стать формирование у школьников способности осознанно выбрать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям молодого человека и запросам рынка. При этом ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и консультационной работой, практической деятельностью для развития склонностей учащихся к труду.

Как известно, способность к анализу профессиональной деятельности формируется в процессе активного получения профессиографической информации, глубокого изучения и осмысления содержания профессионального труда и его требовании к личности. При этом возрастает роль самоподготовки и самовоспитания учащихся,  необходимость их обеспечения различного рода справочниками, самоучителями, литературой и технологиями по самообучению. И это, как раз, задача профориентаторов – представителей учреждений СПО.

И, наконец, профессиональная проба, как этап помощи в выборе профессии – это профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности желательно на базе учреждений СПО. Она характеризует завершённый процесс, способствующий сознательному, обоснованному выбору профессии. Целью является формирование опыта профессиональной деятельности с помощью специально организованной, профессионально направленной, учебно-трудовой, познавательной деятельности. В ходе осуществления профессиональных проб решаются следующие задачи:

- получение школьниками базовых сведений о сфере профессиональной деятельности;

- моделирование основных элементов профессиональной деятельности;

- определение уровня готовности учащихся к выполнению проб;

- обеспечение условий для качественного выполнения профессиональной пробы.

В процессе профессиональной пробы у учащихся актуализируются сформированные знания и представления о данной сфере профессиональной деятельности, формируются первоначальные профессиональные умения и представления о себе как субъекте профессиональной деятельности/

В ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева имеется богатый и разнообразный опыт организации профессиональных проб обучающихся старших классов общеобразовательных организаций области.

Так, с 2016 года колледж является площадкой реализации элективного курса «Профессии в деталях», в рамках которого школьники области проходят профессиональные пробы по всем направлениям образовательной деятельности колледжа, в том числе по профессиям технологического профиля.

Программа профессиональной пробы «Облицовщик-плиточник»  знакомит учащихся 9-х классов с профессией плиточник и позволяет получить первоначальные профессиональные навыки по облицовке плиткой, а также развивает творческий потенциал личности и индивидуальные деловые качества человека. В ходе реализации профессиональной пробы обучающимся предоставляется возможность принять участие во всех технологических этапах по облицовке поверхности плиткой. Результатом профессиональной пробы является самостоятельно выполненная обучающимся работа по облицовке поверхности плиткой в соответствии с предложенной схемой.

Программа профессиональной пробы «Сантехнических дел мастер» знакомит учащихся с видом профессиональной деятельности сантехника. В наше время это нужная и востребованная профессия, ведь очень трудно представить современное жилье или административное здание без системы отопления, горячей, холодной воды и других сантехнических устройств. Участие в профессиональной пробе способствует формированию у обучающихся представления о специфике профессиональной деятельности сантехника и получению начальных навыков профессиональной деятельности. Результатом участия в профессиональной пробе является самостоятельный выбор вида смесителя, его сборка и установка умывальника с применением профессионального инструмента.

Пекарь – тоже профессия технологического профиля. И познакомиться с ней можно в ходе профессиональной пробы «Испечем мы каравай». В ходе освоения программы профессиональной пробы обучающиеся познакомятся с историей  хлебопечения, современным состоянием и перспективами развития отрасли, базовыми технологиями, оборудованием и инвентарем, применяемым в хлебопекарном производстве. Обучение проводится в условиях мучного и кондитерского цехов колледжа с использованием современного высокотехнологичного оборудования. Участие в профессиональной пробе позволяет сформировать у обучающихся представление о специфике профессиональной деятельности одной из самых древних и творческих профессий – профессией пекаря. Результатом участия в профессиональной пробе является самостоятельное создание обучающимися целостных произведений из теста.

Программа профессиональной пробы «За рулем» знакомит учащихся 9-х классов с профессией автомеханик.

Участие в профессиональной пробе позволяет обучающимся соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями практической деятельности автомеханика. Погружение в профессию, посредством самостоятельного выполнения различных упражнений, способствует сознательному, обоснованному выбору профессиональной деятельности. Результатом участия в профессиональной пробе является самостоятельная замена обучающимися шаровой опоры передней подвески авто.

Уже на протяжении пяти лет девятиклассники школ Тамбовской области участвуют в проекте «Профессия в деталях», ежегодно более 400 детей проходят пробы в мастерских и лабораториях ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева». Многие из них в последствии выбирают профессию с опорой на полученный при этом опыт. Немало таких ребят и среди наших студентов.

Литература

Горбачева, С. М. Профессиональная ориентация учащихся / С. М. Горбачева, И. И. Стрижко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 778-781. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22874/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПМ.05 «Выполнение работ по профессии 197556 Электрогазосварщик» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии технического профиля 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ ПМ.05 «Выполнение работ по профессии 197556 Электрогазосварщик»программы подготовки квалифицированных рабочих, служащихдля профессии  технического ...

Комплект оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации» по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» (технический профиль)

Комплект оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 01«Ввод и обработка цифровой информации»,МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информациипо программам подготовки...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ профессионального модуля ПМ.01 «ВЫПОЛНЕНИЕ ШТУКАТУРНЫХ РАБОТ» по образовательной программе подготовки квалифицированных рабочих по профессии 19727 Штукатур

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫпрофессионального модуля ПМ.01 «Выполнение ШТУКАТУРНЫХ работ» по  образовательной программе подготовки квалифицированных рабочихпо профессии 19727 Штукатур...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессия 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Программа дисциплины «Экономика организации» предусматривает изучение комплекса экономических проблем, позволяет подробно ознакомиться с экономическими аспектами деятельности фирмы, органи...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.18 Электро

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по  профессии 08.01.18 Электромонтажник ...

Профориентационная работа в профессиональном образовательном учреждении, реализующем программы подготовки квалифицированных рабочих технологического профиля

В статье описаны общие подходы к организации профориентационной работы в учреждениях профессионального образования, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих технологического профиля,...