Главные вкладки

    Доклад на объединенное заседание ЦМК "Культура образовательного пространства"
    статья

    Зорина Татьяна Федоровна

    Современное образование все чаще акцентирует внимание в обучении и воспитании на систему моральных норм и ценностей. Учебные заведения уделяют большое внимание культурному и духовному развитию воспитанников. Все чаще педагоги-ученые уделяют внимание изучению понятия «культурно-образовательное пространство». Современные учебные заведения как институты социализации, которые непосредственно влияют на формирование нравственной личности, озабочены проблемами создания и расширения этого пространства.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тезисы доклада к объединенному заседанию цикловых комиссий

    КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

    Современное образование все чаще акцентирует внимание в обучении и воспитании на систему моральных норм и ценностей. Учебные заведения уделяют большое внимание культурному и духовному развитию воспитанников. Все чаще педагоги-ученые уделяют внимание изучению понятия «культурно-образовательное пространство». Современные учебные заведения как институты социализации, которые непосредственно влияют на формирование нравственной личности, озабочены проблемами создания и расширения этого пространства.

    Категория «культурно-образовательное пространство» интегрирует понятиями «культура» и «образование», которые тесно взаимосвязаны. Культура является основным источником для содержания образования, отражающим ценностные продукты духовной и материальной деятельности человека, свойства и качества личности как носителя и творца культуры, а образование является целенаправленным способом овладения культуры. Развитие культуры и развитие образования - процессы, которые происходят параллельно, синхронно и взаимно связано.
         Существует более 250 определений понятия «культура». Это связано с тем, что это понятие довольно сложное и полисемантическое, углубленное во все сферы социальной жизни и значимое для социума.
         Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, которые отражают активную творческую деятельность людей в освоении мира в ходе исторического развития человеческого общества.     

    Образование - сложный социокультурный феномен, вызывающий необходимость обращения педагогики к истокам образования - рассмотрение ее как феномена и части культуры. Образование является отражением культуры определенной эпохи.
         На основе интеграции этих понятий образовалось понятие «культурно-образовательное пространство».

    Культурно-образовательное пространство - это определенным образом организованная система культурных и образовательных ценностей и путей поведения личности в учебно-воспитательном процессе и в общественной жизни в целом, направленная ​​на решение различных проблем и ситуаций. Это созданная самим педагогическим коллективом и учениками среда, способствующая развитию и саморазвитию как тех - кто учится, так и тех - кто учит. 
         Культурно-образовательное пространство - развивающаяся целостность, структурные элементы которой используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей.
         На современном этапе развития образования каждое уважающее себя учебное заведение занимается созданием и совершенствованием своего культурно-образовательного пространства. Это понятие еще не раз будет исследовано учеными, поскольку только входит в педагогическую теорию и практику. Но уже сейчас образовательные учреждения активно развивают эту проблему. Учебные заведения должны создавать такую
    ​​среду, поскольку в их стенах рождаются личности, рождается будущее нашей страны.

    В последние годы все большую актуальность приобретает понятие «корпоративной культуры», которое вышло за границы бизнес-среды и  стало признаваться атрибутом любой организации, одним из основных показателей в понимании организационных процессов, основой жизненного потенциала организации, условием ее эффективности и конкурентоспособности.

    Понятие «корпоративная культура» в последние годы все шире используется педагогическим сообществом. Это обусловлено тем, что в условиях рынка, когда значительная часть социальных и профессиональных объединений строит свою деятельность на основе корпоративных отношений, система образования обязана формировать у специалистов/профессионалов готовность к деятельности, направленной на достижение корпоративных целей, корпоративных интересов. Кроме того, сами образовательные учреждения, получившие немалые права и относительную экономическую самостоятельность, являются субъектами конкуренции, т.е. вынуждены отстаивать свои «частные» интересы на рынке образовательных услуг. Приходится согласиться с мыслью, что «невозможно представить себе ситуацию, когда общество строит свои структуры по принципу корпоративных интересов, а образовательные учреждения остаются вне поля гражданских отношений».

    Большинство авторов сходится на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений  бездоказательно принимаемых и разделяемых членами группы или организации.

    Культура - это общепризнанные материальные и духовные ценности, созданные людьми, а также сам процесс их создания, преумножения, немыслимый без культурной деятельности человека.

    Культура как специфический способ организации жизнедеятельности в системе социальных норм и учреждений, продуктов духовного труда может быть представлена целым рядом культурных феноменов. Каждый из них содержит набор качеств, характеристик и требований, которые должны быть реализованы в образовательном процессе. А именно: ответственность, участие в совместной деятельности, толерантность к религиозным, политическим, культурным проявлениям, общая эрудиция, профессионализм, способность личности к рефлексии, саморазвитию, самосовершенствованию, культура речи, культура поведения, владение новыми информационными технологиями, знание иностранных языков, экологическая ответственность.    

    Корпоративная культура — комплекс убеждений и ожиданий, разделяемых членами организации, эти убеждения формируют нормы, которые в значительной степени определяют поведение в организации отдельных личностей и групп.

    Корпоративная культура живет в единой символике, посредством которой передаются ценностные ориентации, негласные правила поведения, представления о принятом и неприемлемом способах взаимодействия, лежащие в основе построения взаимодействий внутри и за пределами организации.

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ  рассматривает основные понятия «образование», «воспитание», «обучение», в содержании которых говорится о:

    — приобретении обучающимися ценностных установок,

    — удовлетворении их потребностей и интересов,

    — социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей,

    — о принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

    В связи с этим, мы видим, корпоративная культура в образовательном учреждении обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом, поскольку, несет в себе некую систему ценностей

    Современные руководители рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Например, одним из стратегических инструментов может быть Программа деятельности колледжа, которая создается на определенный период, где представлены, миссия колледжа, основные направления развития,  ценностные ориентиры

    Компоненты корпоративной культуры:

    • Психологический климат
    • Мировоззрение
    • Организационные ценности
    • Нормы
    • Характеристики поведения

    Корпоративная культура в образовательном учреждении формируется посредством всех форм деятельности руководства и педагогического коллектива:

    — подготовка содержания образовательного процесса, творческий подход к проведению занятий, которые направлены не только на формирование профессиональных знаний обучающихся, но и включает в себя теорию корпоративной культуры, делового общения, выявляет основные ценности избранной профессии;

    — организация работы на производственной практике студентов: введение студента в  непосредственные условия производства и трудового коллектива;

    — внеучебная деятельность предлагает проведение  различных традиционных мероприятий, направленных на формирование корпоративной компетентности педагогов и обучающихся, являющихся проводниками корпоративной культуры, корпоративных ценностей.

    — участие в образовательных программах повышения квалификации различного уровня. Например, программа повышения квалификации для преподавателей колледжа  по различным модулям.

    — участие в научно-практических конференциях преподавателей и студентов, что влечет за собой наличие общих интересов, решение актуальных проблем учреждения, сплоченность;

    — аттестация педагогов - неотъемлемая часть корпоративной культуры учреждения, т.к. одним из показателей оценивания являются эмоционально-психологический, социальный, творческий, регулятивный компоненты;

    — система взаимодействия между руководством образовательного учреждения и педагогического коллектива, что работает на эффективность образовательного учреждения (совещания, педагогические советы, научно методические советы и т.д.), что влечёт за собой формирование единой команды;

    — установление взаимодействия между образовательным учреждением и родителями обучающихся;

    — умение выглядеть в соответствии с профессией: внешний вид создает некий образ и мнение о педагоге. Для педагогического коллектива характерен деловой стиль одежды (что не всегда так бывает), опрятность и др. Педагог в любой рабочей ситуации должен с честью поддерживать имидж своего образовательного учреждения;

    — соблюдение трудового внутреннего распорядка и пунктуальность являются неотложными требованиями к каждому сотруднику коллектива образовательного учреждения: сотрудники передают пример обучающимся, студентам;

    — выпуск внутрикорпоративных изданий. Например, студенческая газета «Кислород» (руководитель Удалова Александра Николаевна).

    — отношение к работе должно рассматриваться с позиции ответственности. Среди важных моментов организации работы педагогического коллектива отмечается чистота рабочего места и качество работы;

    — подготовка информации о проведенных, значимых мероприятиях для размещения на сайте, где освещаются традиции, достижения образовательного учреждения и т.д. (Наумова Анна Владимировна).

    Для того чтобы корпоративная культура образовательного учреждения была стабильно направлена на результативность и эффективность, необходимо развивать активное взаимодействие между руководителем и сотрудниками для принятия корпоративных ценностей, достижения единой цели. Сплоченный,   творческий, активный педагогический коллектив - источник соблюдения и развития традиций, установления норм поведения, передачи духовных и материальных ценностей своим воспитанникам и молодым педагогам образовательного учреждения.

    Каждый вид установок,  развивающих свою корпоративную культуру ОУ,  наполняется конкретным содержанием и представляет собой внутреннюю мотивацию педагогов на выполнение поставленных профессиональных задач и принятие заявляемой системы профессионально – этических ценностей. Таким образом, одним из следствий внедрения корпоративной культуры может стать развитие значимых личностных и профессиональных ценностей самих педагогов образовательного учреждения, учитывающих его специфику, накопленные традиции и правила взаимодействия между сотрудниками.

    Отдельный разговор о культуре поведения студентов. Обучающиеся образовательных учреждений обязаны вести себя достойно. Они должны воздерживаться от действий, оскорбляющих честь и достоинство других учащихся и педагогов. Их поступки не должны отрицательно сказываться на благоприятном климате в коллективе. У них в обязательном порядке должен быть опрятный вид, недопустимо также появление в нетрезвом состоянии. Словом, поведение должно быть культурным.

    К сожалению, сегодня культурными можно назвать далеко не всех учащихся. В то же время развязность, сквернословие, несоблюдение элементарных этических правил становятся нормой в образовательной среде. Нецензурная лексика стала звучать в коридорах в полный голос. Почти нормой стало опаздывать на уроки. «Задерживаться», как говорят сами студенты. И уроки зачастую начинаются на 2, 3, а то и 5 минут позднее. Использование телефонов и других электронных устройств на уроках становится бедствием.

    Я думаю, нам стоит подумать и ещё раз придти к единым требованиям по этим вопросам.

    Конечно же, к нам приходят учиться уже почти взрослые молодые люди со своими убеждениями, принципами, привычками, воспитанием. Но все, же многое зависит и от нас.

    — Нужно начать с себя и тоже не задерживаться на уроки.

    — Записывать отдельно всех опаздывающих на уроки.  Выявить «лидеров». Придумать наказания.

    — то же с телефонами.

    Заключение

    Организационная культура образовательного учреждения представляет собой инструмент управления поведением сотрудников образовательного учреждения и вместе с этим коллективом в целом.

         Управление формированием и развитием организационной культуры образовательного учреждения, в том числе и школы, служит определяющим фактором эффективного учебного процесса, детерминирует его высокие результаты. Ибо организационная культура любого образовательного учреждения влияет на протекающий в нем воспитательный процесс. Более того, соответствующая ее корректировка позволяет повысить воспитательный потенциал школы.

    ЛИТЕРАТУРА
    1. Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2002.

    2. Леусенко Д. А. Гуманитарная составляющая единого образовательного пространства корпоративного университета // Социально-гуманитарные знания. 2005. N 4.

    3. Официальные документы образования. Информационный бюллетень. 2003. N 9.

    4. Официальные документы образования. Информационный бюллетень. 2005. N 8.

    5. Путин В. В. Развитие вузовской науки и крупных научно-образовательных центров должно стать приоритетной задачей // Высшее образование сегодня. 2004. N б.

    6. Тангян С. А. Высшее образование в перспективе XX столетия / Педагогика. 2000. N 2.

    7. Кричевский Р. Л.  Если вы руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1993.

    8. Ушинский К. Д. 0 народности в общественном воспитании. Соч.: В 11 т. Т. 2. М.; Л., 1948.

    9. Корпоративная культура образовательного учреждения

    16.09.2015  1461  2172 Склярова Светлана Владимировна, преподаватель

    Черемховский медицинский техникум.

    10. В. Белевитин, директор филиала ЮУрГУ, доктор технических наук. «Кыштымский рабочий», от 22 ноября 2005 года.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сборник Образовательное пространство - пространство развития

    В даннос сборнике содержатся написанные мною статьи за последние три года. Они все опубликованы в разных средствах массовой информации: Учительской газете, газете "Содружество", журналах "Молодой учен...

    Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.

    Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направл...

    Доклад на ЦМК 2016-2017 Здоровьесберегающее образовательное пространство в медколледже

    Доклад на ЦМК 2016-2017 Здоровьесберегающее образовательное пространство в медколледже...

    2017 Доклад на ЦМК Здоровьесберегающее образовательное пространство в медколледже

    2017 Доклад на ЦМК Здоровьесберегающее образовательное пространство в медколледже...

    Доклад на ЦМК Здоровьесберегающее образовательное пространство в медколледже

    Доклад на ЦМК Здоровьесберегающее образовательное пространство в медколледже...

    Доклад на объединенном заседании ЦМК ОГСЭ дисциплин по теме: Новые технологии в оценивании достижений обучающихся в рамках ФГОС нового поколения

    Сегодня в России в условиях внедрения ФГОС общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценки образовательных результатов обучающихся. В докладе речь идет о прак...

    Доклад на объединенном заседании ЦМК ОГСЭ дисциплин по теме: "Новые подходы к оцениванию образовательных результатов обучающихся в условиях реализации в ФГОС

    Сегодня в России в условиях внедрения ФГОСов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов обучающихся. В докладе  речь иде...