Дискуссия «Как добиться дисциплины на уроке»
статья

Мизгирёва Галина Вячеславовна

     Профессия педагога сопряжена с эмоциональными нагрузками, но атмосфера на занятиях зависит в первую очередь от учителя – он не имеет морального права поддаваться на провокации. Дисциплина в классе и внимание могут поддерживаться простыми приемами, которыми значительная часть педагогов просто не владеет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskussiya.docx27.91 КБ
Файл statya.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Дискуссия «Как добиться дисциплины на уроке»

     Проблема дисциплины на уроке волнует многих - как начинающих учителей, так и педагогов со стажем. Подростки часто становятся неуправляемыми и не слушают своих преподавателей. Возникает вопрос: как наладить дисциплину на уроке?

     Вопрос поддержания дисциплины на уроке относится к числу наиболее актуальных и, пожалуй, болезненных. В последнее время наблюдается тенденция со стороны школьных администраций относить поддержание дисциплины целиком к «компетенции» учителя. Возможно такое отношение имело бы логичную основу, если бы учитель обладал каким-то статусом, правами и возможностями распоряжаться. Но сегодня реальных прав у учителя меньше, чем у ученика. Поэтому, безоговорочное требование к учителю в любом случае нести ответственность за дисциплину вряд ли является правомерным.

     Строго говоря, среди многочисленных причин, вызывающих шум и отвлекающее от урока поведение, есть только одна, за которую учитель полностью отвечает. Это скука на уроке.

     Да скука, это реальный показатель уровня профессионализма. Сделать урок интересным, удержать внимание детей – это показатель мастерства.

   -  Необходимо искать различные методы, подходы, способы повышения уровня заинтересованности учащихся в учебном процессе.2 Занятия должны быть яркими, запоминающимися, наглядными.

    - Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

    - Чем интереснее урок, тем меньше времени остается ученикам для посторонних занятий. Эффективным способом организации плодотворной учебной деятельности является групповая творческая работа. Не надо ограничиваться общением только с сильными учениками.

    - Действия  педагога должны иметь четкую направленность и нести смысловую нагрузку. Если учащиеся заметят, что вы сами не знаете, что дальше делать или чем заниматься на урокедисциплина будет утеряна. Поэтому необходим четкий поурочный план действий.

3  - Если ход урока внезапно нарушен, если учащиеся мешают вести урок, никогда не продолжайте объяснение в шуме и крике. Остановитесь, замолчите, сядьте, внимательно посмотрите на них. Выждите паузу. Когда наступит тишина, спокойным тоном объясните, что вы не будете вести урок дальше, пока не будет порядка. Как правило, это действует.

    -Уважайте личность ребенка. Не допускайте уничижительных слов и действий по отношению к слабым учащимся. Ваша задача – видеть человека в каждом студенте, пусть он даже и отъявленный хулиган и двоечник. Такие дети, как правило, чувствуя, что к ним относятся с уважением, стараются соответствовать ожиданиям учителя и ведут себя хорошо.

4 -Если кто-то быстро выполняет задание, преподаватель держит наготове интересную дополнительную работу. В процессе занятия нужно умело распределять свое внимание, быть в курсе всего, что происходит в аудитории, уметь сосредотачиваться, следить за успехами каждого обучающегося. Для слабых обучающихся использовать конкретный материал.

   -  Подростки нуждаются не столько в любви преподавателя, сколько в заботе и помощи. Педагог должен показывать обучающимся, что ему небезразлично то, что с ними случается. Преподаватель должен откликаться на просьбы о помощи, сам подходить и помогать в трудных решениях, предлагать варианты выхода из трудного положения, если он действительно хочет, чтобы "трудные" обучающиеся почувствовали себя достойными и начали уважать себя.

    - С "трудными" обучающимися особенно важен уверенный стиль общения. Неуверенность может выдать агрессивность, направленность на самоутверждение, что проявляется в попытках использовать личную власть, а не правила. Это может быть замечено обучающимися и спровоцирует ответную агрессию.

   -  Не позволяйте себе вспышек агрессии, таких как крик, обвинения, унижения, ругань. Гнев - это то, чего добивается обучающийся, жаждущий власти. Мстительному обучающемуся нужны ваш страх или беспомощность.

   -  Переключение внимания. Когда ученик начинает шалить, учитель задает ему вопрос по учебному материалу. удив, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный

     Профессия педагога сопряжена с эмоциональными нагрузками, но атмосфера на занятиях зависит в первую очередь от учителя – он не имеет морального права поддаваться на провокации. Дисциплина в классе и внимание могут поддерживаться простыми приемами, которыми значительная часть педагогов просто не владеет.

Управление голосом, как залог успеха

     Голос не обязательно должен быть громким, чтобы дети на уроке прислушивались к нему и выполняли пожелания учителя. Это основной инструмент педагога, которым тот должен владеть в совершенстве.

Краткость – сестра таланта

     Отсутствие в речи лишних слов, фраз покажет классу, что учитель уверен в себе, держит ситуацию под контролем, потратил много времени на подготовку.

Простые предложения позволяют четко излагать свои мысли, не сбиваться, не делать оговорки, которые вызывают веселье аудитории.

Умение выдержать паузу

     Многие считают, что залог успеха педагога в умении перекричать школьников. На самом деле, проще наладить дисциплину без крика. Надо довести до их сведения, что излагаемый на уроках материал будет с них спрашиваться. Если педагог из-за их поведения не сможет довести до них всю необходимую информацию, пострадают от этого только они. Не стоит пытаться рассказать хоть что-то, пока в классе идут разговоры, стоит монотонный гул.

Урок – не место для выяснения отношений

     Ученик, не уважающий учителя и других учеников – не редкость. Многие хулиганы буквально провоцируют своим поведением педагога или окружающих, чтобы затеять свору, начать разбирательства, отнять время у всего класса. Нельзя поддаваться на такие провокации, пытаться найти виновных, разбираться в ситуации прямо на занятии. Если у детей есть претензии друг к другу или к учителю, надо озвучить, что обсуждаться вопрос будет только после урока.

Лучшее оружие – тишина

     Если учитель на уроке теряет контроль над ситуацией, он обычно начинает нервничать, повышает голос, ускоряет темп речи, делает ее более пронзительной. Это еще больше распаляет аудиторию, создает дополнительные проблемы. Объясняется это просто – на фоне шума детям проще переговариваться, поэтому они инстинктивно повышают уровень звука. Держать дисциплину на уроке намного проще, говоря тихим и спокойным, но разборчивым голосом. При появлении гула или шума звук следует еще немного приглушить, тогда ученики тоже станут тише, чтобы им не пришлось прислушиваться к словам.

А что делать, если дисциплина уже нарушена и в классе уже стоит шум и гам? Инструкция:

1. Отвлечения внимания.

     Выберите главного нарушителя и попробуйте отвлечь его. Сфокусируйте внимание хулигана на чём-то другом. (Например, помоги раздать мне карточки). Но часто использовать этот приём нельзя т.к. некоторые могут воспринять, что плохое поведение награждается особыми поручениями, дополнительным вниманием со стороны учителя. 

 2. Устранение зрительской аудитории.

     Тем, кто нарушает дисциплину, необходимы зрители. Поэтому, когда вы видите нарушителя, смело пересаживайте его как можно дальше отсюда, лишая его тем самым его зрителей.

3. Игнор.

     Иногда все выходки нарушителя направлены на особого зрителя - учителя. Поэтому вы должны просто уменьшить внимание на нём или начать его игнорировать. Нарушитель не получает того внимания, на которое он так рассчитывал. И он теряет интерес в неадекватном поведении.

4. Взгляд.

     Если невозможно не обращать внимание на поведение нарушителя, но можно уменьшить его до просто пристального взгляда на него. Без слов.

5. Неожиданное учительское поведение.

     Измените своё поведение. Пример, измените голос: начните говорить шёпотом или … запойте. Если вечернее время суток или раннее утро, то можно выключить свет. Это сразу отвлечёт внимание от прежних выходок. А можно неожиданно для всех заговорить со стеной: -Уважаемая стена! Вы видите, какой ужас творится в этом кабинете. Дети не слушают, балуются, … Поверьте, тишина вам обеспечена. Всё внимание будет только на вас и … стене.

6. Прекращение урока.

     И самая крайняя мера - просто прекратить вести урок, предоставив самим решить, нужен им урок или нет. Тут на нарушителя должны будут воздействовать уже другие дети.

     Как видите, способов решения проблемы отсутствия дисциплины на уроке великое множество. Главное, всё делать в системе. Доводить начатое до конца – если пообещал, должен исполнить!

ПАМЯТКА      Преподаватель - личность 

  • Преподаватель учит внешним видом, делом, словом.
  • Требуешь от обучающихся - будь образцом во всем.
  • Не кричи, а учи!
  • Познай каждого обучающегося.
  • Преподаватель учится всегда.
  • Доводи любое дело до конца, делай его только хорошо.
  • Дети - зеркало нравственной жизни взрослых.

 



Предварительный просмотр:

  Мотивация учения - основное условие успешного обучения.

Широко известна максима: «Хорошо учится тот, кто хочет учиться». Беда в том, что желающих учиться год от года становится, увы, меньше, а не больше. Правда, нужно сделать одно уточнение — ребята не просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как им предлагают это делать сегодня в большинстве государственных образовательных учреждениях. Возникает резонный вопрос: почему не хотят? Учителя, пытаясь ответить на этот вопрос, называют обычно: перегрузка, неинтересно, просто лень; трудно, не умеют, не понимают, зачем им это надо; проблемы со здоровьем.

Понятно, что причин много, они разные. Однако важно, что на некоторые из них мы можем-таки повлиять.

Есть такое мудрое высказывание: «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». (Дороти Паркер).

Вспомним, что же такое "мотив" и "мотивация":

Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать.

Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

Внешние мотивы в обучении:

  • Отметки;
  • Вынужденный долг;
  • Учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения;
  • Избегание наказания.

Внутренние мотивы в обучении:

  • Удовлетворение от самой  деятельности;
  • Прямой результат деятельности;
  • Стремление к успеху,
  • Понимание необходимости для жизни;
  • Учение как возможность общения

В поисках способов разрешения проблемы мотивации можно идти двумя путями:

1) Выяснить основные причины нежелания учиться и постараться их минимизировать

  1. Максимизировать то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию учащихся.

       Урок был и остается основным элементом образовательного процесса.

При организации учебной деятельности, изучение каждого раздела или темы состоит из 3 этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский)

       Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание.

  Мотивационная сфера учения  определяется следующими понятиями:

 Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению.

  Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

  Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

  Эмоции – реакция на воздействие внутренних и внешних раздражителей.

 Интересы – познавательно-эмоциональное отношение к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций. 

Важным условием успешного обучения является внутренняя мотивация. Но как быть, если она отсутствует, а единственным привлекательным моментом  является долгожданная переменка или веселая прогулка? Многие учителя считают, что, сформировав у ребенка "необходимый" мотив, можно добиться высоких результатов и таким образом решить многие учебные проблемы. Но, тем не менее, мнение о том, что можно извне сформировать мотив, является ошибочным. "Мотив — сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект" (Е.П.Ильин). Учитель может только способствовать этому процессу.

Способы повышения внутренней мотивации в учебном процессе. Для этого как учителям, так и родителям необходимо придерживаться следующих требований:

  • По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.
  • Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.
  • Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение к учебной деятельности.
  • Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности. Регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.
  • Предоставлять право выбора учебной задачи.
  • Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

Сегодня учителя вынуждены тратить больше времени на мотивацию, поскольку мотивированными должны быть действия учащихся в ходе всего урока, всей дидактической цепочки. Поскольку мозг не в состоянии обращать внимание на всё,- неинтересные, скучные или эмоционально- тоскливые уроки он просто не запоминает. Учитель практически вынужден значительное время на уроке уделять пробуждению, а точнее, реанимации желания познавать.

На сегодняшнем этапе для педагога становится важно овладение искусством рекламной упаковки учебной информации. Ведь основные элементы рекламы — привлечь внимание, возбудить интерес, пробудить желание и побудить к действию — во многом совпадают с ключевыми задачами урока.

Конкретные упражнения и педагогические приёмы, позволяющие формировать и развивать мотивацию.

     1. Метафоры – притчи. (Уроки обществознания)

Метафоры ценны тем, что каждый для себя берёт из их содержания то, что необходимо, понимает её по-своему. Коллективно метафоры не разбираем.

Лингвистические сказки и рассказы (Уроки русского языка).

     2. Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее действие. Заблаговременно сообщить о критериях оценивания результатов изучения темы и оговарить, что нужно сделать, чтобы освободить себя от «тяжкого испытания». Например, от домашнего задания учащийся освобождается, если получил три «пятёрки» подряд по предыдущим домашним работам, а от зачёта или экзамена, если учился семестр без троек.

     3. Оратор.

За одну минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

     4. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития. В начале года попросить ребят ответить на ряд вопросов:

 

А. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь и в какой форме тебе нужна?

 

     5. Кредит доверия.

В некоторых случаях ставить отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для учителя важно дать понять, что он верит в него, что есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

      6. Автор.

- Если бы вы были автором учебника, как бы вы изложили эту тему?

     7. Фантазёр.

На доске записана тема урока. Назвать 5 способов применения знаний, умений, навыков по этой теме в жизни.

     8. Профи.

Исходя из особенностей будущей профессии, ответить на вопрос, зачем нужно изучение этой темы. 

Установки и действия учителя по повышению мотивации обучения:

– учет возрастных особенностей ;

– использование коллективных и групповых форм работы;

– использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

– использование игровых технологий;

– нестандартная форма проведения уроков;

– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

– создание ситуации успеха;

– вера учителя в возможности ученика;

– применение поощрения и порицания;

– формирование адекватной самооценки у учащихся

Предполагается, что каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. В этой связи можно предложить еще один эпитет для современного  урока - «изюмительный» урок тот, что имел ту самую  изюминку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дисциплина на уроке

Материал может быть использован на методических семинарах, педсоветах....

Организация дискуссии на уроке английского языка "Колледж в нашей жизни"

Данный материал предназначен для использования преподавателем на заключительном этапе изучения темы "Образование" для подготовки и проведения дискуссии. Содержит вопросы и утверждения для размышления ...

Материал для проведения учебных занятий по дисциплине Электротехника Уроки №№33-35.

В уроке представлен лекционный материал по теме уроков...

Материал для проведения учебных занятий по дисциплине Электротехника. Уроки №№ 39-40,42.

Материал для проведения учебных занятий  по дисциплине.Уроки №№ 39-40,42. Для студентов, обучающихся специальности  150414    Монтаж и техническая эксплуатация холо...

Материал для проведения учебных занятий по дисциплине Электротехника. Уроки №№ 43,45,46.

Материал для проведения учебных занятий  по дисциплине Электротехника.  Уроки №№ 43,45,46....

урок дискуссия

внедрение современных методов обученияУрок-дискуссия...

ДИСКУССИЯ? КОНЕЧНО, ДИСКУССИЯ! (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ-ДИСКУССИЙ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)

Уроки-дискуссии вызывают большой интерес у студентов. В ходе подготовки и в процессе самой дискуссии учащиеся осваивают гораздо большее  количество материала, нежели при традиционном уроке, что о...