Классный час для обучающихся третьего курса СПО "Будь уверен в себе"
классный час

Инна Анатольевна Давиденко

Данный классный час проводится с обучающимися третьего курса. В нем рассматриваются методы определения самооценки личности, тренингги для выработки уверенности в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час "Будь уверен в себе"32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема классного часа: «Будь уверен в себе»

Цели классного часа:

  1. Создать условия для усвоения понятий самооценки и уверенности в себе, признаков адекватной, завышенной, заниженной самооценки.
  2. Создать условия для познания своего «я», умения анализировать свои черты характера, формирования  у студентов правильной самооценки и уверенности в себе.
  3. Учиться высказывать свое мнение, участвовать в коллективной деятельности.

Форма проведения: беседа.

Ход классного часа:

"Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя"

И.Гете

Преподаватель. Дорогие ребята. Тема сегодняшнего классного часа звучит так «Будь уверен в себе».  

Эту тему для классного часа я выбрала потому, что вы стоите на пороге взрослой жизни, многим из вас скоро исполнится 18. Это по всем нашим законам – совершеннолетний человек, который должен уметь самостоятельно принимать решения, нести ответственность за свои слова и поступки. Быть взрослым человеком – это значит иметь много прав, но больше – обязанностей. Чтобы не потеряться во взрослой жизни и найти свое место, быть нужным обществу, приносить пользу людям, быть самодостаточным, необходимы многие качества характера.

Преподаватель. Назовите черты характера, которыми должен обладать взрослый человек. (Примерные ответы: ответственность, дисциплинированность, собранность, самостоятельность, уверенность).

Я приглашаю вас к разговору о том, что такое уверенность. В ходе классного часа попытаемся ответить на вопросы:

- Как выражается уверенность?

- Какие проблемы создает неуверенность в себе?

- От чего зависит уверенность человека или неуверенность?

- Зачем в жизни человеку нужна уверенность?

- Как выглядят уверенные в себе люди и неуверенные?

- Каждому ли человеку присуща уверенность в достаточной степени?

- Что делать, чтобы стать уверенным человеком?

До начала классного часа мы с вами проводили анкетирование. У вас на столах лежат ваши листочки, которые в ходе классного часа мы обработаем и вы сами сделаете выводы.

Преподаватель. Вы когда-нибудь задавали себе вопросы: "Кто я? Чего я заслуживаю? Что я хочу в этой жизни?"  Те, кто могут ответить на эти вопросы - довольно уверенно стоят на ногах. Те, кто не может - испытывают недостаток в одном из самых важных качеств - уверенности.

Что такое уверенность в себе?

Из толкового словаря русского языка Ожегова - Уверенность – это твердая вера во что-либо или в кого-либо. Когда мы говорим о человеке, то это означает -  что человек не сомневается в своих силах, возможностях.  

Какие синонимы подходят к сочетанию уверенность в себе? Чувство собственного достоинства, самооценка, гордость.

Какие синонимы у слова неуверенность? Скромность, застенчивость.

«Уверенность в себе – это вера в то, что в трудной ситуации на себя можно положиться».

Преподаватель. Какие проблемы в жизни может создать неуверенность в себе:

- Старатесь избегать того, что у вас не получается ("У меня ничего не получится!"). Вы легко сдаетесь и не доверяете сами себе.

- Вы сомневаетесь в себе, и поэтому постоянно ищете одобрения и поддержки у своих друзей и близких.

- Отсутствие уверенности заставляет нас страдать.  Психологи считают, что чувство собственного достоинства сильно влияет на наше психическое здоровье.

        Преподаватель. Уверенность человека тесно связана с самооценкой. Самооценка – это то, как человек сам себя оценивает. Она может быть объективной. Может быть завышенной или заниженной. Завышенная – это отклонение  выше нормы. Заниженная – ниже нормы.

До начала классного часа мы проводили тест №2, который как раз определял уровень вашей самооценки. Вы сейчас сами обработаете тест и получите некоторое число. Мы расшифруем то, что у вас получилось.

На слайде:

0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.

26-45 баллов - показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.

46-128 баллов - уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.

Конечно, сами слова «завышенное», «заниженное» содержат значение чего-то чрезмерного, далекого от нормы. Завышенная самооценка не украшает человека: такие люди самоуверенны, часто переоценивают свои силы, берутся за непосильные дела и не доводят их до конца. Люди с завышенной самооценкой редко получают признание. Какой же должна быть самооценка человека? (Реальной.)

Вы правы  -  человек должен оценивать себя реально, то есть таким, каков он есть на самом деле. В этом случае говорят, что у него адекватная самооценка. Адекватная - значит соответствующая действительности.

Если у вас адекватная самооценка, то вам легче адаптироваться во взрослой жизни, легче найти свое призвание. Как правило, человек с адекватной самооценкой правильно оценивает любую сложившуюся в его жизни ситуацию, принимает взвешенные решения. Таким людям легче переносить разочарования в жизни, неудачи и ошибки. Потерпев неудачу, он ищет причину в себе, а не в окружающих.( Знакомая ситуация. Когда в плохих оценках, полученных на уроке обвиняют учителя, обстоятельства, а не себя)

А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На слайде составлена таблица признаков людей с разной самооценкой, но перепутаны признаки. Как правильно разместить слова в колонках?  Предлагаю обсудить этот вопрос по парам.  Нужно собрать по 4 признакам людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.

На слайде.

В течение 1-2 минут студенты работают.

Преподаватель. Время истекло, слушаем ваши мнения.

Студенты отвечают.

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, самокритичность, чувство собственного достоинства.

Преподаватель. Посмотрите на слайдах, как выглядят неуверенные и уверенные люди.

А сейчас мы попробуем изобразить людей с завышенной, заниженной и объективной самооценкой.

Пока все работали над таблицами, трое ребят получили отдельные задания. Я предлагаю ребятам сыграть человека, описание которого они прочитали на листке. А всем остальным определить, какая самооценка у этого человека.

Неуверенный в себе человек

Уверенный в себе человек

Самоуверенный человек

Не выдерживает прямого взгляда, отводит глаза в сторону;

Голова опущена;

Спина сутулая;

Руки помещены перед собой;

Ноги несколько напряжены, переплетены между собой и плотно сжаты.

Смотрит окружающим в глаза;

Голову держит прямо и даже чуть приподнимает подбородок;

Спина у него прямая, плечи развернуты;

Руки могут быть убраны за спину;

Ноги на ширине плеч и расслаблены.

Стоит вполоборота;

Правое плечо слегка выставлено вперед;

Грудь колесом;

Голова высоко поднята;

Смотрит высокомерно, дерзко;

Руки на поясе; Упор на левую ногу, правая выставлена вперед.

 

В наше время, к сожалению, уверенность в себе многие связывают с нахальством, хамством. Однако это не так. Наглые и самоуверенные люди не вызывают хороших чувств. Они вызывают раздражение.

Преподаватель. Много киногероев дают на представление о разных по степени уверенности людей. Приведите примеры таких людей из книг или фильмов.

Слайды.

Преподаватель. А теперь я попрошу вас проиграть ситуации как неуверенный, самоуверенный и адекватный человек. Представим, что первый ряд – это неуверенные люди. Второй ряд – самоуверенные люди. Третий ряд – уверенные люди с адекватной самооценкой.

1 ситуация. Вы купили билет в кино. Зашли в зрительный зал, а на ваших местах уже сидят. Ваши действия?

2 ситуация. Вам было поручено некое важное дело и вы его провалили. Ваши объяснения?

3 ситуация. Ваша девушка вам непрозрачно намекнула, что не хочет с вами больше встречаться. Она пришла объясниться с вами. Что вы скажете ей на прощание?

4 ситуация. Вам в незнакомой компании предложили покурить траву. Вы не хотите этого делать. Как  будет выглядеть ваш отказ?

Преподаватель. Мне кажется вы тоже неплохо вживаетесь в роли разного типа людей. Но все же, хотелось бы знать, на чем основывается уверенность. По мнению психологов, уверенность человека основана на следующих факторах. Я буду их называть, а вас попрошу прокомментировать.

- самооценка;
- внешний вид;
- здоровье;
- вера;
- надежда;
- любовь ко всему окружающему.

Преподаватель. Многие сотни лет лучшие умы гадают, по какой причине стержень внутри одного человека оказывается жестче, чем внутри другого. Почему, один человек от природы обладает уверенностью, а другой – нет. Однозначный ответ не получен до сих пор, но можно выделить несколько приемов, которые помогут укрепить уверенность в своих силах.


Студент1.

Прием 1. Выберите себе увлечение и занимайтесь им с удовольствием. Гордитесь собой, что вы умеете делать что-то хорошо, может быть лучше других.


Студент2.

Прием 2. Быстрее ходите для демонстрации Уверенности в себе.

Специалисты говорят о том, что увеличение скорости передвижения на четверть окажет благотворное влияние на самоощущение человека. Вяло плетущийся человек демонстрирует другим нерешительность и боязливость, а идущий стремительной походкой заявляет о себе как о целеустремленной, смелой и решительной личности. Самое парадоксальное, что демонстрация эта действует не только на окружающих, но и на самого пешехода.

Студент 1.

Прием 3. Подбадривайте себя. Постоянно говорите себе, что я могу, у меня получится, чем я хуже других? Хвалите себя за хорошие поступки, за смелость, проявленную хоть в какой-то мелочи. Если что-то не удается сразу сделать хорошо, успокойте себя. Скажите, что надо повторить еще, что это не конец света, что все ошибаются. Мудрые люди говорят, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.


Студент 2.

Прием 4. Делайте комплименты сами и не стесняйтесь  получать комплименты.

Произнося комплимент, мы практически в равной степени делаем приятно себе и человеку, которого хвалим. Благодарите людей, оказывайте любезность. Людям это нравится и они в ответ будут говорить вам тоже приятные вещи, что будет повышать вашу самооценку.


Студент 1.

Прием 5. Садитесь в первый ряд.

Большинство людей стремится занять место в последних рядах.  Как правило, это вызвано подсознательным страхом быть замеченным. Поборите в себе такое стремление и выработайте привычку постоянно отдавать предпочтение первому или, в крайнем случае, второму ряду.


Студент 2.

Прием 6. Выступайте.
Практически ничто не способно так же сильно развить уверенность в себе, как публичные выступления. Не нужно пытаться увильнуть от них, как это делает большинство. Вызывайтесь добровольцем и  выступайте с рефератами, сообщениями, участвуйте в различных конкурсах, соревнованиях. Так вы будете тренировать свою уверенность.

Студент 1.

Прием 7. Одежда должна поддерживать и развивать в вас вашу уверенность. Надетые вещи удивительным образом влияют на личность человека. И если уделить внимание собственному гардеробу, можно в конечном итоге измениться внутри. Не стоит воспринимать этот совет в качестве рекомендации скупать все самое дорогое. Гораздо эффективнее будет следовать принципу «меньше, да лучше». Вместо полного шкафа тряпок выберите себе несколько качественных и стильных вещей.  Одеждой надо подчеркивать свои достоинства  и скрывать недостатки. Если человеку комфортно в одежде, то он выглядит более уверенным.

Студент 2.

Прием 8. Улыбайтесь. Это лучший способ сообщить всем, что у вас все в порядке. А все в порядке может быть только у самодостаточного, довольного жизнью и уверенного человека.

Преподаватель. В психологии существует много методик  развития уверенности в себе, тренинги уверенности.

Например, в фильме «Метод Хитча» Алекс Хитченс учит своего клиента Альберта правилам уверенного поведения в отношении женщин. И мы видим, что к концу фильма Альберт из неуверенного, неуклюжего и  несмелого человека превращается  вполне уверенного, остроумного парня и завоевывает внимание красивой девушки.

Студент 1.

Тренинг «Ощущения уверенности». Постарайтесь сознательно вызвать в себе ощущения, которые ассоциируются у вас с уверенностью. Для этого достаточно вспомнить и заново пережить те ситуации, в которых вы чувствовали себя, как никогда, уверенно. Уверенному человеку кажется, что он внезапно вырос, что все кругом – его единомышленники. Внутри появляется стержень, человек распрямляет спину, и, расправив плечи, прямо смотрит в глаза другим. Возникает чувство, что координация движений у него просто великолепна и он легко сможет выполнить самый сложный акробатический пируэт. Как правило, люди говорят о том, что в таких случаях у них словно крылья за спиной вырастают.

Студент 2.

Тренинг  «Ваш герой». Постарайтесь войти в роль того человека, которым вы восхищались или восхищаетесь теперь. Можно вспомнить книжных героев или героев кинофильмов. Можно создать сводный образ идеального героя - такого, каким бы вы хотели быть в жизни. Представьте его ярко, вживитесь в его характер, привычки. Наконец, слейтесь с ним воедино! Представьте, что уснув ночью, вы утром проснулись уже в образе этого, на сто процентов уверенного в себе человека. С этим убеждением следует прожить три следующих дня, на самом деле ощущая себя собственным героем.

Студент 1.

Тренинг «Лучшие воспоминания». Вспомните моменты, когда вы испытывали чувство максимальной уверенности в себе. Может быть, это был лучший результат на спортивных соревнованиях, выступление на концерте, или вы просто что-то сумели сделать лучше других. Вспомните момент, когда вы почувствовали себя героем. Еще раз эмоционально ярко переживите его.

Студент 2.

Тренинг «Корона уверенности». Представьте себя посередине стадиона, где все зрители встали, чтобы громко вам поаплодировать. Вы широко улыбаетесь этому шквалу аплодисментов, а на голове у вас красуется великолепная корона.

Студент 1. Тренинг «Символ уверенности». Какой предмет, дерево или животное вы бы захотели сделать символом своей уверенности? Это может быть что угодно: огромная, мощная сосна, свирепый медведь, покрытый броней танк, суровая скала, о которую разбиваются морские волны… Постарайтесь во всех подробностях увидеть этот символ своим мысленным взором. А затем – слейтесь с ним! Станьте таким же сильным, гибким, мощным и насладитесь этим ощущением.

Студент 2. Тренинг «Внутренний волк». Жизнь – штука тяжелая. И в экстремальной ситуации частенько приходится действовать по формуле «загрызи всех, пока не загрызли тебя». Страх перед волками – и в прямом, и в переносном смысле есть, на самом деле, страх перед собственной слабостью. Но давно известно, что решительный человек даже в одиночку способен справиться с несколькими противниками. Время будить в себе зверя!

Преподаватель. До классного часа мы проводили тест №1. Он показывает степень вашей уверенности в себе. Предлагаю обработать его.

Из этого теста вы сделали вывод, какой вы человек.

Преподаватель. Подводя итоги нашего классного часа, давайте ответим на вопросы.

- Что можно посоветовать человеку  самоуверенному?  (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)

- Что можно посоветовать человеку неуверенному? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить "нет" и т. п.)

- Что можно посоветовать человеку  уверенному? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)

Человек с адекватной самооценкой часто становится лидером, ведь он доказал свою независимость. Он не боится отстаивать то, что считает правильным. И еще он сумеет помочь тем, кому нужен друг.

Преподаватель. Конечно, справиться с неуверенностью можно самому с помощью различных методик и тренингов. Но очень хорошим средством было и всегда будет – поддержка друзей. Вы молоды, сейчас у вас много времени уходит на общение с друзьями. Я желаю вам, чтобы вы нащли таких друзей, которые относились бы  к вам с уважением, чтобы вы находили в них поддержку и одобрение. Не дружите с теми, кто вас унижает и подчеркивает ваши недостатки, обзывает вас. Говоря языком психологии, такие люди опускают вашу самооценку и тогда развивается неуверенность в себе. Старайтесь окружать себя хорошими людьми. Знакомые и друзья влияют на наши мысли, чувства и поступки. Выбирайте таких друзей, которые, радуясь жизни, заставят радоваться и вас.

В заключении, я предлагаю посмотреть серию из мультфильма «Лунтик». Это добрый мультфильм, из которого можно извлечь мораль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по работе с текстами по специальности для строителей третьего курса по теме «Санкт-Петербург» (на английском языке).

Собранные для анализа тексты, с одной стороны, включают специальную лексику по строительству (части здания, материалы, глаголы, характеризующие строительство), с другой стороны, несут страноведческую ...

Классного час с обучающимися старших классов Тема: «На земле, в небесах и на море»

Выбор профессии -  всегда актуальный вопрос старшеклассников. Данныйклассный час  о героической профессии офицера. Защищать Родину - почетно....

Классный час на тему: Кто курит табак – тот сам себе враг!

Методическая разработка классного часа...

Тестовые задания для проведения рубежной аттестации студентов вторых и третьих курсов всех специальностей, изучающих дисциплину «Экологические основы природопользования».

Вашему вниманию предлагаются примеры тестовых заданий для проведения рубежной аттестации студентов вторых и третьих курсов всех специальностей, изучающих дисциплину «Экологические основы природо...

Тренинг "БУДЬ УВЕРЕННЫМ В СЕБЕ"

Тренинг «БУДЬ УВЕРЕННЫМ В СЕБЕ!»Автор:О.Д. Леонова, педагог-психолог ГБПОУ СПЦ № 2Цель: создать условия для развития личностных возможностей, знания и умения уверенного поведения.Задачи:Ра...

Краткий курс лекций Русская литература первой половины 19 века обучающихся 1 курса очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования всех специальностей

Уважаемые обучающиеся, данный краткий Курс лекций по литературе 1 половины  19 века поможет вам в подготовке к занятиям и экзамену по литературе....

Примеры тестовых заданий для проведения рубежной аттестации студентов третьих курсов всех специальностей, изучающих дисциплину «Земельное и природоресурсное право».

Вашему вниманию предлагаются примеры тестовых заданий для проведения рубежной аттестации студентов третьих курсов всех специальностей, изучающих дисциплину «Земельное и природоресурсное право&ra...