Урок-практикум "Как создается спектакль?" ( По драме А.Н.Островского "Гроза").
план-конспект урока

На уроке обсуждается, анализируется постановка спектакля режиссера Андрея Могучего "Гроза" в БДТ. Студенты представляют инсценировки трех сцен пьесы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_drame_groza.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы на 1 курсе

Тема: Как создается спектакль? (По драме А.Н.Островского «Гроза»).

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-практикум

Формы работы: коллективная, групповая, по парам.

Методы: личностно-ориентированные методы, дифференциация обучения, беседа, сообщения, исследования учащихся, анализ текста, самостоятельная работа учащихся.

Цель: формирование представления о создании спектакля, формирование картины мира в ходе обсуждения постановки пьесы «Гроза».

Задачи:

образовательные: 

  • расширить, углубить и систематизировать знания о создании театрального спектакля;
  • познать секреты актёрского мастерства;

воспитательные:

  • воспитать умение вести конструктивный диалог,
  • воспитать умение корректно оценивать действия партнера;

 развивающие: 

  • развить коммуникативные, творческие способности,
  • развить познавательную деятельность.

Планируемые результаты:

Формирование УУД:

- регулятивные: умение оценить действия партнера, умение приложить волевое усилие для достижения цели, умение выбирать действие в соответствии с поставленной задачей;

- познавательные: умение отбирать нужные сведения; формулировать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения;

- коммуникативные: грамотное владение монологической и диалогической формами речи; контроль, коррекция и оценка действий партнера.

Личностные результаты:

  •  готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; совершенствование духовно-нравственных качеств; 
  • формирование восприятия текста как произведения искусства.

Оборудование: проектор, компьютер, критические статьи, видеоматериалы, тексты пьесы, карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент. ( 1 мин.)
  2. Формулировка темы и цели урока. ( 3 мин.)

Слово учителя:

  1. Предлагаю угадать, о чём сегодня мы будем говорить.

       Выходя из дома, мы берем с собой несколько «масок». Они нам нужны для различных жизненных ситуаций и обстоятельств.

Вопросы:

- Что это за «маски»? (разные эмоции, разные роли, разные образы).

- На что похожа наша жизнь, с чем можно сравнить то, что нам ежедневно приходится играть разные роли? (театр).

        Вопросы для формулировки темы:

-  Когда мы видим необычную вещь, предметы искусства, оригинальные предметы интерьера, сложный цирковой или спортивный трюк, спецэффекты в кинофильмах, спектаклях, слышим виртуозную игру музыканта, какой первый вопрос чаще всего возникает в нашем сознании? (как это сделано?)

  1. Если объединить ваши размышления в единое целое, можно сформулировать тему и цель нашего урока. (Как создается спектакль? Раскрыть секреты актерского мастерства, обсудить замысел режиссера).
  2. Запишите тему: «Как создается спектакль?» (По драме А.Н.Островского «Гроза»).

  III.   Актуализация знаний. (9 мин).

  1. Слово учителя: На предыдущем уроке мы посмотрели фрагменты экзамена в Щукинском училище по Мастерству актера на тему «Наблюдения за животными». Сейчас предлагаю вам несколько ситуаций, на карточках написано задание изобразить: 

- стиральную машину;

- как готовят пиццу;

- как закипает чайник;

- жирафа;

- змею;

- шашлык;

- как убежал кофе.

 Студенты выполняют задание, анализируют выступления.

  1. Слово учителя:

Мы читали пьесу «Гроза», написали сочинение. Давайте проверим насколько хорошо мы знаем текст.

Предлагается задание с взаимопроверкой: в приложении «Живые страницы» в разделе «Игры в слова» проверьте друг друга на знание речи героев, по 5 вопросов каждому. Инструкция: Один называет ответ, второй оценивает. Затем вместе проверяют правильный ответ.

         IV. Усвоение новых знаний.

  1.  Слово учителя: (30 сек.)

     Сегодня мы обсудим постановку пьесы А.Н. Островского «Гроза» в БДТ режиссера Андрея Могучего и попытаемся узнать, как он сделан, какими средствами и способами осуществляется замысел режиссера?

       Премьера спектакля состоялась в 2016 г. Спектакль стал лауреатом Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа режиссера» в 2017 г.

Просмотр фрагментов спектакля с комментированием.

  1. Сообщение студента. ( 30 сек.)

      Театрального критик и историк театра Нина Шалимова пишет: «Андрей Могучий взял эту пьесу, чтобы померяться силой с великим драматургом. В этой пьесе немереная силища, режиссер тоже ее в себе ощущает. Он берет весь арсенал современной театральности и пробует. Спектакль необыкновенно разработан.

      Как написал М.А.Булгаков, что «Маргарита - женщина непомерной красоты», так и спектакль Андрей Могучего - непомерной красоты, без малейшего намека на красивость, на гламурность».

  1. Слово учителя: (2 мин.)

Вопросы:

- Скажите, пожалуйста, что необыкновенного вы заметили с первых кадров?

(интересное пространство сцены, необычные костюмы, цветовое решение, все в черном, только Катерина в красном, актеры напевают текст, Борис исполняет оперные партии).

      Режиссер-постановщик спектакля Андрей Могучий в одном из интервью говорит: «Нам было важно с художником Верой Мартыновой сделать такую черную дыру, непонятную, страшную, тайную, в которой иногда, как всполохи молнии возникают какие-то чудовища».

      Наша задача заострить внимание на способах подачи и передачи текста. Режиссер через ритм и музыкальность текста, через способ произношения показывает, что слово и его ритм приоритетно над ситуацией. Мы можем представить сколько времени понадобилось актерам на ритмические тренинги, чтобы так виртуозно владеть словом.

Язык, говор спектакля придуманный, здесь скороговорки, частушки, приговоры, заговоры.

Вопрос:

- Как вы думаете, что послужило источником для создания особого говора? (фольклор).

      Это мелодия национальной души и она выпевается в таком музыкальном разноообразии.

     

  V. Закрепление новых знаний.

  1. Практическая деятельность обучающихся.

Для подготовки речевого аппарата предлагается проговорить по 3 скороговорки. (3 мин.)

Ткет ткач ткани на платье Тане.

У перепелa и перепелки пять перепелят.

Грабли – грести, метла – мести, весла – везти, полозья – ползти.

Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.

Жужжит нaд жимолостью жук. Тяжелый нa жуке кожух.

Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.

Добыл бобыль бобов, допил бобыль бутыль, забыл бобыль костыль.

Около кола колокола, около ворот коловорот.

Инцидент с интендантом, прецедент с претендентом, интрига с интриганом.

А мне не до недомогания.

Забыл Панкрат Кондратьев под кроватью домкрат, а Панкрату Кондратьеву без домкрата не поднять на тракте трактор.

Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

  1. Проверка домашнего задания: (12 мин.)

Слово учителя: У   нас есть прекрасная возможность увидеть игру наших актеров и послушать, как они владеют сценической речью.

  1. Инсценировка сцены прощания Катерины и Тихона (2 действие), сцены признания Катерины (4 действие), сцены прощания Катерины и Бориса (5 действие).

  VI. Контроль усвоения знаний. (4 мин.)

  1. Слово учителя.

- чье выступление вам понравилось больше всего?

- кому из ребят удалось вжиться в образ?

- у кого речь была искренней, убедительной?

- назовите сначала лучшие выступления, затем корректно выскажите пожелания, над чем можно поработать.

  VII. Выводы, рефлексия. (8 мин.)

     1.  Слово учителя: Главная функция в создании спектакля принадлежит режиссеру-постановщику, именно он вместе со сценографом и художником по костюмам активизирует созидательную энергию и направляет её в нужное русло. Основная работа - это репетиционный процесс с актерами, где режиссер добивается как высокого уровня каждой из актерских работ, так и целостного звучания спектакля.

      Вопрос: Чем отличается театральная постановка от кинофильма?

(Особенностью театральных спектаклей является сиюминутность его жизни: невозможно повторить любой театральный спектакль, ни один спектакль не похож на предыдущий).

     Предлагаю высказать свое мнение о просмотренном спектакле.

2. Студенты делятся отзывами о спектакле.

VIII. Информация о домашнем задании. ( 1 мин.)

  1. Для тех, у кого андроиды, в приложении «Живые страницы» выполнить задание в разделе «Игры в слова» по выбору: «редкие слова» или «детали».
  2. Для тех, у кого айфоны, придумать афишу к спектаклю «Гроза».

IX. Оценка учебной деятельности. ( 1 мин.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа № 6 Сочинение по творчеству А.Н. Островского «В ЧЕМ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ДРАМЫ А.Н, ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Одна из практических работ курса нацеливает на работу по опорным словам и тезисам, исключая возможность списывания из сети готового сочинения....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по предметам ИНФОРМАТИКА/ЛИТЕРАТУРА На тему: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»

Тема урока: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»Цели урока литературы:ü Учебная - закрепить и обобщить материал по драме  А.Н. Островског...

Конспект урока по литературе по теме "Во что веришь" (Анализ образа Луки в драме М. Горького)

Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию....

Тест по драме А.Островского "Гроза"

Тест по драме А.Островского "Гроза"...

Контрольно-оценочные средства дисциплины Основы теории драмы

Данные котрольно-оценочные средства используются в ОУ культуры СПО...

Программа дисциплины Основы теории драмы

Данная программа испотльзуется для обучения по виду "Театральное творчество" в ОУ СПО...

Открытое занятие на тему: «ДРАМА «ГРОЗА». КАЛИНОВ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ). СИЛА ТРАГИЧЕСКОЙ РАЗВЯЗКИ В СУДЬБЕ ГЕРОЕВ ДРАМЫ. СИМВОЛИКА ГРОЗЫ»

Тип занятия: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания.Цель: выяснить, какие впечатления стали источником создания пьесы; дать характеристику городу Калинов, выяснить, кто его обитатели и...