Логопедическая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе. Определение речевого уровня.
методическая разработка

Диагностическая работа составлена на основе использования материалов для проведения стартовой диагностики первоклассников известных авторов используемых методик (приведены к каждому заданию).

Цель проведения: определение успешности  первоклассников в школьном обучении - выявить  уровень сформированности предпосылок к освоению продуктивной учебной деятельности.

Диагностика позволяет установить:

·         уровень владения основными компонентами деятельности (восприятием цели, планированием деятельности, выбором средств для её достижения, выполнением деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтролем и в случае необходимости коррекцией сделанного); уровень её произвольности;

·         интеллектуальную готовность: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением); способность к использованию знаний и умений в новых условиях; умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого;

·         фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение пространственным восприятием, представление о счёте, упорядочивании, знания о геометрических фигурах

Диагностика проводится учителем-логопедом  и/или психологом фронтально и индивидуально. Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая  диагностика готовности первоклассников к обучению в школе. Определение речевого уровня первоклассника.

Диагностическая работа составлена на основе использования материалов для проведения стартовой диагностики первоклассников известных авторов используемых методик (приведены к каждому заданию).

Цель проведения: определение успешности  первоклассников в школьном обучении - выявить  уровень сформированности предпосылок к освоению продуктивной учебной деятельности.

Диагностика позволяет установить:

  • уровень владения основными компонентами деятельности (восприятием цели, планированием деятельности, выбором средств для её достижения, выполнением деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтролем и в случае необходимости коррекцией сделанного); уровень её произвольности;
  • интеллектуальную готовность: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением); способность к использованию знаний и умений в новых условиях; умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого;
  • фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение пространственным восприятием, представление о счёте, упорядочивании, знания о геометрических фигурах

Диагностика проводится учителем-логопедом  и/или психологом фронтально и индивидуально. Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель – научить, добиться правильного ответа в данный момент, то в процессе проведения диагностики – получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе.

При проведении группового обследования следует придерживаться следующих правил.

1. Если работа проводится без ассистента, то число детей в группе не должно превышать 10–12 человек.

2. На каждой парте для одного ребенка должны быть заранее подготовлены необходимые для обследования листы, набор цветных карандашей, простой карандаш.

3. Дети приглашаются в класс без родителей. О том, что работа будет проводиться, таким образом, необходимо предупредить родителей заранее.

 4. Детям предлагается по одному сесть за парты. Если известно, что кто-нибудь из детей плохо видит или слышит, необходимо посадить его за первую парту.

5. Работа начинается с краткого объяснения: "Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Будьте внимательны. Слушайте первое задание".

6. Задания читаются достаточно громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторить текст задания, если вы явно видите, что дети вас не поняли, но нельзя отклоняться от текста или  выделить интонацией важные места задания. Никаких слов "от себя" добавлять не нужно.

 7. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более 3 минут. Переходить к чтению следующего задания следует только тогда, когда большинство детей закончили выполнение предыдущего. Если кто-то не успел выполнить задание, предложите этому ребенку вместе со всеми приступить к следующему. При переходе к чтению следующего задания следует предупредить детей об этом словами: "Закончили работу над этим заданием. Слушайте следующее задание".

8. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 35 минут.

9. Во время работы важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу, не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: "Очень хорошо!", "Вы молодцы!", "Я вижу, у вас все замечательно получается".

Задание 1. «Продолжи узор» (адаптированная методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

Назначение задания: выявить особенности тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

На бланке приведен образец узора, который ребёнок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги. Учитель ни в коем случае не должен при обращении внимания детей на узор каким бы то ни было образом называть элементы узоров «большая М, маленькая Л» и тому подобное.

Инструкция

«Посмотрите внимательно на рисунок. Здесь нарисован узор. (Логопед показывает на бланке место, где расположен узор). Возьмите простой карандаш и продолжите узор до конца строки. Когда будете рисовать, старайтесь не отрывать карандаш от листа бумаги. Берите карандаш и начинайте работать».  (Инструкция повторяется дважды)

Оценка выполнения задания

4 балла - ребёнок чётко удерживает последовательность в узоре, не привносит дополнительных углов при написании элементов. При этом допускается увеличение размеров элементов или их уменьшение не более чем в 1,5 раза и единичный отрыв карандаша. Опора на знакомые буквенные элементы, даже если они несколько разного размера и сама строка «опускается» или «поднимается», считается правильным (в том случае, если подобная опора на знакомые буквы является самостоятельной продукцией ребёнка, а не «наводкой» учителя, которая недопустима). Допустим «уход» строки не более чем на 1 см вверх или вниз.

3 балла –последовательность и величина элементов сохраняется, но строка уходит вверх или вниз более чем на 1 см.

2 балла – допущены единичные ошибки при выполнении первого узора (сдвоенные элементы узора, появление лишних углов при переходе от элемента к элементу) при удержании в дальнейшем правильной ритмики узора. При выполнении второго узора допущен  несколько больший разброс величины элементов и также наличие единичных ошибок выполнения.

1 балл –

а) наличие ошибки в количестве элементов (например, маленьких «пиков» два, а больших – один);

б) упрощение графической программы (чередование большого и маленького «пиков»);

в) наличие изолированного написания элементов (разрывов);

0 баллов –

а) не возможность удержания программы, в том числе «недоведение» узора до конца строки, или постоянное наличие дополнительных элементов, и/или частый отрыв карандаша и выраженные изменения размера узора, или полное отсутствие какой-либо определённой ритмики.

б) ребёнок не выполняет задание или начинает и бросает, занимаясь при этом каким-либо своим делом.

 

Задание 2. «Рисование бус» (методика И.И. Аргинской)

Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребёнок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.

У каждого ребёнка должно быть шесть разноцветных карандашей. Работа состоит из двух частей:

1) выполнение задания (рисование бус);

2) самоконтроль и в случае необходимости – перерисовывание бус.

Инструкция к первой части задания (повторяется два раза по-необходимости)

«У каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусин. Все бусины должны быть разного цвета. Средняя бусина должна быть синей. Начинайте рисовать»

Инструкция ко второй части задания

«Сейчас я ещё раз повторю, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки – всё ли сделано правильно. Кто заметит ошибку, сделает ниже правильный рисунок. Слушайте внимательно» (Условие задания повторяется ещё раз медленно, каждое условие выделяется голосом)

Оценка задания

4 балла: задание выполнено правильно, учтены все четыре условия: количество бусин (пять), их форма (круглая или близкая к круглой), использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины (синий);

3 балла: учтены три любых условия;

2 балла: учтено два условия;

1 балл: учтено  одно условие;

0 баллов: задание не выполнено.

Оценка самоконтроля

4 балла: а) задание сразу выполняет правильно; или б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;

3 балла: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;

2 балла: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет;  или б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;

1 балл: при наличии ошибок к заданию не возвращается.

Задание 3. «Графический диктант» (методика С.Н. Костроминой,А.Ф.Ануфриева)

Назначение задания: Исследование ориентации в пространстве.

С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем узором. Сначала ребенку дается предварительное объяснение:

Инструкция: «Сейчас ты должен продолжить нарисованной узор».

Оценка задания

4 балла: точное воспроизведение узора (неровности линии, «грязь» не учитывается);

3 балла: воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;

2 балла: воспроизведение, содержащее несколько ошибок;

1 балл: воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;

0 баллов: отсутствие сходства.

Задание 4 «Графический диктант» (адптированная методика С.Н. Костроминой)

Назначение задания: Исследование ориентации в пространстве, распознание геометрических фигур, выявление цветоощущения.

Выдается рабочая карта с изображением предметов (в данном случае игрушек)

Инструкция: «Обвести предмет, который находится посередине, в центре всех рисунков,  в квадрат синего цвета; слева от этого предмета обвести картинку в красный    круг;  справа— в прямоугольник зеленого цвета; между чашкой и флажком  предмет в желтый овал; в левом верхнем углу обвести картинку в оранжевый треугольник, в правом нижнем углу обвести предмет по контуру в коричневый  цвет.  Над ним   поставить « +», под ним  «-» .                      

4 балла: задание выполнено, верно выделены все типы геометрических фигур, проставлены знаки « +» и  «-».                        

3 балла: допущена одна ошибка (неразличение фигур или знаков);

2 балла:  допущены две ошибки (неразличение фигур и знаков);

1 балл:  допущены три ошибки

0 баллов -  бессмысленное хаотическое обрисовывание фигур.

Задание 5. «Распознавание согласных звуков» (адптированная методика Т.А.Фотековой)

Назначение задания: выявить уровень развития языкового анализа слов.

Выдается рабочая карта с изображением предметов ,название которых начинается с согласных звуков: мягких и твердых.

Инструкция: «Обвести картинку синим карандашом по контуру, если название предмета начинается на твердый согласный звук. Обвести картинку зеленым карандашом по контуру, если название предмета начинается на мягкий согласный звук»

Оценка задания

4 балла: правильно обведены все девять рисунков;

3 балла: правильно обведены 4-5 рисунков;

2 балла: правильно обведены 2-3 рисунка;

1 балл: правильно обведен 1 рисунок;

0 баллов:  не обведен ни один из рисунков.

Задание 6. «Исследование навыков языкового анализа» (методика Т.А.Фотековой)

Назначение задания: выявить уровень развития звукового анализа слов.

Выдается рабочая карта с изображением предметов ,название которых начинается с согласных и гласных звуков.

Инструкция: «Обвести картинку синим карандашом по контуру, если название предмета начинается на согласный звук. Обвести картинку красным карандашом по контуру, если название предмета начинается на гласный звук»

Оценка задания

4 балла: правильно обведены все девять рисунков;

3 балла: правильно обведены 4-5 рисунков;

2 балла: правильно обведены 2-3 рисунка;

1 балл: правильно обведен 1 рисунок;

0 баллов:  не обведен ни один из рисунков.

Задание 7. «Распознавание слоговой струкутуры слова» (адптированная методика Т.А.Фотековой)

Назначение задания: выявить уровень слоговой структуры слова.

Выдается рабочая карта с изображением предметов с различной структурой слова.

Инструкция: «Поставить в пустом квадратике цифру которая соответствует количеству слогов в слове»

Оценка задания

4 балла: правильно выделено количество слогов во всех названиях картинок;

3 балла: правильно выделено количество слогов в 5 названиях картинок;

2 балла: правильно выделено количество слогов в 3-4 названиях картинок;

1 балл: правильно выделено количество слогов в 1-2 названиях картинок;

0 баллов:  задание не выполнено или выполнено не верно.

Задание 8.  «Чтение схем слов» (методика Н.В. Нечаевой)

Назначение задания: выявить умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым (перекодирование, но обратное тому, что делает ученик при диктанте).

Организация работы: Работа состоит из двух частей: обучающей и основной. Количество кружков в схемах соответствует количеству букв в слове. Схемы расположены в разбивку по отношению к рисункам. Дети должны установить соответствие между названием животного и схемой, соединив их линиями.

Инструкция к первой части задания

«Сейчас вы попробуете «читать» слова, но записаны они не буквами, а кружками».

Далее разбирается образец. На доске две схемы.

Рядом с первой схемой прикрепляется рисунок, изображающий, например, волка, а рядом со второй схемой – сома.

Учитель: Кто нарисован на этом рисунке?

Д. Волк.

У. Какой набор кружков подходит к этому слову?

Читаем первую схему:

                           

                         В-О-Л-К

Она не подходит. Читаем вторую схему:

                                   В-О-Л-К

                         

Она подходит. Соединим линией эту схему и рисунок. Так же проводится чтение слова «сом».

Инструкция ко второй части задания

«Теперь то же самое вы сделаете на своих листочках. Возьмите простой карандаш. Тихо произнесите название нарисованного животного. Найдите схему, которая соответствует этому названию. Соедините схему и рисунок. Не смущайтесь, если линии будут пересекаться». (Задание повторяется дважды).

Оценка задания

4 балла: правильно соединены с рисунками все пять схем;

3 балла: правильно соединены с рисунками 3- 4 схемы;

2 балла: правильно соединены с рисунками 2 схемы;

1 балл: правильно соединена с рисунком 1 схема;

0 баллов: все схемы соединены с рисунками неправильно.

Задание 9. «Исключение лишнего» (адптированная методика А.Ф.Ануфриева, С.И.Костроминой)

Назначение задания: изучить способность к обобщению, выделению существенных признаков; определить уровень категориального мышления.

Выдается карта с шестью рядами картинок. Всего 16 картинок.

Инструкция: «Необходимо в каждом ряду изображений найти такое, которое не подходит, лишнее, и зачеркнуть его»

Оценка задания

1 балл: за каждый правильный ответ

0 баллов:  задание не выполнено или выполнено не верно.

4 балла: высокий уровень обобщения;

2-3 балла: средний уровень обобщения;

1 и менее: слабо развит уровень обобщения.

После проведения диагностики оценивается  «Диагностическая карта обучающегося» (приложение 1) на основе критериев и заносятся уровни в «Речевой профиль» (приложение 2), где проводится логопедическая диагностика звукопроизношения и связной речи школьников 1-х классов.

Данные обсуждаются на школьном ПМПк, с классными руководителями и представляются на родительских собраниях с дальнейшими рекомендациями.

Уровни сформированности предпосылок к учебной деятельности

27-36 баллов- высокий уровень сформированности предпосылок к освоению продуктивной учебной деятельности

20 -26 баллов- средний уровень сформированности предпосылок к освоению продуктивной учебной деятельности

10 -19 баллов- низкий уровень сформированности предпосылок к освоению продуктивной учебной деятельности

9 и ниже баллов- очень низкий уровень сформированности предпосылок к освоению продуктивной учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение общего уровня общительности обучающихся (тест В. Ф. Ряховского)

Тест дает возможность определить уровень коммуникабельности человека. Содержит 16 вопросов. Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой из семи категорий относятся испытуемы...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, направлена  на коррекцию и развитие системы личностных отношений, на формирование навы...

Речевая готовность к школьному обучению

Презентация разработана для дошкольных педагогов в рамках Круглого стола. Цель- познакомить педагогов с трудностями первоклассников и приемами их преодоления. Обратить внимание дошкольных педагогов на...

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе...

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К обучению в ШКОЛЕ

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К обучению в ШКОЛЕЗачастую, родители наших воспитанников обращаются к нам, психологам, с вопросом «Готов ли их ребенок к школе?&r...

«Адаптация первоклассников к обучению в условиях реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Начало обучения в школе-один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького че...