МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
рабочая программа на тему

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, направлена  на коррекцию и развитие системы личностных отношений, на формирование навыков позитивного межличностного общения, адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, а также на профилактику нарушений поведения, школьной дезадаптации.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sotsialnogo_pedagoga.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«Областной центр диагностики и консультирования»

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

«ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Составитель: Маслакова Т.С., социальный педагог

Татарского филиала ГБОУ НСО ОЦДК

г. Татарск

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, направлена  на коррекцию и развитие системы личностных отношений, на формирование навыков позитивного межличностного общения, адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, а также на профилактику нарушений поведения, школьной дезадаптации.

Пояснительная записка

Программа «Формирование социально-педагогической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста» составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и предназначена для решения важной проблемы: оптимизации общения и взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Проблема общения и межличностных отношений в детском возрасте рассматривалась в исследованиях Н.И. Ганошенко, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой. Данная  программа является модификацией программы Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой «Межличностные отношения дошкольников», в которой особое внимание уделено проблемным формам отношения к сверстникам (застенчивости, демонстративности, обидчивости, агрессивности).

Предложенный мной, вариант модификации данной программы заключается в том, чтобы адаптировать ее для работы с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами в социализации и адаптации.

 Реализация данной программы будет способствовать решению социально значимой проблемы - вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их.

Ребенок будет успешным в школе при единых стартовых возможностях: овладение новой социальной ролью ученика, навыками общения со сверстниками и взрослыми.

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста. Своеобразие программы заключается в комбинировании различных видов деятельности, в чередовании общения, увлекательных игр и письменных упражнений, а также в создании ситуации успеха. Итоги подводятся в конце каждого занятия, ребенок сам может оценивать свои достижения в ходе занятия, а также участники группы могут оценить успехи товарища.

Комплексная система коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками строится с учетом следующих принципов:

  1. Учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Коррекционно - развивающие занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей. На всех занятиях педагог ориентируется на ребёнка: его тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.
  2. Доступности, который проявляется в соответствии возрастным нормам уровня сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – игровую.
  3. Единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики социальной ситуации развития ребёнка формируется группа, с которой проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия на протяжении реализации программы могут выступать диагностическими данными продвижения развития ребёнка.
  4. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
  5. Принцип системности предполагает проведение занятий по определённому графику (2 раз в неделю).

Условия эффективности коррекционно-развивающей работы

  • Создание атмосферы искренности, доверия, тепла, тем самым обеспечение прочности, единства межличностных взаимодействий в группе. Главная установка - на успех у каждого ребенка.
  • Учет добровольности детей при выполнении упражнений.
  • Поощрение и поддержка попытки овладеть своим поведением, объяснять свою позицию; внимание к тому, что делаешь, думаешь, чувствуешь сам и другие
  • Стимуляция мотива «быть не хуже других».

Цель программы

Способствовать созданию условий для успешного вхождения в школьную жизнь, новую социальную среду, создание благоприятного эмоционального фона для формирования интереса к учебной деятельности.

Основными задачами программы являются

  1. Нейтрализация негативных личностных проявлений: неорганизованности, агрессивности, конфликтности, обидчивости и др.; развитие способности к оптимальному взаимодействию с окружающим миром;
  2. Приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  3. Развитие способности к самоуправлению и самоконтролю;
  4. Формирование позитивной «Я-концепции», адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

Ожидаемые результаты

В ходе успешной реализации программы у детей активизируется творческий потенциал, формируется умения работать самостоятельно, осуществлять контроль над соблюдением правил поведения в процессе игровой и учебной видами деятельности и стимулирует их активность.

С помощью коллективного обсуждения многих заданий, предусмотренных программой, дети получат возможность сформировать и развить навыки общения в совместной деятельности: умение выслушивать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими.

Содержание программы

Содержание программы направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности;
  • формирование положительного отношения к себе;
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной

основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Занятия проводятся в игровой форме и включают методики, стимулирующие как социальное развитие, так и развитие их познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар.

Общение в группе увеличивает границы видения ребенком своих собственных возможностей через отражение действий других и с другими.

Условия формирования группы. 

В состав группы могут входить дети имеющие низкое статусное положение в группе детского сада, неуверенные в себе, агрессивные, замкнутые, тревожные, отличающиеся неорганизованностью поведения (недостаточная целенаправленность деятельности, неумение планировать, регулировать и оценивать свои действия). Отбор детей производится на основе диагностического обследования. Количество детей на занятиях недолжно превышать 4-5 человек, что создает оптимальные условия для индивидуальной работы и обеспечивает вариативность общения. Данная программа реализуется в процессе 12-14 коррекционно-развивающих занятий, периодичность занятий 2 раза в неделю,  продолжительность 20 до 30 минут.

Требования к материально-предметной среде.

Для проведения занятий необходима отдельная комната. В помещении игровой комнаты должна поддерживаться температура воздуха 18-20 градусов. Оконные проемы должны иметь гардины и тюлевые занавески, что способствует созданию уюта, приближение к домашним условиям. Игровой материал подбирается по условиям необходимости применения его на занятиях. Целесообразно использование аудиовизуальной техники.

Каждое занятие состоит из следующих этапов:

1 этап приветствия

Задача: 

  • создать атмосферу интереса к занятию;
  • сформировать установку на коллективное взаимодействие.

Игры и упражнения направленные на формирование интереса к предстоящему занятию и друг другу даются в начале каждого занятия.

2.Основной этап разбит 3 блока.

  • Расширение представлений о себе. Важнейшей задачей предлагаемой системы занятий является развитие у ребенка способности к пониманию своей уникальности и неповторимости.
  • Выработка и тренировка навыков общения и взаимодействия в коллективе. Цель этого блока: повышение чувствительности к себе, к другому человеку, развитие умений понять и передать свое эмоциональное состояние и почувствовать эмоциональное состояние другого.
  • Преодоление негативных личностных проявлений: агрессивности, неуверенности, обидчивости, неорганизованности и др.

Мы способствуем становлению сильных сторон личности и характера ребенка, задаем систему координат для нивелирования отрицательных проявлений, помогаем ощутить единение с другими, обучаем принимать самостоятельные решения, развиваем эмпатию.

3. Завершающий этап 

Задачи:

  • анализ и усиление группового взаимодействия через высказывания детей о происшедших удачах во время занятия и акцентуация педагогом позитивных проявлений и изменений у детей;
  • отслеживание настроения детей в конце занятия.

«Прощание», «Приветствие» детей носят ритуальный характер, во время занятия дети находятся в кругу, сидя на стульчиках или стоя на ковре. Такое положение дает возможность открытого общения, облегчает взаимопонимание и взаимодействие, форма круга позволяет им ощутить особую общность, создает у каждого участника чувство принадлежности к группе.

Можно использовать предложенный А.Н. Лутошкиным прием «цветопись». На большом листе, который расчерчен для каждого ребенка на все занятия, взрослый отмечает, какое у ребенка сейчас настроение, с помощью условленного заранее цвета. Вначале целесообразно использовать три цвета, а к концу, по уговору с детьми, пять цветов. Это свидетельствует о том, что дети научатся по ходу работы лучше дифференцировать свои переживания.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

№ п/п

Тема

Цель занятия

Формы работы

Оборудование и методическое обеспечение

1

Знакомство. Здравствуй, это я!

-Создание положительного эмоционального фона у участников группы и чувства принадлежности к группе;

-развитие навыков позитивного социального поведения

Игры, эстафеты, рисунок, обсуждение рисунка, элементы тренинга

Плюшевая игрушка, листы бумаги (А4),с изображением рамки, ручка, карандаши, фломастеры

2.

Какой Я?

-Расширение представлений ребенка о себе;

-Обучение видению своих достоинств,

-развитие дружеских чувств к участникам группы

Элементы тренинга, игры, рисунок, диагностика самооценки, обсуждение рисунка, пальчиковая гимнастика

Мяч, веревки, простой карандаш или ручка, фломастеры, бумага для рисования, бланки для диагностики самооценки «Самый-самый»

3.

Уверенность-неуверенность

-Создание атмосферы безопасности, доверия, принятия;

-Развитие групповой сплоченности, представлений об уверенности-неуверенности;

-Развитие саморегуляции, умение снимать эмоциональное напряжение;

-Развитие воображения, речи, мелкой моторики рук

Игры, упражнения

Цветные полоски бумаги, материал разной фактуры: мех, вата, пластмасса и т.п., карточки с изображением животных, аудиокассета

4.

Мы так все похожи

формировать у каждого ребёнка чувство принадлежности к группе; расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими

Игры, упражнения

Аудиокассета

5.

Мои поступки

-расширение представлений о себе;

-обучение видению своих достоинств;

-обучение умению анализировать свои поступки и поступки других людей

Игры, элементы тренинга, эстафета, пальчиковая гимнастика

Мяч, мяч-ёж, большой камень

6.

Я умею все делать сам, что не умею-научусь

Формирование адекватной самооценки;

-повышение саморегуляции и самоконтроля;

-развитие способностей видеть положительное в себе и других

Игры, упражнения, рисунок, обсуждение рисунка

Аудиокассета, альбомный лист, цветные карандаши, гуашь, фломастеры

7.

Мои чувства, мое настроение

Установление доброжелательной атмосферы в группе:

-формирование позитивного отношения ребенка к своему «я»;

-повышение степени самопринятия;

-расширение представлений об эмоциях и различных эмоциональных состояниях;

Игры, упражнения, рисунок, обсуждение рисунка, элементы тренинга

Цветной клубочек шерстяных ниток, колокольчик, схематичные маски-лица, листы бумаги, карандаши, фломастеры, аудиокассета

8.

Эмоции и чувства

Развитие способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности;

-формирование позитивного отношения ребенка к своему «я»;

Преодоление психологического барьера застенчивости, снятие эмоционального напряжения;

Обучение приемам саморегуляции.

Упражнения, этюд, дыхательные упражнения, элементы тренинга

Мяч, большие резиновые мячи, плакат с изображением двух мешков- темного и цветного, Весельчак-гном  (игрушка), цветной клубочек шерстяных ниток, колокольчик, схематичные маски-лица (пиктограммы), аудиокассета

9.

Занятие с участием родителей «Ты- чудо!»

Расширение представлений родителей о своих детях;

-повышение доверия родителей к работе педагога;

-гармонизирование взаимоотношений родителей и детей

Игры, элементы тренинга, совместный рисунок, обсуждение рисунков

Цветные карандаши, фломастеры, ручка и простой карандаш, мяч, большие резиновые мячи

10.

Поссорились-помирились

Развитие способности к согласованному взаимодействию;

-оказание помощи в освоении навыка установления контактов со сверстниками;

-обучение эмоциональному осознанию своего поведения;

-повышение самооценки ребенка;

-снижение уровня тревожности.

Упражнения, игры

Волшебное зеркало (большая рамка), 3-4 зеркальца, голубой шнур (река), песочные часы, веревка (тропинка), аудиокассета

11.

Приходи ко мне в гости

Расширение представлений об эмоциях и эмоциональных настроениях

-повышение уровня социальной компетентности ребенка во взаимоотношениях со сверстниками;

-оптимизирование развития позитивной я-концепции.

Игровые упражнения, рисунок, анализ рисунка

Покрывало, платочки, цветные карандаши, краски, рисунки чашек, аудиокассета, коробочка с бусинками или цветными камешками, деревянная шкатулка с мелкими предметами, игрушками или цветными фишками

12.

Я хочу быть добрым

-формирование социального доверия;

- улучшение взаимоотношений между детьми в группе;

- проведение психопрофилактики непродуктивных форм поведения;

-развитие коммуникативных навыков;

Повышение уверенности в себе;

-развитие воображения, творческих способностей, речи

Игры, упражнения

платочки, цветные карандаши, краски, рисунки чашек, аудиокассета, коробочка с бусинками или цветными камешками, деревянная шкатулка с мелкими предметами, игрушками или цветными фишками

13.

Моя семья

Помочь каждому ребёнку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи; продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи

Игры, рисунок; обсуждение рисунка

Сюжетная картинка «Семья», бумага, цветные карандаши, фломастеры, ручка, простой карандаш,

14.

Я не волшебник, я только учусь

Формирование позитивного отношения ребенка к своему «я»; развитие способности к согласованному взаимодействию

Игры, упражнение, рисунок

Золотые блестящие звездочки по числу детей; оформление для окон; музыка для релаксации


Список литературы

  1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М., 1977.
  2. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. М., 1994.
  3. Гелециева О., Клиндова Л., Бердыхова Я. Игры в детском саду. М., 1966
  4. Маралов В.Г., Макарова Н.В. Методические рекомендации по составлению и написанию коррекционно- развивающих программ. Череповец, 2003.
  5. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2008.-128 с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ».)
  6. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1997
  7. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Слободяник Н.П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду: Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. –М.: ТЦ Сфера, 2008.-128 с. (Бибилиотека журнала «Воспитатель ДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация театральных игр как средство формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками в старшем дошкольном возрасте

В статье раскрываются вопросы организации театральных игр как средства формирования готовности к совместной деятельности сосверстниками в старшем дошкольном возрасте....

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.09 " Обучение иностранному языку детей дошкольного возраста" (мдк 01, мдк 02)

Рабочая программа включает в себя: паспорт рабочей программы (область применения рабоей программы, цели и задачи профессионального модуля (ПМ) – требования к результатам освоения ПМ); структуру ...

программа общеразвивающая социально-педагогической направленности "Музыка для всех"

имеет 3 радела1 поянительная записка2  содержание программы3 обеспечение программысписок литературыприложние...

Программа курса социально-педагогической направленности обучающихся школ "Мы - Славяне!"

Программа курса социально-педагогической направленности обучющихся школ "Мы - Славяне!"...

Презентация: "Методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с особенностями развития"

Презентация разработана в соответствии с программой обучения по дисцеплине "Педагогика", специальность 4.02.01 "Дошкольное образование"...

Рабочая программа МДК 02.06 Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

Обоснованы исходные методологические и теоретические подходы. Рабочая программа определила результаты освоения междисциплинарного курса, егоструктуру и содержание. Рабочая программа включает усло...

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К обучению в ШКОЛЕ

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К обучению в ШКОЛЕЗачастую, родители наших воспитанников обращаются к нам, психологам, с вопросом «Готов ли их ребенок к школе?&r...