Рабочая программа МДК 02.06 Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста
рабочая программа

Обоснованы исходные методологические и теоретические подходы. Рабочая программа определила результаты освоения междисциплинарного курса, его
структуру и содержание. Рабочая программа включает условия ее реализации. Детально продуманы разделы "Особенности обучения студентов инвалидов и студентов с ограниченными
возможностями здоровья", "Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса (видов деятельности)". Практические задания соответствуют требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_psihped_2021.doc225.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Камчатского края

КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж»

«РАССМОТРЕНО»

Председатель ПЦК психолого-педагогических дисциплин

КГПОБУ «Камчатский

педагогический  колледж»

_______Л.С. Попова

«___» _______20___ г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по  УР

КГПОБУ «Камчатский

педагогический  колледж»

___________Н.А. Харченко

«___» _______20_____ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

КГПОБУ  «Камчатский педагогический  колледж»

_______А.Ю. Подгорная

«___» ________20____г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА 02.06

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

г. Петропавловск-Камчатский, 2020 г.

Рабочая программа междисциплинарного курса «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО),  входящим в состав укрупненной группы 44.00.00 Педагогическое образование: 44.02.01 Дошкольное образование, Положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2009 г. № 673, с учетом Разъяснения /И.М. Реморенко/ по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования.

Организация-разработчик: краевое государственное педагогическое образовательное бюджетное учреждение «Камчатский педагогический колледж»»

Разработчик: преподаватель Яковлева Е.В.

СОДЕРЖАНИЕ

стр

1

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА 02.06. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

4

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

9

3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

12

4

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК (ВИДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

22

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

МДК 02.06. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1.  Область применения рабочей программы

Рабочая программа междисциплинарного курса «Психолого-педагогические основы организации общения детей» профессионального модуля ПМ 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО входящим в состав укрупненной группы 44.00.00  Педагогическое образование: 44.02.01 Дошкольное образование в части освоения основного вида профессиональной деятельности: МДК 02.06 «Психолого-педагогические основы организации общения детей».

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области дошкольное образование при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи междисциплинарного курса

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения междисциплинарного курса должен:

1. иметь практический опыт:

- планирования различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной) и общения детей;

- организации и проведения творческих игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические);

- организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности;

- наблюдения и анализа игровой, трудовой, продуктивной деятельности и общения детей, организации и проведения праздников и развлечений;

- наблюдения за формированием игровых, трудовых умений, развитием творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников;

- оценки продуктов детской деятельности;

- разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей;

2. уметь:

- определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой, трудовой, продуктивной деятельностью детей;

- определять педагогические условия организации общения детей;

- играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей;

- использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;

- общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;

- руководить продуктивными видами деятельности с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы;

- анализировать проведение игры и проектировать ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы;

- анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции.

3. знать:

- теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;

- сущность и своеобразие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста;

- содержание и способы организации и проведения игровой деятельности дошкольников;

- психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста;

- основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов;

- способы диагностики результатов игровой, трудовой, продуктивной деятельности детей.

  1. . Результаты освоения междисциплинарного курса

Результатом освоения междисциплинарного курса является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Психолого-педагогические основы организации общения детей, в том числе профессиональными и общими компетенциями.

  1. Общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

  1. Профессиональными компетенциями:

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

1.4. Образовательный маршрут по дисциплине/МДК 02.06. Психолого-педагогические основы организации общение детей раннего и дошкольного возраста

Таблица 1

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная  аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

     лабораторные  работы

не предусмотрено

     практические занятия

12

     контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Итоговая аттестация в форме  теста

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

Календарно-тематический план

Общая длительность обучения: 36 часов

 

Наименования разделов, тем и тем занятий

Длительность (часов)

Тип занятия

Материалы

Описание темы

Требования к студентам

 

Раздел 1 . Раздел 1. Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

36

 

 

 

 

 

Тема 1.1 . Теоретические основы и психолого-педагогические особенности общения

10

 

 

 

 

1

Общение как психолого-педагогическая категория.

4

Лекция

Фалей М.В. Педагогическое общение, стр 7-11.Волчков Э.Г. Психология общения, стр.9,19. Мириманова М.С.Пс.-пед.основ.орг.общ.,стр.6,15

Понятия, виды, сущность, основные функции, структура (стороны и формы) педагогического общения.

 

2

Виды межличностного общения. Средства общения

2

Лекция

Фалей М.В. Педагогическое общение, стр.9,19-23. Мириманова М.С.Пс.-пед.основ.орг.общ.,стр.19

Вербальные, невербальные средства общения. Речь как важнейшее средство общения

Ознакомиться с материалом Волчков Э.Г. Психология общения, стр.9-10,183-202

3

Отработка вербальных и невербальных средств общения (тренинговое занятие).

2

Практ. занятие

УМК

Вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей. Условия применения вербальных и невербальных средств в общении с детьми.

Приемы развития различных сторон вербального и невербального общения у детей

4

Коммуникативная компетентность педагога и его профессиональная успешность. Культура и этика педагогического общения.

2

Лекция

Фалей М.В. Педагогическое общение, стр.32-37. Волчков Э.Г. Психология общения, стр.9-10. Мириманова М.С.Пс.-пед.основ.орг.общ., стр.11

Компетенция и компетентность. Стили педагогического общения. Модели поведения педагога. Педагогический такт

Педагогический такт

 

Тема 1.2 . Психолого-педагогические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста.

26

 

 

 

 

5

Роль общения в развитии ребенка. Возрастная периодизация развития и особенности общения. Влияние общения на развитие ребенка в младенческом возрасте. Общение «взрослый-ребенок» в раннем возрасте

4

Лекция

Фалей М.В. Педагогическое общение, стр.103-110. Мириманова М.С. Пс.-пед.основ.орг.общ.,стр.76-83

Развитие общения у детей дошкольного возраста.

Ознакомиться с книгой Петрова В.И. Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду

6

Общение дошкольников и психологические факторы развития. Роль среды в развитии личности ребенка. Роль общения в формировании детского коллектива и отношений между детьми.

2

Лекция

Мириманова М.С.Пс.-пед.основ.орг.общ.,стр.101,129. Мириманова М.С.Пс.-пед.основ.орг.общ.,стр.107-120

Развитие общения со сверстниками в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Приемы, способствующие воспитанию гуманных чувств, культуры поведения у детей в процессе общения со сверстниками

7

Общение дошкольников со взрослыми. Общение со взрослыми и развитие речи. Стили общения работников ДОУ с детьми дошкольного возраста

2

Лекция

Фалей М.В. Педагогическое общение, стр.110.

 

Приемы, способствующие воспитанию гуманных чувств, культуры поведения у детей в процессе общения со взрослыми

8

Особенности общения дошкольника в семье. Специфика детско-родительских отношений

2

Лекция

Мириманова М.С.Пс.-пед.основ.орг.общ.,стр.165-193

Формы  и стили общения воспитателей и родителей с детьми. Место ребенка в системе отношений в семье

Специфика детско-родительских отношений в полной, неполной и неблагополучной семье

9

Решение ситуационных психолого-педагогических задач: формы общения с взрослыми у детей дошкольного возраста.

2

Практ. занятие

Фалей М.В. Педагогическое общение. УМК

Стили общения воспитателей и родителей с детьми.

Роль взрослого в формировании общения дошкольников друг с другом.

10

Основы организации бесконфликтного общения детей. Особенности общения с «трудными» дошкольниками.

2

Лекция

Мириманова М.С.Пс.-пед.основ.орг.общ.,стр.207-321. Фалей М.В. Педагогическое общение, стр.75-88.

Причины возникновения конфликтов в общении детей, методы профилактики. Причины негативных проявлений детей в процессе общения

Подготовить игры и упражнения как методы обучения конструктивному разрешению конфликтов. Индивидуальный подход к «трудным» детям

11

Вспомогательные средства общения, способствующие коррекции настроения и поведения детей

2

Практ. занятие

Чистякова М.И. Психогимнастика. Панфилова М.А. Игротерапия общения

Арттерапия: музыкотерапия, изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия

Подготовка сообщения по книге Г.Л. Лэндрет на тему «Искусство построения отношений с ребенком»

12

Основные виды деятельности детей. Игра и игрушка в общении и развитии детей

2

Лекция

Мириманова М.С. Пс.-пед.основ.орг.общ.,стр.140-158

Психолого-педагогические концепции игры. Роль игры в социальном и эмоциональном развитии детей

Подготовить доклад «Игрушка как средство общения детей в раннем возрасте»

13

Анализ инновационной программы дошкольного образования  «От рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Анализ комплексных и парциальных программ по теме «Задачи общения детей разного возраста в разнообразных видах деятельности»

2

Практ. занятие

«От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования.  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. —  c. 336

 

Подбор игр и упражнений по теме «Общение детей в разных видах деятельности»

14

Диагностические методики исследования межличностных взаимоотношений.

2

Лекция

УМК

Методика «Два домика», «Социометрия»,методика «Изучение коммуникативных умений», методика «Отношение ребенка ко взрослым и сверстникам».

Способы диагностики результатов игровой, трудовой, продуктивной, культурно-досуговой деятельности детей

15

Планирование и руководство различными формами общения детей дошкольного возраста.

2

Практ. занятие

УМК

 

Приемы оказания помощи детям, испытывающим затруднения в общении. Наблюдение и анализ планирования работы по организации общения с детьми на практике.

16

Итоговая контрольная работа

2

Практ. занятие

УМК

 

 

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация междисциплинарного курса предполагает наличие учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- стол и стул для преподавателя.

- столы и стулья для студентов;

- доска;

- толковые словари;

- справочники по психологии;

- раздаточные материалы справочного характера;

- дидактические материалы;

- обучающие материалы для самостоятельной работы студентов

- лекционный материал по психологии общения детей;

- контрольно-измерительные материалы (пакет тестовых заданий);

- пакет диагностических методик определения уровня развития речевого общения;

- набор тренинговых упражнений по развитию общения детей дошкольного возраста;

- набор коррекционно-развивающих игр по развитию общения детей дошкольного возраста.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, проектор, интерактивная доска

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

1.        Бычков С.С. Формирования умения общения со сверстниками у старших дошкольников.-М.: АРКТИ, 2003.-96 с.

2.        Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте: 3-е изд. – М.: Академия, 2010. - 368 с.

3.        Волчков Э. Г. Психология общения: учеб. пособие / автор-сост. Э. Г. Волчков; под ред. И. М. Юсупова. – Казань: Академия наук РТ, КФУ, 2015. – 365 с.

4.        Инновационная программа дошкольного образования  «От рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. —  336 с.

5.        Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития, 1997.-240 с.

6.        Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./Предисл. А. Я. Варга. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 368 с.

7.        Мириманова М.С. Психолого-педагогические основы организации детей дошкольного возраста.- М.: Академия, 2019. - 256 с.

8.        Панфилова М,А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. -М.: «Издательство ГНОМиД», 2001. — 160 с.

9.        Панфилова А.П. Теория и практика общения. – М.: Издательский центр Академия, 2007 - 288 с.

10.        Смирнова О.Е. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие, М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 305 с.

11.        Смирнова Е.О. Детская психология.- М.: КНОРУС, 2016. - 280 с.

12.        Фалей, М. В. Педагогическое общение: учебное пособие / М. В. Фалей. – Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2014. – 116 с.

13.        Чистякова М. И. Психогимнастика  /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-106 с.

Дополнительные источники

1.        Баркан А. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка.- АСТ-Пресс, 1999. - 432 с.

2.        Баркан А. Ультрасовременный ребенок.- ООО Этерна, 2014. - 816 с.

3.        Венгер Л. А. Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч -щ - М.: Просвещение 1988. – 124 с.

4.        Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: «ЧеРо» и «Сфера», 2001. – 240 с.

5.        Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?/Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ «Астрель» ВКТ Владимир, 2008. – 251 с.

6.        Детская практическая психология: Метод. разраб./сост. Ю.А. Афонькина. Мурманск, 2000. - 30 с.

7.        Детская практическая психология: Учебник/Под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2001. - 255 с.

8.        Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.

9.        Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб./ И. А. Зимняя. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.

10.        Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы. / авт.-сост. Л. В. Шмонина, О. И. Зайцева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 215 с.

11.        Каплан Л.И. Посеешь привычку – пожнешь характер. М.: Просвещение, 1976.- 95 с.

12.        Ковалева А.С. Специальная педагогика и психология: аспекты воспитания толерантности в условиях инклюзии.- Барнаул: АлтГПУ, 2018.- 107 с.

13.        Конкевич С.В. Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.-80 с.

14.        Короткова Л.Д. Сказка – для светлого ума закваска. – М.: педагогическое сообщество России, 2001.-128 с.

15.        Леонтьев, А.А. Педагогическое общение: брошюра / А.А. Леонтьев. – Москва-Нальчик: Эль-Фа, 1996. – 92 с.

16.        Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.— 144 с.

17.        Мириманова М.С. Толерантность как феномен индивидуальный и социальный. М.: Прометей, 2004. - 256 с.

18.         Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.-96 с.

19.        Мухина, Валерия Сергеевна. Детская психология: учеб. для студ. пед. ин-тов / В. С. Мухина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.

20.        Немов Р. С. Психология: В 3 т. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.

21.        Общение детей в детском саду и семье / [Т. А. Репина, Р. Б. Стеркина, Т. В. Антонова и др.]; Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1990. – 150 с.

22.        Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. - М.: Мозаика-синтез, 2000.-166 с.

23.        Петрова В.И. Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2012 г. – 90 с.

24.        Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект /Под ред. Н. Н. Подьякова, Н. Я. Михайленко. - М., 1987.

25.        Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М. Акад. пед. наук СССР — М.: Педагогика, 1989.—216 с.

26.        Савченко В.И. Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников. – СПб.: Детство-пресс, 2013.-112 с.

27.        Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. - М., АРКТИ, 2004.- 72 стр.

28.        Урунтаева Г.А. Детская психология.- М.: Академия, 2008. - 368 с.

29.        Урунтаева Г. А. Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995. - 291 с.

30.         Учимся общаться с ребенком: руководство для воспитателя/В.А. Петровский, А.М. Виноградова и др.- М.: Просвещение. 1993.-191 с.

31.        Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2004.-80 с.

32.        Фридман Л. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. - М.: Сфера, 2000.-208 с.

33.         Шорыгина Т.А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения.-М.: ТЦ Сфера, 2017.-80 с.

Периодические издания

1.        Ашитко Е. Ура! Мультфильм!: анимационная фильмотерапия в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ//Школьный психолог.-2016.-N 3.-с. 24-26.

2.        Дубина Л.С. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л.С. Дубина //Дошкольное воспитание – 2005. – № 10. – С. 26-36.

3.        Дубина Л.С. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л.С. Дубина //Дошкольное воспитание. – 2005. – № 11. – С. 3-10.

4.        Егорова А.В. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям: от преодоления изолированности к решению вопросов инклюзивного образования//Вестник Псковского ГУ.-2015.- N 2.- с. 28-39

5.        Клименкова, О.В. Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание, 2002, № 4. – С. 7-14.

6.        Мириманова М.С. Толерантность как профессионально важное качество воспитателя дошкольного образовательного учреждения// информационно-методический бюллетень Городской экспериментальной площадки второго уровня «Экспертиза психологической безопасности образовательной среды» № 5.-М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2009.- № 2, с. 104-117

7.        Мириманова М.С. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности.- с.104—115

8.        Олифер О.О. Проблемы социализации детей с особыми образовательными потребностями//Вестник Кемеровского ГУ.-2015.- N 3-1.- с. 115-119

9.        Павленко, Т.С., Рузская А.В. Почему они конфликтуют? // Дошкольное воспитание, 2003, № 1. – С. 72-78.

10.        Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. Исследователь игры детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. - 1995. - №12. - С.12-15

11.        Смирнова, Е.В., Холмогорова, В.В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам: // Дошкольное воспитание, 2003, № 8. – С. 73-77.

12.        Смирнова, Е.В., Холмогорова, В.В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений // Дошкольное воспитание, 2003, № 9. – С. 68-76.

13.        Смирнова, Е. А., Гударева, пятилетние дети: особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание, 2004, № 3. – С. 69-75.

14.        Смирнова, Е. А., Гударева, пятилетние дети: особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание, 2003, № 10. – С. 63-73

Интернет-ресурсы

1.        Федеральный институт развития образования https://firo.ranepa.ru/ 

2.        Министерство просвещения РФ https://edu.gov.ru/ 

3.        Издательский дом «Первое сентября» www.gain.ru.

4.        Российский образовательный правовой портал www.law.edu.ru.

5.        Российский портал открытого образования www.openet.ru.

6.        Сайт «Все для детского сада» www.ivalex.vistcom.ru.

7.        Сайт института образовательной политики «Эврика» www.eurekanet.ru 

3.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий в  виде активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, мозговых штурмов, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, работы в малых группах – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся, различные формы самостоятельной работы студентов, текущая аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен.

.

Учебная практика и производственная практика (по профилю «Дошкольное образование») проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так, и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, сбор и анализ практического материала в СМИ и Интернет, проектирование, выполнение тематических и творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяется индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.

3.4 Особенности обучения студентов инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды имеют специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Специальные методические приемы проведения практических занятий способствуют эффективному развитию и социальной реабилитации обучающихся с ОВЗ. Индивидуальная и групповая работа, осуществляемая на занятиях, позволяет студентам инвалидам и студентам с ограниченными возможностями легче и быстрее адаптироваться в студенческой группе.

Форма проведения входного контроля, промежуточной и итоговой аттестации по психолого-педагогическим основам организации общения детей для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа, а промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов.

Текущий контроль успеваемости осуществляется в процессе проведения практических занятий, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования.

Обучающиеся из числа студентов инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами по дисциплине «Психолого-педагогические основы организации общения детей» (программами, учебниками, учебными пособиями, материалами для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

для лиц с нарушениями зрения:

•        в печатной форме увеличенным шрифтом;

•        в форме электронного документа;

•        в форме аудиофайла;

для лиц с нарушениями слуха:

•        в печатной форме;

•        в форме электронного документа;

для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

•        в печатной форме;

•        в форме электронного документа;

На учебных занятиях по психолого-педагогическим основам организации общения детей для лиц с нарушением слуха может быть использована компьютерная техника, аудиотехника (акустический усилитель и колонки), видеотехника (мультимедийный проектор, телевизор), электронная доска, документ-камера, мультимедийная система.

Для слабовидящих обучающихся предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране) при помощи видео-увеличителей для удаленного просмотра.

Для лиц с нарушениями зрения обучение проводится с использованием технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах.

Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в аудиториях предусмотрены передвижные, регулируемые парты с источником питания для индивидуальных технических средств, обеспечивающие реализацию эргономических принципов.

 3.5 Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего педагогического и психологического образования.

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА (ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

При реализации междисциплинарного курса обеспечивается организация и проведение текущего и итогового контроля индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на учебную дисциплину. Для текущего контроля педагогом создаются фонды оценочных средств – тесты, задания самостоятельной и практической работы, на выполнение которых на уроке отводится 10-15 минут. Текущий контроль и оценка проводится на любом из видов учебных занятий: лекции, семинаре, практическом занятии, а также при выполнении обучающимися индивидуальных заданий. Для текущего контроля и оценки разрабатываются и формируются блоки заданий по разделам (темам). Текущий контроль освоения обучающимися программного материала учебных дисциплин имеет следующие виды: входной, оперативный и рубежный контроль.

Входной контроль знаний обучающихся проводится в начале изучения темы, дисциплины, раздела с целью выстраивания индивидуальной траектории обучения студентов в форме устного опроса.

Оперативный контроль проводится с целью объективной оценки качества освоения программы дисциплины, а также стимулирования учебной работы обучающихся, мониторинга результатов образовательной деятельности, подготовки к промежуточной аттестации и обеспечения максимальной эффективности учебно-воспитательного процесса. Оперативный контроль проводится в форме самостоятельной работы.

Рубежный контроль является контрольной точкой по завершению каждой дидактической единицы учебной дисциплины и проводится с целью комплексной оценки уровня освоения программного материала. Рубежный контроль проводится в форме теста.

Проверку знаний и умений студентов, а, следовательно, и степень формирования общих и профессиональных компетентностей в рамках курса возможно осуществлять с помощью следующих форм и методов контроля:

- тестирование;

- тренинг;

- работа в «малых группах»;

- решение ситуационных и практических задач;

- подготовка докладов;

- ролевая игра.

На каждом практическом занятии необходимо создавать условия для проведения анализа собственной деятельности (рефлексии) студентами, отвечая на вопросы «Что получилось?», «Что не получилось?», «Почему не получилось?», «Что необходимо сделать, чтобы добиться лучших результатов?».  

Данные текущего контроля используются для анализа освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования, обеспечения системной учебной работы обучающихся, привития им умения четко организовывать свой труд, своевременного выявления отстающих и оказания им содействия в изучении учебного материала, для организации индивидуальных занятий творческого характера с наиболее подготовленными обучающимися, а также для совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Итоговый контроль осуществляется в конце изучения курса в форме теста. По результатам итогового контроля обучающиеся получают итоговую оценку. Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с критериями оценивания.

4.1. Практические занятия и форма контроля

Таблица 2

N

Наименование темы и содержание по программе

Количество часов

Формы и методы контроля

1

Отработка вербальных и невербальных средств общения (тренинговое занятие).

2

оценка выполнения практических заданий

2

Решение ситуационных психолого-педагогических задач: формы общения с взрослыми у детей дошкольного возраста. Стили общения воcпитателей и родителей с детьми.

2

оценка выполнения практических заданий

3

Вспомогательные средства общения, способствующие коррекции настроения и поведения детей. Арттерапия: музыкотерапия, изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия

2

оценка выполнения практических заданий

4

Анализ инновационной программы дошкольного образования  «От рождения до школы». Анализ комплексных и парциальных программ по теме «Задачи общения детей разного возраста в разнообразных видах деятельности»

2

оценка выполнения практических заданий

5

Планирование и руководство различными формами общения детей дошкольного возраста.

2

оценка выполнения практических заданий

6

Итоговая контрольная работа/тест

2

оценка выполнения

4.2. Практические задания к заданию по МДК 02.06. «Психолого-педагогические основы организации общения  детей дошкольного возраста»

1. Проведите сравнительный анализ планов работы воспитателя.

Цель: выявление системы работы по формированию коммуникативных навыков детей. Дайте качественную характеристику результатов.

2. Проведите сравнительный анализ целей и задач развития коммуникативных умений  детей,  которые  ставит  воспитатель,  с  основными закономерностями развития общения в детском возрасте.

Цель:  определение  характера  учета  возрастных  и  психологических особенностей общения детей в разных возрастных периодах. Дайте качественную характеристику результатов.

3. Составьте перечень форм, средств и методов, используемых воспитателем группы для развития у детей навыков общения. Дайте оценку целесообразности их применения: соответствие целям, нормативным показателям, возрастным и индивидуальным особенностям детей конкретного возраста.

4. Составьте примерный план развития навыков общения у детей на 1 неделю. При составлении плана ориентируйтесь на возраст детей, с которыми вы работаете.

5. Проведите самооценку  развития  коммуникативных  способностей. Сделайте вывод, обоснуйте его, наметьте пути устранения выявленных проблем. 

6. Составьте примерный план развития общения детей в группе детского сада, ориентируясь на одну образовательную область.

7. Выявите проблемы организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности. Дайте характеристику причин их возникновения, определите пути их устранения.

8. Смоделируйте педагогическую среду, способствующую развитию общения детей. Дайте описание модели.

9. Проведите наблюдение за общением детей в группе ДОУ. Результаты наблюдения поместите в таблицу и сделайте выводы.

10. Проведите наблюдение за общения дошкольников (по выбору):

-в повседневной жизни и различных видах деятельности:

-в сюжетно-ролевой игре;

-в бытовой деятельности (режимные процессы);

-в познавательной деятельности;

-в социально-полезной деятельности;

-в совместной с взрослыми деятельности.

Дайте описательную характеристику результатов наблюдения.

11. С целью выявления детей, имеющих барьеры в общении, проведите наблюдение и сделайте анализ характера общения детей:

- со сверстниками;

- с воспитателями;

- с родителями.

Разработайте рекомендации для воспитателей, родителей  по устранению причин барьеров в общении у детей.

12.        С целью определения стилей педагогического общения, проведите наблюдение и анализ стиля общения воспитателей с детьми. Обоснуйте характер их влияния на взаимодействие детей со сверстниками.

13.        С целью выявления характера нарушения коммуникативных умений дошкольника, проведите анкетирование  воспитателей,  родителей.

14.        Диагностика коммуникативных навыков детей  (метод социометрии, тестирование). Проведите анализ результатов.

15.        Составьте план  проведения серии коррекционных игр, упражнений и этюдов с детьми (на развитие коммуникативных способностей).

16.        Подберите развивающие игры, упражнения, этюды.

17.        Разработайте программу коррекции общения детей в группе на один месяц.

18.        Разработайте критерии и показатели направленности педагогической среды на развитие у детей коммуникативных умений.

19.        Разработайте критерии и показатели направленности педагогической среды на развитие у детей коммуникативных способностей.

20. Составьте план организации общения детей при проведении режимных процессов (по выбору):

- прием детей, зарядка, умывание, обед, полдник и т. д.;

- самостоятельная деятельность детей;

- прогулки, экскурсии;

- совместные игры и занятия;

-  проведение развлечений и праздников;

- организация и проведение бесед с детьми;

- организация и проведение бесед с родителями детей;

- организация бесконфликтного общения детей;

- организация детей в разных видах деятельности.

При выборе практического задания ориентируйтесь на выбранную тему.

4.3. Самостоятельная работа и форма контроля

1.        Ознакомиться с материалом Волчков Э.Г. Психология общения, стр. 9-10,183-202.

2.        Изучить приемы развития различных сторон вербального и невербального общения у детей.

3.        Составить и записать мнение о брошюре «Педагогический такт».

4.        Ознакомиться с книгой Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду».

5.        Продумать о роли взрослого в формировании общения дошкольников друг с другом.

6.        Проанализировать приемы, способствующие воспитанию гуманных чувств, культуры поведения у детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

7.        Научиться некоторым правилам индивидуального подхода к «трудным» детям.

8.        Подготовить игры и упражнения как методы обучения конструктивному разрешению конфликтов.

9.        Подготовить сообщения по книге Г.Л. Лэндрет на тему «Искусство построения отношений с ребенком».

10.        Подготовить доклад «Игрушка как средство общения детей в раннем возрасте».

11.        Подбор игр и упражнений по теме «Общение детей в разных видах деятельности».

12.        Овладеть способами диагностики результатов игровой, трудовой, продуктивной, культурно-досуговой деятельности детей.

13.        Выучить приемы оказания помощи детям, испытывающим затруднения в общении.

Форма контроля самостоятельной работы:

-оценка выполнения практических заданий;

- проверка конспектов.

Таблица 3

Результаты

(освоенные профессиональные

компетенции)

Основные показатели оценки

результата

Формы и

методы

контроля и

оценки

ПК 1. Планировать различные виды  деятельности и общения

детей в течение дня. 

- методически грамотно

планировать работу с детьми;

- четко определять цель и задачи;

- адекватно подобрать форму и стиль общения с детьми;

- грамотно подобрать средства общения;

- проводить самоанализ

деятельности

Собеседование, тестирование, практические работы; творческие задания

ПК 2. Организовывать различные

игры с детьми раннего и

дошкольного возраста

-определение целей и задач руководства игровой деятельностью в соответствии с особенностями овладения детьми раннего и дошкольного возраста игровой деятельностью

-владение формами, методами и средствами руководства творческими играми и играми с правилами

-отбор эффективных методов и приемов стимулирования самостоятельной игровой деятельности детей с использованием прямых и

косвенных приемов руководства игрой

-применение педагогического наблюдения для определения уровня сформированности игровых умений дошкольников

Собеседование, тестирование,

практические работы;

творческие задания; отчет по учебной и

производственной практике

ПК 4. Организовывать общение

детей

- выбор методов, приемов и способов организации общения детей

-грамотность составления и полнота реализации

коррекционных программ, рекомендаций для воспитателей и родителей по эффективному

общению дошкольников

-целесообразность отбора диагностических методик и грамотное составление программ обследования межличностных отношений дошкольников

-обеспечение учета особенностей возраста детей и отдельных воспитанников при организации общения в разных видах деятельности

-методически грамотно планировать и составлять беседу с детьми;

- четко определены цель и задачи беседы;

-адекватно подбирать формы и средства общения;

- грамотно проводить анализ беседы

Собеседование, тестирование,

практические работы;

творческие задания

ПК 7. Анализировать процесс и результаты организации

различных видов деятельности и

общения детей

- определять педагогическую целесообразность и методическую грамотность проводимой работы;

- эффективно использовать диагностический

инструментарий;

- соблюдать требование к интерпретации и анализу результатов диагностики.

-установление соответствия целей, задач формирования видов деятельности и общения

программным требованиям

-определение целесообразности выбора форм, методов, средств организации и руководства

различными видами деятельности и общения детей

-обоснованность рекомендаций по результатам анализа процесса организации разных видов

деятельности и общения детей

Собеседование,

тестирование,

практические

работы;

творческие

задания

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Таблица 4

Результаты

(освоенные общие

компетенции)

Основные показатели оценки

результата

Формы и методы

контроля и

оценки

ОК 1. Понимать сущность и

социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- осознание социальной роли педагога в современном обществе;

- обоснование собственного выбора педагогической профессии;

- проявление устойчивого интереса к профессиональному педагогическому образованию через учебную деятельность, участие в учебно-практических конференциях, конкурсах, положительные результаты

прохождения программы педагогической практики

Собеседование, тестирование, практические

работы; творческие

задания; отчет по учебной и производственной

практике

ОК 2. Организовывать

собственную деятельность,

определить методы решения

профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- рациональность планирования и организации собственной деятельности с учетом требований;

- выбор оптимальных методов для решения профессиональных задач;

- оценивание эффективности и качества отбора методов для решения профессиональных задач

Собеседование,

тестирование,

практические

работы;

творческие

задания; отчет по учебной и

производственной

практике

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в

нестандартных ситуациях

- определение и оценка рисков профессиональной деятельности и способов их эффективной регуляции;

- целесообразность принятия решений в нестандартной ситуации;

- целесообразность принятия решений в нестандартных ситуациях

Собеседование,

тестирование,

практические

работы;

творческие

задания; отчет по учебной и

производственной

практике

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации,

необходимой для постановки и

решения профессиональных

задач, профессионального и личностного развития.

- владение приемами поиска информации, необходимой для постановки и решения задач

Профессиональной деятельности;

- осуществление анализа и оценки найденной информации с позиции профессионального и

личностного развития;

- разработка программ и проектов профессионально-творческого саморазвития на

основе отобранной информации;

- представление информации по решению профессиональных задач, программ и проектов

профессионального и личностного роста

Собеседование,

тестирование,

практические

работы;

творческие

задания; отчет по учебной и

производственной

практике

ОК 5. Использовать

информационно-

коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

- оптимальность использования информационных ресурсов и возможностей сети интернет для поиска, систематизации и оценки педагогического опыта, выполнения практических заданий

Собеседование,

тестирование,

практические

работы; творческие

задания

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность

обучающихся, организовывать и

контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество

образовательного процесса.

- оптимальность постановки цели, задач, выбора методов педагогического планирования, обеспечивающих мотивацию и успех воспитанников в достижении результата;

- проектирование успешности организации деятельности воспитанников в соответствии с

поставленными целями, задачами, планом деятельности, индивидуальными особенностями детей;

- коррекции собственной деятельности в соответствии с поставленными целями, полученными результатами;

- соблюдение требований при планировании, организации и контроле деятельности детей

дошкольного возраста ФГОС;

-владение технологией деятельностного подхода;

-степень проявления ответственности за качество организации педагогического процесса;

-обоснованность выбора форм контроля и методов оценки эффективности и качества выполнения своей работы;

- обоснованность создания и представления дидактических и методических материалов;

-обоснованность и адекватность оценки своих

профессионально-личностных качеств, постановки целей профессионально-личностного роста, определение форм и методов самообразования, повышения квалификации

Собеседование,

тестирование,

практические

работы;

творческие

задания; отчет по учебной и

производственной

практике

ОК 9. Осуществлять

профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

- обоснованность адаптации методических материалов с учетом изменяющихся условий:

целей, содержания, технологий профессиональной деятельности;

- результативность (качество) использования современных технологий в профессиональной

деятельности;

- проявление профессиональной мобильности при прохождении различных этапов производственной практики

Собеседование,

тестирование,

практические

работы;

творческие

задания

ОК 10. Осуществлять

профилактику травматизма,

обеспечивать охрану жизни и

здоровья детей

- соблюдение правил техники безопасности при проведении занятий, мероприятий с целью

обеспечения охраны жизни и здоровья детей;

- проявление умения по планированию воспитательно-образовательной работы с введением здоровьесберегающих технологий

Собеседование,

тестирование,

практические

работы;

творческие

задания; отчет по учебной и

производственной

практике

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с

соблюдением правовых норм ее

регулирующих

- успешность выбора модели профессионального поведения с учетом реальной практической ситуации;

- осуществление всех форм педагогической деятельности с соблюдением законодательства

РФ;

- соблюдение правовых норм профессиональной

деятельности, авторских прав при разработке учебно-методических материалов;

-успешность организации своей деятельности на педагогической практике в соответствии с

правовыми, моральными нормами;

- инициативность в правовой защите профессиональной деятельности;

-нормативно-правовое проектирование в

профессиональной деятельности

Собеседование,

тестирование,

практические

работы;

творческие

задания; отчет по учебной и

производственной

практике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОС по ПМ.02 "Организация разных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста"

Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенци...

Методические рекомендации студентам по предмету: "Теоретические и методические основы музыкального образования детей дошкольного возраста"

Методические рекомендации предназначены для изучения таких разделов дисциплины, как: Виды музыкальной деятельности дошкольников (музыкально-образовательная, творческая и исполнительская деятельность, ...

ПОРТФОЛИО по ПМ. 02. Организация различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста.

Здесь вы можете посмотреть различные виды деятельности и общения детей дошкольного возраста,проведенные мною на практике пробных занятий и наблюдений....

теоретические и методические основы игровой деятельности детей дошкольного возраста

Театрализованные игры в детском саду: их своеобразие и воспитательная ценность………………………………………&h...

Особенности общения детей дошкольного возраста.

Статья рассказывает об особенностях, средствах и содержании общения детей разного возраста....

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков общения детей дошкольного возраста

Для студентов и для педагогов работающих в сфере дошкольного образования...

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МДК 02.06. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

КТП  МДК 02.06 Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста...