Особенности общения детей дошкольного возраста.
статья

Филимонова Юлия Сергеевна

Статья рассказывает об особенностях, средствах и содержании общения детей разного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности общения детей дошкольного возраста.

Общение — сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. (Б.Д. Парыгин, 1971, с. 178).

Это определение ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу. И действительно, понять общение только в одном аспекте практически невозможно.

В современной психолого-педагогической литературе существует взгляд на общение как на коммуникативную деятельность. В этом случае общение рассматривается как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми. (А.А.Бодалев,  М.С.Каган)

Общение как коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействий людей. Основными компонентами коммуникативной деятельности являются, во-первых, коммуникативный, обеспечивающий обмен информацией; во-вторых, перцептивный, организующий взаимовосприятие, взаимооценки и рефлексии в общении; в-третьих, интерактивный, регулирующий взаимодействие партнеров в общении (Г.М.Андреева).

Общение необходимо отличать от коммуникации, хотя эти понятия часто используются как синонимы. Коммуникация — это любая связь, взаимодействие двух систем. Содержанием коммуникации является обмен
информацией. Если рассматривать общение как информационный процесс, то оно формально ничем не отличается от процесса коммуникации. Но обмен информацией — это лишь одна сторона общения. Общение же — это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одной личности на другую. (Н.И.Леонов, 2002)

Для понимания природы общения необходимо рассмотреть, как соотносятся понятия «общение» и «отношения». Общественные отношения — устойчивые связи индивидов, как членов объективно существующих социальных групп, воспроизводятся, изменяются и порождаются в общении. Только через общение, люди вступают в те или иные отношения. В свою очередь общественные отношения определяют как содержание, так и внешние формы общения. (Н.И.Леонов)

Общественные отношения могут быть официальные и неофициальные. Официальные отношения – это те, которые, в некотором смысле контролируются обществом, официально и документально оформляются. Неофициальные же – возникают в неформальном общении, могут поощряться и обществом, но они не закреплены документально. (Л.И.Петрова, 2007)

Неформальное общение более наполнено личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. О характере личностных отношений можно судить по тем чувствам, которые проявляются у людей относительно друг друга. Чувства могут быть как положительные, так и отрицательные. Положительные чувства сближают, способствуют совместной деятельности, отрицательные –    разъединяют, мешают сотрудничеству, часто приводят к конфликту. Высшая форма неформального общения — дружба.

Человеку свойственно стремиться к неформальному общению, к раскрытию внутреннего мира личности, личностного отношения, чувств. Но, однако, это не всем удается и зависит от определенных социальных характеристик человека. Такие черты личности, например, как направленность на общение, доверие, незамкнутость и т. д., способствуют установлению личностных, то есть неформальных, отношений между партнерами. Большую роль в организации таких отношений играет «техника» общения: приемы установления развития контакта, умения увидеть и понять другого человека и др. Овладение коммуникативными умениями — эффективное средство неформального общения. (В. С. Коробейников) Для того чтобы общаться необходимо не только уметь грамотно вести разговор с собеседником, но и быть способным внимательно и активно слушать.

Общение осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств. Динамическая сторона общения проявляется в жестах и мимике. К невербальным средствам общения также относится обмен предметами, вещами. Передавая друг другу предметы, люди устанавливают контакты. Взаимоприкосновения также являются невербальными средством общения. (В. Биркенбил, 1997)

Главным средством общения в человеческом обществе является речь. Речь формируется в процессе общения, и для этого необходимо создать такую речевую среду, в которой у ребенка возникнет желание активно участвовать в речевом общении, необходимо сформировать потребность быть понятым сначала взрослыми, а потом и сверстниками. (А.Г. Арушанова)

Существуют две формы речи -  диалог и монолог, которые постепенно осваиваются ребенком.         Даже в первой форме общения матери с ребенком, «дуэте», проявляются черты диалога, и монолога. (Н.И. Лепская) Диалог со сверстником также зарождается в виде несогласованной речевой активности находящихся рядом детей, «коллективном монологе» (Ж. Пиаже).  В таких монологах устанавливается эмоциональная связь со сверстниками, привлекается внимание. Ребенок пытается довести до сведения партнера цели и содержание своих действий, не только при помощи речи, но и активно используя невербальные средства общения: взгляды, мимику, жесты, позы, предметные действия.

Постепенно ребенок овладевает содержательным диалогом – учится слышать и понимать товарища, привлекать его внимание к себе и своей деятельности. (А.Г. Арушанова)

Первые навыки ведения диалога ребенок получает в общении со взрослым. Именно в общении со взрослым дошкольник рано учится говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, то есть обучается внеситуационному общению. (А.Г. Рузская).

На протяжении первых 7 лет жизни у детей последовательно возникают новые формы  общения со взрослым (М.И.Лисина, 1996):

Первым появляется ситуативно-личностное общение (первый год жизни). В этот период общение со взрослым является ведущей деятельностью для ребенка и протекает вне какой-либо другой деятельности. У ребенка отмечаются потребность во внимании и доброжелательности, личностные мотивы и экспрессивно-мимические средства общения. Внешне такое общение выглядит как обмен взглядами и улыбками, вскрики и гуление ребенка и ласковый разговор взрослого, из которого младенец улавливает только то, что ему нужно, - внимание и доброжелательность.

Далее появляется ситуативно-деловое общение (1-3 года). У ребенка возникает потребность в деловом сотрудничестве. Средства общения на этом этапе также существенно обогащаются, к экспрессивно-мимическим добавляются предметно-действенные средства общения - дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями.

Во внеситуативно-познавательном общении (3-6 лет) речь становится основным средством общения. Речь позволяет разговаривать со взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации. Мотивы общения – познавательные. Любознательность, стремление объяснить мир проявляются в многочисленных детских вопросах. Возникает потребность в уважении взрослого, которая выражается в обиде на замечания и отрицательные оценки.

Потребность во взаимопонимании и сопереживавнии -  составляет суть внеситуативно-личностного общения (6-7 лет). Речь остается основным средством общения, возникает так называемое «чистое общение», не включенное ни в какую другую деятельность. Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе.

Общение со сверстниками имеет ряд существенных характеристик, качественно отличающихся от общения со взрослыми. Во-первых, коммуникативные действия отличаются большим разнообразием и широким диапазоном, впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, кокетство, фантазирование, стремление сделать вид и т. д. Это обусловлено тем, что при общении со сверстниками приходится решать большее количество коммуникативных задач: управление действиями партнёра, контроль за их выполнением, оценка поведенческих актов, совместная игра, навязывание собственных образцов, постоянное сравнение с собой и др. Во-вторых, общение со сверстниками отличается более яркой эмоциональной насыщенностью. Дети чаще одобряют сверстника или вступают с ним в конфликтные отношения. Третья особенность взаимодействия детей заключается в нестандартности и нерегламентированности. Забывая о правилах, дети используют самые неожиданные и оригинальные действия. И только к концу дошкольного возраста контакты детей начинают подчиняться общепринятым правилам поведения. Четвертой отличительной особенностью является преобладание инициативных действий над ответными, что проявляется в несогласованности коммуникативных действий и приводит к непониманию, протестам и конфликтам. (М.И.Лисина, А.Г.Рузская)

Перечисленные особенности общения детей проявляются в большей или меньшей степени на протяжении всего дошкольного возраста, однако содержание общения за это время существенно меняется. (М.И.Лисина)

Эмоционально-практическое общение (2-4 года) между детьми и потребность в нем возникает на третьем году жизни и выглядит как предметное взаимодействие детей, которое первоначально не носит коммуникативного характера.

При ситуативно-деловом общении (4-6 лет) дети много разговаривают друг с другом, но их речь продолжает оставаться ситуативной. Возникает потребность в сотрудничестве и признании, реализуемая в коллективной сюжетно-ролевой игре. Появляется конкурентное, соревновательное начало. Такое общение благоприятствует развитию личности и самосознания, а также любознательности, смелости и творчества. Сложности в общении со сверстниками, напротив, делают детей пассивными, замкнутыми, недоброжелательными.

Основным стремлением при внеситуативно-деловом общении (6-7 лет) остается сотрудничество, но на смену соперничеству приходит взаимопонимание, поддержка, возникает привязанность, появляются первые признаки дружбы. Дети могут продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. (Лисина М.И., 1996)

На длительность общения оказывает влияние умение ребенка построить содержательную игру и действовать в игре согласованно: уступать роли, игрушки, принимать требования товарищей, считаться с интересами партнеров. Дети, у которых проявляется слабовыраженное стремление к общению со сверстниками, занимают неблагоприятное положение в коллективе сверстников. Немалую роль в этом играет отсутствие многих необходимых для игры умений и навыков. Это дети, либо часто болеющие, и поэтому редко посещающие детский сад, либо начавшие посещать детское учреждение лишь в старшем дошкольном возрасте и не имевшие возможности достаточно интенсивно общаться со сверстниками. Таким образом, не всегда ребенок в детском саду бывает один потому, что у него нет стремления к общению со сверстниками. Гораздо чаще в основе этого лежат другие причины, которые необходимо выявить воспитателю, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в налаживании общения с детьми.

Таким образом, в дошкольном возрасте существуют две сферы общения детей - со взрослым и со сверстником. И взрослые, и сверстники необходимы для нормального развития личности ребенка, но их роль в жизни детей различна. Общение со взрослым и со сверстником также развивается по-разному. Переход от ситуативной к внеситуативной и от деловой к личностной формам в общении со взрослым происходит быстрее, чем в общении со сверстником, т.к. взрослый выступает перед ребенком как источник новых знаний, способный разрешить сомнения и ответить на вопросы. Общение со взрослым в дошкольном возрасте имеет решающую роль для становления психики и личности ребенка. Именно во взаимодействии со взрослым ребенок сознательно усваивает нормы и правила поведения, учится видеть себя со стороны, начинает различать разные роли взрослых, что способствует формированию морального сознания, самосознания и самоконтроля. Общение и совместная деятельность со сверстником обеспечивает упражнение детей в правильных поступках. Дети учатся практически использовать нормы поведения, которые усвоили в общении со взрослым, пробуют выступать в разных ролях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОС по ПМ.02 "Организация разных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста"

Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенци...

Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.

Организм детей первых лет жизни значительно отличается от организма людей более старшего возраста. Уже в первые дни адаптации к жизни вне материнского организма ребёнок должен осваивать самые необходи...

ПОРТФОЛИО по ПМ. 02. Организация различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста.

Здесь вы можете посмотреть различные виды деятельности и общения детей дошкольного возраста,проведенные мною на практике пробных занятий и наблюдений....

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков общения детей дошкольного возраста

Для студентов и для педагогов работающих в сфере дошкольного образования...

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МДК 02.06. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

КТП  МДК 02.06 Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста...

Рабочая программа МДК 02.06 Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

Обоснованы исходные методологические и теоретические подходы. Рабочая программа определила результаты освоения междисциплинарного курса, егоструктуру и содержание. Рабочая программа включает усло...

Статья "Особенности социализации детей дошкольного возраста, в условиях семейной группы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Социализация воспитанника, находящегося в государственном учреждении по той или иной причине, имеет много сложностей, и вообще очень трудоемкий и многообразный процесс. Социализация такого ребенка нач...