Методические рекомендации студентам по предмету: "Теоретические и методические основы музыкального образования детей дошкольного возраста"
методическая разработка на тему

Кузнецова Елена Ивановна

Методические рекомендации предназначены для изучения таких разделов дисциплины, как: Виды музыкальной деятельности дошкольников (музыкально-образовательная, творческая и исполнительская деятельность, которые включают пение, слушание-восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактическая игра), а также в методические рекомендации включен раздел: Формы организации музыкальной деятельности детей, где рассматривается основная форма организации деятельности - музыкальное занятие и кратко - дополнительные формы (музыка в повседневной жизни детского сада, самостоятельная музыкальная деятельность, утренники и развлечения, музыкальное воспитание в семье).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации студентам при изучении темы: «Пение»

Показать, что пение — один из основных видов детского музыкального исполнительства. Изучение темы следует начать с характеристики певческой деятельности дошкольников с точки зрения проявления в ней внешних и внутренних действий. В связи с этим важно рассмотреть развивающую функцию пения. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что в пении успешно развиваются основные музыкальные способности. Студентам рекомендуется на конкретном музыкальном материале показать возможности формирования у детей эмоциональной отзывчивости на музыку как ядра музыкальности, музыкально-слуховых представлений, ладового чувства и чувства ритма. Следует дать характеристику основных знаний и певческих навыков, которые дошкольники усваивают в процессе пения. Особое внимание нужно уделить развитию творческих способностей в пении, влиянию опыта творческой деятельности на становление личностных качеств ребенка.

Опираясь на одно из основных положений педагогики и психологии о взаимосвязи общего и специфического развития детей, студенты должны рассмотреть влияние вокального воспитания на эмоциональную сферу, умственное и физическое развитие дошкольников, проследить, как совершенствуются в процессе певческой деятельности психические функции ребенка.

Многие исследователи в области музыкального воспитания (Б.В.Асафьев, Н.А. Ветлугина, Б.М.Теплов и др.) обращали внимание на необходимость формирования культуры чувств и эмоций детей средствами музыкального воспитания. Известно, что «заучить» чувства нельзя, их можно только воспитать. Сила эмоционального воздействия исполняемой песни рассматривается в музыкальной педагогике как одно из основных условий успешности педагогической работы в данном направлении. В связи с этим студенты должны уметь обосновать принципы отбора певческого репертуара для детей, знать методику работы.

Подводя итоги обсуждения вопроса о значении пения в развитии дошкольников, необходимо охарактеризовать цели и задачи воспитания и развития детей в процессе певческой деятельности.

Следует изучить возрастные характеристики развития голоса и слуха дошкольников. Рекомендуется составить таблицу «Возрастные характеристики и задачи развития голоса и слуха детей (раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста)». Необходимо рассмотреть вопрос охраны детского голоса, составить методические рекомендации для воспитателей и родителей по данной проблеме.

Вопрос о видах певческой деятельности в детском саду целесообразно рассмотреть во взаимосвязи с характеристикой песенного репертуара дошкольников. В соответствии с видами певческой деятельности следует привести примеры песен и различные типы вокальных упражнений. Целесообразно рассмотреть содержание, составные элементы и конкретные приемы формирования вокальных и хоровых навыков у дошкольников. Студентам необходимо знать требования к певческой установке и способы расстановки (рассадки) детей при пении, способы звукообразования (вид атаки звука), типы дыхания, правила вокальной дикции, примерный возрастной звуковысотный диапазон, причины голосовых затруднений «гудошников» и приемы работы с нечисто поющими детьми. Студентам полезно подобрать  конкретные примеры вокальных упражнений, игровых заданий и приемов развития каждого навыка в дошкольном возрасте.

Изучение методики обучения пению в детском саду следует начать с подготовительного этапа в разучивании песен. Он предполагай музыковедческий и педагогический анализ песни, выявление художественных задач и технических трудностей, определение методических приемов по их преодолению.

Анализируя «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, необходимо особо изучить третью часть данного пособия. На основе анализа студенты должны предложить свои варианты выполнения и усложнения заданий, предлагаемых в пособии.

На основе изученной методической литературы важно проанализировать общие и специфические черты в обучении пению детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. При обсуждении этого вопроса рекомендуется использовать методические разработки фрагментов занятий, составленные студентами самостоятельно.

Схема анализа песни:

  1. Авторы музыки и слов песни.
  2. Воспитательная ценность музыкального произведения:
  • характер,
  • интонационная выразительность музыки,
  • содержание литературного текста,
  • его идея и художественная ценность.
  1. Анализ литературного текста:
  • наличие сюжета, обращения, диалога;
  •  ритмичность литературного текста;
  • наиболее значительные в выразительном отношении слова;
  • непонятные детям данной возрастной группы слова и словосочетания;
  • наличие образных выражений (эпитетов, метафор, сравнений);
  • сложные в дикционном отношении слова и словосочетания.
  1. Анализ мелодии песни:
  • лад, тональность, наличие отклонений;
  • соотношение устойчивых и неустойчивых ступеней;
  • размер, темп;
  • динамические нюансы;
  • мотив, фраза, предложение, ступени лада, на которых заканчивается каждая структурная часть мелодии;
  • характер, интонационная выразительность мелодии;
  • характер движения, особенности развития;
  • способ звуковедения;
  • интервалы и их эмоциональная окрашенность, сложность интонирования при разучивании песни;
  • наличие звукоподражаний, мелодических оборотов, близких к интонациям речи;
  • ритм, его выразительность, трудности  воспроизведения ритмического рисунка;
  • связь средств музыкальной выразительности с текстом;
  • диапазон, его соответствие возрастным возможностям детей.
  1. Аккомпанемент:
  • художественные достоинства;
  • соответствие эмоционально-образному содержание песни;
  • доступность для восприятия детьми;
  • наличие вступления, его характер, мелодические и ритмические особенности.
  1. Структура песни:
  • одночастная, двухчастная (запев, припев), куплетная, форма рондо;
  • драматургия песни (завязка, кульминация, развязка).
  1. Педагогические выводы.


Методические рекомендации студентам при изучении раздела: «Восприятие-слушание музыки»

При изучении литературы студентам следует опираться на то, что восприятие музыки является ведущим видом музыкальной деятельности детей. Важно понять, что развитие музыкального восприятия в дошкольном возрасте осуществляется посредством всех видов музыкальной деятельности и во многом зависит от содержания музыкального образования.  Основным компонентом музыкального образования является репертуар, изучаемый детьми, поэтому освоение данной темы целесообразно начать с характеристики принципов отбора музыкальных произведений, используемых в работе с дошкольниками. Следует раскрыть требования к реализации принципов художественности и доступности музыкального репертуара.

Опираясь на знание специфики музыкального искусства и способов познания музыки детьми, следует раскрыть содержание понятий интонационный словарь эпохи, интонационный музыкальный опыт ребенка, охарактеризовать особенности музыки разных эпох, обосновать ее стилевые различия.

Будущим специалистам необходимо усвоить, что репертуар, который используется в процессе музыкального воспитания, оказывает влияние на отношение детей к музыке. Вопрос о доступности музыкальных произведений следует рассмотреть в двух аспектах: доступность художественно-образного содержания музыки и доступность воспроизведения музыкальных произведений дошкольниками.

На основе анализа литературы необходимо обосновать положения о том, что доступность художественно-образного содержания музыки должна соотноситься с эмоциональным опытом ребенка и способностью сопереживать чувствам, выраженным в музыке. Важно обсудить вопрос о соотношении программных и непрограммных произведений, включенных в репертуар, о расширении круга доступных музыкальных интонаций, о педагогических условиях формирования интереса к классической музыке.

Другой аспект доступности репертуара — исполнение произведений детьми — следует рассматривать применительно ко всем видам музыкального исполнительства и с учетом возрастных возможностей дошкольников. В пении это небольшой диапазон детских голосов, затрудненность воспроизведения детьми сложного ритмического рисунка, скромные фонетические и лексические возможности развития речи (особенно в младшем дошкольном возрасте). В связи с этим студентам необходимо сформулировать требования к отбору песенного репертуара для детей. Аналогично следует рассмотреть вопрос о доступности исполнительского репертуара в игре на детских музыкальных инструментах.

В музыкально-ритмических движениях требования доступности музыкального репертуара тесно соотносятся с доступностью художественно-образного содержания музыки, используемой в танцах, хороводах, музыкально-ритмических упражнениях, сюжетно-образных движениях и др. Основное внимание при отборе репертуара должно уделяться яркости, динамичности музыкальных образов, способных побудить ребенка к двигательной активности. Рекомендуется отобрать произведения мировой музыкальной классики, которые возможно использовать в танцах, играх, упражнениях и двигательных импровизациях в дошкольном возрасте.

Вопрос об отборе репертуара следует связать с принципами его применения в педагогическом процессе музыкального воспитания детей. На основе анализа программ Д.Б.Кабалевского, Н.А.Ветлугиной, О.П.Радыновой, построенных по содержательно-тематическому принципу, следует показать эффективность тематического подбора репертуара в решении основных задач музыкального воспитания дошкольников.

Подготовка к обсуждению методики развития музыкального восприятия потребует знания общей характеристики восприятия как психического процесса. Необходимо дать определение восприятия, раскрыть его физиологические основы и ведущие свойства, показать связь восприятия с движением и отличие восприятия от ощущений.

Изучив рекомендуемую литературу, студенты должны обратить внимание на такие качества музыкального восприятия, как эмоциональность, активность, осознанность, а также его познавательный, оценочный и ассоциативный характер. Следует выделить этапы развития музыкального восприятия в дошкольном возрасте.

В соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, необходимо показать возможности развития у них музыкального восприятия. На основе полученных знаний следует выделить задачи развития музыкального восприятия и соотнести их с основными задачами музыкального воспитания дошкольников.

Необходимо конкретизировать содержание каждого из методов обучения, рассмотренных ранее, в соответствии со спецификой развития музыкального восприятия в дошкольном возрасте, обращая особое внимание на проблемный характер методов и приемов обучения, способствующих активизации процесса восприятия музыки детьми. Студентам рекомендуется на основе анализа литературы разработать методические указания по применению словесных, наглядных, практических методов обучения в процессе развития музыкального восприятия дошкольников, привести конкретные примеры приемов активизации мышления, воображения, творчества детей во время слушания музыки.

При подготовке к занятиям необходимо изучить и проанализировать методику организации слушания музыки в разных возрастных группах детского сада. Характеризуя приемы обучения, следует показать технологию их применения не только в зависимости от возраста детей, но и от этапа слушания музыкального произведения. При обсуждении этого вопроса целесообразно использовать данные анализа просмотренных музыкальных занятий и собственные методические разработки фрагментов музыкальных занятий по слушанию музыки.


Методические рекомендации студентам при изучении раздела: «Музыкально-ритмические движения»

Изучение темы необходимо начать с общей характеристики ритмики как вида музыкальной деятельности. Рекомендуется изучить теоретические основы ритмического воспитания дошкольников. Рассмотреть системы ритмического воспитания Э.Ж.-Далькроза, Н.Г.Александровой и др., обсудить взгляды педагогов Н. А. Ветлугиной, Н.А. Метлова, М.А. Румер, Б.М.Теплова на содержание музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста. Особого внимания требуют вопросы ведущей роли музыкального искусства в ритмическом воспитании, соотношения музыки и движений, их взаимосвязи как главных условий эффективности музыкального развития детей. Единство музыки и движений помогает ребенку глубже пережить выразительность музыкального образа. В связи с этим следует обсудить роль ритмики в становлении музыкально-эстетического сознания дошкольников.

Изучив рекомендуемую литературу, необходимо выделить развивающую, образовательную и воспитательную функции ритмики, влияние ритмики на музыкальное и общее развитие личности ребенка. Подводя итоги обсуждения вопроса о значении ритмики в развитии детей, раскройте цель и задачи музыкально-ритмического воспитания дошкольников.

Следует изучить возрастные особенности развития музыкально-ритмических движений. Студентам рекомендуется посетить несколько музыкальных занятий в группах раннего, младшего, среднего, старшего дошкольного возраста и на основе анализа занятий выявить уровень развития музыкально-ритмических и двигательных навыков в каждой группе Важно проследить динамику усложнения навыков по возрастным группам.

Далее следует изучить виды ритмики, источники и особенности движений под музыку. Рассматривая содержание каждого вида музыкально-ритмических движений, важно обратить внимание на их развивающий и обучающий характер, назвать специфические умения и навыки, формируемые посредством определенного вида ритмики. Прежде чем перейти к рассмотрению методики формирования музыкально-ритмических движений, необходимо изучить особенности музыкального репертуара по ритмике для детского сада. Требуется перечислить и прокомментировать тенденции отбора музыкальных произведений для упражнений, танцев и музыкальных игр, имевшие место в истории отечественного музыкально-ритмического воспитания, охарактеризовать современные требования и принципы отбора репертуара по ритмике.

Характеризуя общие методы и приемы обучения ритмике, следует продумать варианты проблемного применения традиционных методов: наглядных, словесных и практических. На конкретном музыкальном материале студентам необходимо разработать комплекс методов проблемного характера, а также варианты использования игровых и соревновательных приемов при разучивании движений. Важно обсудить вопрос о соотношении коллективной и индивидуальной работы с детьми. Продумайте методические приемы, позволяющие педагогу эффективно сочетать индивидуальную и коллективную работу с дошкольниками в процессе разучивания музыкально-ритмических упражнений на занятии.

При подготовке к занятию необходимо также ознакомиться с опытом работы педагогов-музыкантов по формированию музыкально-ритмических движений у дошкольников различных возрастных групп. Важно выделить и обосновать целесообразность различных вариантов разучивания танцев, хороводов, музыкальных игр, упражнений.

Внимание следует уделить методике подготовительного периода, направленного на формирование выразительности, пластичности движений, согласованности их с музыкой, самостоятельности детей при исполнении танцев, игр, упражнений. Обсуждая этапы обучения музыкально-ритмическим движениям, рекомендуется использовать разработанные студентами конспекты занятий по разучиванию танцев (хороводов), игр и упражнений в младших и старших группах детского сада.


Методические рекомендации студентам при изучении раздела: «Игра на детских музыкальных инструментах»

Данный раздел курса требует знаний характеристики музыкальных инструментов и краткой истории их возникновения. Важно иметь представление о типах музыкальных инструментов (инструменты симфонического оркестра и народные) и основных их группах (ударные, духовые, струнные). Знакомясь с разновидностями музыкальных инструментов, необходимо обратить внимание на строение, внешний вид, способы извлечения звуков, особенности звучания и выразительные возможности каждого инструмента.

Затем следует перейти к изучению детских музыкальных инструментов, используемых в работе с дошкольниками. Необходимо знать классификацию детских музыкальных инструментов, особенности строения, способы звукоизвлечения и игры на инструментах, выразительные возможности каждого из них. Следует иметь четкое представление о том, в каком возрасте возможно обучение ребенка игре на определенном музыкальном инструменте. Подводя итог обсуждению данного вопроса, рекомендуется разработать педагогические требования к отбору музыкальных игрушек и инструментов для дошкольников.

В теории и практике музыкального воспитания существует несколько подходов к обучению детей дошкольного возраста игре на инструментах. Студенты должны охарактеризовать различные способы обучения игре на мелодических музыкальных инструментах. В связи с этим следует в первую очередь повторить ранее изученный материал о системах музыкального воспитания детей (К.Орф, Ш.Судзуки, Н.А.Метлов), а затем перейти к изучению рекомендуемой литературы. На основе анализа литературы сравнить цифровую, цветовую системы, обучение по вкладышам-схемам, по нотам и по слуху. Обосновать наиболее эффективный путь обучения игре на музыкальном инструменте. Изучив рекомендуемую литературу и опыт работы педагогов-музыкантов, необходимо показать значение данного вида исполнительства в музыкальном и общем развитии детей.

Существенное значение при подготовке к занятиям имеет определение задач и содержания обучения игре на инструментах. Основная цель музицирования в детском саду — приобщение детей к музыке и развитие музыкально-творческих способностей. В связи с этим необходимо рассмотреть возрастные возможности развития ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма посредством обучения игре на инструментах, проанализировать требования Типовой программы музыкального воспитания по данному разделу и основные линии усложнения требований по возрастным группам.

На основе анализа литературы выделить общие и специфические требования, предъявляемые к музыкальному репертуару, предназначенному для инструментального исполнения дошкольниками.

При характеристике основных методов и приемов обучения игре на музыкальных инструментах особое внимание следует уделить приемам активизации мышления и самостоятельных действии детей. Рекомендуется более детально рассмотреть практические методы обучения: приемы двигательного и наглядного моделирования характера мелодической линии и ритмического рисунка музыкального произведения. Необходимо продумать варианты проблемного использования наглядных, словесных и практических методов обучения, разработать игровые приемы и задания, направленные на формирование осмысленного исполнения произведения. Особого внимания требует вопрос о роли дидактических игр в обучении дошкольников игре на инструментах. Следует охарактеризовать и привести примеры музыкально-дидактических игр, направленных на развитие музыкального слуха, формирование исполнительских умений и навыков, а также знаний детей о музыкальных инструментах.

Изучая вопросы методики обучения индивидуальной игре на детских музыкальных инструментах, необходимо рассмотреть следующие моменты:

- способы и технические приемы игры на инструментах различных групп с целью создания выразительною образа;

- последовательность упражнений и заданий   при обучении ребенка игре на металлофоне (цитре, триоле и других инструментах, имеющих звукоряд);

- этапы разучивания музыкального произведения;

- своеобразие методики обучения игре на струнных, духовых и клавишных инструментах.

Далее необходимо рaccмотреть методические особенности обучении детей коллективному музицированию (в ансамбле, оркестре). Следует охарактеризовать последовательность работы с ансамблем и детским оркестром, методические приемы, направленные па формирование специальных ансамблевых навыков игры (умение слушать звучание ансамбля, ощущать единую ритмическую пульсацию, играть согласованно, добиваясь слитности звучания при изменении темпа, динамики и т.п.).

Раскрывая содержание работы по организации и руководству ансамблем и оркестром в детском саду, студенты должны назвать их разновидности, правила комплектации и примерный состав смешанного оркестра, педагогические условия объединении детей в ансамбль, оркестр,  правила инструментовки произведений, предназначенных для исполнения детьми, выразительные возможности каждой группы инструментов и их место в партитуре (исполнение мелодии, второго голоса, подголосков, аккомпанемента, ритмического и остинатного рисунка, сильных и слабых долей, перекличек, акцентов, басовой партии и др.). Студентам следует поупражняться в инструментовке музыкальных произведений и составлении партитур для детского оркестра.

Подчеркнуть воспитательные возможности детского оркестра, возможности включения индивидуального и коллективного музицирования в игры, сказки, драматизации, развлечения дошкольников.


Методические рекомендации студентам при изучении раздела: «Музыкально-образовательная деятельность» (музыкально-дидактические игры)

 Изучение данной темы необходимо начать с общей характеристики знаний о музыке, которые дошкольники усваивают в процессе обучения и воспитания в детском саду. Студенты должны иметь четкое представление о содержании знаний о музыке общего и специального характера. Следует рассмотреть вопрос о значении музыкально-образовательной деятельности для общего и музыкального развития ребенка. Важно отметить роль знаний о музыке в развитии основных музыкальных способностей (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма), формировании музыкальной культуры. Необходимо показать, что знания о музыке различных стилей и жанров, о композиторах и их творчестве и т.п. оказывают влияние на становление музыкально-эстетического сознания (интересы, потребности, эстетические эмоции, оценки, вкус, представления об идеале). Рекомендуется иллюстрировать теоретические положения примерами из опыта работы музыкальных руководителей и собственных наблюдений.

Студенты должны иметь представление о том, какие знания и сведения о музыке дети усваивают в процессе слушания музыкальных произведений, их исполнения (в пении и игре на инструментах), музыкально-ритмической деятельности. Важно показать, каким образом получение элементарных сведений о музыке может повлиять на формирование музыкально-творческих способностей детей.

При подготовке к занятию необходимо актуализировать знания о влиянии музыки на развитие личности ребенка и показать роль знаний в развитии любознательности, познавательных интересов и потребностей детей.

Вопрос о методах и приемах формирования знаний о музыке требует аналитического подхода к изученному ранее материалу по методике музыкального развития детей в процессе слушания, исполнительства, творчества. В данном случае следует акцентировать внимание на особенности применения наглядных, словесных, практических методов, направленных на усвоение знаний о музыке в каждом виде музыкальной деятельности детей. Содержательной характеристики требуют игровые методы обучения. Студенты должны быть готовы обосновать педагогическую целесообразность применения игрового метода в усвоении музыкальных терминов и понятий.

При изучении литературы необходимо подготовиться к обсуждению следующих методических вопросов: своеобразие методов обучения, направленных на усвоение знаний о музыке в различных возрастных группах; объем знаний о музыке, усваиваемый детьми в каждой возрастной группе; роль музыкальных пособий в получении элементарных сведений о музыке; педагогические требования к наглядным пособиям, используемым в работе с дошкольниками.


Методические рекомендации студентам при изучении раздела: «Детское музыкальное творчество»

При изучении темы нужно показать важнейшую роль творчества в становлении полноценной личности, развитии художественных способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения.

Для студентов будет полезным обращение к психологическим работам (например, Л.С.Выготского), в которых раскрывается механизм творческого процесса, его генетическая основа, особенности творческих проявлении в детском возрасте, тесная взаимосвязь с процессами воображения. Ознакомившись с материалом учебника, с дополнительной литературой, студенты должны хорошо представлять сущность понятия творчество, особенности этого процесса у детей. Следует обратить внимание на условность понятия детское художественное творчество и на те критерии, которым оно отвечает. Студентам поможет обращение к первым главам книги «Художественное творчество и ребенок», написанным Н.А.Ветлугиной.

Важно знать, что основным генетическим источником развития детского художественного творчества является игра, обогащающая опыт ребенка новыми впечатлениями и позволяющая ему реализовать свои замыслы, интересы, потребности, свою фантазию.

Поскольку долгое время в педагогике возникали и рассматривались разные точки зрения на развитие детского художественного творчества, следует познакомиться с различными подходами к изучению проблемы отечественными и зарубежными учеными. Первая глава книги «Художественное творчество и ребенок» поможет сориентироваться в этом направлении.

Проведенное под руководством Н.А.Ветлугиной научное исследование проблемы продуктивного детского творчества позволило получить важные результаты, характеризующие процессы его становления и развития. Особенно большой вклад принадлежит Н.А.Ветлугиной в изучении вопросов развития творчества дошкольников в разных видах музыкальной деятельности (певческой, музыкально-игровой, танцевальной, в игре на детских музыкальных инструментах). Результаты исследований отражены в работах «Художественное творчество и ребенок», «Художественное творчество в детском саду», в монографии «Музыкальное развитие ребенка».

Изучая эти работы, следует осознать важность и необходимость тесной взаимосвязи процесса творчества с процессом обучения детей. По мнению многих педагогов и психологов, именно эта связь является той базой, которая обеспечивает активное творческое развитие детей.

Только овладев навыками исполнительской музыкальной деятельности, ребенок может наиболее ярко, непосредственно выразить себя в том или ином виде музыкального творчества. Вместе с тем важно отметить и ту огромную роль, которую играет развитие у детей основных музыкальных способностей (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма и эмоциональной отзывчивости — ядра музыкальности), а также развитие музыкально-сенсорной основы.

Процесс музыкального творчества носит личностный характер. Творчество каждого ребенка неповторимо, поэтому требуется пристальное внимание к индивидуальным особенностям детей. Это нужно учитывать каждому педагогу.  Ответ на вопрос, почему такие качества личности ребенка, как подражательность и самостоятельность, имеют важное значение, особенно на первых этапах творческого развития, можно найти в книге, написанной ученицей А.Н.Ветлугиной — И.Л.Дзержинской («Художественное творчество и ребенок»).

Студентам важно понять и оценить роль педагога, который организует процесс общения с ребенком посредством музыкального искусства и при этом обнаруживает самые первые проявления детского творчества и активно развивает их в дальнейшем.

Студентам необходимо проанализировать указанные работы, обратив особое внимание на такие вопросы:

  • понятие детское музыкальное творчество;
  • источники его возникновения;
  • критерии;
  • предпосылки в его развитии;
  • взаимосвязь воображения и творчества;
  • взаимосвязь творчества и обучения;
  • основные этапы формирования творчества дошкольников;
  • методы и приемы активизации творческих проявлений детей.

Особое внимание следует обратить на применение метода творческих заданий как наиболее эффективного средства активизации музыкально-творческих проявлений дошкольников. Н.А.Ветлугиной разработана целая система творческих заданий для разных видов музыкальной деятельности — певческой, музыкально-игровой, танцевальной. Анализ рекомендуемой литературы поможет познакомиться с заданиями, разработанными совместно с композитором и поэтом. 

Этот анализ должен быть целенаправленным, чтобы выявить не только определенную этапность в развитии разных видов детского музыкального творчества (песенного, танцевального, музыкально-игрового, в игре на детских музыкальных инструментах), но и степень усложнения предлагаемых автором творческих заданий, активизирующих творческие проявления детей.

Разрабатывая самостоятельно задания на развитие песенного творчества дошкольников, следует идти по пути постепенного их усложнения от звукоподражаний, импровизации имен, простейших мелодий, пропеваемых с различными оттенками настроений (нежно, ласково, сердито, удивленно, угрожающе и т.д.), к импровизации простейших музыкальных вопросов и ответов («Зайка, зайка, где бывал? — На лужайке танцевал!», «Что ты хочешь, кошечка? — Молочка немножечко» и др.) и сочинению попевок контрастного характера на готовый текст («Звонко дудочка играет, наших деток забавляет: ду-ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду-ду!», «Я Петрушка — молодец, на макушке бубенец. Выйду, выйду, попляшу, позабавлю, насмешу!», «Я рогата, бородата, молока даю ребятам. Бе-бе!»), а также в разных жанрах (колыбельной, марша, танца), например,  в жанре польки: «Возьми-ка скрипку и смычок, играй нам полечку, сверчок! Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля, ля-ля-л я-л я-л я-ля!).

Такую же этапность можно выявить в заданиях на развитие танцевального, музыкально-игрового творчества и творчества в игре на детских музыкальных инструментах. Изучив эти этапы и особенности усложнения заданий, студенты должны самостоятельно разработать задания для всех видов музыкальной деятельности детей, учитывая их возрастные возможности.

На занятиях можно рассмотреть предложенные студентами игровые ситуации с использованием творческих заданий, а также конспекты музыкальных занятий, в которых спланировано применение заданий для развития разных видов музыкального творчества детей. Студенты, заинтересовавшиеся проблемой развития детского творчества, могут подготовить реферат по одному из вопросов, связанных с данной проблемой.


Методические рекомендации студентам при изучении раздела: «Формы организации музыкальной деятельности дошкольников»К формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье. Студентам необходимо дать общую характеристику форм организации музыкальной деятельности, раскрыть их общие и специфические особенности, показать роль и воспитательное значение каждой из них в педагогическом процессе.

При характеристике музыкальных занятий следует назвать их образовательно-воспитательное значение, перечислить их развивающие функции. Обратить внимание на возможности занятий в решении основных задач музыкального воспитания детей. Необходимо рассмотреть специфику проведения музыкальных занятий в группах раннего возраста, методические особенности организации занятий с младшими и старшими дошкольниками. Анализируя литературу по данному вопросу, следует выделить конкретные способы активизации эмоциональных проявлений, мышления, воображения и самостоятельных действий детей в разнообразных видах музыкальной деятельности, включенных в структуру музыкальных занятий. Особого внимания требует вопрос гуманизации педагогического процесса на музыкальном занятии. При обсуждении этой проблемы рекомендуется уделить внимание следующим моментам:

  • современное содержание музыкального воспитания детей в детском саду;
  • отбор музыкального репертуара, его качественные и количественные характеристики;
  • стиль руководства музыкальным воспитанием детей;
  • индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей на занятии;
  • способы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе обучения, характер взаимодействия детей на занятиях;
  • возможности включения нетрадиционных элементов в структуру, содержание и организацию музыкальных занятий (роль ребенка на занятии, способы организации детей, участие взрослых, изменение места, времени занятий).

Подводя итоги обсуждения вопроса, студенты должны выделить условия наиболее эффективной организации музыкальных занятий в структуре педагогического процесса в детском саду.

Рассматривая содержание музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада, следует охарактеризовать разновидности этой формы организации музыкальной деятельности детей. Будущие специалисты должны знать возможности использования музыки в быту детского сада, содержание и воспитательное значение развлечений и праздничных утренников. Важно охарактеризовать особенности различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность) в зависимости от организационных форм, в которых они протекают.

Рекомендуется продумать содержание тематических бесед о музыке, бесед-концертов с участием детей, праздничных утренников, театральных инсценировок и т.п. (по выбору) и обсудить на занятии методические особенности и характер педагогического руководства каждой из перечисленных организационных форм. Оценить воспитательное значение представленного методического материала (конспекты, наглядные пособия, атрибуты и т.п.).

Рассмотрев рекомендуемую литературу по проблеме музыкального воспитания дошкольников в семье, студенты должны подготовиться к деловой игре, содержание которой составят вопросы музыкального воспитании в семье. Темы деловой игры могут быть разнообразными (по выбору участников). Рекомендуются следующие темы:

  • «Педагогический совет с участием родителей» (взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в решении основных задач музыкального воспитания детей);
  • «Родительское собрание» (раннее музыкальное обучение детей, развитие
    музыкальных способностей ребенка и др.);
  • «Семейные праздники» (организация музыкального досуга);
  • «Музыкально-педагогическая гостиная» (содержание музыкального воспитания в семье);
  • «Беседа с родителями» (подготовка ребенка к обучению в музыкальной, школе, организация музыкальных занятий с детьми дома и т.п.).

Методические рекомендации студентам при изучении раздела: «Музыкальные занятия как основная форма организации музыкальной деятельности дошкольников»

Музыкальные занятия являются ведущей организационной формой музыкальной деятельности детей в дошкольном учреждении. Студенты должны знать виды музыкальных занятий, требования к их организации и уметь обосновать целесообразность применения каждого вида занятий. Индивидуальные занятия и занятия с подгруппой детей являются основными в группах раннего возраста. Будущим специалистам необходимо знать методические особенности организации занятий с детьми раннего возраста: специфику их построения, характер музыкального репертуара, доминирующие методы и приемы обучения. В группах дошкольного возраста индивидуальные занятия с детьми имеют вспомогательное значение. Следует указать цели организации данного вида занятий, их содержание и место в педагогическом процессе. Необходимо отметить специфику проведения индивидуальных занятий с детьми, отстающими или опережающими в развитии своих сверстников. Важно проанализировать условия и причины, побуждающие педагога организовывать индивидуальные доминантные и тематические занятия с дошкольниками. Студентам также необходимо раскрыть цели и содержание типовых, доминантных, тематических занятий с подгруппой детей. Важно проанализировать условия и обосновать целесообразность объединения детей в подгруппы, показать развивающее значение занятий данного типа.

Фронтальные занятия являются ведущей формой организации музыкальной деятельности детей в среднем и старшем дошкольном возрасте. Они делятся на типовые, доминантные, тематические и комплексные. Необходимо знать цель, содержание и специфику организации каждого вида фронтальных занятий.

Рассматривая типовые музыкальные занятия, студенты должны усвоить структуру, варианты их построения и условия объединения всех видов музыкальной деятельности на занятиях. При обсуждении вопроса обратить внимание на требования к физической, умственной и эмоциональной нагрузке детей с учетом вариативного изменения структуры занятий.

При изучении содержания доминантных занятий у студентов должны сложиться четкие представления о целях, задачах, особенностях и вариантах построения данного вида занятий. Детального рассмотрения требует методика проведения занятий в зависимости от доминирования каждого вида музыкальной деятельности детей.

Тематические занятия отличаются характером избранной темы. Следует выделить разновидности тематических занятий, охарактеризовать особенности каждой из групп, отметить их общие и специфические черты. Проанализировать принципы отбора и объединения музыкального репертуара на занятии, источники тематики занятий, их воспитательные и развивающие функции.

Комплексные занятия требуют объединения разных видов художественной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной и др. Будущие специалисты должны уметь обосновать цель, задачи комплексных занятий и их главные содержательные установки (на основе специфики каждого вида искусства). Важно разобраться в методических особенностях проведения занятий данного вида: принципах полбора и объединения музыкально-художественного репертуара, способах объединения произведений музыкального искусства, живописи, художественной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект учебного занятия в рамках реализации интегрированного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушением слуха) по дисциплине: Теоретические и методические основы музыкального образования детей в ДОУ .

Проект занятия предназначен для группы 2 курса специальности СПО 050130 "Музыкальное образование". Проект выполнен в рамках повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе: "О...

Вопросы к экзамену по теории и методики экологического образования детей дошкольного возраста

Вопросы к экзамену по теории и методики экологического образования детей дошкольного возраста...

теоретические и методические основы игровой деятельности детей дошкольного возраста

Театрализованные игры в детском саду: их своеобразие и воспитательная ценность………………………………………&h...

Ранее музыкальное развитие детей дошкольного возраста

В работе ракрывается польза начального музыкального образования детей....

"Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством методики Карла Орфа"

Выступление из опыта работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста по системе Карла Орфа....

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Программа профессионального модуля (далее программа) -  является частью  основной профессиональной образовательной программы по  специальности СПО 050130 «Музыкальное образование...

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МДК 02.06. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

КТП  МДК 02.06 Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста...