«Самореализация учащихся через участие в дистанционных олимпиадах»
статья
С данным докладом я выступала на ШМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 167.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО
Тема выступления: «Самореализация учащихся через участие в дистанционных олимпиадах»
Автор: Асонова Светлана Сергеевна, учитель математики МБОУ СОШ №9 городского округа Ступино Московской области |
2020
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Э. Хаббард
Введение
Как много детей школьного возраста любят соревноваться друг с другом и как мало из них любят учиться. Поэтому педагоги и родители часто пытаются мотивировать детей на учебу, создавая вокруг них дух соперничества. Соревновательный аспект и правда может мотивировать школьника учиться лучше, но не вредит ли это ребенку?
Соревновательность и ее связь с мотивацией
Соревновательность — это присутствие конкуренции между детьми. Во времена первобытных людей соперничество играло жизненно важную роль: если ты слаб и неловок, то не успеешь первым насытиться или убежать от дикого зверя. Остаться в живых — сильная внутренняя мотивация. У современных детей такой проблемы нет, зато есть вдоволь еды, игрушек и гаджетов, а в доме всегда тепло.
Единственная забота ребенка — учиться в школе, но в тепличных условиях ему сложно проявить себя.
Поэтому атмосферу соперничества приходится создавать искусственно.
Спортивные состязания и учебные олимпиады помогают ребенку развиваться и мотивируют его быть лучше и сильнее сверстников. Но мотивация тоже бывает разная. Если родители пообещали школьнику модный смартфон за пятерку по математике — это внешняя мотивация, часто слабая и неустойчивая.
Психологи доказали, что поощрение ребенка подарками лишает его чистой радости от собственных достижений в учебе. А вот если школьнику нравится решать сложные квадратные уравнения просто потому, что ему они интересны — это внутренняя сильная мотивация.
Соревновательный момент тоже может выступать мотивацией к учебе, но здесь есть свои нюансы. Например, нередки ситуации, когда детская победа в олимпиаде или конкурсе на самом деле является предметом нездоровой конкуренции между взрослыми: родителями или учителями.
Эмоциональная мотивация
Соревновательность сама по себе хороша, если ученик получает от нее удовольствие, при этом развивает настойчивость, целеполагание, силу воли и стремление учиться дальше. Неправильные факторы мотивации — когда ребенок участвует в олимпиадах только ради чувства превосходства над сверстниками или чтобы не расстроить родителей.
Эмоциональная составляющая тоже может служить мотивацией.
Чувство победы и превосходства — сильные стимулы, особенно для школьников, не пользующихся популярностью у сверстников.
Но если при этом ребенок не получает удовольствие от самого процесса подготовки и участия в олимпиаде, это повод подумать об этой ситуации.
Сами по себе яркие эмоции во время соревнований, вне зависимости от того, положительные они или отрицательные — нормальное явление. Если рядом присутствуют взрослые, которые поддержат, похвалят или успокоят, беспокоиться не стоит.
Возможный негативный эффект эмоциональной мотивации в том, что чрезмерные переживания ученика в период олимпиад могут переходить в постоянные напряженность и стресс. Как результат — ребенок будет чувствовать себя подавленным, неудовлетворенным своими усилиями. Он может потерять нормальный сон и аппетит. Дальнейшие победы или поражения могут нарушить психоэмоциональный баланс школьника на долгое время.
Если ребенок победил
Желанием быть лучшим часто обладают будущие бизнесмены и карьеристы. Мотивация на победу позволяет школьнику совершенствовать навыки коммуникаций, самоорганизацию, планирование и системное мышление.
Обычно после победы такой ребенок чувствует гордость, радость и иногда облегчение от того, что это все закончилось. Это нормально.
А вот если юный победитель насмехается над неудачами проигравших, злорадствует, чувствуя собственное превосходство, это повод для родителей пересмотреть систему воспитания, проанализировать причины формирования такой завышенной самооценки у вашего чада.
Если ребенок проиграл
Уметь проигрывать такой же важный навык, как и стремление к победе. Достойно проигрывать может только человек с развитыми социальными навыками. Родители часто забывают о пользе периодических поражений для ребенка, стараясь избегать их всеми силами. И правда, мало какой школьник способен с достоинством признать себя побежденным. Чаще всего он получает целый букет негативных эмоций — злость, обиду и раздражение.
В семейном кругу проигравшего ребенка могут быстро увести от этого состояния, например, отвлекая сладостями или игрушками. Но во взрослой жизни такого не бывает, поэтому лучше с самого раннего детства давать малышу проживать эти эмоции по-настоящему, от начала и до конца. Конечно, не стоит забывать о вашей поддержке. Если вы видите, что ваш ребенок расстроен, обнимите его, посочувствуйте ему, расскажите какую-то подобную историю из своего детства и о том, что они чувствовали в аналогичный момент.
Из всей этой ситуации ребенок должен вынести выводы:
● Проигрывать — нормально.
● Это случается нередко.
● Он не стал хуже только оттого, что проиграл.
Любовь родителей к своему чаду вне зависимости от результатов соревнований должна оставаться стабильной.
Польза олимпиадных соревнований
Олимпиада — это учебное соревнование между школьниками, в котором дети демонстрируют свои знания по выбранному предмету. Во время подготовки к ней ребята учатся анализировать информацию, ставить перед собой цели, тренировать силу воли, стрессоустойчивость, нестандартное мышление и когнитивные навыки.
Если школьник в течении года принимает участие не в одной олимпиаде, а в нескольких, то он не только запоминает большое количество информации по учебной программе, но и развивает полезные навыки, которые остаются с ним на всю жизнь. Олимпиада оказывает крайне полезное влияние на ребенка даже в том случае, если он не оказался в числе победителей, приобретенные умения будут служить опорой в будущем.
Совокупность реакций взрослых формирует самооценку ребенка. Важно не перегнуть палку с завышенными ожиданиями или наоборот, заниженной планкой, а также поддерживать школьника во всех его начинаниях и хвалить за усердие.
Заключение
Всероссийская олимпиада школьников – самое массовое мероприятие в стране по выявлению и развитию одарённых учащихся, ежегодно в ней участвуют свыше 6 миллионов школьников. Федеральным законодательством предусмотрена льгота для призёров и победителей олимпиады – поступление в вуз без вступительных испытаний по специальности, которая соответствует профильному направлению. Весь перечень олимпиад можно увидеть на сайте Минпросвещения России https://edu.gov.ru/activity/main_activities/olympiads/
Еще предлагаю некоторый перечень олимпиад, где ребята могут участвовать из дома
МетаШкола.
Учи.ру.
Олимпиадо.ру.(платно)
Мега-Талант.(платно)
Золотое руно, Кенгуру, Русский медвежонок за прошлые годы .
Минобр.орг.
Инфоурок.(платно)
Фактор роста.
Лисёнок.(платно)
Интехно Коровка.(платно)
Вот задачка.(платно)
Олимп 344
Солнечный свет.(платно)
Олимпиада.ру
Олимп МИФИ
МатОлимп.
Мир олимпиад.(платно)
Снейл.(платно)
Рыжий кот https://ginger-cat.ru/tvorcheskiye-konkursy (можно попробовать онлайн и бесплатно, затем приобрести наградной материал)
Список используемых источников:
Минпросвещение России https://edu.gov.ru/activity/main_activities/olympiads/
Статья «Путь к успешной карьере: как школьные олимпиады мотивируют ребенка учиться лучше» https://letidor.ru/obrazovanie/put-k-uspeshnoi-karere-kak-shkolnye-olimpiady-motiviruyut-rebenka-uchitsya-luchshe.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыка самоорганизации учащихся через педагогически целесообразное использование информационно-коммуникационных технологий
В условиях модернизации школьного образования одной из важных целей образования становится развитие у учащихся способности к самоорганизации, наличие которой определяет успешность индивида, его конкур...
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В данной статье рассматриваются вопросы формирования политической толерантности учащихся через использование СМИ, а именно газет, на уроках английского языка. Рассматриваются определенные взгляд...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/11/picture-697125-1610350715.jpg)
Развитие личности учащихся через формирование универсальных учебных действий в разновозрастных группах
использование технологий на уроках химии в разновозрастной группе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/26/picture-933531-1498462902.jpg)
Социализация учащихся через занятия хоровым пением в рамках общеобразовательной школы .
методическая разработка в помощь учителям музыки....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-144698-1357803969.jpg)
"Развитие творческого потенциала учащихся через разнообразные формы театрализованной деятельности"
В данной статье говорится об эффективности воздействия театрального творчества на личность ребенка, рассматриваются разные форматы театрализованной деятельности из опыта работы автора....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/27/picture-1130526-1553708589.jpg)
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Обобщение педагогического опыта.В моей работе с учащимися основными являются методы творческого характера. Исследование и анализ источника инспирации и отражение результатов в виде определ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/15/picture-623598-1429091980.png)
2.1. Результаты участия обучающихся в олимпиаде профессионального мастерства по специальностям СПО - подготовка победителей олимпиады профессионального мастерства на уровне О
2.1. Результаты участия обучающихся в олимпиаде профессионального мастерства по специальностям СПО - подготовка победителей олимпиады профессионального мастерства на уровне ОУ....