РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
проект

Бородина Светлана Олеговна

Введение

 

 

Актуальность.

    Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития .

   Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого учреждения дополнительного  образования. С этой целью предусмотрены занятия дополнительного образования в секциях, кружках, студиях по физической культуре, которые следует строить в соответствии с  особенностями  и возможностями конкретного возраста. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.

        Анализ  показателей здоровья, физического  и двигательного развития детей  старшего дошкольного возраста в  последние годы свидетельствует  о тревожных тенденциях. По данным Н.А.Ноткиной,  М.А.Правдова,  Ю.К.Чернышенко,  В.И.Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей (Ю.Ф.Змановский, М.А.Рунова, СБ.Шарманова, А.И.Федоров), а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях.    В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает выявление  источников пополнения и обогащения двигательного развития ребенка. Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития физических качеств, то становится очевидным актуальность данного вопроса. Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. По утверждению отечественных  педагогов П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Е.А.Покровского, К.Д.Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания. Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Подвижная игра - незаменимое средство совершенствования двигательных навыков, развития ловкости, сноровки, мышления, смекалки , пополнения знаний ребенка об окружающем мире, воспитания  ценных морально — волевых качеств.

Мяч - спутник детства любого ребенка. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительные ми эмоции детей, возникающими в процессе игровых упражнений с мячом благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению точного выполнения лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. П. Ф. Лесгафт писал: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью».

В подвижной игре развиваются способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели.

Цель:   изучение возможности использования подвижных игр и упражнений с мячом для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста и определить сущность, средства и методику ее развития.
  2. Выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
  3. Определить  сущность подвижных игр и игровых упражнений с мячом  и  особенности  методики их  проведения.
  4. Изучить возможности развития ловкости через использование  игр и упражнений с мячом детей старшего дошкольного возраста
  5. Подобрать подвижные игры  и игровые упражнения с мячом для проведения с детьми старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»

Защищена с оценкой __________

Протокол №_____ от __________

Курсовая  работа

РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ

НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Бородиной Светланы  Олеговны

студентки 32-а  группы ОЗО

Специальность 44.02.03

Педагогика дополнительного образования

Руководитель

Хусяинова Наталия Шавкятьевна

2019 год

Оглавление

Введение……………………………………………………...…………..3

  1. Характеристика ловкости, значение, средства и методика ее развития..7
  2. Возрастные особенности физического развития и  развития ловкости детей старшего дошкольного возраста................................................... 11
  3. Подвижные игры  и упражнения с мячом, сущность и  методика их проведения……………………….………..................................................15
  4. Использование физических упражнений и подвижных игр с мячом для  развития ловкости детей старшего дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования ……………………………………………...21  

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы……………………………………………………………..28

Приложение…………………………………………………………….............30


Введение

Актуальность.

    Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития .

   Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого учреждения дополнительного  образования. С этой целью предусмотрены занятия дополнительного образования в секциях, кружках, студиях по физической культуре, которые следует строить в соответствии с  особенностями  и возможностями конкретного возраста. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.

        Анализ  показателей здоровья, физического  и двигательного развития детей  старшего дошкольного возраста в  последние годы свидетельствует  о тревожных тенденциях. По данным Н.А.Ноткиной,  М.А.Правдова,  Ю.К.Чернышенко,  В.И.Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей (Ю.Ф.Змановский, М.А.Рунова, СБ.Шарманова, А.И.Федоров), а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях.    В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает выявление  источников пополнения и обогащения двигательного развития ребенка. Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития физических качеств, то становится очевидным актуальность данного вопроса. Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. По утверждению отечественных  педагогов П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Е.А.Покровского, К.Д.Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания. Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Подвижная игра - незаменимое средство совершенствования двигательных навыков, развития ловкости, сноровки, мышления, смекалки , пополнения знаний ребенка об окружающем мире, воспитания  ценных морально — волевых качеств.

Мяч - спутник детства любого ребенка. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительные ми эмоции детей, возникающими в процессе игровых упражнений с мячом благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению точного выполнения лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. П. Ф. Лесгафт писал: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью».

В подвижной игре развиваются способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели.

Цель:   изучение возможности использования подвижных игр и упражнений с мячом для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста и определить сущность, средства и методику ее развития.
  2. Выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
  3. Определить  сущность подвижных игр и игровых упражнений с мячом  и  особенности  методики их  проведения.
  4. Изучить возможности развития ловкости через использование  игр и упражнений с мячом детей старшего дошкольного возраста
  5. Подобрать подвижные игры  и игровые упражнения с мячом для проведения с детьми старшего дошкольного возраста

Курсовая соответствует:

ПМ 01. «Подготовка педагога в области физической деятельности»;

ПМ 02. "Организация досуговых мероприятий".

Словарь основных понятий

Игровое упражнение – физические упражнения, проводимые с использованием тех или иных методических особенностей игры; в этом случае физические упражнения, сохраняя свою сущность, могут приобретать своеобразную игровую окраску.

Ловкость –  координационная  сложность  усвоенного  движения,  точность выполнения  пространственных,  временных,  силовых,  ритмических  характеристик, изменение двигательной деятельности в соответствии с изменившейся обстановкой.

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных   с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Физические (двигательные)  качества –  это  определенные  стороны  двигательных  способностей  человека –  сила,  выносливость,  быстрота(скоростные возможности), гибкость, ловкость(координационные возможности).

Физическое  развитие –  закономерный  биологический  процесс  становления  и  изменения  морфологических  и  функциональных  свойств  организма  в продолжение  индивидуальной  жизни,  совершенствующийся  под  влиянием  физического воспитания.

Физические упражнения – основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка.

1. Характеристика ловкости, значение, средства

и методика ее развития

  Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

     Показателем ловкости является координационная  сложность движений. Здесь учитывается  время, необходимое для овладения  сложными движениями, и степень готовности, которая достигается в данном движении после занятий физическими  упражнениями и играми.

К показателям ловкости относят следующие факторы: способность быстро обучаться; использовать двигательный опыт; быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных играх координировано выполнять двигательные действия.

     В основе методики развития ловкости лежат  следующие положения:

     - применение необычных исходных  положений в знакомых упражнениях:  бег из исходного положения  – сидя, лёжа, стоя на коленях  и т. д.;

     - изменение скорости и темпа  движения, использование разных  ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;

     - смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку,  прыжки на одной или двух  ногах, с поворотом;

     - использование в упражнениях  предметов, что содействует умению  распределять движения в пространстве  и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений;

     - выполнение согласованных движений  несколькими участниками: приседание, наклоны в парах, поднимать  и опускать обруч, верёвку,  держась за них по 3-4 человека;

     - более сложные сочетания основных  движений: бег змейкой, обегая  кубики, доставая в прыжке подвешенный  предмет; ходьба по гимнастической  скамейке с пролезанием в обруч  и т. д.;

     - использование упражнений, в которых  необходимо сохранять равновесие  либо восстанавливать его после потери: бег с остановками по сигналу, вращения, прыжки, приседания, стояние на одной ноге.

         Вопрос о том, что представляет собой ловкость, является дискуссионным. Так  Н.А. Ноткина считает, что ловкость представляет собой способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои движения в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. (Ноткина Н.А. 1993) И.В. Волков характеризует ловкость как способность быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно, как высшую ступень способности координировать свои движения. (Волков И.В. 1981) В.Л. Лях даёт такое определение ловкости – качество управления движениями, обеспечивающее правильное, быстрое, рациональное решение двигательной задачи. (Лях В.Л. 1991) Все перечисленные понятия характеризуют комплексный характер ловкости, которая точнее определяется как координационные способности многообразные и сложные. Характерно, что среди специалистов нет единого мнения в том, сколько вообще существует координационных способностей. Наиболее полный их перечень представляет В.И. Лях, выделяя следующие составляющие:

     1. способность к сохранению статического и динамического равновесия, т. е. к сохранению устойчивой позы в различных положениях тела или при выполнении движений;

     2. способность к согласованности движений, т. е. умение, согласованно выполнять различные движения отдельными частями тела;

     3 способность к реакции;

     4. способность дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения;

     5. способность к ориентированию в пространстве, т. е. умение своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении.

     Э.Я. Степаненкова включает в понятие ловкость такие компоненты:

     - быстрота реакции на сигнал;

     - координация движений;

     - быстрота усвоения нового;

     - осознанность выполнения движений и использования двигательного опыта.

     В.М. Зациорский выделяет несколько измерителей ловкости:

     1. координационная сложность задания, определяемая требованиями к согласованности одновременно или последовательно выполняемых движений;

     2. точность выполнения движений, т. е. степень его соответствия пространственным, временным и силовым характеристикам, требованиям двигательной задачи;

     3. время освоения нового  движения.

    Так как ловкость является сложным комплексным качеством, то в каждом отдельном случае в зависимости от условий выбирают тот или иной из перечисленных измерителей.

    Проявление ловкости – это формы управления движениями, но в высшей форме. Это связано с тем, что координационные способности в большей мере обусловлены центрально – нервными влияниями, зависят от пластичности корковых нервных процессов, от способности различать темп, амплитуду и направление движения, степень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановки, и в меньшей мере зависят от морфологических и биологических влияний.

    Ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх. Она соединяет в себе многие качества. Сила мышц, скоростные качества, гибкость представляют собой своеобразный субстрат ловкости. Её уровень зависит от степени развития других физических качеств, с другой стороны определяет возможности их рационального использования.

    В методической литературе указывается на то, что воспитание ловкости складывается: во–первых, из воспитания способности осваивать координационно  сложные  двигательные действия, во-вторых, из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки, в-третьих, в воспитании повышенной точности восприятия своих движений в пространстве и времени.

     Пути развития ловкости:

    1. Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют.

    2. Необходимо давать усложнения, новые сочетания знакомых движений, изменять привычные условия выполнения движения.

     При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности.

    1. Для развития способности к реакции используют упражнения с быстро меняющимися заданиями, броски и ловля мяча в парах (с отскоком и без, с выполнением хлопка перед ловлей).

    2. Для развития дифференцировки пространственных, временных и силовых параметров движения применяют прыжки на заданную длину по зрительным ориентирам, бег и прыжки по разметкам, сделанным на разном расстоянии.

    3. Метание в цель, прокатывание мяча по коридору, челночный бег и т. д. необходимый для развития способности к ориентированию в пространстве.

     Е.Н.Вавилова считала, что ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества. В одном случае сочетается с быстротой, например при обегании предметов, в другом - с хорошим чувством равновесия при ходьбе с кирпичиками на кирпичик. В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых характеристик.

   Тарасова Т.А. в свою очередь считала, что ловкость развивается при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению восприятию собственных движений и окружающей обстановки.

    Хухлаева Д.В. писала о том, что к развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.

     Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.  

2. Возрастные особенности физического развития и развития  ловкости детей старшего дошкольного возраста

           В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные научные исследования свидетельствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резервов развития ребенка. При анализе физического развития детей используют следующие показатели:

       1. Соматометрические: длина, вес тела, окружность грудной клетки, рост сидя, длина туловища и конечностей. (Г.Л. Апанасенко, А.Д. Дубогай 1980, Т.Я. Черток, Р.В. Тонкова, Ямпольская 1989 и др.).

       2. Соматоскопические: форма грудной клетки, спины, ног, стопы, осанка, рельеф и упругость мускулатуры, жироотложение, эластичность кожи (И.Я. Студеникин, Л.К. Скорнякова, М.Н. Никитина 1971; Н.Н. Леонтьев 1976; А.Н. Садыкова, 1979, Е.А.Шапошников 1983).
       3. Физиометрические: жизненная емкость легких, динамометрия кисти. (Ю.Ф. Змановский, А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов 1975, З.Г. Доронина, С.Ф. Бондарь, Е.А. Шапошников, 1983).

         Признаки, характеризующие физическое развитие человека, поддаются количественному и качественному учету, поэтому физическое развитие - очень чувствительный признак состояния организма, который довольно быстро меняется под влиянием различных условий .

   В период от 4 до 6 лет (дошкольный возраст) все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5—6 см, массы тела — около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок прибавляет 8—10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме .

У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6—7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук — более чем в 2,5 раза, а длина ног — более чем в 3 раза.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6—7 лег) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

         К 6—7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.

Дошкольный возраст характеризуются значительными изменениями не только в физическом, но и в моторном развитии.  Ребенок овладевает целостными двигательными действиями. Движения становятся точнее и энергичнее, появляется способность удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп .

Бег, прыжки, метания — те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка. Правильно оценивать ее необходимо для того, чтобы, умело направляя воспитательный процесс, своевременно вырабатывать у ребенка необходимые навыки.

  Ловкость развивается довольно медленно. Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей  в старшем дошкольном возрасте. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы. Таким образом, дети должны выполнять как  можно больше упражнений для воспитания  ловкости движений. При этом важно  совершенствовать мышечное чувство (умение различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц), а также чувства времени и пространства.

      В  дошкольном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки  развития ловкости. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект. Дети очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений.    

   О степени ловкости можно судить по тому, насколько успешно решается нестандартная двигательная задача, насколько выполняемые двигательные действия соответствуют сложившейся в данный момент ситуации.

    У детей 5- 7 лет совершенствуются навыки точных движений. Этому способствуют  упражнения с малыми мячами – удары о пол, броски в стену, подбрасывание и ловля мяча с различными дополнительными движениями. В дальнейшем внимание должно быть уделено совершенствованию координации движений, точности. Для этого рекомендуется использовать движения и игры, направленные на совершенствование деятельности двигательного анализатора (упражнения для развития точности пространственной и временной ориентировки, согласование движений отдельных частей тела при выполнении сложных упражнений и их комплексов и т. д.).

    Уместно подчеркнуть, что неравномерность  развития отдельных систем организма может привести к скованности движений. При систематических занятиях физическими упражнениями и играми  с мячом эти явления в значительной степени ослабляются.

    Одним из проявлений ловкости является умение сохранить равновесие тела в статическом  положении и в движении. Устойчивость тела у детей при статических позах с возрастом улучшается. Так, если у 6 – летнего ребенка средняя амплитуда колебаний тела в переднее – задней плоскости равна 4,3мм. То же самое происходит и с динамическим равновесием в 6 – 7-летнем возрасте дети при прохождении 15-метровой прямой с закрытыми глазами отклоняются в сторону в среднем на 90,9см.

           Ребенок старшей дошкольной группы уже должен уметь владеть основными движениями, хотя еще недостаточно совершенно, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны. Кроме того, все эти движения лучше всего развиваются в играх. Мускулатура относительно слаба, прочность опорного аппарата также еще невелика. Поэтому большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.

    Дети  проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех  случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая вышесказанное, физическую нагрузку при занятиях подвижными играми необходимо строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной.

    Функция внимания у дошкольников еще недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры ,и игровые упражнения в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками. Игры состоят из разнообразных свободных простых движений, причем в работу вовлекаются большие мышечные группы.

3. Подвижные игры  и игровые упражнения с мячом, сущность и  методика их проведения

Подвижная игра как средство и как метод  характеризуется разнообразием  воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.    Движения  в подвижных играх очень  разнообразны, они выполняются  с мячом, любимой  игрушкой дошкольников, в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали  К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Е.А.Покровский, П.Ф.Лесгафт, В.В.Гориневский, Т.И.Осокина, А.В.Кенеман и др. П.Ф.Лесгафт определял подвижную игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.

    Характерная особенность подвижной игры - комплексность  воздействия на организм и на все  стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка целесообразно использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др.

    Велико  значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, координация движений. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и много раз, одни и те же движения, не замечая усталости.

    Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Сюжет игры определяет цель действий играющих, Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

    Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов.

    Подвижные игры классифицируются по следующим признакам:

  • по содержанию (от самых простых, элементарных до сложных с правилами и полуспортивных игр);
  • по преобладающему виду движений (игры с бегом, прыжками, лазаньем и ползанием, катанием, бросанием и ловлей, метанием);
  • по физическим качествам (игры для развития ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости);
  • по видам спорта (игры, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею; игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, на местности);
  • по сюжету (сюжетные и бессюжетные);
  • по подвижности (малой, средней и большой подвижности - интенсивности);
  • по способу организации играющих: командные и некомандные (с разделением на команды, игры-эстафеты;

       Большинство подвижных игр требует мгновенных ответов  на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый  переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости. Соревновательный  характер коллективных подвижных игр  также может активизировать действия игроков, вызывать проявление находчивости, смекалки. Противодействия одного игрока другому, одной команды - другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его.

    Кроме того, в играх вырабатываются  координированные, экономные и согласованные  движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и  ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия.

   Методика  проведения игры включает в себя подготовку к ее проведению, т.е. выбор игры и места для нее, разметку площадки, подготовку инвентаря, предварительный анализ игры; сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение  ролей, руководство ходом игры, подведение итога. Для сбора детей на игру и создания интереса можно договориться о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры. Собрать на игру можно при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять – всех зову я поиграть); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать сюрпризы-задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.

          На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами во всех возрастных группах. Но особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям.  В старших группах приемы создания интереса используются, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или  

       Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности - интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации. Правила игры руководитель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести все изложенное в действиях. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Неплохо, если руководитель расскажет об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей. Этим способом можно пользоваться для лучшего усвоения игры, когда им нужен отдых после физической нагрузки.

         Роли определяют поведение детей в игре. Дети 6 лет очень активны, и все в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам назначать их в соответствии со способностями. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение.    Существует  несколько способов выбора водящего: назначает педагог, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену.

          В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов. Но иногда педагог участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.    

       При подведении итога игры педагог отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Педагог  анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным.

         Усложнение  делает интересными для детей хорошо знакомые игры. Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

    – увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);

    – усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а  выпрыгивают);

    – изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);

    – сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или зрительный);

    – провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);

    – усложнить правила (в старшей  группе пойманных можно выручать; увеличить число ловишек и т.д.)

    Изменения должны быть всегда обоснованы. К составлению  вариантов игр можно привлекать самих детей, особенно в старших  группах.

    В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед  детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, сноровку, смекалку. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей (до 3–4), роли распределяются между всеми детьми; используются игры-эстафеты.

    Сигналы в играх для детей дошкольного  возраста лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, еще очень несовершенной в этом возрасте. Стремление детей к выдумке, творчеству реализуется в подвижных играх, которые зачастую имеют сюжетно-образный характер. Образные сюжеты становятся сложнее, поэтому для детей этого возраста очень привлекательными могут быть игры с элементами таинственности, неожиданности.

          Физические упражнения и игры  с мячом являются эффективным средством развития ловкости, в том числе и ручной. Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для детей 5-7 лет, готовящихся к обучению в школе. В программе « От рождения до школы»   под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой предлагаются разнообразные» упражнения с мячом для старшего дошкольного возраста:  перебрасывание мяча друг другу снизу, из-за головы, через сетку; бросание мяча вверх, о землю, ловля его двумя руками, одной рукой, с хлопками, поворотами, отбивание мяча правой и левой рукой на месте и в движении, ведение мяча в разных направлениях. Подвижные игры и физические упражнения с мячом, рекомендованные в программах, может использовать и педагог дополнительного образования, работающий с дошкольниками.  

4. Использование физических упражнений и игр с мячом для  развития ловкости детей старшего дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования.

 

       Занятия дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности , например, по  общей физической подготовке  имеют ту же структуру, что и типовое физкультурное занятие. Физические  упражнения и игры с мячом  можно включать во все части занятия дополнительного образования по ОФП.  В подготовительной и заключительной  части занятия можно включить такие упражнения с мячом как подбрасывание и ловля, отбивание мяча о землю, ведение мяча  в сочетании с ритмичной  ходьбой  и дополнительными  гимнастическими  движениями, требующие от играющих организованности, внимания, согласованности движений, способствующие развитию ловкости, например, игровое упражнение, удерживая мяч над головой «покружись – остановись».

     В основную часть занятия можно включить обучение любым упражнениям с мячом, например, бросание мячей друг другу из разных исходных положений.  В конец основной части можно включить  игры большой подвижности с мячом для развития быстроты и ловкости такие как,  « Выбивалы», « Охотник и звери», « Охотник и зайцы», в которых дети должны увернуться от мяча, проявить ориентировку в пространстве и находчивость.

    Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивает умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Педагог дополнительного образования, обучая детей старшего дошкольного возраста, может превратить процесс обучения в увлекательную игру с мячом, развивая при этом сноровку, ловкость ребенка и приобщая к физическим упражнениям.

Процесс обучения упражнениям с мячом можно условно разделить на следующие этапы:

1.  Первоначальное обучение.

2.  Углубленное разучивание.

3.  Закрепление и совершенствование движений.

1 этап. На начальном этапе обучения упражнять  детей в разнообразных действиях, а также стимулировать свободные игры с мячом в самостоятельной двигательной деятельности, не ставя целью отработку техники этих действий.

  При обучении детей упражнениям с мячом особое внимание необходимо уделять главным элементам двигательных действий: ловля, передача, ведение, бросок. Иначе действия передачи, ловли и ведения мяча не могут быть выполнены или будут выполняться неверно. Очень важно научить детей правильно держать мяч. Исходное положение — держать мяч на уровне груди двумя руками. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, пальцы широко расставлены.

1.  При ловле мяча необходимо научить овладевать положением кистей рук, пальцев в момент соприкосновения с мячом. Научить встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч.

2.  При передаче мяча необходимо научить передавать мяч двумя руками разными способами с места, а в дальнейшем в движении. Техника передачи мяча осваивается детьми постепенно.

3.  При ведении мяча. Начальный этап обучения нужно начинать  с пятилетнего возраста. При ведении мяча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперед.

4.  При броске мяча нужно привить навык броска мяча двумя руками от груди, из-за головы и одной рукой от плеча, кисти и пальцы при этом мягким толчком направляют мяч в корзину.

    Следовательно, на начальном этапе формирования навыков владения мячом все внимание нужно направить на качество выполнения каждого движения ребенком, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. Например, обучая ловле - передаче мяча, можно дать такое задание: чья пара (кружок) сделает больше передач, не роняя мяч на землю, не касаясь груди мячом. Такие задания вызывают у детей желание добиться хороших результатов, содействуют поддержанию интереса.

 2 этап. После овладения основными элементами изучаемого действия можно приступить к  углубленному освоению материала.  На данном этапе обучения,  нужно отработать точность выполнения движений с мячом, исправить имеющиеся ошибки, сформировать правильное ощущение навыка в целом. Здесь можно применять упражнения с элементами соревнования, направленные на точность и качество выполнения движения.

  3 этап. Основная задача этапа закрепления и совершенствования действий с мячом заключается в создании устойчивых достаточно автоматизированных и вместе с тем гибких навыков. Закрепление и совершенствование действий с мячом нужно осуществлять в основном в  игровых упражнениях и подвижных играх, включающих эти действии. Соблюдая постепенное усложнение обучения, на данном его этапе проводят игры, в которых игровое действие развертывается между несколькими группами (например, «Мяч водящему», «Займи свободный кружок»). В дальнейшем дети уже в состоянии играть в более сложные игры, в которых ведется счет между двумя командами («Мяч капитану», «Мяч ловцу»).

    Для развития ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты, добиваясь  совершенствования всех ее компонентов. Не следует также забывать, что  в подвижных играх, развивающих ловкость, физические упражнения требуют напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие ловкость, применяются в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.

     К развитию ловкости приводит систематическое  разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной  системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

      При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят непродолжительное время и в начале двигательной деятельности.    Распределять  подвижные игры рекомендуется следующим  образом:

     При разделении игроков на соревнующиеся  группы руководитель должен учитывать  соответствие характера игровых  действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявлять немедленно. Преимущественное место занимают игры с бегом врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом и с увертыванием; игры - эстафеты с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей.

Заключение

 

В ходе исследования в курсовой работе были  изучены  следующие вопросы:

  • Характеристика ловкости, значение, средства и методика ее развития.
  • Возрастные особенности физического развития и развития ловкости детей старшего дошкольного возраста
  • Подвижные игры  и упражнения с мячом, сущность и  методика их проведения
  • Использование физических упражнений и подвижных игр с мячом для  развития ловкости детей старшего дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования

     При развитии ловкости необходимо учитывать  возрастные особенности учащихся. Дети очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений.

     При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности.

     Для развития ловкости необходимо использовать различные подвижные игры и их варианты, добиваясь совершенствования всех ее компонентов.      При проведении подвижной игры следует  помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры – это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие.

    Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и ее замысел, кратко изложить ее содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.

Педагог дополнительного образования может включать игры и упражнения с мячом во все части занятия. Так для разминки можно использовать мяч в ходьбе разными способами , удерживая мячи перед собой, над головой, за головой, с перекладыванием мячей из руки в руку. Можно предложить ходьбу с перешагиванием мячей, уложенных на разном расстоянии бег между мячами. В комплексе общеразвивающих упражнений дети могут поднимать, перекладывать мяч из одной руки в другую над головой впереди и сзади себя; выполнять приседания с мячом, повороты, наклоны; перекладывать мяч под ногой из одной руки в другую, перебрасывать мяч из одной руки в другую, прыгать  с зажатым мячом между ног, с продвижением и на месте; и т.д.

        У педагога дополнительного образования есть некоторые  преимущества  в обучении упражнениям с мячом и проведении подвижных игр при организации в  работе секции:

 в возможности  начать обучение с любого этапа сформированности двигательного навыка владения мячом.

- в возможности привлекать к совместной деятельности детей с разным уровнем физической подготовленности.

- в обеспечение доступности каждому ребенку испытать свои силы, возможности, увидеть свои результаты, получить одобрение и поддержку со стороны сверстников и взрослых.

-  в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к играм с мячом.

- в возможности совершенствовать полученные навыки, применять их в играх, свободной деятельности с детьми и родителями (на открытых занятиях, спортивных праздниках и соревнованиях)

- в возможности выбора игр и  упражнений с мячом для развития ловкости

   

Список литературы

  1. Антропова М., Кольцова М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. – М.: Медицина, 1983. - 16 с.
  2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – М.: Просвещение, 1986. - 16 с.
  3. Волошина Я. Организация здоровье сберегающего пространства// Дошкольное воспитание. - № 1. – 2004. - 28 с.
  4. Глазырина Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. ‒ М.: Владос. ‒ 2000. ‒ 262 с.
  5. Данько Ю.И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности/ Под ред. С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева. – М.: Просвещение, 1980.-12-15 с.
  6. Детские подвижные игры/ Под ред. Е.В. Конеевой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 186 с.
  7. Доронова Т. Право на охрану здоровья// Дошкольное воспитание. - № 9. – 2001. - 3 с.
  8. Ерастова А.П. Роль активного отдыха в повышении работоспособности детей на занятиях в детском саду. – М.: Просвещение, 1980. - 47-54 с.
  9.   Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
  10.   Кудрявцев В. Физическая культура и развитие ребенка// Дошкольное воспитание. - № 2. – 2004. - 3, 5 с.
  11.   Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. - 205 с.
  12.   Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей    дошкольного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2004. - 42 с.
  13.  Нижегородцева Н.В., Шадрикова В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: ВЛАДОС, 2001. -7, 10-11 с.
  14.  Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. – Спб.: Питер, 1998. -15, 17 с.
  15.  Рунова М.А. Двигательная активности ребенка в детском саду. – М.: Айрис-Пресс, 2000. - 173 с.
  16.   Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр "Академия", 2014. - 45-47 с
  17.  Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.- 9 с,  - 16 с
  18.  Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 71-75 с.
  19.  Усаков В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников. – Красноярск, 1989. -14 с, - 48 с.
  20.  Программа дополнительного образования "Школа веселого мяча" для среднего дошкольного возраста // Ведущий образовательный портал России /https://infourok.ru
  21.  Программа по доп. образованию для детей старшего дошкольного возраста "Элементы спортивных игр с мячом"/ Смоленская Елена Владимировна// Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru

                                               Приложения

Подвижные игры с мячом для старших дошкольников.

«Ловишки с мячом»

Цель: закреплять навыки передачи  мяча ,развитие ловкости, быстроты реакция, умения ориентироваться в пространстве, внимания.

Содержание.

Стоя в кругу, дети передают друг другу мяч, рассказывая при этом стихотворение:

Раз, два, три.

Мяч, скорей беги!

Четыре, пять, шесть,

Вот он, вот он здесь!

На каждое слово стихотворения дети передают мяч. Тот, у кого мяч окажется в руках на слове «здесь», становится водящим – выходит на середину круга и говорит: «Беги без оглядки, чтоб сверкали пятки». После этих слов все дети разбегаются, а водящий бросает мяч в ноги убегающих. Тот, в кого попал мяч, выходит из игры. Игра повторяется с каждым водящим два - три раза, после чего все игроки снова встают в круг и игра продолжается с новым водящим.

«Мяч снежной королевы»

Цель: закреплять навыки бросания и ловли  мяча ,развитие  ловкости, равновесия и быстроты реакции.

Содержание.

Дети встают в круг на расстоянии 2 шагов друг от друга. Один игрок бросает мяч другому. Если тот его не поймал, то должен замереть в той позе, в которой пытался поймать мяч. Если поймал, то нужно сразу бросить следующему игроку. Игра длится до тех пор, пока все игроки не «заморозятся». Оставшийся игрок должен отогреть ледяные фигуры. Он встаёт в центр круга и бросает мяч поочерёдно каждому игроку. Если мяч пойман, фигура оттаивает и бросает мяч следующему игроку. Если ему тоже удаётся поймать мяч, то и он оттаивает и может снова участвовать в игре. Если нет, то игрок продолжает стоять в застывшей позе, а игру продолжает тот, кто бросил мяч последним.

«Выбивалы»

Цель: закреплять навыки метания   мяча в движущуюся цель ,развитие ориентировки в пространстве ловкости, быстроты реакции.

Содержание.

Два ребёнка стоят по разным концам площадки, примерно на расстоянии 10 – 13 м. друг от друга. В центре между ними в ряд игроки. Эти двое перекидывают друг другу мяч так, чтобы попасть в кого – то из стоящих в центре. Те, в кого целятся, должны уворачиваться от мяча. Тот, кого вышибли, становится на место игрока, который в него попал.

«Мяч водящему»

Цель: закреплять навыки бросания и ловли  мяча ,развитие ловкости, глазомера, моторику рук, быстроту, точность броска.

 Содержание.

 Дети делятся на 2-3 группы и выстраиваются в круг, в центре каждого круга стоит водящий с мячом в руках. По сигналу воспитателя водящие перебрасывают поочерёдно детям мяч двумя руками от груди и получают его обратно. Когда мяч обойдёт всех игроков, то он поднимает его над головой и говорит: «Готово!»

Варианты: мяч водящий бросает не по порядку, а в разнобой, выигрывает группа, у которой ни разу не упадёт мяч.

«Воевода»

Цель: упражнять детей в прокатывании, бросании и ловле мяча, в умении согласовывать движение со словом, развивать внимание, ловкость.

Содержание.

Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произнося:

-Катится яблоко в круг хоровода,

-Кто его поднял, тот воевода…

Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч - воевода. Он говорит:

-Я сегодня воевода.

-Я бегу из хоровода.

Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят:

Раз, два, не воронь

И беги как огонь!

Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается.

Прокатывать или перебрасывать мяч только рядом стоящему игроку. Нельзя мешать игроку, бегущему за кругом. Выиграл тот, кто первым коснулся мяча.

 

«Штандер-стоп»

Цель: упражнять детей в разных видах движения, развивать внимание, глазомер, ловкость

Содержание.

 Все встают кругом. Водящий с мячом в одной руке становится в центре круга, закрывает глаза и вытягивает вперёд свободную руку. Остальные участники идут вокруг него. В какой-то момент водящий говорит: «Стоп!» и открывает глаза.

Тот, на кого указывает его рука, бежит за мячом, который водящий куда-нибудь со всей силой бросает. Когда он возьмет мяч в руки, ему нужно крикнуть: «Штандер-стоп!». Водящий в это время уже убежал далеко в другую сторону. 

Тот, кто с мячом  должен оценить расстояние до водящего и сказать, сколько до него гигантских (огромных) шагов, лилипутских (мелких шажков, когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой), человеческих (обычных), «зонтиков» (поворот на одной ноге вокруг себя), «лягушек» (прыжки).

Можно называть несколько видов шагов, например: «До Егора - 15 «гигантов», 3 «зонтика»

После этого игрок с мячом выполняет все названные шаги, приближаясь к водящему. 
Когда он приблизился к водящему, сделав столько шагов, сколько назвал, водящий сцепляет руки перед собой кольцом, а игрок с мячом должен попасть в это кольцо мячом. Если попал – то он становится водящим. Если нет – водящий остаётся прежним. 

 «Охотники и звери»

Цель: развитие скоростных качеств, ориентировки в пространстве, глазомера, ловкости, совершенствовать навыки метания.

Содержание.

На площадке обозначается круг. Играющие делятся на две команды: «охотники» и «звери». Звери становятся в круг, а охотники распределяются за кругом. У одного из охотников мяч. По сигналу охотники «стреляют» — бросают мяч в зверей (в ноги детей). Звери, находящиеся в кругу увертываются от мяча (отходят в сторону, подпрыгивают и т.д.). Охотники ловят мяч и продолжают бросать его в зверей. По сигналу охота прекращается и подсчитывается количество пойманных зверей. Затем команды меняются местами.

Правила: те звери, кого «подстрелили», отходят в сторону.

«Мяч  водящему»

Цель: развитие координации, ловкости, глазомера, закреплять навыки бросания о ловли мяча.

Содержание. 

На земле проводятся две линии на расстоянии 1,5 м одна от другой. За одну из них в колонну по одному становятся играющие (5 – 6 человек). За другую линию, напротив них, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым; тот, поймав мяч, возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время второй ребенок продвигается к линии и повторяет те же движения. Если ребенок, стоящий в колонне, не поймал мяч, водящий бросает ему мяч еще раз, пока он не поймает его. Когда все дети бросят мяч, выбирается новый водящий.

Игру можно провести с элементом соревнования. В этом случае удобно играющим стать в две колонны и выбрать двух водящих. Успех зависит от умения детей бросать и ловить мяч. Если играющий роняет мяч, водящий бросает его повторно, но из-за этого колонна теряет время и может проиграть

Правила: начинать бросать мяч по сигналу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

«Взаимодействие основного и дополнительного образования детей через реализацию проекта «Красная книга природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области глазами детей»

Зачетная работа по курсам повышения квалификации «Инновационная и экспериментально-исследовательская деятельностьв дополнительно образовании»Данная разработка может быть полезна в работе учителям нача...

Обобщённый педагогический опыт работы на тему : «Развитие творческих способностейдетей 3-4 лет через использование нетрадиционных техник рисования»

Идея  опыта :формирование  у  дошкольников изобразительных умений для развития творческих способностей...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях дополнительного образования

Автор  семинарского занятия подробно останавливается на определении понятия "Здоровье", рассматривает приемы и методы здоровьесберегающих технологий, дает практические советы для педаго...

Презентация по занятиям дополнительного образования "Двигатель автомобиля"

Презентация по занятиям дополнительного образования "Двигатель автомобиля"Двигатель автомобиля – силовой агрегат, который служит для преобразования тепловой энергии в механич...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

выявление эффективности использования игр и игровых упражнений в формировании словаря у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ для обучающихся 7-11 лет

программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры  в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности  обу...