Труд как средство коррекции умственных, физических и личностных нарушений воспитанников.
статья

Труд как средство коррекции умственных, физических и личностных нарушений воспитанников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Труд как средство коррекции умственных, физических и личностных нарушений воспитанников.

«Воспитание не только должно развить

разум человека и дать ему известный

объём сведений, но должно зажечь в

нём жажду серьёзного труда, без

которой жизнь не может быть

ни достойной ни счастливой».

К.Д.Ушинский

Основной целью специального коррекционного образовательного учреждения является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду, обеспечивая тем самым условия их успешной  социализации в обществе. Сложный процесс социализации предполагает:

- развитие его личности и межличностного общения;

- подготовку к самостоятельной жизни;

- профессиональную подготовку.                                                                                                         Одной из задач специальной коррекционной школы VIII вида является трудовое воспитание учащихся, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности ребенка с нарушением интеллекта. В труде формируется мировоззрение ребенка, его моральные качества, мотивы поведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер.                                                        Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание необходимости для каждого человека участия в труде, развить на этой основе социальные мотивы трудовой деятельности. В труде необходимо воспитывать черты высокой морали доброго, порядочного человека — производителя материальных ценностей. Наряду с этим нужно учить детей (особенно подростков) трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу.                                                                                                Коррекционное значение труда.                                                                                                                                             В процессе труда конкретизируются и исправляются нечеткие представления и понятия учащихся об окружающем мире, обогащается их чувственный опыт. В работе ученик знакомится со свойствами материалов, инструментов, сравнивает их, устанавливает отношения, существующие между ними, планирует работу, создает в воображении будущий предмет труда, а все это способствует развитию мышления. Большое значение здесь имеет логика и последовательность производственных операций. Получение словесных инструкций при выполнении трудовых операций помогает умственно отсталым школьникам лучше понимать устную речь, а развернутые ответы о проделанной работе помогают активно развивать речь школьника.

Положительное влияние труда на физическое развитие учащихся.

Труд служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно – двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. А достижение трудовых целей, их результат доставляет радость, вызывает эмоциональный отклик. Участие в физическом труде положительно отражается и на общем физическом развитии учащихся. А это тоже очень важная коррекционная задача, так как в физическом отношении ребенок с нарушением интеллекта часто отстает от своих нормальных сверстников.

 Коррекция   эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников.                

   И, наконец, трудовая деятельность способствует  коррекции недостатков  эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников. Нередко  можно наблюдать, как скованный и нерешительный в классе ученик совсем по-другому ведет себя в трудовой деятельности, становится активным и бодрым.                                       Таким образом, труд в коррекционной школе имеет свои специфические задачи, которые можно назвать коррекционно-воспитательными. В связи с этим подготовка детей с нарушением интеллекта к участию в общественно полезном труде приобретает свою специфику.

 Основные виды трудовой деятельности.                                                                           Трудовую деятельность можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд по уходу за растениями, ручной труд.                                                                                                               Уже с первых лет обучения ребенка готовим к участию в общественно полезном труде.                                                                                                                          Самообслуживание.                                                                                                                                     Самая первая трудовая обязанность ребенка - самообслуживание. Уборка кровати, уход за платьем, обувью, уборка игрового и рабочего места — это те элементарные бытовые обязанности, с которыми уже в семье встречается дошкольник. Однако  наши учащиеся  таких навыков при поступлении в школу в большинстве случаев не имеют. В  семье их не приучали к выполнению трудовых обязанностей, и поэтому у многих из них воспиталось иждивенчество. Пребывание детей в школе – интернате невозможно без труда по самообслуживанию, тесно связанного с усвоением санитарно – гигиенических навыков и развитием общей культуры воспитанников. У воспитанников формируются навыки ухода за телом, культурно – гигиенические навыки. К этому виду труда относится не только уход за собой, но и поддержание чистоты и порядка в спальнях, школе.

Хозяйственно – бытовой  труд.                                                                                               Бытовой труд занимает значительное место в нашей повседневной жизни. Участие в хозяйственно – бытовом труде требует от воспитанников не только трудовых умений,  но и выполнения задания в строго определенные сроки.  Поэтому в условиях школы-интерната  самообслуживание является частью общественно полезного труда учащихся. Оно имеет  важное  значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни:   содержанию в порядке, чистоте и сохранности классного помещения, классного оборудования, уход за комнатными растениями, уборка, содержание в чистоте и порядке спален,  стирка мелких вещей и ремонт одежды. Но самое главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем у них  привычку трудиться и заботиться друг о друге.

Организация  дежурств.

Самообслуживание требует четкого распределения трудовых обязанностей.  Для этого у нас организованы дежурства по классам, спальням, по школе и столовой. Включаясь в обязательные дежурства по классу, по столовой и школе, дети учатся быть наблюдательными, ответственными,  овладевают рациональными приемами работы. Повторяясь изо дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля.                                         Труд по самообслуживанию имеет большую ценность для формирования коллектива. Каждый ученик выполняет определенные обязанности по самообслуживанию, которые помогают лучшей организации жизни интерната.

Общественно- полезный труд.

Труд на общую пользу — вот мотивация общественно полезной деятельности.  Значительное место в общественно полезном труде учащихся во внеурочное время занимают работы по благоустройству территории школы – интерната, уходу за цветниками. Для этого за каждым классом закреплена конкретная территория, клумба. грядка на приусадебном участке, дети участвуют в трудовых десантах по наведению порядка в станичном парке.                                                                               Общественно полезная направленность всей трудовой деятельности помогает воспитанию моральных качеств человека.                                                                              Для учащихся она воплощается в мотивах: «Сделаем школу красивой», «Поможем школе, станице ».

Шефская помощь.

К общественно – полезному труду относится и шефская работа.                                  Дежурство по школе, участие в бригадах по ремонту,  шефская помощь старших ребят младшим, помощь ветеранам — все это помогает установить между детьми товарищеские отношения и убедить их на конкретных примерах в том, что от работы каждого зависит общий успех, формирует такие качества как доброта, внимание, отзывчивость, взаимопомощь.

Сельскохозяйственный труд.

Это работа  по уходу за растениями на  пришкольном участке на закрепленной грядке, формирующая  у детей навыки ведения домашнего хозяйства, использования различных орудий труда..

Ручной труд

Большое значение в трудовом  воспитании во внеурочное время имеет работа  кружков,  которые ведут занятия  по ручному труду. Это способствует формированию трудовых навыков, воспитанию трудолюбия.

Учебная деятельность – основной вид труда учащихся.

Учебная деятельность является основным видом труда учащихся и включает как учебные занятия под руководством учителя, так и внеклассные под руководством воспитателя – выполнение домашних заданий , проведение внеклассных занятий, дидактических игр, экскурсий, внеклассного чтения. Вся  учебная деятельность вырабатывает у школьников  привычка к регулярной занятости, ежедневному умственному труду, проявляется интерес  к учебе, воспитывается настойчивость, самостоятельность и ряд  других качеств , необходимых для дальнейшей жизнедеятельности.

Заключение                                                                                                                                Трудовое воспитание занимает основное место в комплексной коррекционной работе с воспитанниками. Правильно организованный, посильный труд способствует развитию положительных качеств личности.                                                                                                    Труд существенно дополняет и конкретизирует знания учащихся, способствует                                                                                     формированию у учащихся профессионально-трудовых навыков, воспитанию культуры труда и умений использовать на практике общеобразовательные знания;              развивает  у учащихся такие качества, как трудолюбие, ответственность, умение работать в коллективе, выполнять требования трудовой дисциплины, бережное отношение к общественному имуществу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-оценочных средств учебной дисциплины «Физическая культура»

Здесь представлены контрольно-оценочные средства учебной дисциплины «Физическая культура»...

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины Физическая культура по специальности среднего профессионального образования (заочная форма обучения) 35.02.07. Механизация сельского хозяйства

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения профессиональной дисциплины Физическая культура по специальности среднего профессионального образования (заочная ...

Аттестационная работа "Физические упражнения по коррекции нарушений осанки на уроках физической культуры"

Аттестационная работа выполнена для учителей физической культуры и инструкторов по физической культуре для работы и совершенствования педагогического и оздоровительного  процесса. Одной из главны...

Музыкально-игровая деятельность как средство коррекции поведения детей

Музыкально-игровая деятельность, безусловно, является незаменимым средством развития у детей эмоциональной отзывчивости, созданием комфортной психологической обстановки, общения со сверстниками. Особо...

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПРИ СКОЛИОЗЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Данной статье вы найдете эффективные средства и методы физической культуры и спорта при сколиозе...