Труд как средство коррекции умственных, физических и личностных нарушений воспитанников.
статья
Труд как средство коррекции умственных, физических и личностных нарушений воспитанников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Труд как средство коррекции умственных, физических и личностных нарушений воспитанников.
«Воспитание не только должно развить
разум человека и дать ему известный
объём сведений, но должно зажечь в
нём жажду серьёзного труда, без
которой жизнь не может быть
ни достойной ни счастливой».
К.Д.Ушинский
Основной целью специального коррекционного образовательного учреждения является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду, обеспечивая тем самым условия их успешной социализации в обществе. Сложный процесс социализации предполагает:
- развитие его личности и межличностного общения;
- подготовку к самостоятельной жизни;
- профессиональную подготовку. Одной из задач специальной коррекционной школы VIII вида является трудовое воспитание учащихся, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности ребенка с нарушением интеллекта. В труде формируется мировоззрение ребенка, его моральные качества, мотивы поведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер. Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание необходимости для каждого человека участия в труде, развить на этой основе социальные мотивы трудовой деятельности. В труде необходимо воспитывать черты высокой морали доброго, порядочного человека — производителя материальных ценностей. Наряду с этим нужно учить детей (особенно подростков) трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу. Коррекционное значение труда. В процессе труда конкретизируются и исправляются нечеткие представления и понятия учащихся об окружающем мире, обогащается их чувственный опыт. В работе ученик знакомится со свойствами материалов, инструментов, сравнивает их, устанавливает отношения, существующие между ними, планирует работу, создает в воображении будущий предмет труда, а все это способствует развитию мышления. Большое значение здесь имеет логика и последовательность производственных операций. Получение словесных инструкций при выполнении трудовых операций помогает умственно отсталым школьникам лучше понимать устную речь, а развернутые ответы о проделанной работе помогают активно развивать речь школьника.
Положительное влияние труда на физическое развитие учащихся.
Труд служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно – двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. А достижение трудовых целей, их результат доставляет радость, вызывает эмоциональный отклик. Участие в физическом труде положительно отражается и на общем физическом развитии учащихся. А это тоже очень важная коррекционная задача, так как в физическом отношении ребенок с нарушением интеллекта часто отстает от своих нормальных сверстников.
Коррекция эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников.
И, наконец, трудовая деятельность способствует коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников. Нередко можно наблюдать, как скованный и нерешительный в классе ученик совсем по-другому ведет себя в трудовой деятельности, становится активным и бодрым. Таким образом, труд в коррекционной школе имеет свои специфические задачи, которые можно назвать коррекционно-воспитательными. В связи с этим подготовка детей с нарушением интеллекта к участию в общественно полезном труде приобретает свою специфику.
Основные виды трудовой деятельности. Трудовую деятельность можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд по уходу за растениями, ручной труд. Уже с первых лет обучения ребенка готовим к участию в общественно полезном труде. Самообслуживание. Самая первая трудовая обязанность ребенка - самообслуживание. Уборка кровати, уход за платьем, обувью, уборка игрового и рабочего места — это те элементарные бытовые обязанности, с которыми уже в семье встречается дошкольник. Однако наши учащиеся таких навыков при поступлении в школу в большинстве случаев не имеют. В семье их не приучали к выполнению трудовых обязанностей, и поэтому у многих из них воспиталось иждивенчество. Пребывание детей в школе – интернате невозможно без труда по самообслуживанию, тесно связанного с усвоением санитарно – гигиенических навыков и развитием общей культуры воспитанников. У воспитанников формируются навыки ухода за телом, культурно – гигиенические навыки. К этому виду труда относится не только уход за собой, но и поддержание чистоты и порядка в спальнях, школе.
Хозяйственно – бытовой труд. Бытовой труд занимает значительное место в нашей повседневной жизни. Участие в хозяйственно – бытовом труде требует от воспитанников не только трудовых умений, но и выполнения задания в строго определенные сроки. Поэтому в условиях школы-интерната самообслуживание является частью общественно полезного труда учащихся. Оно имеет важное значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни: содержанию в порядке, чистоте и сохранности классного помещения, классного оборудования, уход за комнатными растениями, уборка, содержание в чистоте и порядке спален, стирка мелких вещей и ремонт одежды. Но самое главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем у них привычку трудиться и заботиться друг о друге.
Организация дежурств.
Самообслуживание требует четкого распределения трудовых обязанностей. Для этого у нас организованы дежурства по классам, спальням, по школе и столовой. Включаясь в обязательные дежурства по классу, по столовой и школе, дети учатся быть наблюдательными, ответственными, овладевают рациональными приемами работы. Повторяясь изо дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля. Труд по самообслуживанию имеет большую ценность для формирования коллектива. Каждый ученик выполняет определенные обязанности по самообслуживанию, которые помогают лучшей организации жизни интерната.
Общественно- полезный труд.
Труд на общую пользу — вот мотивация общественно полезной деятельности. Значительное место в общественно полезном труде учащихся во внеурочное время занимают работы по благоустройству территории школы – интерната, уходу за цветниками. Для этого за каждым классом закреплена конкретная территория, клумба. грядка на приусадебном участке, дети участвуют в трудовых десантах по наведению порядка в станичном парке. Общественно полезная направленность всей трудовой деятельности помогает воспитанию моральных качеств человека. Для учащихся она воплощается в мотивах: «Сделаем школу красивой», «Поможем школе, станице ».
Шефская помощь.
К общественно – полезному труду относится и шефская работа. Дежурство по школе, участие в бригадах по ремонту, шефская помощь старших ребят младшим, помощь ветеранам — все это помогает установить между детьми товарищеские отношения и убедить их на конкретных примерах в том, что от работы каждого зависит общий успех, формирует такие качества как доброта, внимание, отзывчивость, взаимопомощь.
Сельскохозяйственный труд.
Это работа по уходу за растениями на пришкольном участке на закрепленной грядке, формирующая у детей навыки ведения домашнего хозяйства, использования различных орудий труда..
Ручной труд
Большое значение в трудовом воспитании во внеурочное время имеет работа кружков, которые ведут занятия по ручному труду. Это способствует формированию трудовых навыков, воспитанию трудолюбия.
Учебная деятельность – основной вид труда учащихся.
Учебная деятельность является основным видом труда учащихся и включает как учебные занятия под руководством учителя, так и внеклассные под руководством воспитателя – выполнение домашних заданий , проведение внеклассных занятий, дидактических игр, экскурсий, внеклассного чтения. Вся учебная деятельность вырабатывает у школьников привычка к регулярной занятости, ежедневному умственному труду, проявляется интерес к учебе, воспитывается настойчивость, самостоятельность и ряд других качеств , необходимых для дальнейшей жизнедеятельности.
Заключение Трудовое воспитание занимает основное место в комплексной коррекционной работе с воспитанниками. Правильно организованный, посильный труд способствует развитию положительных качеств личности. Труд существенно дополняет и конкретизирует знания учащихся, способствует формированию у учащихся профессионально-трудовых навыков, воспитанию культуры труда и умений использовать на практике общеобразовательные знания; развивает у учащихся такие качества, как трудолюбие, ответственность, умение работать в коллективе, выполнять требования трудовой дисциплины, бережное отношение к общественному имуществу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/04/picture-473699-1409847826.jpg)
Комплект контрольно- оценочных средств учебной дисциплины физическая культура для студентов 1 курсов
КОС для 1 курса...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/10/picture-706185-1447158502.jpg)
Контрольно-оценочных средств учебной дисциплины «Физическая культура»
Здесь представлены контрольно-оценочные средства учебной дисциплины «Физическая культура»...
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины Физическая культура по специальности среднего профессионального образования (заочная форма обучения) 35.02.07. Механизация сельского хозяйства
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения профессиональной дисциплины Физическая культура по специальности среднего профессионального образования (заочная ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-170663-1614522125.jpg)
Аттестационная работа "Физические упражнения по коррекции нарушений осанки на уроках физической культуры"
Аттестационная работа выполнена для учителей физической культуры и инструкторов по физической культуре для работы и совершенствования педагогического и оздоровительного процесса. Одной из главны...
Музыкально-игровая деятельность как средство коррекции поведения детей
Музыкально-игровая деятельность, безусловно, является незаменимым средством развития у детей эмоциональной отзывчивости, созданием комфортной психологической обстановки, общения со сверстниками. Особо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/13/picture-924222-1494657377.jpg)
Публикация СОВРЕМЕННЫЙ УРОК "Ручной труд как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"
ссылка на статью https://www.1urok.ru/categories/19/articles/64783...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/19/picture-1507024-1705664348.jpg)
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПРИ СКОЛИОЗЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Данной статье вы найдете эффективные средства и методы физической культуры и спорта при сколиозе...