Критическое мышление как образовательная технология
статья

Семенова Валентина Ивановна

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriticheskoe_myshlenie_kak_obrazovatelnaya_tehnologiya.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Критическое мышление как образовательная технология

Технология развития критического мышления разработана в США. Ее авторами являются американские ученые Ч. Темпл, Д.Стилл, К. Мередит. В Росси она появилась в 1997 году. Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. По мнению И.О. Загашева  «Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно).

но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей».

Специфика образовательной технологии критического мышления состоит: во-первых в том, что учебный процесс строится на научно – обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, технология позволяет все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысления.

Критическое мышление является открытым, рефлексивным оценочным мышлением.                                

Способности, которые развивает эта технология дают вдумчивое отношение к тексту, умение рассматривать различные точки зрения. Технология критического мышления позволяет развивать коммуникативную культуру, повышает самооценку учащихся.Роль учителя в основном является координирующей.Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, сочиняют, интерпретируют. Учащийся должен освоить свой текст, выработать свое мнение .Очень важно слушать и слышать другую точку зрения.

Функции фаз технологии

Основу данной технологии составляет базовая модель трех фаз: (вызов, осмысление, рефлексия). Стадия вызова-пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, мотива к обучению. На этой стадии у учащегося возникают собственные цели и мотивы для изучения нового материала.

Приемы, используемые на стадии вызова: показ иллюстрации, зачитывание отрывка из художественной книги,, показ отрывка из фильма, работа с историческим текстом, понятийный ряд.

Вторая стадия называется осмысление содержания(получение новой информации).

Учитель может кроме текста учебника предложить другие источники информации. Учащиеся начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать вопросы в ходе полученной информации. Задачей стадии является реализация смысла: помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал, помочь соотнести новые знания с уже изученными старыми.

Третья стадия рефлексии является не только проверкой изученных знаний, учителем, но и помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал, чтобы они могли самостоятельно проанализировать удалось ли им достичь поставленной цели.

В работе Н.В. Богатенковой и И.В. Муштавинской трехфазная структура сформирована в виде таблицы, в которой показаны задачи каждой фазы, деятельность учащихся, и возможные приемы и методы применения.[1]

Стадия

(фаза)

Задачи

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

Вызов

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

        Составление списка «известной» информации рассказ – предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

Верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки

и т.д.

Информация, на первой стадии, выслушивается ,записывается, обсуждается, работа ведется в парах, группах, индивидуально

На стадии вызова ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, что является серьезным мотивирующим фактором для работы.

(продолжение таблицы)

Осмысление

Сохранение интереса к теме при   непосредственной с новой информацией, постепенное продвижение от «старого» знания к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя учителем активные методы чтения, делает пометки на полях текста или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

-Маркировка с использованием значков (по мере чтения ставятся на полях справа);

Ведение различных записей в виде двойных дневников, журналов;

-Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.п.

Непосредственный контакт с новой информацией(текст, фильм, материал параграфа),работа ведется в индивидуально и в парах.

Рефлексия

Возвращение ученика к первоначальным записям – предложениям, внесение дополнениний, изменений, творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Ученик соотносит «новую» информацию со «старой»,используя знания, полученные на стадии осмысления

-Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей

Между блоками информации;

-возврат к ключевым словам, ,неверным утверждениям

-ответы на поставленные вопросы;

-организация устных и письменных круглых столов;

-организация различных видов дискуссий;

-написание творческих работ(синквейнов, эссе);

-исследование по отдельным вопросам темы и т.д.

Творческая переработка, интерпретация полученной информации, работа ведется индивидуально в парах в группах.

Входе использования данной технологии учащиеся учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и преставлений, строить различные цепочки умозаключений, свои мысли по отношению к окружающим.

Наиболее важными функциями на стадии вызова являются: информационная, мотивационная, системационная, целеполагания: Мотивационная функция предполагает, если у учащихся нет уже имеющихся знаний, тогда на стадии вызова применяются вопросы до изучения нового материала: «толстые» и «тонкие» вопросы, «вопросительные слова», ассоциации и предположения.

Мотивационная функция предполагает передачу своего опыта, задавая вопросы ,учитель стремится получить ответы, вызывая интерес учащихся;

Систематизационная функция предполагает помочь учащимся систематизировать материал до его изучения. Для этого служат отдельные приемы технологии критического мышления, такие как кластеры, сводные таблицы и другие приемы.
Целеполагания. Эта функция преполагает то, что ученик, систематизируя знания на стадии вызова выбирает направление изучения темы и ставит собственные цели.

На стадии осмысления даются новые знания. На этой стадии важное место занимает работа, проведенная на стадии вызова. Учитель должен представлять материал, учитывая запросы учащихся, их знания по данной теме.

На стадии рефлексии для учителя очень важно изучение пройденного материала так, чтобы учащийся смог продемонстрировать как изменилось его знание от стадии вызова до стадии рефлексии.

Технология развития критического мышления на стадии рефлексии и обеспечивает ее развитие.

Она формирует самостоятельность мышления;

Обеспечивает способы и методы самостоятельной работы;

Дает возможность участвовать в образовательном процессе «учитель-ученик»;

Рефлексия является необходимым условием, для того, чтобы учитель и учащиеся смогли увидеть схему организации образовательного процесса.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные образовательные технологии.Технология развития критического мышления. Приём ЗИГЗАГ"

Современное образование требует активных форм общения обучающихся с информационным полем.В этом учителям и преподавателям призваны помочь образовательные технологии.Печатный документ содержит краткое ...

Сценарий урока анатомии и физиологии человека с использованием элементов технологии критического мышления и кейс- технологии.

               Занятие построено как логически законченный целостный процесс, который начинается с обоснования необходимости...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Боевое знамя воинской части. История возникновения, ритуал вручения, порядок хранения и содержания». Урок мужества (с использованием игровой технологии, диалоговой технологии, ИКТ и развития критического мышления)

Боевое Знамя воинской части является, пожалуй, самым значимым символом, который не только указывает на объединение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным силам, но и вызывает уважение и треп...

Технология развития критического мышления; личностно-ориентированная технология И.С. Якиманская.

Технология развития критического мышления;  личностно-ориентированная технология И.С. Якиманская....

Современные педагогические технологии в реальной практике учителей. Технология критического мышления в моей практике

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы....

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ с применением современной образовательной технологии развития критического мышления По дисциплине МДК.01.01. "Устройство автомобиля"

Методическая предназначена для проведения учебного занятия по дисциплине МДК.01.01. Устройство автомобиля, для студентов, обучающихся по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...