Дидактические ресурсы карты-анаморфозы
методическая разработка

Солонец Ирина  Владимировна

Описание образовательных возможностей дидактических карт-анаморфоз при использовании на уроках по географии для системы среднего профессионального образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_karta_anamorfoza.docx42.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ КК ССХТ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАРТЫ-АНАМОРФОЗЫ

Методические рекомендации к технологии использования на уроках географии

Солонец Ирина Владимировна

05.11.2020


Информационное обоснование технологии графического содержания карт-анаморфозов

Буквально, карта-анаморфоза - это карта-искажение. На научном языке карты-анаморфозы - это картографические схемы, на которых территории государств конструируются сообразно заданной переменной. В пределах своего естественного геополитического положения и привычных контуров государственных границ одни страны оказываются вдруг непомерно огромными, а другие - едва различимыми точками, ниточками, или совсем исчезают с лица Земли при нулевых и отрицательных значениях ведущего показателя. Причем, на других тематических картах-анаморфозах ситуация может измениться диаметрально противоположным образом. Все зависит от выбранного составителями карты показателя и доли каждой территории в мировой численности населения или в мировом объеме товаров, услуг, ручного и машинного производства, экспорта-импорта, эмиграции-иммиграции, посадки- вырубки лесов, рождаемости-смертности людей и т.д., и т.п.

Ориентироваться в необычном геопространстве пользователям помогают цветовые коды, подобранные для 12 регионов и стран в них расположенных так, чтобы визуально их легче было воспринимать и сравнивать друг с другом и на разных картах. Цвет каждой территории на всех кар

тах постоянный. К примеру, Китай везде окрашен в ярко-зеленый цвет, Индия - в оранжевый, Япония - фиолетовый, США - синий, страны Западной Европы - в разных оттенках лилового, территории Восточной Европы - в оттенках синего цвета, Россия - светло-зеленого цвета. Самая пестрая гамма цветов у стран Африки: от бледно-желтых до темнокрасных и коричневых, страны и острова Океании почти в одинаково бледно-желтых «одеждах». Повторимся, что никакой историко-политической подоплеки в распределении цветов нет, зато регионы и континенты на картах не сливаются в бесформенные аляпистые пятна, а отдельные страны вполне различимы и узнаваемы.

Необходимо отметить, что карты-анаморфозы как любые географические карты являются условно-графическим средством обучения, которое имеет свои приемы. Применительно кучебному процессу разработана система приемов работы с картами, в которой выделяют несколько групп: описания, графические приемы, графоаналитические приемы, математико-картографическое моделирование. Учитывая особенность построения карт-анаморфозов, из них могут быть задействованы следующие приемы: поэлементные описания (приемы описания), графики и диаграммы, (графические приемы), классификации и группировки, анализ фактов, обобщающие статистики из группы приемов математической статистики (приемы математико-картографического моделирования).

Описание - это традиционный способ качественной характеристики явлений, изображенных на карте, позволяющий получить общее представление об изучаемом объекте, явлении. В начале необходимо изучить легенду и определить, какую информацию можно извлечь из карты. Причем, описания, составленные по анаморфированной карте, готовятся легко. Статистические показатели страны показаны не цветом, а измененными размерами, что позволяет, используя лишь зрительные анализаторы, делать выводы о наибольших и наименьших показателях, о странах-лидерах, регионах- аутсайдерах. Возможно, что именно это способствовало интересу школьников к работе с такими картами на уроке. Но даже к такой, сравнительно легкой работе, с такими видами карт школьников необходимо учить. Для этого многого не требуется. Необходимо составить задание таким образом, чтобы при его выполнении не только усваивался прием работы с картой и считывался статистический материал, но и развивалась речь устная или письменная.

Ниже предлагаем типичные задания на описание: поиск объектов на карте, выделение отдельных объектов, их частей по определенному признаку, характеристику компонентов, объектов, изображенных на карте.

Задание: Используя предложенные задания по карте, составьте устное (письменное) описание численности населения мира. 1. Рассмотрите карту и выявите отличительные особенности ее от обычной политической карты мира. 2. Какие страны мира выделяются своими показателями визуально. 3. Выделите три крупнейшие по населению страны мира. 4. Используя ссылку на информацию (значок «i»), найдите еще 7 стран мира, которые дополняют уже названные. 5. Оформите результаты проделанной работы в устный или письменный ответ-описание.

Задание: Используя предложенные задания по карте, составьте устное (письменное) описание рождаемости населения мира. 1. Найдите страны мира, которые характеризуются высокими показателями рождаемости, используя ссылку на информацию (значок «i»). 2. Найдите Россию и назовите страны по показателю рождаемости рядорасположенные с ней. 3. К какому типу вос

Уровни и виды познавательных заданий к картам-анаморфозам

Уровни

Виды заданий с примерами

Поисково- информационный:

умение формулировать поисковое задание и подбирать к ним нужные источники, составлять проблемно-тематические комплексы из карт-анаморфоз

  • поиск карт по ключевым словам (Россия \ нефть и т.п.) или по самостоятельно выделенным из вопроса или проблемы определяющим показателям («В каких странах самый высокий \ низкий уровень благосостояния?»);
  • с помощью каталогов "Home”, "Map Categories”, "A-Z Map Index’ подборка карт для изучения определенной проблемы или комплексной характеристики страны \ территории \ региона

Понимающий: умение читать и понимать информацию карты- анаморфозы, ее легенды и сопровождающего текста

- тесты («закрытые задания»):

S с выбором ответа;

S с ограничениями на ответ (вставить название страны \ региона \ показателя, отвечающее заданному параметру);

S на исключение лишнего в подборке объектов на основе предложенного или самостоятельно определенного критерия;

S на определение закономерности в создании информационного ряда;

S на ранжирование объектов по заданному критерию (уменьшение-увеличение показателя, хронологическая последовательность и др.);

S на группировку данных по заданному или самостоятельно выбранному критерию

Реконструирующий: умение на основе информации карты- анаморфозы воссоздавать целостные, яркие и многогранные образы стран, регионов, явлений и процессов

- образные и творческие образные задания:

S опишите религиозную палитру современного мира \ региона \ ...;

S попробуйте составить общий календарь религиозных праздников для всех конфессий данного региона \ страны;

S представьте, как могла выглядеть Ойкумена на картах путешественников в эпоху античности и классического средневековья;

S попробуйте представить, каким будет мир в 2300 г.? В каких регионах планеты будет проживать максимальное количество людей? Останутся ли на Земле к этому времени еще не освоенные людьми участки воды и суши?

Аналитико-синтетический: умение анализировать информацию и формулировать выводы о причинах-следствиях, тенденциях, особенностях и т.д. представленных на картах феноменов

  • логические задания без условия:

S сравните показатели благосостояния населения в странах Западной и Восточной Европы. Объясните причины выявленных различий;

S составьте перечень стран, находящихся на разных континентах, но обладающих примерно одинаковыми показателями объема экспорта. Чем вы можете объяснить это сходство?

S О каких глобальных проблемах человечества заявляют карты-анаморфозы в группах «Еда», «Здоровье», «Образование» и т.д.?

  • логические задания с условием:

S «Через 40 лет 62% населения планеты будут жить в Африке, Южной Азии и Восточной Азии. Это то же самое, если бы сегодня все жители Земли проживали только в этих регионах» (карты 11 и 12). Объясните, в силу каких причин происходит непропорциональное заселение планеты? Какова динамика этого процесса в последние 200 - 100 лет?

  • проблемные задания ситуациями противоречия \ неожиданности \ конфликта:

S «В Китае проживает наибольшее количество пожилых людей (92 млн. человек). Но в масштабах страны это только 7 % ее населения. В то же время Африка - пристанище только для 6 % людей старше 65 лет» (карта "Total Elderly”). Какие противоречия таят в себе эти данные? Чем они, по вашему мнению, обусловлены?

Сравнительный: умение сопоставлять карты-анаморфозы между собой и с другими источниками, в том числе по диахронному и синхронному принципам

- логические задания:

S проследите, как изменялась плотность заселения планеты в течение двух тысячелетий нашей эры. Как изменятся эти тенденции в третьем тысячелетии?

S сравните карты-анаморфозы с картами древности и средневековья. Найдите в них общее и различия. Чем они обусловлены?

S подберите статистические данные, которыми можно подтвердить или опровергнуть ситуацию на карте-анаморфозе;

S подберите или составьте самостоятельно статистические таблицы \ диаграммы \ графики, которыми можно дополнить информацию карты-анаморфозы

Преобразующий: умение представлять визуальную информацию карт-анаморфоз в ином виде и формате (словесном и визуальном; на бумажных и электронных носителях)

- логические задания:

S данные карты-анаморфозы о ежедневных доходах населения стран мира представьте в формате статистической таблицы \ столбиковой диаграммы. Сравните преимущества карт-анаморфоз и другого условно-графического средства в отображении данной информации \ визуализации проблемы «Богатство-бедность»; S опишите ситуацию с экологией планеты \ составьте перечень первоочередных экологических проблем планеты на основе соответствующей подборки тематических карт-анаморфоз

Проективно-практический: умение проводить расчеты, создавать материализованные продукты (макеты, карты, вебстраницы и пр.) на основе анализа информации карт-анаморфоз

- проектные задания:

S подготовьте буклет \ информационную листовку \ веб-страницу о картах- анаморфозах или об отдельной проблеме, в них поднимаемой;

S - практические задания:

S используя данные представленные в анимационной карте, сравните, как изменилась продолжительность жизни в Японии? Постройте график отражающий изменения;*

S подготовьте прогноз для 2050 года по уровню продолжительности жизни по странам Европы;*

S используя карту-анимацию подготовьте веб-страницу «Различия уровня расходов на питания по регионам мира» и составьте план характеристики регионов по данному показателю

Интерпретационный: умение про- блематизировать информацию карт-анаморфоз, формулировать и аргументировать собственное отношение к актуальным проблемам современности

  • эссе:

S «Каждый третий житель нашей планеты - это ребенок».

S «Карта-анаморфоза: способ увидеть мир другими глазами?»

  • проблемные задания с ситуацией предположения:

S Чем объяснить, что отношение численности пожилых людей (старше 65 лет) к численности детей (младше 14 лет) в Финляндии почти в 10 раз превышает этот же показатель в Южно-Африканской Республике? Как карта-анморфоза представляет это явление?

  • эмпатические задания:

S «В мировом масштабе больше трети миллиона новых людей родились в ваш день рождения в 2000 г.» (информация к карте ’’Total Births”). Как вы относитесь к этому феномену? Какие чувства и мысли вызывает у вас такая ситуация с «вашим» днем рождения?

Прогностический: умение на основе одной карты или подборки карт-анаморфоз определять тенденции и динамику развития конкретных явлений и процессов в будущем

- моделирующие задания:

S предположите, как при сохранении мировых тенденций в развитии миграции будет выглядеть население Европы \ России через 50 лет ... Представители каких этнических \ религиозных \ языковых \ социальных общностей могут стать доминирующей группой населения?

S предположите, как скажется проводимая в современном Китае демографическая политика на динамике численности населения этой страны в перспективе ближайшей четверти века? Как изменится конфигурация Китая на соответствующей карте-анаморфозе?

Рефлексирующий: умение выявлять и оценивать результаты работы с картами-анаморфозами на предметном, метапредметном и личностном уровнях

- задания для рефлексии:

S закончите предложения в соответствии с вашими собственными ощущениями от работы с картами-анаморфозами:

Яузнал(а)...

Я научился (ась) ....

Я почувствовал (а) ...

Я понял (а) ...

Следует отметить, что карта является не только особым международным источником информации, позволяющей читать ее без перевода, но и средством формирования и развития общеучебных умений как интеллектуальных, так и практических.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

В пособии подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста.Данные игры направлены на узнавание и различение неречевых звук...

Дидактическая игра по экономики предприятия и отрасли "Увлекательный мир экономики"

разработка дидактической игры по экономике между двумя учебными группами....

Дидактические игры как средство мобилизации познавательной деятельности студентов

В данной работе рассмотрены :1) методические подходы к игровой деятельности студентов ;2) варианты применения дидактических игр на разных этапах проведения учебного занятия ;3) игры по общественным и ...

Дидактические материалы по стилистике и культуре речи.

Дидактические материалы по стилистике и культуре речи предназначены для студентов и старших школьников, также могут использоваться для проведения занятий в предметных кружках....

Учебный материал (презентация для интерактивной доски) на тему: "Экология природных ресурсов. ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ ЗЕМЛИ. ФАКТЫ О ВОДЕ".

Данная презентация предназначена для изучения темы «Экология природных ресурсов. Водные ресурсы Земли. Факты о воде», по дисциплине «Экологические основы природопользования». Д...

Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор" Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)

Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор"  Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса"  (Сиде...