Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах Тема: «Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Ишемическая болезнь сердца»
методическая разработка

Полонская Ирина Ивановна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка46.73 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по здравоохранению

Санкт-Петербургское государственное бюджетное  

профессиональное образовательное учреждение

«Акушерский колледж»

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателей

по ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Раздел: Сестринская помощь в терапии

Тема: «Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Ишемическая болезнь сердца»

по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

Разработаны:

Полонская И.И.

преподаватель высшей категории

Санкт-Петербург

2020 год


Оглавление

1.        Тип занятия:        3

2.        Место проведения занятия, оснащение        3

3.        Продолжительность изучения темы        3

4.        Актуальность темы        3

5. Цель        3

6. Задачи.        4

7. Межпредметные и внутрипредметные связи        4

8. Этапы занятия и контроль их усвоения        5

9. Список вопросов для фронтального опроса:        6

10. Тесты для оценки исходного уровня знаний        6

11.Тесты для оценки итогового уровня знаний        6

12. Задачи для самостоятельной работы        7

13. Критерии оценки:        8

14. Литература, рекомендуемая для самоподготовки:        9


  1. Тип занятия:

теоретическое (90 мин.): урок совершенствования знаний.

Вид: семинар.

  1. Место проведения занятия, оснащение

Занятие проводится в доклиническом кабинете.

Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, учебные фильмы и слайды, тесты и эталоны, ситуационные задачи.

  1. Продолжительность изучения темы

Продолжительность изучения темы: 90 минут

Продолжительность данного занятия: 90 минут

  1. Актуальность темы

Качество сестринской помощи неразрывно связано с лечебно-диагностическим процессом. Терапевтические заболевания составляют значительную часть пациентов медицинских учреждений. Поэтому подготовка сестринского персонала основам сестринского ухода при терапевтических заболеваниях имеет важное значение. Введение в профессиональный модуль ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» раздел «Сестринская помощь в терапии» обусловлено необходимостью повышения качества медицинского обслуживания пациентов.

        Профессиональный модуль ПМ 02 является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО Сестринское дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности: участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

5. Цель

изучения данной темы является освоение студентом соответствующих

  • профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

  • общих компетенций:

     ОК1, ОК 13.

6. Задачи.

В ходе освоения данной темы на семинарском занятии обучающийся должен:

знать:

  • причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи;
  • принципы применения лекарственных средств;
  • виды, формы и методы реабилитации;
  • правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

7. Межпредметные и внутрипредметные связи


8. Этапы занятия и контроль их усвоения

№ п/п

Этапы занятия

Формы и методы проведения каждого этапа

Уровень

усвоения

Примерное время

8.1

Вводный этап

8.1.1

Проведение организационного момента

Проверка присутствующих студентов

3 мин

8.1.2

Постановка цели теоритического занятия.

Предъявление мотивационного блока занятия и выявление межпредметных и внутрипредметных связей

Озвучивается тема занятия и обосновывается её практическая значимость, её место в структуре цикла и дальнейшей деятельности.

I

5 мин

8.2

Контроль исходного уровня знаний

8.2.1

Тестовый контроль исходного уровня знаний

Письменно

I

5 мин

8.2.2

Фронтальный опрос

Опрос студентов по вопросам самоподготовки

I

10 мин

8.3.

Основной этап

8.3.1

Изложение материала по теме

Составление конспекта по ходу изложения материала

II

35 мин

8.3.2

Решение ситуационных задач

Составление плана сестринского ухода

II

15 мин

8.4

Заключительный этап

8.4.1

Тестовый контроль

письменно

I

12 мин.

8.4.2

Подведение итогов занятия

устно

I

2 мин

8.4.3

Задание для самостоятельной работы

I

3 мин

9. Список вопросов для фронтального опроса:

  1. Что такое атеросклероз?
  2. Какие основные жалобы пациентов при атеросклерозе сосудов сердца?
  3. Какие основные проблемы пациентов при атеросклерозе сосудов сердца?
  4. Какие диагностические мероприятия проводят при атеросклерозе?
  5. Какая диета назначается пациентам при атеросклерозе?
  6. Какие особенности сестринского ухода при заболеваниях сердечно-сосудистой системы?

10. Тесты для оценки исходного уровня знаний

Выберите один правильный ответ.

1.Уровень холестерина в крови у взрослых определяет развитие:

1) сахарного диабета

2) атеросклероза

3) мочекаменной болезни

4) язвенной болезни

2.Потенциальная проблема пациента при приеме ацетилсалициловой кислоты

1) рвота съеденной пищей

2) понижение аппетита

3) желудочное кровотечение

4) отрыжка тухлым

3.Частота сердечных сокращений 110 уд/мин

1) брадикардия

2) тахикардия

3) мерцательная аритмия

4) норма

Эталоны ответов

1 – 2

2 – 3

3 – 2

11.Тесты для оценки итогового уровня знаний

Выберите один правильный ответ.

1.Загрудинная боль, иррадиирущая под левую лопатку, продолжительностью 5-10 минут, наблюдается при

1) инфаркте миокарда

2) ревмокардите

3) остеохондрозе

4) стенокардии

2.Независимое сестринское вмешательство при появлении сжимающей загрудинной боли

1) введение морфина

2) введение анальгина

3) нитроглицерин под язык

4) димедрол внутрь

3.Симптом атеросклероза коронарных артерий

1) головная боль

2) загрудинная боль

3) одышка

4) тошнота

4.Клинические симптомы кардиогенного шока

1) лихорадка, рвота

2) приступ удушья

3) резкое снижение АД, частый нитевидный пульс

4) резкое повышение АД, напряженный пульс

5.Эффект действия нитроглицерина наступает через (мин.)

1) 1 - 3

2) 10 - 15

3) 20 - 25

4) 30 - 40

Эталоны ответов

1 - 1

2 - 3

3 – 2

4 – 3

5 – 1

12. Задачи для самостоятельной работы

Задача №1

Пациентка С, 53 года, страдает ИБС. Приступы стенокардии обычно появлялись после физической нагрузки. Находиться в терапевтическом отделении в связи с проведением обследования. При посещении родственниками пациент был в сильном возбуждении из-за плохих новостей. Появилась интенсивная жгучая боль в области сердца с иррадиацией в область левой лопатки.

Объективно: состояние средней тяжести. Кожные покровы бледные, влажные. ЧДД 22 в мин., дыхание везикулярное. Пульс 74 уд. в мин., слабого наполнения. АД 120\80 мм рт.ст. При аускультации тоны сердца глухие. Живот мягкий, безболезненный, участвует в акте дыхания.

Задание:

1. Определите неотложное состояние, резвившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

3. Продемонстрируйте технику съемки ЭКГ.

Задача №2

Больной В., 44 лет, обратился к фельдшеру с жалобами на приступы болей сжимающего характера, возникающие за грудиной, иррадирующие в левую руку, под левую лопатку, в левую ключицу. Продолжительность болей 3-5 мин. Боли возникают при ходьбе и подъеме на два этажа, в покое проходят. Беспокоят около 3 месяцев.

Объективно: температура 36,6°С. Общее состояние удовлетворительное. Кожа чистая. Подкожно-жировая клетчатка развита избыточно. Дыхание везикулярное, ЧДД 16 в мин. Тоны сердца ритмичные, чистые, ЧСС 84 в мин., АД 120/80 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.

Назначено:

1. Свободный режим

2. Диета №10

3. Общий анализ мочи

4. Биохимический анализ крови

5. Липидограмма

6. ЭКГ

7. Суточное мониторирование ЭКГ

8. Моно мак 20 мг 2 раза в день.

Задания

1.        Определите приоритетные проблемы пациента, составьте план сестринского ухода.

2.        Определите потенциальные проблемы пациента.

3.        Продемонстрируйте технику исследования пульса.

13. Критерии оценки:

Знания студента оцениваются исходя из общей работы в течение всего занятия.

1. Критерии оценок тестового контроля знаний:

5 (отлично) - 91-100% правильных ответов

4 (хорошо) - 81-90% правильных  ответов

3 (удовлетворительно) -71-80% правильных ответов

2 (неудовлетворительно) - 70% и менее правильных ответов

2.        Критерии оценки решения проблемно-ситуационной задачи по специальности

5 (отлично) – комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей; полный ответ на вопрос к иллюстративному материалу, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий;

4 (хорошо) – комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы; неполный ответ на вопрос к иллюстративному материалу, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий;

3 (удовлетворительно) – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, в том числе на вопрос к иллюстративному материалу, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах педагога, правильное, последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий;

2 (неудовлетворительно) – неверная оценка ситуации; неправильный ответ на вопрос к иллюстративному материалу; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь.

Задание для самоподготовки: Работа с лекционным материалом, учебниками, справочниками и другими источниками информации.

14. Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

Основная:

1.        Смолева, Э.В. Аподиакос Е.Л. Терапия с курсом ПМСП/ Э.В. Смолева, Е.Л.Аподиакос-Ростов-н\Д: Феникс, 2014.-652с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МДК «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» Тема: «Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы с синдромом коронарной недостаточности.»

Занятие проводится с целью формирования у студентов общих и профессиональных компетенций в соответствии с видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном пр...

КОС ПМ.02 Тестовые задания «Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови»

КОС ПМ.02  Тестовые задания для рубежного контроля по теме «Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови»...

Методическая разработка теоретического занятия Тема 6. Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови

Предназначение: для преподавателей Профессионального модуля 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах и студентов 2-3 курса специальности       34.02.01 Се...

Контрольно-измерительные материалы по МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Тема 6. Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови.

Контролирующий материал для проведения текущего контроля по теме: Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови по специальности 34.02.01 Сестринское дело....

Методическая разработка для самостоятельной подготовки студентов по теме " Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы "

Методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов по теме "Уход при заболеваниях сердечно-сосудистой системы" МДК 02.01 "Участие в лечебно- диагностическом и реабилитационно...