Публикация: Икона Богородицы Казанская
план-конспект урока

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Конспект открытого урока в 5 классе по теме:

«ИКОНА БОГОРОДИЦЫ КАЗАНСКАЯ»

Подготовила:

Срибная Мария Павловна

с. Сотниковское, 2020 г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kazanskaya_ikona_odnknr.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Конспект открытого урока в 5 классе по теме:

«ИКОНА БОГОРОДИЦЫ КАЗАНСКАЯ»

Подготовила:

Срибная Мария Павловна

с. Сотниковское, 2020 г

Тип урока:

комбинированный

Цель урока:

— учебные: познакомить с церковно-историческим преданием о Казанской иконе Богородицы, расширить знания об иконографической традиции в Церкви, о Богородичных иконах и особенностях Богородичных икон разного типа, о значении Казанской иконы в российской истории и культуре;

— воспитательные: способствовать формированию уважительного отношения к православной иконе, культуре, российской культурной идентичности, исторического сознания.

УУД

Личностные:

-самоанализ и самоконтроль результата;

-самоопределение;

-выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос;

-мотивация и познавательный интерес к новому материалу;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

- работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные:

- в ходе практической работы определить, особенности Богородичных икон разного типа, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

- формирование умения общаться в паре, группе.

-доносить свою позицию до других: высказывать

Основные понятия: праздник Казанской иконы Богородицы, Казанская икона Богородицы, Казань, Матрёна, чудотворная икона, День народного единства 4 ноября, Казанский собор в Москве, Казанский собор в Санкт-Петербурге, Михаил Илларионович Кутузов, Отечественная война 1812 г.                  

                             ХОД УРОКА

Организация деятельности учащихся. Презентация.

-Здравствуйте дети, садитесь.

Мотивация к учебной деятельности:

Будем отвечать активно

Хорошо себя вести

Чтоб на урок

Всем захотелось вновь прийти.

1.Сообщение темы и цели урока

-Откройте учебник на стр.63 и внимательно рассмотрите ее.

- Ответьте, пожалуйста, какая икона здесь изображена?

 -Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (Тема нашего урока Икона Богородицы Казанская)

-Ребята, что мы узнаем сегодня на уроке?

- Для чего нам нужны эти знания?  

-Дети, а какую икону мы с вами уже рассмотрели и изучили? (Мы на прошлом уроке уже рассмотрели и изучили Икону Богородицы Иверская)

2.Проверка дом. зад.

- Проверим, как вы усвоили прошлую тему урока.

Карточки

Иисус Христос

Путешествие по святым местам.

Иконоборцы

Место общего жительство монахов.

Ересь

Человек, который добровольно оставил семью, и посвятил свою жизнь Богу.

Монастырь

Противники почитания икон.

Монах

Богочеловек

Паломничество

Неправильное, ошибочное мнение, учение.

-Самостоятельно проверяем себя, ответы смотрим на доске (самопроверка)

-Кто получил «5», кто «4»?

3.Актализация знаний:

Работа с учебником:

-Рассмотрите внимательно иллюстрацию в учебнике: «Икона Богородицы Казанская»

-Давайте запишем с вами тему урока в тетрадь. (Запись в тетради темы урока.)

-Посмотрим в учебник на стр. 63 и начнем читать (стр.63-64, до рассмотрения.)

- Найдите карту 3 на стр. 258, отыщите на ней г. Казань и приложите желтый жетон

-Давайте проверим …

-Ребята, определите места праздника на Праздничном круге, откройте учебник на стр. 256, и приложите синий жетон

-Давайте проверим.

4.Физминутка

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

Рассказ об истории обретения иконы.

- Будем читать с остановками, комментированием и обсуждением до задания на сравнение Казанской и Иверской икон.  

- Откройте учебник на стр.63 и 56, давайте сравним Иверскую и Казанскую иконы Богородицы. что у них общего и в чем их различие?

- Давайте ознакомимся, кто такие чудотворцы и откроем учебник на стр.64

- И продолжим чтение и комментирование параграфа на стр. 65 (до рассказа о Дне народного единства.)

-Ребята, давайте, рассмотрим карту 3 на стр. 258 найдем Нижний Новгород, Москву и приложим желтый жетон к г Москва, а синий к г. Новгород.

 -Найдите и прочитайте, когда отмечается праздник День Народного Единства.

–Зачитайте, когда был восстановлен Казанский собор на Красной площади в Москве и Казанский собор в Санкт-Петербурге (стр,67-68)

5.Усвоение новых знаний.

-Кто писал первые иконы Богородицы с Младенцем? (первые иконы Богородицы с младенцем писал святой апостол Лука)

-Есть в нашем храме с. Сотниковского икона Богородицы Казанская?

-Кто из вас ходит в храм и видел там эту икону?

(записать термины если будет время)

6.Физминутка

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки...

На уроке - не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно!

7.Закрепление и контроль знаний. 

Тест

Когда отмечается праздник

Казанской иконы Божией Матери?                  

В 1579 году

В каком году была обретена икона?    

                                                                 

4 ноября 2005 года

Казанская икона                                        

                                                                 

21 июля 4 ноября

Когда отмечается праздник

Народного единства?

Чудотворцами называют                                                                                                              

один из чудесных образов Пресвятой Богородицы

иконы особо почитаемые христианами

Проверка в парах.

- Поменяйтесь карточками и оцените соседа.

-Кто получил «5», кто «4»?

8.Подведение итогов.

- С какой темой мы сегодня познакомились?

- Когда отмечается праздник Казанской Богородицы?

- С какими новыми терминами мы сегодня познакомились?

9.Домашнее задание

- Рассказать родителям, в семье историю Казанской иконы Богородицы (по желанию). Выполнить задания 7, при необходимости с помощью родителей, взрослых. По желанию стихотворение в задании 9 выучить наизусть, подготовить выразительное чтение

10.Рефлексия.

-Кому было интересно на уроке? Поднимите желтый жетон.

-Кто испытывал небольшие трудности на уроке? Поднимите синий жетон.

-Кому было трудно и непонятно? Поднимите красный жетон.

-Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен. Спасибо за совместную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Покров Святой Богородицы

Развлекательное мероприятие...

Презентация на тему "Праздники в честь икон Пресвятой Богородицы"

Данную презентацию можно использовать для преподавания Основ православной культуры, проведению внеклассных мероприятий...

Сценарий праздника "Земная жизнь Богородицы"

Сценарий развлечения для старших дошкольников...

Методическая разработка мастер-класса изготовления иконы "Семистрельная Божья Матерь"

Методическая разработка мастер-класса изготовления иконы "Семистрельная Божья Матерь" составлена для участия в профориентационной работе со студентами. Методическая разработка рассказывает о...

Исследовательский проект "Церковь Рождества Богородицы в Путинках"

Исследовательский проект "Церковь Рождества Богородицы в Путинках" - победитель I Городского исследовательского культурологического фестиваля "История и культура храмов столицы - 2017&q...

«Оклад для иконы»

Конспект занятия по бисероплетению....