«Энергетический обмен, его особенности у животных, грибов и растений»
план-конспект урока

Корбукова Надежда Михайловна

Тема "Энергетический обмен" изучается в курсе общей биологии в 10 классе, является одной из сложных для усвоения обучающимися. Поэтому считаю целесообразным проведение урока с применение модульной технологии. Основными терминами урока являются: метаболизм, энергетический обмен, катаболизм, гликолиз, гидролиз, спиртовое брожение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ    Отрадненская    СОШ

Конспект урока

по биологии 10 класс

«Энергетический обмен, его особенности у животных, грибов и растений»

Учитель химии и биологии

Корбукова Н.М.

Тип урока: комбинированный, урок изучения нового материала и первичного закрепления

Цель урока:                                                                                                                                                                                                                                                              создать оптимальные  условия для самостоятельного получения и обработки информации по учебным вопросам.

Задачи:

образовательные:  создание условий для систематизации и углубления знаний об особенностях энергетического обмена клеток различных организмов, применения знаний в новых ситуациях;

развивающие: развитие регулятивных, коммуникативных и личностных УУД;

воспитательные: формирование познавательного интереса к предмету через организацию коллективной поисковой деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие культуры общения и навыков коммуникации

Планируемые результаты:                                                                                                                                                                                                                                                              

предметные:                                                                                                                                                                                                                                                          знать основные термины урока: метаболизм, энергетический обмен, катаболизм, гликолиз, гидролиз, спиртовое брожение;

метапредметные: использовать знако - символическое моделирование, классифицировать объекты и явления; устанавливать причинно-следственные знаки, создавать обобщение, делать выводы;                                                                                                        

личностные: понимать связи между целью изучения темы урока и тем для чего эта цель осуществляется; понимать значимость естественно-научных знаний для решения практических задач.

Методы обучения: самостоятельная работа по модулю

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная.

Средства обучения: модуль урока по теме, карточки, учебная литература, дополнительный текст.

Педагогическая технология: модульная

Литература:  

  ●В.В.Пасечник,  Биология 10 класс. Москва. Просвещение. 2020 год;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

  ●А.А.Каменский, Общая биология 10-11 классы.  Дрофа. Москва, 2008 год;

  ●И.Н.Пономарёв,  Биология. Профильный уровеь,  11 класс.  Москва «Бентано-Граф, 2011 год;

  ●Всероссийский научно-методический журнал «Биология. Всё для учителя» №4 2019 год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (МОДУЛЬ) УРОКА «ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН, ЕГО ОСОБЕННОСТИ У ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ И БАКТЕРИЙ» 10 КЛАСС

Номер

учебного

элемента

Учебный материал с указание заданий

Руководство по усвоению

учебного

материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: систематизация и углубление знаний об обмене веществ, знакомство с особенностями энергетического обмена клеток различных организмов.

Внимательно

Прочитайте цель урока

УЭ-1

Цель: определение исходного уровня знаний по теме «Обмен веществ»

I.Выполните тестовое задание.

Тест

  1. Соединение простых веществ в сложные  называется:

А  метаболизм

Б  ассимиляция

В  катаболизм

Г  Диссоциация

      2. Аминокислоты к месту сборки белка доставляются молекулами:

             А ДНК

             Б  белка

             В  тРНК

             Г  иРНК

  1. Процесс переписывания информации с  ДНК на иРНК называется:

А биосинтезом

Б редупликацией

В трансляцией

Г транскрипцией

  1. Каждая аминокислота кодируется:

А 2-мя нуклеотидами

Б 4-мя нуклеотидами

В 1-м нуклеотидом

Г 3-мя нуклеотидами

  1. Информация из ядра к рибосоме доставляется молекулами:

А ДНК

Б белка

В тРНК

Г иРНК

  1. Процесс сборки белковой молекулы на рибосоме называется:

А биосинтезом

Б редупликацией

В трансляцией

Г транскрипцией

II. Опишите процесс биосинтеза белка путём нахождения логической связи между предложенными терминами  и понятиями: пластический обмен, биосинтез белка, анаболизм, ферменты (ДНК-полимераза, РНК – синтетаза), рибосома, ядро, аминокислота, триплет, иРНК, тРНК, ДНК, генетический код, транскрипция, трансляция.

II. Проверьте свои ответы по приложению. Проанализируйте ошибки. Определите уровень ваших знаний по схеме: 9-10 баллов – высокий уровень, 8 баллов – средний уровень, 7 и менее баллов – низкий уровень.

Работайте самостоятельно в тетради. Каждый правильный ответ оценивается

в 1 балл

Правильный ответ оценивается в 4 балла

Работайте в парах

УЭ-2

Цель: знакомство с сущностью энергетического обмена животных организмов, с последовательностью и особенностями каждого этапа катаболизма.

  1. Выполните задания.
  1. Прочитайте текст «I этап энергетического обмена – подготовительный». Заполните соответствующую строку в таблице  «Этапы энергетического обмена»

Этапы катаболизма

Место прохождения

Исходные продукты

Конечные продукты

Использование

энергии

Подготовительный

Бескислородный

(гликолиз)

Кислородный

(гидролиз)

  1. Прочитайте «II этап энергетического обмена – бескислородного расщепления». Заполните соответствующую строку в таблице «Этапы энергетического обмена»: Гликолиз.

  1. Прочитайте текст «IIIэтап энергетического обмена – кислородного расщепления». Заполните соответствующую строку «Этапы энергетического обмена»:  Гидролиз.

  1. Ответьте  на вопросы:

● В чём заключается преимущество кислородного этапа диссимиляции?

● Куда и каким путём направляется образовавшаяся в митохондриях АТФ?

● Почему клетка не перегревается при образовании такого количества энергии?

Работайте индивидуально в тетради

См.доп.текст,

учебник В.В.Па-

сечника §22, с.154.

Правильный ответ 1 балл.

Работайте индивидуально в тетради.

См.доп.текст,

учебник В.В.Па-

сечника §22, с.154.

Правильный ответ 3 балла.

См.доп.текст,

учебник В.В.Па-

сечника §22, с.154.

Правильный ответ 4 балла.

Правильный ответ – 3 балла.

УЭ-3

Цель: знакомство с особенностями энергетического обмена клеток грибов и микроорганизмов.

  1. Выполните задания.

Прочитайте тест «Спиртовое брожение». Ответьте на вопросы: что является продуктами спиртового брожения?

Работайте индивидуально в тетради. См. текст (дополнит.)

Правильный ответ – 2 балла.

УЭ-4

Цель: проверка знаний, полученных в ходе работы на уроке.

Выполните задания.

  1. Соотнесите процессы, происходящие в клетке, с этапами энергетического обмена:

А начинается с расщепления глюкозы

  1. Подготовительный этап

Б происходит в мембранах крист

  1. Бескислородный этап

В образуется две молекулы молочной кислоты

  1. Кислородный этап

Г синтезируется  36 молекул АТФ

Д синтезируется  2 молекулы АТФ

Е одним из результатов является спиртовое брожение

  1. Выберите три характеристики , относящиеся к кислородному этапу обмена веществ:

А  происходит в цитоплазме клетки

Б происходит в митохондриях

В завершается образованием молочной кислоты или этилового спирта

Г энергетический эффект – 2 молекулы АТФ

Д завершается образованием АТФ, двуокиси углерода и воды

Е энергетический эффект – 36 молекул АТФ

  1. Установите соответствие между названием вещества и его функцией в энергетическом обмене:

  1. Глюкоза

А источник энергии в клетке

  1. АТФ

Б исходное вещество для ассимиляции

  1. Этиловый спирт

В продукт брожения

  1. Молочная кислота

Г фермент

  1. АТФ - синтетза

Д продукт неполного расщепления глюкозы

Проанализируйте ошибки. Определите уровень ваших знаний по следующе схеме: 17 – 15 баллов – высокий уровень, 14 – 12 баллов – средний, 11 и менее баллов – низкий уровень.

Работайте индивидуально в тетради.

Каждый правильный ответ оценивается

в 1 балл

Работайте индивидуально в тетради.

Каждый правильный ответ оценивается

в 1 балл

Работайте индивидуально в тетради.

Каждый правильный ответ оценивается

в 1 балл

Работайте в парах

УЭ-5

Подведение итогов урока.

  1. Прочитайте цель урока.
  2. Достигли ли вы цель урока? В какой степени?
  3. Оцените свою работу на уроке: если вы набрали итоговое количество балов от 39 до 36 – ваша оценка «5», если «25 – 35» - оценка «4», 24 – 22 балла – оценка «3», менее 22 баллов - …

Работайте индивидуально

УЭ-6

Домашнее задание. Если за работу на уроке вы получили оценку «5», выполните только дополнительное задание диктант (приложение 2): заполнить пропуске в тексте. Если вы испытывали затруднения или допускали много ошибок, прочитайте ещё текст параграфа, напишите диктант по теме.

См. учебник В.В.Пасечника §22, с.154 – 160, диктант на карточках

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Лист достижений

Номер учебного элемента

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

УЭ-6

Кол-во баллов

Общее кол-во баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Биологический диктант по теме «Энергетический обмен»

Заполните пропуски в тексте

  1. Гликолиз – это ________________________________________________________________________________________________________________
  2. В результате него образуются ____________________________________________________________________________________________________
    _______________________________и _____________________________________________________________________________________________
  3. Подготовительный этап энергетического обмена происходит в _______________________________________________________________________

Гликолиз происходит в __________________________________, дыхание – в ____________________________________________________________

  1. Кислород принимает участие в процессе диссимиляции на этапе ______________________________________________________________________

Его роль ______________________________________________________________________________________________________________________

  1. В результате кислородного расщепления образуются _______________________________________________________________________________

________________________________________________ и ___________________________________________________________________________

  1. Вода образуется в результате____________________________________________________________________________________________________

на этапе ______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Углекислый газ образуется в _____________________________________________________________________________________________________

Митохондрий на этапе __________________________________________________________________________________________________________

  1. В результате окисления двух молекул молочной кислоты образуется ______________________________________________________________мо-

лекул ________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Итогом расщепления одной молекулы глюкозы является образование _________________________________________________________________

молекул ____________________________________________________. В таком виде запасённая ___________________________________________

направляется в ________________________________________________________________________________________________________________

и расходуется на процессы_______________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК английский язык и биология. «Строение клетки растений и животных» Biology. Cell of plants and animals. Преподаватель английского языка: Курилова Тамара Валерьевна

Мастер-класс на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК  английский язык и биология.  «Строение клетки растений и животных» Biology. Cell of plants and animals. Преподаватель английск...

Викторина для начальных классов "Тайная жизнь животных. Животные - охотники"

Внеклассное занятие по окружающему миру. Авторский медиапродукт - презентация PowerPoint для закрепления знаний о животных. Викторина создана с целью повышения интереса к урокам окружающего мира через...

Тема: Роль растений в природе и жизни человека. Лесные ресурсы человечества. Практическое занятие № 8 «Редкие и исчезающие виды растений Краснодарского края»

Данный урок предназначен для студентов СПО дисциплины "Экологические основы природопользования". Даётся информация о роли растений в природе и жизни человека, значении лесных ресурсов....

Открытый урок "Растения и животные сада, огорода"

Конспект открытого урока по природоведеню .Урок включает в себя задания на нахождение "лишнего"по картинке,разгадывание филворда,индивидуальная работа, групповая работа....

Лекция по дисциплине "Защита декоративных растений" на тему "Основные вредители декоративных растений"

Основные вредители декоративных растений: насекомые, клещи, слизни, нематоды, грызуныМногие растения сада и огорода страдают от заболеваний и вредителей, что нередко препятствует их хорошей урожайност...

Технология выращивания и особенности ухода за растениями из семейства Орхидные

История появления орхидей полна мифов и легенд. Как гласит одна старая легенда, орхидея появилась из осколков разбившейся радуги. Другая легенда гласит, что богиня Венера обронила туфельку. Туфелька э...

Лекция-презентация по теме "Пластический обмен гетеротрофов. Трансляция" (раздел "Обмен веществ и превращение энергии в клетке")

Лекция-презентация по учебной дисциплине "Биология" тема "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"...