Проект "Лук- наш верный друг!
проект

Кравченко Наталья Вячеславовна

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира – исследовать, открывать, изучать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luk_nsportal.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Лук – наш верный друг»

Тип проекта: познавательно – исследовательский. 

Участники проекта: дети, воспитатели и родители. 

Сроки реализации проекта: краткосрочный (4.02.20-21.02.20) 

Цель: создание условий для ознакомления детей с ростом и развитием растения (лука), его взаимосвязью с внешней средой. 

Задачи: 

1.Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (земля, влага, тепло, свет). 

2.Развивать интерес к развитию и росту растения.  

3.Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, сказок, стихов, экологических игр. 

4. Воспитывать желание заботиться о растениях; ответственность за порученное дело. 

5.Формировать трудовые умения. 

Ожидаемые результаты: 

1.Дети научатся ухаживать за луком и познакомятся с условиями его содержания;

2.У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях.

3.Дети узнают о пользе зелёного витамина.

 

Актуальность:   

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира – исследовать, открывать, изучать. 

Этапы реализации проекта. 

Подготовительный этап: 

1.Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. 2.Разработка конспектов, составление перспективного плана, создание развивающей среды по данному проекту. 

3. Привлечение родителей к реализации проекта. 

Основной этап: 

1.Проведение цикла занятий. 

2.Консультации с родителями. 

3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью. 

Заключительный этап: 

Выставка детского творчества; 

Выращенный лук использовать в еде. 

 

 

Содержание мероприятий по реализации проекта: 

4.02.20. 

Беседа о витаминах. 

Цель: создание условий для познавательных интересов детей и представлений о пользе витаминов. 

Задачи: закрепить у детей названия овощей, продуктов питания; расширять представления детей о полезных продуктах, и как важно правильно питаться; продолжать совершенствовать речь детей и умение отвечать на вопросы; обучать детей умению вести диалог с педагогом. 

Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей».

Чтение стихотворения Казырина «Баба Таня чистит лук». 

Консультация для родителей: «Полезное питание» 04.02.20 г.

Тема: «Посадка лука» 

Цель: создание условий для формирования познавательных действий посредством посадки лука. 

Задачи: формировать у детей правильные приемы посадки луковицы (посадить луковицу донцем вниз в воду). Расширение представлений детей о луке, его свойствах, полезных качествах, технологии его выращивания. 

Уточнить представления детей о репчатом луке как овоще, из которого можно вырастить зеленый лук, полезный для здоровья. Познакомить детей с внешними особенностями луковицы (круглая, гладкая, покрыта шелухой). 

Закрепить знания о потребностях растений в тепле, воде и свете. Вызвать интерес к посадке растений; желание употреблять лук в пищу, заботиться о своем здоровье; развивать трудовые навыки.

Отгадывание загадок о луке. Заучивание стихотворений: И.Токмаковой «Купите лук». 

Работа с раскрасками: «Наш лук- зеленый друг». 

Сюжетно-ролевая игра: «Накормим семью салатом».

Конспект занятия в младшей группе. Посадка лука.

Тема занятия: Посадка лука
Программное содержание. Познакомить детей со свойствами лука: круглый, твердый, горький, заставляет плакать. Сообщить, что из него можно вырастить зеленый лук, очень полезный и витаминный. Учить детей сажать луковицы в воду.
Для роста зелени нужна вода.
Материал для занятия: луковицы, баночки, лейка с водой.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, сегодня я получила посылку. Хотите посмотреть, что там?
Тогда давайте откроем. Что это? Возьмите каждый себе по луковице.
Скажите, какого цвета лук?
Какой он формы? Покажите, какой он круглый.
Потрогайте его пальцем и скажите: лук твердый или мягкий?
Вот сейчас я разрежу луковицу, понюхайте лук. Чем он пахнет? (Луком.)
А почему вы плачете? Да, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать.
Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов.
Это луковица, если ее посадить, то из нее вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов. У лука есть верх (показывает его), вот отсюда растет зеленый лук. А вот низ у луковицы - донце (показывает). Давайте скажем все вместе - донце.
Покажите, где донце у вашего лука? Покажите, откуда будет расти зеленый лук?
Лук надо сажать донцем вниз. Лук можно посадить в баночку с водой.
Давайте с вами поиграем в игру «Расти, расти лучок».
Все вставайте, вы будете луком. Я сажаю лук в землю, донцем вниз. Все присели.
Теперь я беру лейку и поливаю его водой. Вот лук начинает расти, у него появляются зеленые листики. Все дети тихо приподнимаются. Лук все растет и растет. Зеленый лук становится большим-большим. Вот и вырос наш зеленый лук.
Мы хотим его посадить, чтобы вырастить из него зеленый лук себе на обед.
Найдите у лука донце. Сажать лук в воду нужно донцем вот так. (Показ воспитателем приема посадки лука. Дети по очереди сажают каждый свою луковицу.)
Все хорошо справились с посадкой лука, просто молодцы.

Ребята, что интересного и нового мы узнали о луке?

 

05.02.2020-19.02.2020

Тема: «Наблюдение за луком» 

Цель: создание условий для развития у детей умений устанавливать причинно-следственные связи в процессе наблюдения за выращиванием лука. 

1. Беседа о пользе лука для здоровья человека.

(Очень вкусен лук в салате, мама варит с луком щи. Так что ешьте больше лука и другие овощи! А тому, кто скажет: «Горький, горло щиплет, губы жжёт!» Мы ответим: «Лук полезный, он здоровье нам несёт!»)

Рассматривание иллюстраций, чтение стихов.

Цель: вызвать эмоциональный отклик на лук, как полезный овощ.

Вывод: лук очень полезен для человека.

2. Рассматривание лука.

Цель: повторение знаний о внешнем виде луковицы (лук круглой формы, жёлтого (белого, фиолетового) цвета, твёрдый на ощупь).

Вывод: лук круглой формы, жёлтого (белого, фиолетового) цвета, твёрдый на ощупь.

Отражение результата через художественно-творческую деятельность (рисование лука гуашью).

3. Рассматривание лука. Опытно-экспериментальная деятельность: «Вкус и луковые слёзы»

Цель: познакомить детей с запахом лука. Объяснить пословицу: «Кто его раздевает, тот слёзы проливает»

Вывод: лук имеет резкий запах, он очень полезный. Щиплет глаза, вызывает слёзы, когда его чистят.

4. Наблюдение за луком.

Задачи: продолжать развивать способности анализа, сравнения в процессе наблюдения за экспериментом.

Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями (каким был, каким стал и т.д.). 

Учить делать простейшие обобщения. 

5. Дидактическая игра лото «Овощи и фрукты». Сюжетно-ролевая игра: «Научим куклу Машу поливать растения». Просмотр презентации «Полезные продукты».

6. Чтение художественной литературы (сказки, стихи), знакомство с пословицами, отгадывание загадок.

Цель: углубление знаний об овощных культурах.

6. Наблюдение за луком, посаженным в воду (продолжение).

Цель: отметить изменения в росте (появились маленькие зелёные перья, корешки стали длиннее).

Вывод: Лук хорошо растёт в воде.

Материал, оборудование: лук, растущий в воде.

Отражение результата через художественно-творческую деятельность (зарисовка лука с длинными зелёными перьями гуашью).

Рекомендация для родителей: «Огород на подоконнике в домашних условиях». 

 

10.02.20. 

Рисование «Наш лучок».

Цель: создание условий для формирования образных представлений на основе развития восприятия в процессе экспериментирования.

Задачи: 

Воспитывать самостоятельность, творчество; приобщать к изобразительному искусству.

Закрепить представление о внешнем виде луковицы.

Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей; закреплять навыки закрашивания круглой формы слитными линиями сверху вниз или слева направо, рисование (перьев лука) ворсом всей кисти; Передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; закреплять умения использовать в процессе рисования краски разных цветов, чисто промывать кисть и обсушивать ее о салфетку, прежде чем взять другую краску.

Знакомство детей с пословицами и поговорками о луке. Просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик Лук».

Консультация для родителей: «Полезные свойства лука».

Памятка для родителей «Чем полезен лук».

 

14.02.20.

Лепка. Тема: «Лучок».

Цель: создание условий для формирования образных представлений на основе развития восприятия в процессе экспериментирования.

Задачи: учить составлять композицию лука из отдельных частей. Развивать воображение и мышление. Воспитывать интерес к экспериментированию при сочетании изобразительных техник.  

 

                                      17.02.20

Рассматривание лука с зелёными перьями (сравнение с простой луковицей).

Цель: формирование представлений об условиях, необходимых для роста лука (если лук посадить в воду или землю, то он даст зелёные листочки (перья).

Вывод: чтобы у лука появились зелёные перья, его надо посадить в воду или землю.

Дидактическая игра: «Назови, что это».

Чтение отрывка из сказки «Приключения Чиполлино».

Беседа: «Лук от всех недуг».

Наблюдение за появлением первых луковых перьев и ростом растения. Зарисовка этапов роста растения.

Эксперимент: растет ли лук без воды или света.

18.02.20.

Аппликация. Тема: «Наш лучок».

Цель: развитие продуктивной деятельности через аппликацию.

Задачи:

1. Закреплять умение изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей.

2. Развивать кругозор детей.

3. Формировать умение предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали, разной формы, составляя изображение, и наклеивать их.

3. Воспитывать аккуратность в работе с клеем, салфеткой.

21.02.2020

Выставка творческих работ «Лук, лучок».

Цель: развитие детского художественного творчества.

Употребление в пищу выращенного лука.

Заключение:

Реализация данного проекта научила наших детей сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели первый опыт исследовательской деятельности. Мы узнали, что, луку, как и любому растению нужны: свет, тепло, воздух, вода. Чтобы вырастить лук, нужно трудиться, посадить луковицы, поливать.

Узнали о пользе лука и его использовании. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость. У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука. В комнатных условиях; как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой. А также и в других условиях- в темноте и без воды. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.

Консультация для родителей

Зеленый лук от семи недуг

Зеленый лук от семи недуг (консультация для родителей) Свежий зеленый лук по праву называют "зеленым поливитамином". К тому же медики настойчиво уверяют, что его необходимо есть каждый день. А еще с древности зеленый лук считается афродизиаком, поэтому, чем больше блюд из лука вы научитесь готовить, тем более крепким и счастливым будет ваш семейный союз. Зеленый лук укрепляет иммунитет. Молодые зеленые перышки богаты витамином C (в одном пучке - целая суточная доза), каротином, в них есть витамины группы B, а еще K, E, P и H. Да и минеральный состав лучка просто на зависть - в нем обычные для зелени калий и магний, есть железо, фосфор, сера, фтор, хлор, алюминий, марганец, медь, цинк и даже такие редкие элементы, как кобальт, молибден и хром, необходимые для работы системы кроветворения. А помните тот самый резкий луковый запах, который ни с чем не спутаешь? Так вот, растению его придают серосодержащие соединения. Ну, а фитонциды, во множестве входящие в состав растения, обладают и противомикробной, и противовирусной активностью, вот почему есть лук и чеснок так настойчиво рекомендуют во время эпидемий. Между тем, если горшочки с зелеными стрелками есть у вас дома, защита от инфекции обеспечена - известно, что в хозяйствах, где выращивают зеленый лук на продажу, рабочие не болеют гриппом даже во время массовых заболеваний.

От каких болезней лечит. Свежий зеленый лук способствует поддержанию иммунитета, снижает уровень холестерина и сахара в крови, незаменим при авитаминозе и малокровии, упадке сил, бессоннице, мастопатии и простатите, сердечно-сосудистых заболеваниях.

Полезные рецепты. При авитаминозе, плохом аппетите поможет салат. Очистите от кожуры огурцы и порежьте тонкими ломтиками, измельчите пару вареных яиц, мелко порежьте лук, соломкой нарежьте салат. Все перемешайте, посолите, заправьте лимонным соком и растительным маслом. При малокровии и во время беременности рекомендуется бутерброд. Кусочки черного хлеба смажьте тонким слоем сливочного масла, сверху красной икрой и посыпьте зеленым луком. При простудных заболеваниях ешьте супчик. Мелко порежьте лук и чеснок и положите в кипящую воду (3 стакана), затем размешайте муку (1,5 ст.л.) в холодной воде и влейте в суп. Проварите 2-3 минуты, заправьте маслом и мелко порезанными яйцами. При снижении иммунитета готовьте омлет. Взбейте яйца с молоком, добавьте зеленый лук, посолите и снова взбейте. Вылейте на разогретую сковородку, смазанную маслом. Жарьте под крышкой.


Физминутка для воспитанников группы.

В огороде поутру погляди на грядку (наклоны вперед – назад),

Лук зеленый на ветру делает зарядку (потягивание вверх);

На зарядку встали вряд репа и редиска (ходьба на месте),

Там листочки вверх глядят (поднять руки вверх, помахать)

Здесь – пригнулись низко (присесть).

Стихи о луке.

Вот на грядке лук зелёный,

Ярким солнцем освещенный,

Стрелы вытянулись в яд,

Как солдатиков отряд.

Знают все, что лук полезен,

Витаминами богат,

Но немного горьковат.

В этом лук не виноват.

От природы он такой,

Очень скромный и простой.

Ешьте все зелёный лук,

Он здоровью верный друг!

Почему от лука плачут?

Говорят, он очень злой.

Кто же злит его на даче?

Почему же он такой?

Я у бабушки спросила:

- Расскажи мне, почему

И она мне объяснила,

Разъяснила что к чему.

Что лучок - полезный овощ,

И никто его не злит.

Он всегда спешит на помощь,

От микробов защитит.

Лук сырой, конечно, горьки,

А чеснок ещё горчей.

Но зато помощник стойкий

От простуды для людей.

Стану я тебя лелеять,

Наш кормилец – огород,

Чтобы всходы зеленели,

Чтобы лук шикарный рос.

Береги своё здоровье,

Витамины уважай!

И не стой с утра в аптеке, лучше лук в землю сажай!

Не страшна тогда ангина,

Грипп, простуда, ОРВИ….

Лук снимает напряжение,

Улучшает аппетит!

С луком дружат все спортсмены,

Любят взрослые и дети.

Даже те, кто на диете

Потребляют непременно

Наш зеленый овощ лук.

Ведь во всех супах, борщах,

Вторых блюдах, овощах,

Привкус он дает особый

Ты не веришь нам?

Попробуй.

Пойдём с тобою в огород.

Не мало там у нас забот!

Польём лучок из лейки,

И сядем на скамейки.

Как чудесно в огороде,

Поработать ясным днём!

Тёплый луч по грядке бродит,

Луком пахнет чернозём.

За окном зима вьюжит,

И метель кружиться.

А у нас на окне,

Лук колосится.


Загадки о луке:

Никого не огорчает,

А всех плакать заставляет.(Лук)

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.(Лук)

Сарафан не сарафан,

платьице не платьице,

А как станешь раздевать,

досыта наплачешься.(Лук)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.(Лук)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …(Лук)

Что без боли и без печали доводит до слез? (Лук)

Скинули с Егорушки Золотые перышки

Заставил Егорушка Плакать и без горюшка.(Лук)

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он.

Когда чистишь – слезы льешь.(Лук)

Пришла Таня в желтом сарафане:

Стали Таню раздевать,

Давай плакать и рыдать. (Лук)

Птица в норе, Хвост во дворе.

Кто перья выдирает,

Тот слезы утирает.(Лук)

Я приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? – Я вам друг

Я – простой зелёный… (лук)

Тише деточка не плач.

Это с нашей грядки врач.

Исцелить любой недуг

Может огородный… (лук)

На вкус горький,

А не редиска.

Шуба рыжая,

А не лиска.

Лежит клубком,

А не киска (лук)


Пословицы о луке:

Лук – от семи недуг.

Лук да баня все правят.

Кто ест лук, тот избавлен от мук.

Лук во щах и голод прощай


Сказка про овощи.

Жили на одном огороде овощи. Все они были очень разные. Зелёный огурец был весёлый, озорной, никогда не унывал и часто подшучивал над другими овощами. Красный помидор был важный, напыщенный. Он часто заявлял: «Я думаю, сегодня пойдёт дождь». И, когда дождь действительно шёл, он говорил: «Вот видите, я был прав! » Если же дождя не было, помидор делал вид, будто он ни при чём. Оранжевая морковка всё время скучала и причитала: «Вся моя краса спрятана под землёй, какая я несчастная! » Белокочанная капуста была добродушной и словоохотливой. Она всем рассказывала, что когда-то у неё было всего два листочка, а теперь очень, очень много! Коричневый картофель был очень дружелюбным. Он дружил со всеми овощами и всем помогал. Репчатый лук был вредный. Он любил, когда все вокруг проливали слёзы. Вот такие разные овощи жили на огороде.

Овощи на грядке.

Летом посадили овощи в огороде: свеклу, морковку, лук, капусту и тыкву. Солнышко грело, дождик поливал и росли овощи быстро на грядке. Птички собирали вредных жуков, кошки ловили кротов-землекопов. Хорошо и дружно жилось овощам в огороде. Овощи росли и рассказывали друг другу сказки, пели песни, только одно их огорчало, что не могут они друг до друга дотянуться и поиграть ведь растут они на разных грядках. Лето подошло к концу, наступила осень. Стало холодно и дождливо в огороде, все сказки были рассказаны, все загадки загаданы - загрустили овощи. Но пришла пора собирать урожай. Люди выкопали и собрали овощи, принесли в дом, почистили, порезали и сварили из них вкусный овощной суп. Вот уж обрадовались овощи, когда встретились в одной кастрюле все вместе! Стали они бегать друг за дружкой, догонять, ловить и снова убегать. Весело кружился вкусный и полезный овощной суп на плите.

  

Пословицы о луке

Лук от семи недугов лечит.
Ешь лук -чаще зубы будут
Лук и мёд кашель быстро уйдёт..
Лук с чесноком- родные братья.
Лук -добро и в бою и во щах.

Загадки про лук

Сидит дед во сто шуб одет, 
Кто его раздевает, 
Тот слезы проливает. 
(Лук) 
Прежде чем его мы съели, 
Все наплакаться успели. 
( Лук)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун,а.... 
(Лук)
Пришёл барин с грядки 
Весь в заплатках 
Кто не взглянет, 
Всяк заплачет. 
(Лук) 
Скинули с Егорушки
Золотые пёрышки
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
(Лук)