Технологическая карта урока на тему "Иррациональные уравнения"
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Преподаватель: Комбуй А-Х.М.
Предмет: Математика
Технологическая карта урока
Тема | Иррациональные уравнения |
Цель | Ввести понятие иррационального уравнения и показать способ решения через проверку корней способом подставки в исходное уравнение. |
Задачи | Развивающая: Способствовать развитию навыка решения иррациональных уравнений. Воспитательная: Воспитывать навыки аккуратности и правильности оформления уравнения в тетрадях. |
Тип урока | Урок объяснения нового материала |
Применяемая технология | Информационно-коммуникативные технологии |
Оборудование | Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебники. |
Основные понятия | Иррациональные уравнения |
Формируемые универсальные учебные действия | Предметные: знать: методы решения иррациональных уравнений; методы проверки корней уравнения. уметь: решать иррациональные уравнения. Метапредметные: познавательные – уметь ставить цели и находить пути решения; уметь анализировать текст учебника; регулятивные – осознавать качество и уровень учебного материала; коммуникативные – уметь формулировать и аргументировать собственные суждения; работать индивидуально и в группе; уметь слушать учителя и других учащихся; Личностные: уметь грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; формирование ответственного отношения к учению; развитие настойчивости в достижении поставленной цели; формирование позитивной самооценки. |
Источники информации | 1. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия – учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. 2016; |
Структура урока
Этап | Цели этапа | Форма обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
Инициализация |
| коллективная | - приветствие - постановка учебных задач урока | приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей |
Актуализация опорных знаний |
| индивидуальная | -сообщение о работе -раздача заданий на слайдах в проекторе (устный опрос) -сообщение критерии | отвечают на вопросы |
Мотивация (актуализация субъектного опыта обучающихся) |
| фронтальная | учитель на слайде показывает несколько уравнений и решения этих уравнений | слушают учителя и называют тему урока |
Изучение нового материала | организация учащихся на решение задачи - систематизация материала - демонстрация презентации целостное осмысление, обобщение полученной информации | коллективная | учитель объясняет новый материал приложение №1. | слушают учителя, задают вопросы, решают совместно |
Закрепление полученных знаний |
| групповая | объяснить задания, озвучить критерии оценок Выполняют задания: приложение №2. | выполняют задания |
Подведение итогов урока, рефлексия | итог урока с оценкой проделанной учащихся работы | Фронтальная | Подведение итогов урока, проверка учебной работы на уроке. Для рефлексии:
| Слушают свои оценки |
Домашнее задание | Озвучить домашнее задание | Обобщение | дает задание на дом: выучить конспект, подготовится тестовому контролю | Записывают д/з |
Приложение №1
Иррациональными уравнениями называются уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня или знаком возведения в дробную степень. |
Для того, чтобы решить иррациональное уравнение, необходимо:
- Уединить одно из выражений с корнем в одной части и избавиться от знака корня (возвести в соответствующую степень обе части уравнения и упростить его), повторять эту процедуру, пока все корни не уйдут или пока решение не станет очевидным;
- Решить получившееся рациональное уравнение;
- Для проверки подставить получившиеся корни уравнения в исходное уравнение.
Примеры:
Избавляемся от корней. Поскольку корень второй степени, то обе части уравнения возводим в квадрат и упрощаем:
2х+1=9
Решаем полученное уравнение
2х=9-1
2х=8
х=4
проверка: подставляя вместо х=4 получим верное равенство.
Ответ : 4
Решая иррациональное уравнение, обязательно надо проводить проверку полученных корней!
Как и раньше возводим в квадрат обе части:
2х-5=4х-7
Решаем уравнение
2х-4х=5-7
-2х=-2
х=1
Проверка, подставим 1 в исходное уравнение:
Вот это да! Ничего тебя тут не смущает?
Под квадратным корнем у нас отрицательное число!
Как же так вышло?
А это говорит о том, что это посторонний корень для исходного уравнения.
Да, это корень уравнения 2x−5=4x−7, но оно-то не исходное, его мы получили после преобразований!
В ответе пишем «нет решения».
После возведения обеих частей в квадрат имеем:
, упрощаем и решаем квадратное уравнение по теореме Виета
Х1=3
Х2=-4
У нас два корня, пробуем их подставить в исходное для проверки.
Подставляем 3, √9=3, 3=3 – подходит.
Подставим −4, получим √16=−4 не подходит
Но ведь 4≠−4! Что же получается, −4 – посторонний корень.
получается и в нашем примере с иррациональным уравнением, в результате преобразования мы можем найти все корни, но могут примешаться и посторонние.
Их надо отфильтровать проверкой, проверив, будет ли соблюдаться равенство исходного уравнения при их подстановке.
- Если показатель степени четный, т.е. мы берем корень квадратный или корень 4 степени и т.д.;
- Если подкоренное выражение отрицательно, то корень не имеет смысла (не существует);
- Если подкоренное выражение равно нулю, то корень тоже равен нулю;
- Если подкоренное выражение положительно, то значение корня существует и положительно.
Если показатель степени нечетный ( √3 √5...), то корни определены при любом значении подкоренного выражения.
При этом корень отрицателен, если подкоренное выражение отрицательно; равен нулю, если подкоренное выражение равно нулю; положителен, если покоренное выражение положительно.
Приложение №2.
Выполните упражнения
№1. Решите иррациональные уравнения:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-172260-1357238688.jpg)
Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"
Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/09/picture-970947-1510217394.jpg)
Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/21/picture-1027386-1632222975.jpg)
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/04/picture-1098285-1546606124.jpg)
Технологическая карта урока «Уравнение свободных электромагнитных колебаний. Формула Томсона»
Технологическая карта урока «Уравнение свободных электромагнитных колебаний. Формула Томсона»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-1182052-1573456575.jpg)
Технологическая карта урока "Технологический процесс восстановления, регулировки и сборки несущей системы подвески
урок производственного обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-1182052-1573456575.jpg)
Технологическая карта урока «Техническое обслуживание и ремонт рулевых механизмов с системами усиления. Контрольно-диагностические работы. Заполнение диагностической карты технического обслуживания»
урок учебной практики...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/30/picture-809982-1472569933.jpg)
Технологическая карта урока по теме: "Показательные уравнения"
Открытый урок по теме:" Показательные уравнения"...