Статья на тему"Опыт использования технологии критического мышления". Прием кластер.
статья

Александрова Наталья Владимировна

Статья на тему:

"Опыт использования технологии критического мышления".

Прием кластер.

на уроке историии искусств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_opyt_ispolzovanie_klastera.docx14.64 КБ

Предварительный просмотр:

Гусева Наталья Владимировна

преподаватель спец.дисциплин

Опыт использования технологии критического обучения и приема "кластер" на уроках истории искусств.

Каждый преподаватель старается усовершенствовать процесс обучения, сделать его более запоминающимся, интересным. Я решила на своем уроке опробовать прием кластера, чтобы повысить эффективность образовательного процесса и включить студентов в новую деятельность.

Под кластером понимают графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой для учащегося.

Прием «кластер» способствует развитию умения формировать собственное мнение на основе опыта и наблюдений. Также данный прием может содействовать самообразовательной работе студентов, развивать умение работать как в команде, так и индивидуально, активизировать учебную деятельность.

Расскажем о приеме более подробно. Сам термин в переводе означает «созвездие» или «пучок». Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов. Для своего урока по дисциплине «история искусств» я разработала следующий кластер, например.

современная система образования ориентирована на увеличение самостоятельности учащегося. Критическое мышление – это та педагогическая технология, она стимулирует интеллектуальное развитие учеников. «Кластер» в обучении – это один из его приемов.

С помощью приема «кластер» формируются обширные учебные действия, например, умение формулировать вопросы, находить главное в большом объеме учебного материала, устанавливать причинно-следственные и логические связи, строить умозаключения, проводить аналогии, сравнивать и анализировать.

Преимуществом использования данной технологии является то, что она позволяет охватить значительно больший объем учебного материала, вовлекает всех учеников в обучающий процесс, деятельность интересна детям.

Прием кластер продуктивно использовать на любом уроке и на любом этапе урока. Он подойдет и на стадиях вызова, осмысления и рефлексии, а также в качестве базовой стратегии проведения урока. На своем уроке этот прием я использовала на этапе усвоения новых знаний, в ходе лекционного материала (конспектирование в кластере), а также и самостоятельное конспектирование.

Этот прием может применяться практически на каждом уроке при изучении самых разнообразных тем. Используя этот метод работы, можно использовать абсолютно любую форму: коллективную, индивидуальную или групповую. Она определяется поставленными целями и задачами урока, возможностями учителя и учащихся. Допустим переход из одной формы в другую.

На своем уроке я организовала индивидуальную работу с кластером. Каждый студент создавал собственный кластер на заранее подготовленном образце.

Урок с применением технологии кластера дает учащимся возможность проявить себя, высказать свое мнение, а также предоставляет простор для творчества. В целом нетрадиционные методы обучения, которые активно используются в образовательном процессе, способствуют повышению мотивации учащихся, дарят ощущение собственной свободы, формируют обстановку взаимовыгодного сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

laquo;Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духов...

Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках естественно- научного цикла (математика).

Перед учителем математики встает задача не просто ознакомить ребят с правилами и приемами решения задач, а в первую очередь, научить их ориентироваться в большом объеме информации, находить прич...

Урок русского языка с использованием технологии критического мышления посредством чтения и письма «Словообразование» для обучающихся 1 курса ПОО СПО

Урок русского языка с использованием технологии  критического мышления посредством чтения и письма Тема урока: «Словообразование»...

«Использование технологии критического мышления на уроках естественно-научного цикла»

Данный материал был подготовлен к педагогическому совету по различным педагогическим технологиям. Презентация была составлена по итогам опыта использования технологии критического мышления на уроках е...

Использование технологии критического мышления на уроках английского языка при обучении чтению

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой с...

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИКРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯВО ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Прием технологии критического мышления "КЛАСТЕР" для развития и формирования новых мыслительных форм.

Cluster Кластер (гроздь, пучок, созвездие) - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди, пучка, созвездия.Технология составления: В це...