Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы студентов Специальность 31.02.01. Лечебное дело, Клиника при инфекционных болезнях
учебно-методическое пособие

ЛЫСЕНОК ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА

Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Специальность  31.02.01. Лечебное дело ПМ 01 Диагностическая деятельность. МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин. Раздел 2 Клиника при инфекционных болезнях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad.docx634.47 КБ

Предварительный просмотр:

Кяхтинский филиал

ГАПОУ «Байкальский базовый медицинский колледж

Министерства здравоохранения Республики Бурятия»

Рабочая тетрадь

для внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Специальность  31.02.01. Лечебное дело

ПМ 01 Диагностическая деятельность.

МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин. Раздел 2 Клиника

Преподаватель: Лысенок Елена Леонидовна

 

2019

Содержание

Пояснительная записка

Кишечные инфекции.

Инфекции дыхательных путей.

Кровяные инфекции.

Зоонозные инфекции.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы по МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин.

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь для студентов составлена в соответствии с рабочей программой дисциплины по ПМ01 Диагностическая деятельность Лечебное дело и подготовлена с учетом требований ФГОС СПО по специальности 31.02.01.

Рабочая тетрадь является учебно-методическим пособием и предназначена для внеаудиторной работы. В рабочую тетрадь входят задания различного уровня сложности, контролирующие исходный уровень знаний, усвоение теоретического материала. При выполнении заданий повторяется пройденный материал, формируются общие компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК). Пособие позволяет преподавателю оценить уровень усвоения учебной информации и степень подготовленности студента к профессиональной деятельности. Рабочая тетрадь может быть использована как форма организации внеаудиторной работы, направленная на повышение мотивации студентов к самостоятельному изучению учебного материала.

Основная цель пособия – освоение основных  видов профессиональной деятельности (ВПД): диагностической деятельностью и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.4. Проводить диагностику беременности.

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

ПК 1.6. Проводить диагностику смерти.

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

Уважаемые студенты!

    В рабочей тетради представлены задания, которые необходимо выполнить для успешного освоения учебного материала. При работе с тетрадью ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы, которая поможет Вам при ответах. Выполняя задания точно  дайте определение терминам, заполните таблицы, выполните тестовые задания, решите ситуационные задачи.

Кишечные инфекции

      Острые кишечные инфекции (ОКИ) – это группа острых инфекционных заболеваний, вызываемых различными видами микроорганизмов (бактерии,  вирусы, простейшие), поражающие различные отделы ЖКТ, клинически протекают с интоксикацией, болью в животе, диареей и рвотой. К ОКИ относятся: дизентерия (щигеллез), пищевые токсикоинфекции (ПТИ), сальмонеллез, ботулизм, холера, брюшной тиф, вирусный гепатит А.

Задание № 1.  Дайте определение следующим терминам:

Гастрит___________________________________________________________

Гастроэнтерит_____________________________________________________

Тенезмы__________________________________________________________

Дегидратация______________________________________________________

Диарея____________________________________________________________

Диплопия_________________________________________________________

Птоз______________________________________________________________

Коллапс___________________________________________________________

Брадикардия______________________________________________________

Анурия___________________________________________________________

Задание № 2. Заполните таблицу, составив эпидемиологическую цепочку:

Признаки

Шигеллез

ПТИ

Сальмонеллез

Ботулизм

Холера

Брюшной тиф

ВГА

Возбудитель

Источник инфекции

Механизм и пути передачи

Задание № 3. Заполните таблицу по поражению органов и систем при различных ОКИ:

Шигеллез

ПТИ

Сальмонеллез

Ботулизм

Холера

Брюшной тиф

ВГА

Задание № 4. Заполните таблицу дифференциальной диагностики  по характеру стула при различных ОКИ:

Признаки

Шигеллез

ПТИ

Сальмонеллез

Ботулизм

Холера

Брюшной тиф

ВГА

Объем стула

Цвет

Запах

Патологические примеси

Стул по типу

Задание № 5.  Дополните:

1.Ректальный плевок это________________________________________________

2.На бак. исследование при ПТИ берут____________________________________

3.Генерализованные формы при сальмонеллезе_____________________________

4.При ботулизме поражаются ЧМН_______________________________________

5.Специфические осложнения при брюшном тифе__________________________

6.Степени обезвоживания при холере_____________________________________

7.При ВГА поражается__________________________________________________

Задание № 6. Перечислите методы диагностики при ОКИ:

1._________________________________________________

2._________________________________________________

3._________________________________________________

4._________________________________________________

5._________________________________________________

Задание № 7.  Интерпретируйте результаты анализов:

- ОАК: Hb 135г/л

             Лейкоциты 14,0 .109

             СОЭ 18 мм/час

- Копрограмма: цвет-зеленый

                          Консистенция - жидкая

                          перевариваемость - не полная

                          примеси: слизь++, кровь+          

                          лейкоциты 25-28 в п/зр.

                          эритроциты 8-10 в п/зр.

- Из рвотных масс выделен Vibrio cholerae El-Tor.

- Из каловых масс выделена Shigella Sonnae.

- Из крови выделена Samonella enteritidis.

- Из промывных вод желудка выделен Stafilococcus aureus.

- Реакция Видаля положительная.

- ИФА: в крови и моче обнаружен ботулотоксин.

Задание № 8. Определите симптомы и установите соответствие:

Дизентерия.  

ПТИ.

Сальмонеллез.

Ботулизм.

Холера.

Брюшной тиф.

Задание № 9.  Тестовый контроль. Выберите один правильный ответ:

1. Специфическое осложнение при брюшном тифе:

а) пневмония

б) перфорация язвы кишечника

в) паротит

г) менингит

2. При бактериальной дизентерии кал имеет вид:

а) "болотной тины"

б) "ректального плевка"

в) "горохового пюре

г) " малинового желе""

3. Боли в животе при дизентерии:

а) постоянные, ноющего характера

б) появляются только после акта дефекации

в)cхваткообразные, усиливаются перед актом дефекации

г) острые — " кинжальные "

4. Основной симптом дизентерии:

 а) стул со слизью и кровью

 б) головная боль

 в) лихорадка

 г) постоянные боли в животе

 5. При холере кал имеет вид:

 а)" рисового отвара"

 б) "ректального плевка"

 в)"малинового желе "

 г) " болотной тины "

 6. Метод лабораторного исследования при холере:

 а) бактериологический

 б) вирусологический

 в) биологический

 г) кожно — аллергическая проба

 7. Симптом третьей степени обезвоживания:

 а) повышение температуры тела

 б) полиурия

 в) кожная складка расправляется быстро

 г) олигурия"

  8.        Возбудитель холеры относится:

 а) вирусам

 б) простейшим

 в) бактериям

 г) грибам

  9.        При пищевой токсикоинфекции рвота:

 а) не приносит облегчения

 б) приносит облегчение

 в) возникает при резком вставании больного

 г) не связана с приемом пищи

 10. Характерными признаками ботулизма являются:

 а) рвота и жидкий стул

 б) схваткообразные боли в животе

 в) сухость во рту, слабость снижение остроты зрения

 г) кашель с мокротой

 11. Ботулинический токсин разрушается:

 а) в 1% растворе поваренной соли

 б) в кислой среде

 в) при кипячении

 г) под действием крахмала

 12. Механизм передачи при вирусном гепатите А:

  а) аэрогенный

  б) гемоконтактный

  в) фекально-оральный

  г) вертикальный

Задание № 10. Решите ситуационные задачи:

Задача № 1

Больная С., 30 лет, обратилась к фельдшеру ФАПа с жалобами на слабость, головную боль, повышение температуры до 38,4°С, схваткообразные боли внизу живота. Стул за ночь около 15 раз, в испражнениях заметила слизь и кровь.

Больна вторые сутки, заболела остро: появилось недомогание, озноб, схваткообразные боли внизу живота, кашицеобразный стул до 5 раз за вечер. К утру состояние ухудшилось.

Объективно: температура тела: 38,9°С, больная вялая. Пульс 96 уд./мин., ритмичный, АД 115/70 мм рт.ст. Язык суховат, обложен. Живот мягкий, болезненный при пальпации в левой подвздошной области. Сигмовидная кишка спазмирована, болезненна. Испражнения скудные, слизистого характера с прожилками крови.

Из эпиданамнеза: работает воспитателем в детском саду.

Задача № 2

Фельдшер был вызван к больному, 37 лет. Больной жаловался на боли в верхней половине живота, тошноту, рвоту съеденной пищей, затем присоединился  жидкий стул до10 раз за ночь, водянистый с неприятным запахом. Заболел остро. Накануне был в гостях вместе с женой. Ели салат, жена также жаловалась на недомогание, расстройство стула.

Объективно: состояние средней тяжести, бледный, пульс 96 уд/мин, ритмичный. АД 100/70, язык суховат. Живот мягкий, при пальпации болезненный в эпигастрии и околопупочной области. Стул обильный, зловонный, зеленого цвета.

Задача № 3

На ФАП обратился больной, 37 лет, с жалобами на тошноту, рвоту, однократный жидкий стул, слабость, сухость во рту, головокружение, нарушение зрения, слабость. Болен 2-й день.

       Объективно: состояние средней тяжести, температура тела 37,1°С, в легких дыхание везикулярное, пульс 76 уд/мин, ритмичный, АД 110/70, язык слегка обложен, суховат, живот мягкий, умеренно вздут, болезненный в эпигастрии. Голос имеет гнусавый оттенок. Поперхивается при глотании, выявлено ухудшение зрения, опущение век.

Из эпиданамнеза: за 7-8 часов до заболевания ел маринованные консервированные грибы домашнего приготовления. Головокружение и сухость во рту отмечала и жена, которая тоже употребляла этот продукт.

Задача № 4

Фельдшер скорой помощи был вызван к больному С. 30 лет, который предъявлял жалобы  на урчание в животе, жидкий водянистый стул и обильную рвоту водянистым содержимым, слабость, головокружение. Заболел ночью.

Объективно: состояние тяжелое, общий цианоз кожи, сухость слизистых оболочек, глазные яблоки запавшие, черты лица заострены, тургор кожи резко снижен, “рука прачки”, кожная складка расправляется медленно. Конечности холодные, температура тела 35,8°С, пульс нитевидный, 130 уд/мин, АД 60/30 мм рт.ст. Живот при пальпации безболезненный. Осмотр стула: жидкий, водянистый, в виде “рисового отвара”, не мочится.

Из эпиданамнеза: больной вернулся из Таиланда сутки назад .

Задача № 5

К фельдшеру ФАПа обратился больной, 40 лет, с жалобами на высокую температуру, сильную головную боль, отсутствие аппетита, слабость. Заболел 8 дней назад. Отметил снижение работоспособности, температуру не измерял, продолжал работать. Через 5 дней самочувствие ухудшилось. Температура повысилась до 38,2°С, усилилась слабость, головная боль. В последующие дни температура нарастала, головная боль усиливалась, отметил неприятное ощущение вздутия в животе, задержку стула.

Объективно: состояние тяжелое, бледный, вялый. На коже живота и груди обнаружены 3 элемента розеолезной сыпи. Тоны сердца приглушены. Пульс 82 уд/мин (температура 39,6°С). АД 110/60. Язык сухой, обложен коричневым налетом (отпечатки зубов по краям). Живот при пальпации умеренно вздут, увеличение печени и селезенки.

Из эпиданамнеза: 2 недели гостил у родственников в деревне, где купался в пруду, ел немытые овощи и фрукты.

Задача № 6

Больной С., 17 лет, обратился к фельдшеру ФАПа с жалобами на тошноту, плохой аппетит, слабость, ноющие боли в правом подреберье, потемнение мочи, окружающие заметили желтушность склер. Заболел 5 дней назад.

Объективно: температура 36,6°С, склеры глаз  иктеричные, живот мягкий, умеренно болезненный  в правом подреберье. Печень выступает на 1,5-2 см из-под реберной дуги, моча темная, цвета «пива».

Из эпиданамнеза: две недели назад был в контакте с  братом, заболевшим вирусным гепатитом А.

Инфекции дыхательных путей

      Инфекции дыхательных путей (воздушно-капельные инфекции) - это группа острых воспалительных заболеваний с поражением различных отделов верхних дыхательных путей определяющих особенности клинического течения, к ним относятся: грипп, парагрипп, РС-инфкция, аденовирусная инфекция, риновирусная инфекция.

Задание № 1.  Дайте определение следующим терминам:

Тахикардия_______________________________________________________

Экзантема________________________________________________________

Энантема_________________________________________________________

Ринит____________________________________________________________

Внутричерепная гипертензия_______________________________________

Конъюнктивит____________________________________________________

Эпидемия_________________________________________________________

Антропонозы______________________________________________________

Лейкопения_______________________________________________________

Реконвалесценция_________________________________________________

Задание № 2. Заполните таблицу по преимущественному поражению отделов верхних дыхательных путей при ОРВИ:

Признаки

Грипп

Парагрипп

РС-инфекция

Аденовирусная инфекция

Риновирусная инфекция

Ринит

Тонзиллит

Фарингит

Ларингит

Трахеит

Бронхит

Бронхиолит

Задание № 3. Заполните таблицу дифференциальной диагностики ОРВИ:

Признаки

Грипп

Парагрипп

РС-инфекция

Аденовирусная инфекция

Риновирусная инфекция

Инкубационный период

Начало заболевания

Течение болезни

Ведущий синдром

Выраженность интоксикации

Температура

Катаральные симптомы

Ринит

Кашель

Головная боль

Задание № 4. Определите симптомы, характер сыпи и установите соответствие:

Грипп.

Корь.

Ветряная оспа.

Менингококковая инфекция.

Краснуха.

Скарлатина.

          

      Задание № 5.  Дополните:

1.При гриппе температура_______________________________________________

2.К генерализованным формам МИ относятся______________________________

3.Симптом Бельского-Филатова-Коплика это_______________________________

4.Морфологический элемент сыпи при ветряной оспе________________________

5.Действие вируса краснухи на плод______________________________________

6.При гриппе преобладает синдром_______________________________________

7.При ОРВИ преобладает синдром________________________________________

         Задание № 6. Перечислите методы диагностики при воздушно-капельных инфекциях:

1._________________________________________________

2._________________________________________________

3._________________________________________________

4._________________________________________________

5._________________________________________________

         Задание № 7. Интерпретируйте результаты анализов:

- ОАК: Hb 130г/л

             Лейкоциты 3,6 .109

             СОЭ 4 мм/час

- Анализ СМЖ: вытекает под давлением

                           цвет- желто-зеленый

                           прозрачность - мутная

                           белок – 6,0 г/л

                           цитоз – 3000  в 1 мкл.          

                           нейтрофилы – 2.500 в 1 мкл.

                           лимфоциты – 500 в 1 мкл.

- Мазок из носоглотки: выделена Neisseria meningitidis

- В смывах из носоглотки выделен вирус типа А H1N1

- При РТГА обнаружены  IgM титр 1:100 к вирусу кори

- Мазок из зева: выделен В-гемолитический стрептококк

- При сборе эпиданамнеза установлен контакт с больными ветряной оспой в детском саду (в группе болеет 5 детей).

Задание № 8.  Тестовый контроль. Выберите один правильный ответ:

1. К острым респираторным заболеваниям (ОРВИ) относят:

а) аденовирусную инфекцию

б) менингококковый назофарингит

в) скарлатину

г) герпетическую инфекцию

2. Ведущий синдром при гриппе:

а) катаральный

б) интоксикационный

в) болевой

г)лимфоаденопатия

3. Часто встречающееся осложнение при гриппе

а) пневмония

б) менингит

в) артрит

г) отит

4. Катаральный симптом при гриппе как правило появляется на:

а) 1 сутки болезни

б) 2-3 сутки болезни

в) 5-6 день болезни

г)7-8 день болезни

5. Длительность лихорадки при  не осложненном гриппе обычно не превышает:

а) 2-4 дня

б) 6-7 дней

в) 7 дней

г) 12 дней

 6. Основной симптом менингита:

а) ригидность мышц затылка, симптом Кернига

б) парез конечностей

в) везикулезная сыпь

г) геморрагическая сыпь

 7. Спинно-мозговая пункция производится при подозрении на:

а) грипп

б) менингит

в) сыпной тиф

г) брюшной тиф

 8. Признак отека мозга при менингите:

а) температура 39 град. С

б) судороги

в) рвота, приносящая облегчение

г) бледность кожных покровов

  9. Клинический признак менингита:

а) кашель

б) регидность затылочных мышц

в) слезотечение

г) сыпь на коже

   10.  Источники инфекции при менингококковой инфекции:

а) грызуны, дикие животные

б) больной человек и сельскохозяйственные животные

в) больной человек и бактерионоситель

г) насекомые и членистоногие

    11.  Признак менингококкцемии:

а) головная боль

б) менингиальные симптомы

в) геморрагическая звездчатая  сыпь

г) повышение АД

    12.  При подозрении на менингококковую инфекцию необходимо провести посев:

а) слизи из носоглотки

б) слизи из зева

в) мокроты

г) испражнений

Задание № 9. Решите ситуационные задачи:

Задача № 1    

     Фельдшер ФАПа вызван на дом к больному 16 лет. Болен первый день. Заболел остро, температура резко повысилась до 39,5°С, озноб, кожа влажная, горячая на ощупь. Интенсивная головная боль с локализацией в лобной части, надбровных дугах, першение в горле, заложенность носа. Лицо гиперемировано, отмечается инъекция сосудов склер, болезненность при движении глазных яблок. При аускультации дыхание везикулярное, тоны сердца приглушены. Пульс 110 уд. в мин., Ад 110/60.

        Из эпиданамнеза: в классе несколько человек болеют гриппом.

Задача № 2  

Фельдшера ФАПа вызвали к заболевшему ребенку 10 месяцев. Болен 2-ой день. Беспокоит сухой кашель, обильные выделения из носа серозного характера. Температура вчера днем 37,8º С, вечером – 38,8º С.

Объективно: температура – 39,2º С. Ребенок вялый, капризный. Кожа сухая, розовая, горячая на ощупь, на щеках – яркий румянец. Частота дыхания – 40 в мин., пульс – 150 уд./минуту. яркая гиперемия в зеве, жесткое дыхание, тоны сердца приглушены.

Задача № 3

К фельдшеру обратились за помощью с годовалым ребенком. Болен третий день, жалобы на кашель, сильный насморк, плохой сон, сниженный аппетит, вялость.

Объективно: состояние ребенка средней тяжести, t - 38,9º С, беспокойный, выражены катаральные явления, обильные серозные выделения из носа, конъюнктивит, кровоизлияние в склеры, в зеве разлитая гиперемия, зернистость задней стенки глотки, увеличение подчелюстных лимфатических узлов. Кожные покровы чистые. В легких дыхание пуэрильное, хрипы не выслушиваются. Тоны сердца звучные, тахикардия. Стул в норме.

Задача № 4

Вы — фельдшер ФАПа на вызове у ребенка 4-х месяцев. Сегодня внезапно утром у него повысилась температура до 39,0º С, стал беспокойным, отказывается от груди, на коже появилась сыпь.

       Объективно: состояние тяжелое, вялый, окружающим не интересуется, температура 40,0º С, кожные покровы бледные, высыпания геморрагические, звездчатого характера, размером 3-5 мм., располагаются на ягодицах, бедрах, голенях, веках. Тахикардия. Приглушенность тонов сердца. При любом прикосновении ребенок беспокоится, плачет.

Эпиданамнез: у матери неделю назад был насморк, першило в горле.

Задача № 5

В приемное отделение больницы доставлен мальчик, 14 лет, наблюдавшийся фельдшером по месту жительства. Диагноз при направлении в стационар — грипп, пневмония, аллергическая сыпь. Болен 5 дней. Температура 39,6º С -40º С. Кашель, конъюнктивит, на 5-ый день болезни появилось пятнистая сыпь на лице и шее.

Объективно: состояние средней тяжести, светобоязнь, конъюнктивит, в зеве – гиперемия, на слизистой щек мелкоточечные белые высыпания, на мягком небе – энантема. Дыхание жесткое, тоны сердца приглушены, тахикардия.

Задача № 6

В медицинский кабинет детского сада обратились с ребенком 5 лет. Сегодня мама обнаружила на всем теле ребенка высыпания при нормальной температуре. В группе переболели почти все дети, карантин не объявляли.

Объективно: состояние девочки удовлетворительное, играет. На коже лица, туловища и конечностей мелкопапуллезная сыпь розового цвета на нормальном фоне кожи. Зев гиперемирован. Пальпируются затылочные лимфоузлы до размеров боба, эластичные, безболезненные. Сердце и легкие без особенностей, живот мягкий, стул и мочеиспускание в норме.

Задача № 7

Вы фельдшер детского комбината. В младшей группе у ребенка 3–х лет повысилась температура до 37,8ºС, небольшой насморк; на коже лица, груди, спины, на конечностях появилась сыпь в виде мелких пузырьков с прозрачным содержанием, несколько пузырьков расположены на волосистой части головы. В зеве – умеренная гиперемия.

Задача № 8

Вы – фельдшер, на вызове у ребенка 6 лет, посещающего детский комбинат. Заболел ночью, повысилась температура до 39,0ºС, появилась головная боль, боль в горле при глотании, утром на всем теле обнаружили красную сыпь.

Объективно:состояние средней тяжести, температура 38,8ºС, на коже всего тела на гиперемированном фоне красная мелкоточечная сыпь со сгущениями в складках кожи и на щеках, носогубный треугольник бледный. В зеве яркая гиперемия. Язык обложен серым налетом, пульс 120 ударов в 1 мин.

Кровяные инфекции

      Кровяные инфекции (гемоконтактные инфекции) - это группа инфекционных заболеваний, вызываемая различными видами микроорганизмов (вирусы, риккетсии, простейшие), передается различными путями при контакте с кровью, к ним относятся: вирусные гепатиты  В, С, Д, ВИЧ, малярия, сыпной тиф, клещевой энцефалит.

Задание № 1.  Дайте определение следующим терминам:

Менингит_________________________________________________________

Энцефалит_______________________________________________________

Гепатоспленомегалия______________________________________________

Дезинсекция______________________________________________________

Гемолиз___________________________________________________________

Олигурия_________________________________________________________

Носительство______________________________________________________

Бактериэмия______________________________________________________

Пандемия________________________________________________________

Лимфоаденопатия________________________________________________

Задание № 2. Заполните таблицу, составив эпидемиологическую цепочку:

Признаки

ВГВ, С

ВИЧ инфекция

Малярия

Сыпной тиф

Клещевой энцефалит

Возбудитель

Источник инфекции

Механизм и пути передачи

Задание № 3. Заполните таблицу дифференциальной диагностики:

Признаки

Печеночная

желтуха

Надпеченочная

желтуха

Подпеченочная

желтуха

Эпиданамнез

Цвет кожи

Кожный зуд

Боли в правом подреберье

Печень

Селезенка

Цвет мочи

Цвет кала

Биохимический метод

Серологический метод

ОАК

Задание № 4. Определите симптом и установите соответствие:

Вирусный гепатит В, С.

ВИЧ инфекция.

Малярия.

Сыпной тиф.

Клещевой энцефалит.

Задание № 5.  Дополните:

1.Осложнение ВГВ_____________________________________________________

2.При ВИЧ поражается система__________________________________________

3.Основной метод диагностики малярии___________________________________

4.Симптом Киари-Авцына это___________________________________________

5.Генерализованные формы клещевого энцефалита__________________________

_____________________________________________________________________

Задание № 6. Перечислите методы диагностики при кровяных инфекциях:

1._________________________________________________

2._________________________________________________

3._________________________________________________

4._________________________________________________

5._________________________________________________

6._________________________________________________

Задание № 7. Интерпретируйте результаты анализов:

- ОАК: Hb 140 г/л

             Лейкоциты 35.109

         П 14%, С 61%,  Э 1%,  Б 1%, Л 21%, М 2%.

              СОЭ 28мм/час

- Билирубин: общий  9,8 мкм/л

                         Прямой 2,5 мкм/л

                         АСТ 17 Е/л.

                         АЛТ 12 Е/л.

- HbsAg +

- HCV положительный.

- ИФА на наличие АТ к ВИЧ положительно.

- В мазке крови обнаружены Plasmodium vivax.

- Реакция РПГА с риккетсиями Провачека положительная.

- ПЦР: РНК вируса КЭ положительная.

- СМЖ: давление – повышено

              прозрачность – прозрачная

              цвет – бесцветная

              белок – 2,6 г/л

              цитоз – 500 в 1 мкл

              лимфоцитов – 420 в 1 мкл

              нейтрофилов – 80 в 1 мкл

Задание № 8.  Тестовый контроль. Выберите один правильный ответ:

1. Толстая капля крови берется при подозрении на:

а) малярию

б) грипп

в) брюшной тиф

г) дизентерию

2. Клинический симптом, характерный для малярии:

а) резко выраженный катаральный симптом

б) периодические лихорадочные приступы

в) частый жидкий стул

г) резкие боли в животе

3. Путь передачи малярии:

а) трансмиссивный

б) пищевой

в) воздушно — капельный

г) контактно — бытовой

4.При сыпном тифе  сыпь на коже появляется:

а) на 8-10 день болезни

б) на 4-5 день болезни

в) с первого дня болезни

г) на 2-3 день болезни

 5. Болезнь Брилля встречается после перенесенного:

а) сыпного тифа

б) брюшного тифа

в) возвратного тифа

г) после вирусного гепатита

6.  При сыпном тифе характерна сыпь: 
     а) розеолезная 
     б) петехиальная
     в) пустулезная
     г) бугорковая 

    7. Длительное отсутствие сознания  при клещевом энцефалите характерно для формы:

 а) лихорадочной

 б) менингиальной

 в) менингоэнцефалитической

 г) полирадикулоневрической

8. Путь передачи клещевого энцефалита:

а) трансмиссивный

б) половой

в) воздушно — капельный

г) контактно — бытовой

9. ВИЧ относится к семейству:

      а) пикорновирусов

      б) гепадновирусов

      в) ретровирусов

      г) аденовирусов

10.Методом иммуноферментного анализа определяют:

       а) антитела

       б) антигены

       в) антигены и антитела

       г) вирусные частицы

11. Термин «СПИД» означает:

а) инфекционное заболевание

б) конечная стадия ВИЧ-инфекции

в) грибковое заболевание

г) бактериальное заболевание

12.СПИД-маркерным заболеванием является:

 а) дизентерия

 б) пневмоцистная пневмония

 в) стафилококковая инфекция

 г) грипп

Задание № 9. Решите ситуационные задачи:

Задача № 1

               У больной А., 28 лет, при обращении к фельдшеру выявлены жалобы на слабость, снижение аппетита, боли в суставах, повышение температуры тела до 37,5°С, чувство тяжести в правом подреберье, кожный зуд, изменение цвета мочи и кала.                

       Объективно: кожные покровы и склеры желтушной окраски, следы расчесов. Нижний край печени на 1,5 см выступает из-под реберной дуги, гладкий, незначительно болезненный при пальпации. Моча темная, кал обесцвечен.

Из эпиданамнеза: 3 месяца назад делала татуировку.

Задача № 2

     Пациентка И., 36 лет, обратилась к участковому терапевту с жалобами на быструю утомляемость, периодические тошноту и чувство тяжести в правом подреберье, усиливающиеся после приема жирной пищи, плохой аппетит и периодическое  потемнение мочи.
      Объективно: склеры субиктеричные,  печень незначительно увеличена.
В биохимическом анализе крови: общий билирубин – 25 мкмоль/л (прямой – 7, непрямой – 18), активность АЛТ – 110 Е/л, АСТ – 70 Е/л.
Из эпиданамнеза : пациентка работает операционной медицинской сестрой хирургического отделения. 

Задача № 3

На приеме в поликлинике молодая женщина, которая всегда считала себя здоровой, жалуется на то, что в течение последних нескольких месяцев у нее появились головные боли, ухудшилась память, беспокоит молочница.

 Объективно:  отмечается увеличение затылочных, передне - и заднешейных лимфоузлов до 1,5 см. Лимфоузлы плотные, безболезненные, неспаянные друг с другом и с окружающей тканью.

Из эпиданамнеза: установлено, что женщина имела половые контакты с разными мужчинами, постоянного партнера нет.

Задача № 4

Фельдшер  скорой помощи был вызван к больному С., 42 лет. Болен 5-й день, все дни отмечал слабость, периодические подъемы температуры до 40°С. Повышению температуры предшествовал сильный озноб. Падение температуры происходит резко и сопровождается сильной потливостью. Лихорадочные приступы повторяются через 1 день. После приступа самочувствие улучшается.

Объективно: состояние средней тяжести, бледен, склеры субиктеричны, сыпи нет. В легких дыхание везикулярное. Температура тела 39,5 С, пульс 100 уд/мин, тоны сердца приглушены, АД 115/75 мм рт.ст. Язык обложен, влажный. Живот мягкий, слегка болезненный в правом и левом подреберьях. Печень увеличена на 2 см. Менингиальных симптомов нет. Физиологические отправления в норме.

Из эпиданамнез: известно, последние 2 года жил с семьей в Таджикистане, возвратился 18 дней тому назад.

Задача № 4

     Фельдшером скорой медицинской помощи в приемный покой доставлен больной 67 лет, без определенного места жительства. Заболел остро, появился озноб, чувство жара, головная боль, сильная слабость.

     Объективно: температура 40°С., лицо гиперемировано, склеры инъецированы. На коже грудной клетки, живота, боковых поверхностях туловища обильная розеолезная сыпь, имеются единичные петехии, расчесы.Тоны сердца приглушены АД 110/70 мм. рт. ст. Ps 120 уд. в минуту. Печень выступает из-под реберной дуги на 1,5 см., селезенка не увеличена. Больной эйфоричен, многословен, излишне подвижен.

     Из эпиданамнеза: пациент без определенного места жительства, санитарно-гигиенические навыки низкие, обнаружен педикулез.

Задача № 5

      Больной 30 лет, осмотрен фельдшером скорой медицинской помощи. Жалобы на повышение температуры, сильную разлитую головную боль, двухкратно была рвота.

     Объективно: температура 38,8°С., тоны сердца приглушены, АД 120/75 мм. рт. ст. Пульс 92 уд. в минуту. Живот мягкий, безболезненный при пальпации, печень, селезенка не увеличены.

     Из эпиданамнеза: был в туристическом походе на Алтае, жил в палатке, снимал с себя клещей.

Зоонозные инфекции

      Зоонозные инфекции (зоонозы) – это группа инфекционных заболеваний возбудители которых паразитируют в организме определенных видов животных, являющихся естественным резервуаром, но к этим инфекциям восприимчив и человек. К зоонозным инфекциям относятся: чума, туляремия, сибирская язва, лептоспироз, бруцеллез, бешенство.

Задание № 1.  Дайте определение следующим терминам:

Бубон___________________________________________________________

Гипотония________________________________________________________

Инкубационный период___________________________________________

Эндемия__________________________________________________________

Инфекционная болезнь____________________________________________

Тахипноэ________________________________________________________

Дезинфекция______________________________________________________

Лейкоцитоз______________________________________________________

Дератизация_______________________________________________________

Спорадия________________________________________________________

Задание № 2. Заполните таблицу, составив эпидемиологическую цепочку:

Признаки

Чума

Туляремия

Сибирская язва

Бруцеллез

Лепто

спироз

Бешенство

Возбудитель

Источник инфекции

Механизм и пути передачи

Задание № 3. Заполните таблицу дифференциальной диагностики бубонов (чумной бубон, туляремийный бубон):

Признаки

Бубон при чуме

Бубон при туляремии

Количество бубонов

Размеры бубона

Болезненность

Спаянность с окружающими тканями

Подвижность

Исходы бубона

Задание № 4. Определите симптом и установите соответствие:

Чума.

Туляремия.

Сибирская язва.

Бруцеллез.

Лептоспироз.

Бешенство.

        Задание № 5.  Дополните:

1.Переносчиком чумы является__________________________________________

2.Клинические формы туляремии________________________________________

3.Характеристика сибиреязвенного карбункула_____________________________

4.При бруцеллезе поражаются системы____________________________________

5.Ведущие синдромы при лептоспирозе ___________________________________

6.Тельца Бабеша – Негри это_____________________________________________

         Задание № 6. Перечислите методы диагностики при зоонозах:

1._________________________________________________

2._________________________________________________

3._________________________________________________

4._________________________________________________

5._________________________________________________

6._________________________________________________

7._________________________________________________

8._________________________________________________

         Задание № 7. Интерпретируйте результаты анализов:

- ОАК: Hb 105 г/л

             Лейкоциты 18,6 .109

             СОЭ 24 мм/час

- Анализ СМЖ: вытекает под давлением

                           цвет- желто-зеленый

                           прозрачность - мутная

                           белок – 6,0 г/л

                           цитоз – 3000  в 1 мкл.          

                           нейтрофилы – 2.500 в 1 мкл.

                           лимфоциты – 500 в 1 мкл.

- Из мокроты выделена Iersinia pestis.

- В/кожная проба с тулярином резко положительная.

- В отделяемом из карбункула обнаружена Bacillus anthracis.

- Из крови больного выделена Brucella melitensis.

- Микроскопия осадка мочи: обнаружены спириллы.

- Гистология: в срезе ткани головного мозга обнаружены включения красного цвета, веретенообразной формы.

Задание № 8.  Тестовый контроль. Выберите один правильный ответ:

1.        При подозрении  на особо опасную инфекцию фельдшер обязан немедленно:

а) отправить больного к врачу инфекционисту

б) отправить больного в стационар

в) "на себя" вызвать бригаду врачей по утвержденной схеме оповещения

г) ввести больному антибиотики широкого спектра действия

2.        Основной путь передачи бубонной формы чумы:

а) трансмиссивный

б) воздушно — капельный

в) пищевой

г) водный

3.        При бубонной форме чумы — бубон:

а) резко болезненный

б) малоболезненный

в) безболезненный

г) периодически болезненный

4.        Переносчиками чумы являются:

а) блохи

б) клещи

в) вши

г) слепни

5.        Признак бубонной формы чумы:

а) увеличение лимфатических узлов

б) катаральный синдром

в) диспепсический синдром

г) боли в животе

 6.Защитной одеждой при легочной форме чумы является противочумный костюм:

а) II  типа

б) III типа

в) I типа

г) IV типа

 7.Возбудитель сибирской язвы относится к:

а) бациллам

б) клостридиям

в) спирохетам

     г) коринебактериям

 8.Ведущий клинический симптом бешенства:

а) водобоязнь

б) головные боли

в) лихорадка

г) птоз

9. Признаки сибиреязвенного карбункула:

      а) гнойно-некротическое воспаление

      б) безболезненный некротический струп

      в) гиперемия кожа, гнойное отделяемое

      г) геморрагическая сыпь

10.Признаки туляремийного бубона:

       а) резко болезненный, больших размеров

       б) резко болезненный, неподвижный

       в) малоболезненный, спаянный с окружающими тканями

       г) малоболезненный, небольших размеров

11.Методы диагностики туляремии:

        а) бактериологический

        б) вирусологический

        в) микроскопический

        г) кал на яйца глистов

12.Препарат для кожно-аллергической пробы:

         а) антраксин

         б) тулярин

         в) бруцеллин

         г) туберкулин

Задание № 9. Решите ситуационные задачи:

Задача № 1

 

     Больная П., 34 года, переселенка из Казахстана. Прибыла на постоянное место жительства 7 дней назад. Жалобы на сильную головную боль, слабость, головокружение, мышечные боли, ознобы, чувство жара, однократную рвоту. Заболела остро. Болеет 3-й день. С первого дня появился озноб, температура тела повысилась до 40°С, беспокоила сильная головная боль, однократная рвота. На 2-3-й день самочувствие оставалось плохим, неоднократно повторялись ознобы, температура держалась на высоких цифрах. Самостоятельно принимала жаропонижающие препараты без успеха.

      Объективно: состояние очень тяжелое. Больная беспокойна, речь невнятна. Температура тела 40,2°. Число дыхательных движений - 36, однако в легких изменений не обнаружено. Тоны сердца глухие, ритмичные. Пульс - 100 уд./мин., слабого наполнения и напряжения. АД - 90/60 мм. рт. ст. Живот вздут, болезненный, без четкой локализации. Печень увеличена до 3 см, эластичная, чувствительна. Пальпируется мягкий полюс селезенки. Стула не было. Диурез снижен. Ригидность затылочных мышц 1 см. Остальные менингеальные симптомы отрицательные. На коже правой голени резко болезненная язва размером 3-3,5 см., покрытая темным струпом, с красно-багровым воспалительным валом вокруг. Из-под струпа проступают скудные гнойно-серозные выделения. В правой паховой области пальпируется плотное малоподвижное опухолевидное образование, резко болезненное при пальпации. Кожа над ним гиперемирована, напряжена.

   Лабораторные данные:  Кровь: Эр. - 4×10¹²/л., Эоз - 4, Юнн - 16, П - 24, С - 52, Мон - 4, Л - 0, СОЭ - 24 мм/час. Моча: следы белка, единичные лейкоциты, свежие эритроциты.

Задача № 2  

     Фельдшера, работающего на ФАПе, вызвали к женщине на дом. Больная жалуется на заболевание, которое началось внезапно, с сильной головной боли. Температура 39,5°С, шатающаяся походка, изредка рвота, заплетающаяся речь.

Объективно: резко гиперемированное лицо и склеры, язык, обложенный белым налетом. При пальпации - увеличены печень и селезенка. На наружной поверхности голени имеется язва, поперечный размер которой 2 см., резко болезненная.

Из эпиданамнеза: заболевшая ночевала несколько дней в степи с мужем, который работает чабаном. В местности отмечался падеж грызунов.

Задача № 3

У больного 47 лет, фермера,  после забоя скота, через несколько дней на предплечье правой руки появился пузырек, наполненный геморрагической жидкостью, резкий безболезненный отек верхней конечности. При расчесывании пузырек вскрылся. Температура 39,6°С, выраженное недомогание, головная боль, слабость, плохой аппетит.

         Объективно: состояние средней тяжести. Правая рука резко отечна, в нижней трети предплечья  образовалась язва диаметром около 1 см, на дне которой виден черный струп. Пальпируются увеличенные малоболезненные подмышечные лимфоузлы. Тоны сердца приглушенные, ритмичные. Пульс 126 уд. в мин., удовлетворительных качеств. Дыхание везикулярное. Язык обложен белым налетом. Живот при пальпации безболезненный во всех отделах. Печень, селезенка не увеличены. Менингеальных симптомов нет.

    Из эпиданамнеза: установлено, что регистрировался падеж скота, но в ветеринарную службу не обращались.

Задача № 4

Больной А. 36 лет, ветеринарный врач, обратился на ФАП к фельдшеру с жалобами на недомогание, быструю утомляемость, боли в мышцах, суставах. Заболел 2 недели назад. В последние три дня отмечает температуру до 39,0°С, ознобы, обильный пот.

    Из эпиданамнеза: установлено, что осматривал скот у которого были самопроизвольные выкидыши.

Задача № 5

Больная 40 лет, доярка, обратилась на ФАП с жалобами на незначительное повышение температуры, познабливание, обильное потоотделение, боли по ходу позвоночника, в коленных, локтевых, лучезапястных суставах, усиливающиеся при физической нагрузке, ограничение объема движений. Болеет на протяжении последнего года.

         Объективно:при пальпации обнаружены увеличенные паховые, подмышечные, подчелюстные лимфоузлы, увеличена печень и селезенка. Движения в суставах болезненны и объем их ограничен.

Задача № 6

Больной 65 лет, заболел остро, озноб, высокая температура, боли в мышцах. На 3-й день появилась желтушность кожи, слизистых, моча приобрела темный цвет. Печень, селезенка увеличены. Дважды было носовое обильное кровотечение. При поступлении за сутки выделил всего 50 мл. мочи. Из эпиданамнеза: работает сторожем на продуктовом складе, где отмечено много крыс.

Задача № 7

    К фельдшеру ФАПа обратилась мать с ребенком 8 лет с укушенной раной на правой голени, рана нанесена бродячей собакой.

   Из эпиданамнеза: установлена дальнейшая судьба собаки – погибла при явлениях паралича.

Перечень рекомендуемой учебной литературы

Основные источники:

1.Малов В.А. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии : учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования / В.А. Малов, Е.Я Малова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр « Академия», 2010. – 416 с.

2.Пропедевтика клинических дисциплин / Э.В. Смолева [и др.] ; под ред. Э.М.Аванесьянца, Б.В.Кабарухина. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 478 с. : ил. - ( Среднее профессиональное образование).

3.Шишкин А. Пропедевтика клинических дисциплин. – Изд. 2-е, прераб. и доп. - М.: Академия, 2012 ( Серия СПО).

Дополнительные источники:

1.Инфекционные болезни и эпидемиология[Текст]: учебник для студентов мед.вузов /В.И.Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К .  Данилкин.-М.: ГЭОТАР МЕДИА, 2009.-832

2.Скрипкин, Ю.К., Кубанова, А.А., Акимов, В.Г.Кожные и венерические болезни[Текст]: учебник для студентов мед.вузов / Ю.К . -М.:ГЭОТАР МЕДИА, 2009. -544 с.

3.Ковальчук,Л.В., Игнатьева, Г.А., Ганковская, Л.В. Иммунология: практикум: учебное пособие для студентов мед.вузов / Л.В. Ковальчук, Г.А.Игнатьева , Л.В. Ганковская. -М.:ГЭОТАР МЕДИА, 2010. -300 с.

4.Верткин, А.Л. Скорая помощь: руководство для фельдшеров и медсестер / А.Л. Верткин .-М.: Эксмо, 2010.- 528с.

5.Смирнов, А.Н. Симптомы и синдромы: краткий словарь-справочник / А.Н. Смирнов .-М.: Практическая медицина,2010.- 269с.

6.Михайлов, А.А. Справочник фельдшера [Текст] /А.А. Михайлов.- М.: Новая волна, 2004.-369 с.

7.Нагнибеда, А.Н. Фельдшер скорой помощи [Текст]: руководство / А.Н. Нагнибеда.- СПб.: СпецЛит, 2005.-317 с.

8.Шифф, Юджин Р. Болезни печени по Шиффу. Вирусные гепатиты и холестатические заболевания/ Юджин РШифф.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 408 с

9.Шифф, Юджин Р. Болезни печени по Шиффу. Сосудистые, опухолевые, инфекционные и гранулематозные заболевания/ Юджин РШифф.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 360с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по организации самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время. Дисциплина: "Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи"

Дисциплина: "Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи"Рабочая тетрадь по организации самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время...

Рабочая тетрадь по внеаудиторной самостоятельной работе судентов по ПМ 02 "Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных"

Рабочая тетрадь по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 4 курсаПМ 02 «УЧАСТИЕ В ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИИ ЗАБОЛЕВАНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ»ПО МДК 02.01  «УЧАСТИЕ В ДИАГНОСТИКЕ ...

Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы студентов ПМ. 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 03: «Технология оказания медицинских услуг» по теме: «Организация ухода за стомами»

Предлагаемая рабочая тетрадь по МДК 03: «Технология оказания медицинских услуг» разработана для самостоятельной внеаудиторной работы студентов на основании требований ФГОС и рабочей програ...

Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОУД.02. «Литература» для II курса по профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства», 35.01.23. «Хозяйка усадьбы»

Рабочая тетрадь предназначена для внеаудиторной самостоятельной работы, даёт возможность лучше усвоить и закрепить изучаемый материал. В рабочую тетрадь включены задания различного характера: проанали...

Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Тема:Нервная система. Центральная нервная система

В системе подготовки высококвалифицированных медицинских работников со средним профессиональным образованием приоритетным направлением является самостоятельное освоение обучающимися учебного мате...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ПМ 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе». МДК 03.02. Медицина катастроф, Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по ПМ.03.  «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе» МДК 03.02  Медицина катастроф Спец...