Технологическая карта для теоретического и практического занятий: "Клиника, диагностика менингококковой инфекции"
учебно-методический материал

ЛЫСЕНОК ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА

Технологическая карта для теоретического и практического занятий: "Клиника, диагностика менингококковой инфекции"  ПМ 01 Диагностическпя деятельность 31.02.02 Лечебное дело

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_menningokokkovoy_infektsii.docx41.53 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ: КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА МЕНИНГОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИИ

ПМ 01: Диагностическая деятельность

МДК 01.02. Раздел 2: Клиника     

0102.8 Клиника при инфекционных заболеваниях

Тема: Клиника, диагностика менингококковой инфекции.

Вид занятия: комбинированное занятие 

Время проведения занятия: 90 минут.

Цели занятия:

1.Образовательные цели: выявить уровень овладения знаниями по теме: Дифтерия и закрепить их по данной теме. 

Показать актуальность новой темы.  Дать характеристику характерных клинических симптомов и диагностические методы менингококковой инфекции.

Знания: знать определение заболевания, этиологию, эпидемиологию, патогенез, классификацию клинических форм болезни, клиническую картину, осложнения различных возрстных групп, методы лабораторной диагностики.

2. Развивающие цели: развить познавательный интерес, внимание, мотивационные качества студентов, способствовать развитию логического, клинического мышления. Развивать и совершенствовать общие и профессиональные компетенции. 

3.Воспитательные  цели: воспитывать личностные качества, обеспечивающие профессиональную деятельность, трудолюбие, ответственность,  целеустремленность, необходимые  при общении с пациентами. 

Формируемые компетенции: ОК1 - ОК13;  ПК1.1, ПК1.2, ПК1.3, ПК1.4, ПК1.5, ПК1.6, ПК1.7.

Интеграционные связи:  анатомия и физиология человека, микробиология, патология, основы  латинского языка с медицинской терминологией, фармакология, диагностическая деятельность в терапии, педиатрии.

Оснащение занятия: конспект лекционного материала, презентация по теме «Менингококковая инфекция», журнал, доска, мел.

         Литература:

Основная литература:

1. Белоусова А.К., Дунайцева В.Н. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инф. – Ростов  Феникс 2018 г.

2. Малов В.А., Малова Е.Я. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инф.- Москва, Академия 2019 г.

3. Малов В.А. Сестринское дело при инфекционных заболеаниях- Москва, Академия 2018г.

4.Сестринское дело при инфекционных заболевания В.В. Маслоу «Академия 2012 года»

5. Н.И. Федюкович. Фармакология:  учебник для медицинских училищ и колледжей. - Ростов н/Д.: Феникс,  2012.    

 Дополнительная литература:

1. Н.Д. Ющук, Н. В. Астафьева Инфекционные болезни.- Москва ВУНМЦ,  2012г.

2. Д. А. Лиознов, Т. В. Антонова, М. М. Антонов Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях: учебное пособие М.: ГЭОТАР – Медиа, 2020г.

3. Т. В. Антонова, М. М. Антонов, В. Б. Барановская Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ инфекции- М.: ГЭОТАР– Медиа, 2020г.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Код формируемых компетенций

Время

1.    

Организационный момент: приветствие студентов, отметка отсутствующих, определение готовности аудитории,  рабочего места студентов к занятию.

ОК1, ОК2, ОК10, ОК12

    2мин.

2.

Формулировка темы,  мотивация учебной деятельности.

Сообщается тема занятия «Клиника, диагностика менингококковой инфекции».  

Менингококковая инфекция занимает одно из ведущих мест в инфекционной патологии среди детей до 5 лет и 70% данной патологии приходится на детей до года. Чаще всего у детей развивается генерализованная форма болезни, которая в большом проценте случаев ведет к летальному исходу. Жизнь ребенка зависит от своевременной экстренной помощи  при развитии неотложного состояния, необходимо знать клинику, современные методы диагностики этого заболевания.

ОК1, ОК4, ОК5.

ПК1,1; ПК1,3;

3мин.

3.

Актуализация опорных знаний

Контроль исходного уровня знаний по теме «Клиника, диагностика дифтерии»

Фронтальный опрос:

-этиология дифтерии;

-классификация клинических форм;

-клиника, характерные симптомы дифтерия;

-основные методы диагностики дифтерии;

-специфические методы лаборатоной диагностики.

ОК2, ОК5, ОК8.

ПК1,1; ПК1,2; ПК1,3; ПК1,4; ПК1,5;

10мин.

4.

Изучение нового материала

План лекции:

1. определение заболевания;

2. этиология  менингкокковой инфекции;

3. эпидемиология;

4.патогенез менингококковой инфекции;

5. классификация клинических форм болезни;

6.клиника, характерные симптомы;

7.осложнения;

8.клиника ИТШ;

9.клиника ОНГМ;

10.сбор эпидемиологического анамнеза;

11.методы лабораторной диагностики;

12. инструментальные методы диагностики.

ОК3, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9.

ПК1,1; ПК1,2; ПК1,3; ПК1,4; ПК1,5;

60мин.

5.

Закрепление и систематизация полученных знаний.

  Фронтальный опрос по основным вопросам новой  темы:

1. назовите возбудителя менингококковой инфекции;

2. какие отделы В. Д. П. поражаются;

3. перечислите клинические формы болезни;

5. перечислите симптомы менингкоккемии;

6. перечислите симптомы менингита;

7. основные симптомы ИТШ;

8. общеклинические методы диагностики;

9.бактериологический метод диагностики.

10.перечислите биологический материал для баканализа.

ОК2, ОК5, ОК8, ОК11.

ПК1,1; ПК1,2; ПК1,3; ПК1,4; ПК1,5;

10мин.

6.

Подведение итогов занятия:

Проводится анализ ответов студентов (исходный уровень, по закреплению новой темы), работа в течение всего занятия.  

Делает выводы об усвоении знаний.

Выставляет и комментирует оценки.

ОК1, ОК2, ОК10, ОК12

3мин.

7.

Задание на дом.

Тема: «Клиника, диагностика сыпного тифа»;

задание для ВСРС: составить и записать в тетрадь по СРС менингеальные симптомы менингококковой инфекции.

ОК1, ОК2, ОК10, ОК12

2мин.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ: КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА МЕНИНГОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИИ

ПМ 01: Диагностическая деятельность

МДК 01.02. Раздел 2: Клиника     

0102.8 Клиника при инфекционных заболеваниях

Тема: Клиника, диагностика менингококковой инфекции.

Вид занятия: практическое занятие 

Время проведения занятия: 270 минут.

Цели занятия:

1.Образовательные цели: закрепить и систематизировать знания, выявить уровень овладения теоретическими знаниями по изучаемой теме. Формировать профессиональные компетенции по субъективному и объективному обследованию пациента, сформировать практические навыки.

Знания: 

знать определение заболевания, этиологию, эпидемиологию, патогенез, классификацию клинических форм болезни, клиническую картину, осложнения различных возрстных групп, методы лабораторной диагностики.

Уметь:

-осуществлять сбор анамнеза (morbi, vitae, эпиданамнез);

-проводить осмотр пациента (status praesens obectivus);

-формулировать предварительный диагноз;

-проводить дифференциальную диагностику;

-проводить беседу по подготовке  пациента к исследованиям;

-осуществлять забор биологического материала на исследование;

-анализировать и интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования;

-оформлять медицинскую документацию (уч. ф. № 58, уч. ф. № 003, направления на анализы).

2. Развивающие цели: развить навыки самостоятельной работы, организации собственной деятельности, развить познавательный интерес, внимание, мотивационные качества студентов, способствовать развитию логического, клинического мышления. Развивать и совершенствовать общие и профессиональные компетенции. 

3.Воспитательные  цели: воспитывать профессионально - личностные качества, трудолюбие, ответственность,  целеустремленность, трбовательность, необходимые  при общении с пациентами и коллегами. 

Формируемые общие компетенции (ОК):

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, для эффективного выполнения профессиональных задач и для профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6.  Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК7. Брать ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного  развития, заниматься самообразованием и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК13. Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Формируемые профессиональные компетенции (ПК):

ПК1.1  Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК1.2  Проводить диагностические исследования.

ПК1.3  Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК1.5  Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

ПК1.6  Проводить диагностику смерти.

ПК1.7  Оформлять медицинскую документацию.

Педагогические технологии: личностно-ориентированные.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, работа в парах сменного состава.

Методы обучения: словесный, наглядный, инструктивно-практический, ситуативный метод.

Интеграционные связи:  анатомия и физиология человека, микробиология, патология, основы  латинского языка с медицинской терминологией, фармакология, диагностическая деятельность в терапии, педиатрии.

Оснащение занятия:

Презентации  по теме (клиника менингококковой инфекции)

Оборудование:

    1. штативы для пробирок

    2.пробирки для взятия мазков из носоглотки (имитация стерильных)

    3. одноразовые шприцы

    4. сменные одноразовые иглы

    5.бикс со стерильным материалом

    6.марлевые шарики и салфетки

    7.манипуляционный столик

    8.тонометр, фонендоскоп

    9.кровать функциональная

    10.антисепсик

    11. защитные очки

    12.фартук

    13.маски

    14.шпатели одноразовые

    15.лотки почкообразные

    16.емкость для утилизации отходов

    17.муляжи

    Раздаточный материал:

   - бланки экстренного извещения в ЦГСЭН

   - бланки направлений на бактериологическое исследование

    -  тестовый контроль.

    - ситуационные задачи.

         - чек-листы

                

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Код формируемых компетенций

Время

1.    

Организационный момент: приветствие студентов, отмечаются отсутствующие, проверяется готовность студентов к занятию. Сообщается тема.

ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5;  

2мин.

2.

Целевая установка. Мотивация учебной деятельности:

Тема: «Менингококковая инфекция»

МИ является одной из важных проблем из группы воздушно-капельных инфекций. В связи с распростаненностью  заболевания среди детей раннего возраста, преобладанием генерализованных форм и тяжелым течением, поэтому фельшеру необходимо знать клиническую картину, уметь проверять менингеальные смптомы, осуществлять забор патологического материала на анализы для своевременной постановки диагноза с целью оказания неоложной помощи.

ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5; ОК8, ОК9;

5мин.

3.

Актуализация опорных знаний ( входной контроль уровня знаний):

Фронтальный опрос:

1. Этиологии менингококковой инфекции

2. Механизм и пути передачи.

3. Какие отделы ЦНС поражаютс япри менингококковой инфекции.

4. Назовите инкубационный период.

5.Назовите инкубационный период.

6. Назовите клинические формы болезни.  

7. Симптомы менингококкемии.

8.Дайте характеристику геморрагической сыпи.

9.Перечислите менингеальные симптомы.

10. Правила сбора эпидемического анамнеза.

11. Подготовки пациента к спинномозговой пункции.

12. Постпункционный режим.

13. Биологический материал на микробиологический анализ.

Для формирования практических навыков, профессиональных компетенций обучающийся по итогам занятия должен уметь:

1.Собирать эпиданамнез.

2.Проверять менингеальные симптомы.

3.Выписывать направления в лабораторию.

4.Забор мазка из носоглотки на менингококк.

  • 5.Забор крови на менингококк.
  • 6.Подготовить пациента к люмбальной пункции.
  • 7. Подготовить инструмент для проведения люмбальной пункции.
  • 8.Забор ликвора на менингококк.
  • 9.Транспортировать материал в лабораторию.

ОК2, ОК3, ОК4,

ОК5, ОК8;

ПК1.2; ПК1.2; ПК1.3

30мин.

4.

Методические указания к проведению самостоятельной работы.

ознакомление с самостоятельной работой  (СРС).

5мин.

5.

Аудиторная самостоятельная работа студентов:

1.Решение ситуационных задач.

Задания:

- сформулировать и обосновать предварительный диагноз;

- провести дифференциальную диагностику;

- составить план обследования.

2.Отработка практических навыков на муляжах. Работа в симулционных кабинетах. Проводится вводный инструктаж.

Задания:

- работа в парах сменного состава (диалог между фельдшером и пациентом);

- отработка алгоритма по чек-листу.

     ОК1, ОК2, ОК3,

  ОК6-ОК9.

ПК1.1; ПК1.2;

ПК1.3; ПК1.5;

ПК1.7.

 

200мин

6.

Осмысление и систематизация полученных знаний и умений:

- тестовые задания (20 тестов)

ОК2, ОК3.ОК8, ОК9.

ПК1.1; ПК1.2; ПК1.3.

20мин.

7.

Подведение итогов занятия:

 - даётся оценка освоенным профессиональным компетенциям студентам.

 - выставляются оценки  с комментариями

ОК1,ОК2, ОК3,

ОК8, ОК9

5мин.

8.

Домашнее задание:

Тема: «Клиника, диагностика сыпного тифа».

Задание для ВСРС: составить и записать в тетрадь по СРС таблицу степени тяжести ИТШ.

ОК2-ОК8

3мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка инструкционно-технологической карты для проведения лабораторно-практического занятия производственного обучения по теме: "Подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом".

Урок производственного обучения рассчитан  на  обучающегося со средним уровнем знаний.Урок производственного обучения соответствует всем современным требованиям. Он спроектирован с уче...

технологическая карта по учебной дисциплине "Практическая грамматика"

В технологической карте по учебной дисциплине "Практическая грамматика" для студентов 5 курса по специальности "Иностранный язык" представлены виды заданий по  грамматическим ...

Технологическая карта теоретического учебного занятия Строение и функции мочевыводящей системы, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика

Технологическая карта теоретического учебного занятия Строение и функции мочевыводящей системы, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика...

Презентация к практическому занятию "Менингококковая инфекция"

Презентация к практическому занятию "Менингококковая инфекция"...

Комплект технологических карт к теоретическим и практическим занятиям по ПМ 03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе

Комплект методического обеспечения из  технологических  карт для  теоретических и практических  занятий....

Комплект технологических карт по теоретическим и практическим занятиям по УД "Генетика человека с основами медицинской генетики"

Комплект технологических карт по теоретическим и практическим занятиям по УД "Генетика человека с основами медицинской генетики"...

Технологическая карта урока теоретического обучения "Способы обработки застёжек, не доходящих до низа изделия"

Данная технологическая карта урока может быть интересна преподавателям и мастерам производственного обучения, реализующим программу профессионального обучения по профессиям «Швея», &l...